Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Украину может изменить только реформа избирательной системы


4
Рейтинг
4


Голосов "за"
5

Голосов "против"
1

Только та избирательная система – где каждый кандидат от партии закреплен за мажоритарным округом, и люди голосуют не за партию, а за кандидатов, но все голоса суммируются по партиям – только такая система имеет право называться смешанной пропорционально-мажоритарной. И только такая система может кардинально изменить политическую ситуацию в Украин

Украину может изменить только реформа избирательной системы
Зададим сами себе вопрос: Какие основные проблемы сегодня имеет Украина?

Ответ, надеюсь, известен всем: отсутствие реальных реформ в экономике и коррумпированность власти.

А кто может провести реформы в Украине – так, чтобы заработало производство, чтобы появились рабочие места, чтобы развивался мелкий и средний бизнес, чтобы налоги не были удушающими, чтобы была снята с экономики коррупционная чиновничья удавка, чтобы, наконец, гражданам Украины не было мучительно стыдно за свою страну?

Все это может сделать только политическая власть – государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

То есть, возвращаясь к ответу на первый вопрос, можно сказать, что сегодня в Украине есть только одна проблема – проблема власти.

Власть – это возможность воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

А откуда появляется власть? И какая сегодня власть в Украине?

Власть в Украине сегодня пока еще не наследственно-монархическая, пока еще не авторитарная, не диктаторская. В Украине сегодня нет ни диктатуры "пролетариата", ни фобократии – крайнего варианта военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Сегодня в Украине источником политической власти в государстве являются его граждане. Которые сами, без посредников, напрямую избирают все представительские органы власти – от главы государства и парламента до сельского головы и сельского совета.

Казалось бы – если в Украине народ сам избирает себе власть, то в чем проблема? Проблема в системе выборов, в том, как именно народ избирает себе власть.

Именно в избирательной системе заложены корни всех украинских проблем.

Именно проблема выбора избирательной системы обычно является одним из ключевых вопросов политической жизни любой страны. К примеру, по мнению ряда исследователей, в числе других известных обстоятельств свою долю вины за приход в 1933 году в Германии правительства национал-социалистов к власти несет установленная после Первой мировой войны в Веймарской Германии пропорциональная избирательная система.

И поэтому рецепт спасения Украины находится именно в избирательной системе.

И сегодня очень важно, какую избирательную систему предложит украинскому обществу партия власти – Партия регионов. Поэтому что именно от этого зависит то, куда дальше пойдет наша страна – к развитию и упрочению демократических основ цивилизованного европейского государства, или к построению государства по авторитарному типу: типу диктатуры то ли одной партии, то ли иной какой-то диктатуры.

На самом деле все это очень серьезно. Потому что перед нами сегодня есть, скажем так, много не совсем хороших примеров построения властных пирамид среди бывших советских республик.

Но нужны ли нам нехорошие пути? Надеюсь, что большинству здравомыслящих людей – не нужны. Потому что даже те, кто сегодня может, якобы, выиграть – завтра сам может быть горько разочарован.

Что делать?

К сожалению, на Украину сегодня давит груз прошлого. Того недавнего прошлого, где народ был отстранен от выбора власти, хуже того – народ был поставлен в условия бесправных рабов, обязанных друг перед другом имитировать процесс свободных выборов без выбора. Не было у людей выбора – власть назначалась сверху. На всех уровнях. Люди голосовали за кандидатов, утвержденных решениями партии власти, депутаты, в свою очередь, голосовали за решения, навязанные им партией власти. Да что там говорить – даже колхозники председателя для своего колхоза "избирали" только того, кого им назначал райком партии.

Та система не могла не наложить отпечаток на саму психологию людей – и сегодня украинский (как, впрочем, и российский, и белорусский, и туркменский) избиратель в большинстве своем не озадачивается тем, кого ему избирать. Кого предложат, кого покажут по телевизору – за того он и голосует.

Отличие наших избирателей от, допустим, американских, состоит в том, что в Америке голосуют налогоплательщики. У них другая степень ответственности. Кто платит налоги, тот и заказывает музыку. У нас еще нет, по большому счету, самого осознания людьми себя налогоплательщиками. Налоги у нас платят предприятия. И реальными выборщиками в Украине являются в большинстве своем их хозяева. Они и формируют власть на всех уровнях для себя и под себя.

А как же партии, спросите вы? Отвечу: партий, как таковых, то есть общественных организаций (объединений) идеологических единомышленников – сегодня, по большому счету, в Украине нет. Да, они были в Украине, идеологические партии – к примеру, коммунисты и Рух – но во что они сегодня превратились? И почему так случилось? Да потому, что ни КПУ, ни Рух – несмотря на то, что большинство людей голосовали за них – к власти допущены так и не были. Все 20 лет существования государства Украина властные рычаги всегда оставались у одних и тех же лиц. Да, у тех самых, кто "благополучно" рулил государством на всех уровнях и "успешно" развалил его в 1990-м году. Потом, по мере перехода бывшей общенародной собственности в руки новоявленных хозяев "заводов, газет, пароходов", страной стали править деньги ("бабло", если говорить их языком). Вот за это "бабло" и партии были скуплены с потрохами, что называется, на корню.

И уже теперь владельцы партий – украинская власть. На всех уровнях. Они теперь в тишине партийных офисов, то есть втайне от народа, "расфасовывают" не только пакеты с гречкой, но и "списочные пакеты" депутатов. Людям надо только лишь поставить галочку напротив того или иного партийного "пакета". Партии заводят через свои списки своих проверенных ими людей – в том числе бандитских авторитетов, личных секретарш, водителей, охранников, личных адвокатов, врачей, банщиков, массажистов.

И народ вынужден принимать участие в этих вакханалиях, называемых "демократическими выборами" – в качестве агитирующих, поющих, танцующих, голосующих, считающих и подтасовывающих за небольшую мзду результаты "выборов".

Есть ли выход из такой грустной для будущего страны ситуации? Есть, если власть имущие хотя бы на миг задумаются, какую страну они передадут своим детям. Да, сегодня они здесь правят бал, сегодня они пируют, сегодня они могут на этой территории делать все, что хотят. Но рано или поздно наступит похмельное утро завтрашнего дня, и на этой изгаженной ими территории завтра надо будет как-то жить их детям и внукам. В дворцах и замках они ж не будут сидеть постоянно взаперти – да и народ ведь и не такие замки рушил, и не таких урожденных князей и панов на вилы поднимал.

Поэтому надо думать – пока не поздно. И первое, из чего начинать надо – из избирательной системы. И бояться сегодняшним "хозяевам" Украины любой реформы избирательного законодательства ведь не надо – при любой избирательной системе всегда побеждает тот, у кого больше способностей, возможностей и денег. А те, кто у власти – они же сегодня самые умные. Поэтому в их прямых интересах заложить сегодня основы для цивилизованного будущего страны. И начинать надо с реформы избирательной системы. Потому что та система, какая есть – она является губительной, разрушающей основы самого государства. Так как узаконивает кумовство и коррупцию, и развращает вообще систему государственной власти.

Что предлагает Партия регионов?

Партия регионов заявила о намерениях избирательную систему изменить. Но, судя из поданного законопроекта (N6601 от 29.06.2010) о выборах местных представительских органов власти изменений там практически нет. Партия регионов называет предложенную систему смешанной (мажоритарно-пропорциональной), по которой половина депутатского состава будет избираться по пропорциональной системе (по партийным спискам), а половина – по мажоритарной системе (голосование за отдельных депутатов). То есть, на самом деле, избирательная система не является смешанной, а просто депутаты будут избираться по двум избирательным системам – ранее испытанным и полностью дискредитировавшим себя.

Ведь, если вспомнить, то пропорциональная система была введена, чтобы избежать наполнения местных советов и Верховной Рады одними лишь "денежными мешками", и дать возможность укрепить свои позиции в системе государственной власти Украины партиям. Но от одного перекоса просто перешли к другому – свои денежные мешки богатые люди понесли партийным вождям, а те получили право еще и самолично пополнять партийные списки.

Понятно, что обе избирательные системы себя не оправдали, и привели к дискредитации государственной власти в Украине. И всем понятно, что надо срочно что-то менять. Но что делает партия власти? Она принимает решение депутатов избирать одновременно по двум не оправдавшим себя избирательным системам.

Почему так? От нежелания думать, или желая сохранить все как было?

А ведь так много говорили все политики о так называемых открытых списках – и что? Понятно, что толкований этих самих открытых списков сегодня более чем достаточно – но неужели некогда и некому заняться усовершенствованием избирательной системы?

Да, в мире существует очень много вариантов избирательной системы, в каждой стране есть свои исторические, национальные, социальные, политические и экономические нюансы. И в Украине ведь не все так просто – но страну строить ведь все равно надо?

Какой же должна быть избирательная система Украины?

Самой оптимальной для современной Украины должна была бы быть именно смешанная пропорционально-мажоритарная система. О которой сегодня многие говорят, но мало кто реально представляет, что это такое.

В поисках ответа на вопрос о будущей избирательной системе надо учитывать прежде всего интересы общества. Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы. Определяя порядок формирования "народного представительства", в идеале необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества – чтобы не было недовольных и неудовлетворенных. Как известно, одним из первых, озвучивших эту идею (в 1789 году), был видный деятель Великой французской революции Оноре Мирабо. Последний отождествил парламент с картой государства. Как на карте, отражающей в уменьшенном масштабе все особенности рельефа страны, в парламенте (и, соответственно, местных советах) должны быть представлены неодинаковые взгляды и интересы различных слоев населения в соответствии с их распространением и поддержкой в народе.

В основу пропорциональной избирательной системы должен быть положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Этот принцип заключает в себе два главных требования:

а) Во-первых, не должно существовать так называемых "пропавших голосов": группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте.

б) Во-вторых, каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах.

Так ли в Украине? Нет. Не так. В 2007 году участие в выборах принимали 20 партий, а в парламент прошло только 5. Голоса людей, отданных за 15 партий, пропали. Точнее, не пропали, а их разделили между собой 5 партий, прошедших в парламент. Правильно ли это, справедливо, честно?

И таких недостатков очень много в действовавших в Украине до этого дня избирательных системах.

Считаю, что оптимальным избирательным законом в Украине должен быть такой, где кандидат, будучи выдвинутым от партии, закрепляется за своим округом, и люди должны голосовать не за партийные "списочные пакеты", а за конкретного кандидата от той или иной партии.

Но этого мало. К примеру, сегодня в Донецкой области почти вот всех округах, за редким исключением, могут пройти во власть только представители Партии регионов, редко КПУ и ПСПУ, а в той же Львовской области – представители БЮТа и "Свободы", и редко -другие. И при общем количестве голосов, отданных, например, за представителей КПУ в Донецкой области в 20%, во власти будет представлено не более 5% депутатов КПУ. То есть голоса, отданные избирателями за одних, будут реализованы в квоте других.

Чтобы избежать такого перетекания голосов, необходимо учреждать территориальные округа – согласно административному делению Украины. Если взять парламентские выборы, то необходимо создавать областные округа. И все голоса, отданные за представителей той или иной партии в той или иной области, не должны пропадать, а суммироваться. Например, набрали все представители КПУ во Львовской области голосов на два депутатских места – они их во Львовской области и должны получить. Депутатами от КПУ в Львовской области становятся те кандидаты, которые набрали на своих округах больше голосов по сравнению с другими кандидатами из своей партии в той же Львовской области.

Такой же принцип должен действовать и на местных выборах: все голоса всех кандидатов от партии суммируются на территории района или города, и каждая партия в райсовете или горсовете получает количество депутатских мест пропорционально голосам, поданным в сумме за кандидатов этой партии на той или иной территории.

В такой системе есть только один недостаток – на какой-то части округов депутатом может стать станет набравший сравнительно меньшее с другими кандидатами на этом же округе количество голосов. Но зато в каждой административной единице будут соблюдены интересы всех социальных групп и слоев, и в каждом совете будут отображены все политические предпочтения общества.

В чем, скажете, существенная разница такой смешанной пропорционально-мажоритарной системы от этих систем в раздельности? В том, что каждый депутат идет от партии, и партия несет за него ответственность. Не так, как просто в мажоритарной системе: сегодня Ваня, завтра Вася, послезавтра Микола. Партии – это группы политически активных людей, которые имеют свою программу, которые приходят во власть не на один год, и которые являются дополнительным фильтром для проверки людей. Конечно, сами партии тоже должны реформироваться, и стать партиями, где есть внутренняя жесткая конкуренция и ответственность.

Отличие от просто пропорциональной системы состоит в том, что люди все-таки голосуют не за список, допустим, Юлии Тимошенко, или Виктора Януковича, а за конкретного депутата на своем округе, который потом будет все четыре или пять лет вести приемы людей, отчитываться перед людьми за свою депутатскую деятельность, и стараться чтобы люди его и в следующий раз избрали. Сегодня же мнение людей депутатов не интересует, им важно мнение только своего партийного вождя.

Поэтому только такая избирательная система – где каждый кандидат от партии закреплен за мажоритарным округом, и люди голосуют не за партию, а за кандидатов, но все голоса суммируются по партиям – только такая система имеет право называться смешанной пропорционально-мажоритарной. И только такая система может кардинально изменить всю государственную власть, вернув и власти, и партиям доверие людей. И заложив основы для мирного, цивилизованного перехода нашей страны на демократический путь развития.

Пойдет на это Партия регионов? Или нет?

Анатолий Герасимчук

Комментарии









© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua