
Евгений Георгиевич, начнем с "проклятых" вопросов. Считается, что мы используем возможности головного мозга не более чем на 10%. Наука уже знает, как задействовать остальные 90% потенциала?
Действительно, в мозгу находятся миллиарды нейронов, но из них в функциональном состоянии пребывают около 400 миллионов (это 5, а в лучшем случае – 10%). Скажем, у человека происходит инсульт, и гибнет участок мозга в 800 миллионов нейронов. Но остальные-то живы, их нужно "включить"! Исследования пластичности мозга, возмещения функций поврежденных нейронов – это глобальная задача медицины, пока что нерешенная. Здесь мы подходим к вопросам стволовых клеток и нейрогенеза. Мы уже даже знаем, где в мозгу находятся клетки, способные обеспечивать самообновление мозга. Проблема в том, как их "запустить" в работу.
Подобные исследования проводились, хотя все это порой упирается в этическую дилемму. Например, использование стволовых клеток из эмбрионов признано преступлением и запрещено. Впрочем, наука не стоит на месте. Сегодня разрабатываются методики использования аутологичных клеток, то есть, клеток, взятых из самого организма больного. Например, из жировой ткани конкретного человека можно вырастить стволовые клетки, которые могут быть трансформированы в клетки костного мозга, нервной или хрящевой системы и использованы в лечении этого пациента.
В Киеве уже есть частное учреждение, которое создало банк пуповинной крови, богатой стволовыми клетками. Это благородное дело. Если в течение жизни человека возникают определенные болезни крови, то из резерва его пуповинной крови можно вырастить новые клетки и устранить целый ряд заболеваний. Но нужно понимать, что подобные проекты, как и любая высокая технология, требуют серьезных затрат. Госбюджет Украины на здравоохранение не может справиться с такой задачей, а частные клиники не обеспечат потребности всех людей.
Читайте полную версию интервью на портале healthinfo.ua (http://healthinfo.ua/guides/expert/evgeni-pedacenko)