Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Особенности национальной телевизионной "Культуры"

Геннадий | 18.01.2008 01:26

5
Рейтинг
5


Голосів "за"
16

Голосів "проти"
11

На одном украинском форуме прочел интересный обмен мнениями двух участников. Спор шёл о том, почему в украинском эфире так и не появилось нечто подобное российскому телеканалу "Культура".
Не буду цитировать аргументы сторон. Я не знаю, какова была содержательная часть дискуссии по этому поводу в украинском обществе. Но, похоже, что она была.


Возможно читателям "НП" будет интересно как возник и развивался телеканал "Культура" в составе медиа-холдинга ВГТРК "Россия".

Телеканал "Культура", отметивший в прошлом году десятилетний юбилей – безусловно "жемчужина в короне" телекомпании, предмет гордости её начальников, отличная "отмазка" на жалобы о "антикультурности" повальной коммерциализации государственного телевидения, невнимания теленачальников к потребностям "образованной части зрителей". Жемчужина не дешевая, затратная, но все же весьма полезная в "имиджевом" аспекте.

Канал "Культура" был основан указом Ельцина, ему была выделена достаточно "козырная частота". Это указ был, своего рода благотворительным актом, поскольку было много вариантов более рентабельного использования частоты вещания. Ельцин решил сделать подарок интеллигентным и культурно озабоченным избирателям. Насколько они оценили его тогда, сложно судить. Да это и не очень интересно. Для последующих событий важно то, что канал "Культура" этим памятным президенстким указом, был очень надёжно "юридически прикрыт". Чтобы отобрать частоту в пользу коммерческого вещания, небходим другой указ, а на это непросто решится даже более авторитетному президенту. Слишком серьезным будет резонанс в обществе.

Но указом о выделение частоты, мероприятия по развитию культурного вещания ограничились. Денег каналу не выделяли, оборудование и студии в Москве и Петербурге закрепленные за Дирекцией канала, относились к категории " на тебе небоже, что мне негоже". Зарплаты сотрудников (сплошь чистых энтузиастов) рассчитывались из тарифной сетки госслужащих низшего звена. Эфир был забит архивными симфоническими концертами, документальными фильмами из жизни провинциальной "культурной элиты", сделанными "за три копейки", на архивных видеоматериалах. В 2000 году мне самому довелось сотрудничать с питерской редакцией канала "Культура". Помню, как "разбавляли" на монтаже фильмы, съемками любительской камеры. Не буду долго распространяться, как все волшебно изменилось, когда, выражаясь сленгом продюсеров "деньги из бюджета пошли". Скажу только, что "пошли" весьма приличные деньги. Настолько приличные, что можно было вкладываться и в оборудование, и в кадры, и в креативные решения по обогащению эфира. Всего за год, телеканал стал престижным местом работы профессионалов, рейтинг вырос до невероятного, для некоммерческого вещания.

Что же произошло? Почему открылось финансирование, с чего вдруг правительство, Минфин, всегда считавшее финансирование культурных проектов делом бессмысленным и затратным, вдруг прозрело?

Произошло то, что казалось мне невероятным. Во всяком случае, прецедентов не было. Множество авторитетных, уважаемых и известных деятелей российской культуры объединились для лоббирования интересов культурного вещания. Лоббизмом они и раньше занимались, но чтобы абсолютно разные люди, которые в жизни не всегда готовы пожать друг другу руку, которых разделяют привычные в кругах творческой интеллигенции склоки, вражда, "творческие", а порой и политические разногласия, ОБЪЕДИНИЛИ свои лоббистские усилия, "размахивания личными авторитетами" в властных инстанциях! Всем, кто был знаком с нравами российской творческой интеллигенции, это казалось ненаучной фантастикой. Не для получения куска бюджетного пирога для своего театра, своего фильма, своего издательского проекта! Даже не для госстипендий для своих студентов. А для того, чтобы создать общую площадку пропаганды культурного процесса в стране. Но это произошло. Лоббизм увенчался успехом. Никто в нынешнем правительстве не поднимет вопрос целесообразности бюджетных затрат на канал без рекламы, без малейшей коммерческой составляющей в формировании сетки вещания.

Это не свидетельство "культурности" российской власти в лице министров. Это не значит, что российская власть более озабочена развитием культуры, чем их украинские коллеги. Просто сработал авторитет и солидарное мнение деятелей российской культуры, игнорировать которое, "политически накладно" даже для Путина.

Мне известен бюджет телеканала "Культура" и размер "упущенной выгоды", от того, что доступная эфирная частота не приносит прибыли. Деньги немалые, но и не те, что делают погоду в бюджетном здоровье страны. Даже такой страны, как Украина. Если, конечно её культурная элита и гражданское общество окажется способной на то, на что так неожиданно, оказалась способны их российские коллеги. С них и спаршивайте. Без перевода стрелок на "неукраинскую власть". А мы с интересом будем смотреть (и покупать!) продукцию украинской "Культуры".

Коментарі









© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua