Народные блоги
http://narodna.pravda.com.ua/rus/politics/49581ee855a7b/

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ПАТРИАРШИЙ ПОСОХ ч.5

Бровко Владимир | 29.12.2008 02:50

Минский кандидат

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ПАТРИАРШИЙ ПОСОХ ч.5
Минский кандидат

Продолжая рассказ о кандидатах на место Патриарха РПЦ мы подошли к личности Патриаршего экзарха всея Беларуси – митрополите Минском и Слуцком Филарету, в миру (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич). И тут по праву автора я отступаю от выработанной тактики изложения собранного материала.

Это обусловлено двумя важными причинами, мы имеем дело с Верховным иерархом Всея Беларуси, он же является пока первым и безсменным его главой.

Поэтому и наш рассказ следует начать с момента образования Белорусской Православной церкви.

А кто знает из вас читатели, знает: "Когда же образовалась Белорусская православная церковь"?

А своими появлением БПЦ МП в семье других братских православных христианских церквей обязана тем процессам, что обусловили распад СССР.

Краткая хроника этих событий такова.

6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании принял постановление восстановить Полоцкую, Могилевскую и Пинскую епархии с последующим утверждением на предстоящем Архиерейском Соборе.

9 – 11 октября 1989 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании Могилевской, Пинской и Полоцкой епархий.

16 октября 1989 года на очередном заседании члены Синода Русской Православной Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили: Экзарху Белоруссии впредь иметь титул "Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белоруссии";

Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить Экзархом Белоруссии.

Синод также поручил Преосвященному Кириллу, архиепископу Смоленскому и Калининградскому, председателю ОВЦС МП, сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на предстоящем 30 – 31 января 1990 года Архиерейском Соборе РПЦ и представить проект "Положения об экзархатах Московского Патриархата".

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на своих заседаниях 30-31 января 1990 года заслушал доклад Преосвященного архиепископа Кирилла и определил принять "Положение об экзархатах", внести его в действующий Устав об управлении РПЦ в виде VII раздела, сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII, с последующим утверждением на Поместном Соборе.

Решения этого Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившем в Свято-Троице-Сергиевой Лавре 7 – 8 июня 1990 года. Так началось восстасновление православной церкви на теритоии бывшей Белорусской ССР.

И все шло тихо и мирно, как в целом по СНГ, пока 10 июля 1994 года в Белоруссии не произошло еще одно, неординарное и далеко идущее по своим непредсказуемым последствиям, событие.

Мало кому известный, мелкий партийный функционер и председатель совхоза А. Лукашенко, был избран главой Республики Беларусь, набрав более 80 процентов голосов.

Далее А. Лукашенко поправ все конституционные положения, сумел "задержатся" на этом посту уже 14 год, родить вне брака сына, начать его готовит в свои приемники, и вообще много дров наломать в Беловежской Пуще.

Со временем "диктатор"- "бацька" -А. Лукашенко и митрополит Филарет заключили негласный договор о невмешательстве в дела друг друга и взаимоподдержке в нужных случаях.

Вследствие чего Белорусская православная церковь получила в стране все возможные льготы и преференции и быстро разрослась во влиятельную идеологическую структуру. Все другие партии и движения были подавлены или переподчинены А. Лукашенко и его команде.

10 января 2008г. факт симбиоза церкви и государства признал и сам А. Лукашенко дав вот такое интервью агентству (Regions.ru): "АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО СЧИТАЕТ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ГЛАВНЫМ ИДЕОЛОГОМ НАЦИИ"

"Мы всегда опирались на идеи церкви и, по сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности, и мы в этом не ошиблись", – сказал он.

"Мы никогда не отделяли себя от церкви, ведь государство и церковь решают одну и ту же задачу", – добавил президент.

"Мы всегда опирались на идеи церкви и, по сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности, и мы в этом не ошиблись", – сказал он. "Мы никогда не отделяли себя от церкви, ведь государство и церковь решают одну и ту же задачу", – добавил президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что только вместе, усилиями государства и всех религиозных конфессий Беларуси, наша страна и народ смогут достойно ответить на вызовы современного мира.

