Да только таких историй – десятки. И много, много усилий прикладывают родители детей с особенностями развития, чтобы объяснить окружающим самую обычную вещь: диагноз человека – это еще не весь человек.

"Мы не можем принять вашего ребенка – он ведь не ходит..." – это сказали маме Дарины. Сказали, не глядя на Дарину, только узнав, что у девочки детский церебральный паралич (ДЦП). Такие же слова слышала и мама Олежки, и мама Тимочки... "Зачем вам садик, сидите дома – он же не разговаривает и играть не может..."...
Я смотрю, как играют Дарина и Олежка. Как они смеются. Как Олежка забавно стесняется меня. Как Дарина устраивает куклу в домике. Смотрю и думаю: почему взрослые порой так настороженно встречаются с диагнозами детей? Может потому, что боятся встретиться с чем-то непонятным, боятся не справиться?
Когда-то я слышала забавный разговор: няня, устраиваясь на работу, спрашивала маму ребенка: "А он у вас спокойный, не плачет? А то я очень переживаю, когда дети плачут..." Смешно, ведь няня-то для того и нужна, чтобы успокаивать, а она – "переживает"...
Взрослые действительно порой "переживают", что не смогут быть "хорошими" учителями, воспитателями, нянями, психологами и даже родителями. И самое удивительное, что труднее всего быть "хорошими" именно с теми детьми, которые больше всего нуждаются в помощи, любви и заботе взрослых. Непослушные, проблемные, "трудные" дети – какой взрослый хоть раз в жизни не встречался с такими, а уж учителя и воспитатели могут вспомнить множество таких учеников...
Вот только почему, увидев диагноз синдром Дауна, или ДЦП, или задержка развития, или аутизм, взрослые, даже не знакомясь с малышом, бывают заранее уверены, что не смогут с ним "справиться"?... Неужели до сих пор не развеялись мифы о том, что диагноз ребенка определяет его характер и судьбу? Увы, не развеялись. И живут в этих мифах несообразительные "дауны", агрессивные "аутисты", беспомощные "дэцэпэшники", живут, пугая неинформированных взрослых. Жестокие, глупые и удивительно живучие мифы. Сможем ли мы когда-нибудь преодолеть их?
Пожалуй, общество развивается именно в этом направлении, поэтому Машенька ходит в детский сад. И Лия ходит в детский сад. А Дениска (у него аутизм) уже ходит в школу. Только это развитие все-таки идет очень медленно, поэтому Дарина и Олежка пока не ходят в садики. И, наверное, о медленности этого процесса (его называют интеграцией) говорит и фраза одной моей коллеги, психолога, которая, встретив ребенка со сложностями коммуникации, сказала "Я с таким работать не хочу, он со мной не разговаривает, дайте мне другого...".
А может нам нужны не "другие" дети, а просто другой взгляд на них? Смотрите: Дарина ходит, опираясь на мебель или на стенку, но это вовсе не мешает ей любить играть и радоваться друзьям! А еще Дарина любит нарядные платья, она очень гордо держит аккуратно причесанную головку, и в ней очень много женственности...
Смотрите еще: Олег ходить пока не может. Он быстро-быстро и очень своеобразно ползает – не догонишь! В нем удивительно сочетаются мальчишеский задор и стеснительность. Он здорово играет в машинки и рисует. А еще он очень дружит с Дариной...
А если еще смотреть, то увидишь, как Лия задорно (кого хочешь расшевелит!) играет в войнушку, хотя как и многие дети с синдромом Дауна она не очень понятно говорит... И увидишь, какой добрый Тимочка, и с каким удовольствием он смотрит, как играют дети, хотя он сам пока не может с ними играть из за сильной задержки развития...
Диагноз много говорит врачу. Но ни один диагноз не скажет, какой у малыша характер, какую одежду, игрушки и музыку он любит, какие люди встретятся на его пути, и как сложится его судьба. Все это можно узнать, только общаясь с человеком. Не с "дауном", не с "аутистом", а с Человеком – с Лией, с Денисом, с Дариной...
Наверно, действительно всем нам нужен новый взгляд. И получить его, в общем-то, несложно. Нужно просто не бояться смотреть. Смотреть на человека, а не на его диагноз.
Автор: А. Кравцова
Перепечатка с сайта харьковского центра раннего вмешательства