Посещая главный культовый объект Белорусской православной церкви, (минский Свято-Духов кафедральный собор) Президент поздравил верующих с великим праздником Рождества Христова и подарил Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси вышитую бисером икону преподобного Серафима Саровского работы мастера Светланы Тимошкевич. Предстоятель БПЦ преподнес главе государства в дар образ Христа Спасителя".

Но Патриархами не только не рождаются и в детстве, в отличии от профессий скажем космонавтов не мечтают, ими становятся.

И вот сейчас самое время перейти к изучению биографии митрополита Филарета.

Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г.

Дата хиротонии: 24 октября 1965 г.

День ангела: 14 декабря

Страна: Беларусь

Официальная биография:

Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих.

В 1953 г. окончил среднюю школу и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса.

В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

Будучи на втором курсе Академии, Кирилл Вахромеев решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой

По благословению Святейшего Патриарха Алексия 3 апреля 1959 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский /скончался в сане архиепископа Саратовского/) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого.

С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом.

"Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постргл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая", - эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.

26 апреля 1959 года в Вербное Воскресение Святейший Патриарх Алексий I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве рукоположил монаха Филарета во иеродиакона.

Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил полный курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия за сочинение "Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам".

Личность выдающегося Иерарха глубоко почиталась Святейшим Патриархом Алексием, который был инициатором проведения в Московских Духовных школах Филаретовских вечеров.

Всегда выступая на них со своим мудрым словом, Святейший Патриарх прививал студенчеству любовь к духовному облику московского Святителя. Поэтому отец Филарет с душевной радостью и трепетом работал над этой темой.

Решением Ученого Совета Академии иеродиакон Филарет был удостоен степени кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по Истории и разбору западных исповеданий на III курсе Академии, а позже ему было поручено преподавание гомилетики в Академии и Семинарии.

14 декабря 1961 года за Божественной литургией в освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха.

В сентябре 1962 года иеромонах Филарет был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года инспектором Московской Духовной Академии и Семинарии.

4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, по благословению Его Святейшества, Преосвященный Питирим (Нечаев), епископ Волоколамский (ныне митрополит Волоколамский и Юрьевский) возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и Креста с украшениями. 8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в МДА возвел игумена Филарета в сан архимандрита.

Продолжая педагогическую деятельность в среде маститых профессоров и наставников, инспектор Академии и Семинарии архимандрит Филарет стал одним из самых молодых педагогов.

В сентябре 1963 года при Московской Духовной Академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий назначил архимандрита Филарета ее заведующим.

В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии.

С июня 1963 г. – инспектор Московской духовной академии.

4 августа того же года епископом Волоколамским Питиримом возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы.

В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

С открытием в сентябре 1963 г. при Московской духовной академии аспирантуры заведовал ею.

24 октября 1965 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископы: Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), Херсонский и Одесский Сергий (Петров), Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископы: Дмитровский Филарет (Денисенко), Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев).

В период с 1961 г. по 1965 г. исполнял должность секретаря Комиссии по христианскому единству.

14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии.

7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала "Богословские труды".

Уважаемый читатель, в биографии написано все верно, но многое из важных фактов упущено. И вот что!

Да, митрополит Филарет, Экзарх всея Беларуси родился в Москве в марте 1935 года.

Но не в простой семье совковых служащих, где родители интилигенты в первом поколении!

Он – потомок зажиточного дворянского рода. А как жилось в Москве того времени потомкам дворян, вы наверно поймете, если представите, что через год, Большого Красного террор 1933 – 1937 годов достиг своего АПОГЕЯ!

Его дед митрополита Филарета был известным ярославским купцом, пожалованным во дворянство в 1913 году, т.е. был как минимум купцом первой гильдии и миллионером!

Отец не пошел по купеческому делу, а стал преподавателем Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории и автором учебника "Элементарная теория музыки".Досих пор ценимого музыкантами-теоретиками.

Мать и старшая сестра Филарета также связали свои жизни с музыкой – работали преподавателями в московских музыкальных школах.

Да и сам митпролит Филарет в юности окончил музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса.

Церковную карьеру как мы уже видели Кирилл Вахромеев делал быстро и без видимых осложнений. НО это желалось не по блату!

Уже на втором курсе Московской духовной семинарии, в 19 лет тоесть в 1954 году, он оказался в числе иподиаконов.

Тогда же молодой иподиакон Вахромеев решил принять монашество.

Интересное совпадение: монашеский постриг над ним совершал архимандрит Пимен (Хмелевский) – тот самый человек, который в свое время постригал в монахи нынешнего Патриарха РПЦ Алексия II.

К моменту окончания духовной семинарии иеродиакон Филарет уже имел степень кандидата богословия.

Его успех в учебе и природные таланты, были замечены и по достоинству оценены ученым советом, и Филарета оставили при академии в качестве профессорского стипендиата; более того – сразу же доверили читать лекции.

Филарет стал одним из самых молодых преподавателей в истории академии.

Когда Филарету, уже ставшему архимандритом, исполнилось 28 лет, он по представлению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима получил назначение на должность заведующего аспирантурой Московской духовной академии.

А уже в 31 год стал епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии!

Поэтому в учетных данных КГБ СССР митрополит Филарет проходил под псевдонимом "Вундеркинд", хотя по всем показателем, его можно было назвать "Золотой головой" в смысле ума и способностей что была в распоряжении тогдашней РПЦ. Далее читатель может решить прав ли автор, когда познакомится со списком печатных работ и научных званий Филарета.

И стремительному восхождению по лестнице церковной карьеры до 1968 года митрополит Филарет обязан только самому себе.

Так что КГБ, в общем, то заслужено "присвоили" оперативный псевдоним. Это сказано, не в том смысле, что митрополит Филарет состоял в "стукачах" КГБ, а просто такой порядок, в донесениях "агенты" не называют имен и фамилий, а только "клички" или своих напарников или своих "противников".

Но не минула горькая чаша и Филарета! 28 ноября 1968 г. он был назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

С этого момента в жизни Филарета начинается очень непростой период. В ОВЦС приглашались, только после особой проверки КГБ СССР и кандидатуру согласовывали с аппаратом ЦК КПСС.

Поскольку ОВЦС того времени, по сути это "церковная крыша" для КГБ СССР для проведения им спец. операций против идеологических противников СССР по всем миру. Об этом неоднократно писалось и в данной работе, поэтому здесь эта тема затрагиваться не будет.

А сосредоточимся мы на жизни и деятельности митрополита Филарета после 1968 года:

20 марта 1969 г. включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию.

В 1970 году участвовал в работе Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

9 сентября того же года возведен в сан архиепископа. Поручено временное управление Калининской епархией.

19 октября 1970г. освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних Церковных сношений Московского Патриархата, согласно его прошению.

25 августа 1972 г. освобожден от временного управления Калининской епархией.

18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы.

7 мая 1974 г. вручен диплом почетного члена Московской духовной академии.

15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита.

3 марта 1976 г. избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

29 сентября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября – Патриарший Экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы Экзархата.

16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией.

В 1980 году 23 декабря назначен членом Комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1981 году 14 апреля назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода;

22 июля назначен заместителем председателя Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси; 1 февраля 1984 г. освобожден от должности Экзарха Зап. Европы, согласно прошению.

19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндии;

Определением Священного Синода от 16 октября 1989 г. – митрополит Минский и Гродненский, Экзарх Белоруссии.

Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 г. освобожден согласно поданному им прошению от обязанностей Председателя Отдела внешних церковных сношений с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

Многочисленные биографы митрополита Филарета, называя факт его добровольного ухода с поста Главы ОВЦС, не могут пояснить мотивы действий Филарета.

Ведь этот пост отделяет от поста Патриарха всего 1 шаг?

По крайней мере, об этом свидетельствуют все последние выборы Патриарха РПЦ.

Если ты, небыл во главе ОВЦС или не работал замом Председателя, то Патриархом тебе не стать!

Так что же произошло с Филаретом в 1989году?

Сам он об этом предпочитает умалчивать. РПЦ свои архивы не отрывает. Про КГБ СССР я уже и не говорю.

А Вы сами уважаемые читатели, какие события можете припомнить за 1989 год?

Если затрудняетесь, то я попытаюсь применительно к СССР их сгруппировать следующим образом:

7 января – наследный принц Японии Акихито был провозглашён новым императором. В Японии наступила новая историческая веха эра Хэйсэй. ("Установление мира").

20 января – Джордж Буш (старший) сменил Рональда Рейгана на посту президента США.

15 февраля – окончание вывода Советских войск из Афганистана.

9 апреля – в Тбилиси советскими войсками с применением силы разогнан митинг, на котором присутствовало более 60 тысяч человек, погибло 16 человек, сотни были ранены. Митингующие требовали независимости Грузии.

21 апреля – в Пекине на площади Тяньаньмэнь собирается около 100 тысяч студентов в связи с кончиной лидера китайских реформ Ху Яобан.

20 мая – советский лётчик Александр Зуев угнал истребитель МиГ-29 в Турцию.

25 мая – открылся I Съезд народных депутатов СССР.

3 июня – 10 июня – погромы турков-месхетинцев в Ферганской долине.

4 июня (3 июня по московскому времени) – около Уфы в результате взрыва газопровода сгорели два пассажирских поезда. Погибло 575 человек, более 670 были ранены.

4 июня "Солидарность" побеждает на выборах в Польше, заняв все места в парламенте. Формирует правительство в сентябре.

4 июня Подавление студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине.

16 июня 250 000 венгров приняли участие в перезахоронении Имре Надя, премьер-министра, казнённого за роль в антисоветском восстании.

24 сентября – Папа Иоанн Павел II объявил, что, в конце концов, Галилей был прав.

28 сентября – Борис Ельцин упал с моста

9 ноября – разрушена Берлинская стена. С 13 августа 1961 года по 8 ноября 1989 года, то есть 28 лет и 3 месяца, стена протяжённостью 155 км выполняла роль "железного занавеса", обозначавшего разделение Германии, Европы и всего мира на два противоборствующих лагеря.

Как видим, коммунистическая система, выстроенное на крови десятков миллионов невинных жертв Лениным-Сталиным, так называемый Социалистический лагерь, мягко говоря, разбежался, СССР доживал последние, жалкие года и пора было определятся. С кем ты?

С коммунстом-популистом и безбожником М.Горбачевым, с "демократом"- Б. Ельциным, или все же ты служитель церкви. И вроде как давал монашеский обет?

Как, по мнению автора, митрополит Филарет, выбрал Третий вариант и добровольно порвал с перспективами карьеры. Это что типа публичного выхода с КПСС, что свое время продемонстрировал тот же Б. Ельцин.

Но митрополит Филарет не уходил в никуда. Он отошел на заранее подготовленные позиции – возглавив вновь воссозданную Белорусскую православную церковь!


13 сентября 1989 г. назначен Экзархом Белорусским с титулом митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белорусский.

Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии – Определением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 января 1990 г.

Преосвященный митрополит Филарет с января 1991 года по декабрь 1991 года – был и народным депутатом СССР и поэтому владел всей полнотой информации о политической и экономической ситуации с СССР.

В 1990 году умер патриарх Пимен, и Русская православная церковь выбирала нового главу.

Тогда-то впервые и прозвучало имя Филарета как потенциального патриарха.

Но его кандидатура не устроила традиционно влиятельных в РПЦ консерваторов, и в результате Патриархом стал митрополит Алексий II.

Интересный факт: 10 июня 1991 года церемонию интронизации (введения в должность) Алексия II проводил как раз митрополит Минский Филарет.

Именно он и возложил на голову Алексия куколь – белый головной убор патриарха.

В 1990-1995 гг. депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.

Митрополит Филарет продолжил научно-практическую деятельность в и РПЦ. Там его место работы: Синодальная Богословская комиссияю Он является председателем Синодальной богословской комиссии.

Дале, для ознакомления с личностью митрополита Филарета автор предлагает, ознакомится с его Международная и межконфессиональная деятельностью. Это позволит лучше понять Филарета. Он умеет не только правильно писать речи и доклады для начальства, но и сам грамотно и без бумажки может излагать свои мысли при выступлении в разных богословских диспутах и спорах!

В период с 1961 г. (год окончания МДА) и до возведения в архиерейский сан в 1965 г. о. Филарет участвовал в работе 1-го и 2-го Всехристианских Мирных Конгрессов и 3-го Всеправославного Совещания на о. Родос (Греция); был представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, исполнял должность секретаря Комиссии по христианскому единству.

В 1967 году (с 18 мая по 2 июня) с делегацией Русской Православной Церкви посетил о. Кипр.

20 марта 1969 г. включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в реорганизуемую Межправославную Богословскую Комиссию по диалогу со Старокатолической Церковью.

17 марта 1970 г. назначен главой делегации Русской Православной Церкви для проведения собеседований с богословами Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

2-16 февраля 1972 г. с группой священнослужителей совершил паломническую поездку по Италии.

11-13 декабря 1972 г. в Зинзидельне (Швейцария) принимал участие в заседании Международного секретариата ХМК.

9-14 июля 1973 г. в Греции принимал участие во встрече Межправославной комиссии по диалогу со старокатоликами с Международной комиссией Утрехтского Союза по православно-старокатолическому диалогу.

С 15 по 24 июня 1974 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на торжествах Александрийского Патриархата по случаю 1600-летия со дня праведной кончины св. Афанасия Великого.

В 1975 году 19-30 июня во главе группы паломников Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю.

22-27 июня 1978 г. был членом делегации от Русской православной Церкви на Пятом всехристианском мирном Конгрессе в Праге.

1979 год:

20-24 августа 1979 г. участвовал в 3-й встрече Смешанной богословской комиссии Православно-Старокатолического диалога;

9-12 октября возглавил делегацию Русской Прав. Церкви в VIII-м Богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) в Одессе;

24 ноября во главе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Францию по приглашению Французской Епископской Конференции;

15-29 декабря посетил Западноевропейский Экзархат.

1980 год:

22-23 мая и 2-4 июня во главе паломнической группы Московского Патриархата посетил Италию;

в этом же году к празднику Святой Троицы возглавил паломническую группу РПЦ при поездке в Иерусалим и Св. Землю;

с 28 июня по 8 июля и с 17 по 24 сентября посетил Францию;

с 22 ноября по 10 декабря совершил поездку в Нидерланды, Бельгию и Францию по делам Западноевропейского Экзархата.

1981 год:

с 10 по 15 апреля находился во Франции;

10-13 мая возглавил делегацию Московского Патриархата на IV-м Богословском собеседовании с представителями Союза Евангелических Церквей в ГДР;

5-11 июня совместно с Патриархом Пименом участвовал в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства;

16-26 августа – участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене;

31 августа-6 сентября совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию;

1-2 октября – участник международной межрелигиозной миротворческой встречи в Москве;

12-17 октября участвовал в Богословском собеседовании между богословами РПЦ и Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн";

11-14 декабря сопровождал Святейшего Патриарха Пимена при поездке в Чехословакию в связи с 30-летием автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

1982 год:

с 6 по 14 февраля находился по делам Экзархата во Франции и Нидерландах;

12 марта выехал в Чехословакию, где 16 марта ему вручен диплом доктора богословия Прешовским факультетом;

1-2 апреля возглавил собеседование между Русской и Грузинской Православными Церквами;

7-12 июня в Будапеште участвовал на Консультативной встрече по подготовке к IV Ассамблее ВСЦ;

с 21 по 29 июня сопровождал Святейшего Патриарха Пимена при поездке в Америку на специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН;

19-28 июля принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве;

3-12 сентября – участник Второго Всеправославного Предсоборного Совещания в Шамбези (Швейцария);

15-16 сентября участвовал в консультации представителей христианских Церквей из СССР, посвященной VI Ассамблее ВСЦ;

18-19 декабря посетил Францию.

1983 год:

с 10 по 17 февраля находился во Франции, а с 17 по 23 февраля – в Швейцарии;

20-24 апреля в Упсале (Швеция) был представителем от Русской Православной Церкви на Всемирной христианской конференции;

5-13 апреля находился во Святой Земле по делам Русской Духовной Миссии;

с 28 мая по 3 июня сопровождал Патриарха Пимена при его поездке на торжества Болгарской Православной Церкви;

24 июля-10 августа – член делегации РПЦ на Шестой ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада). Избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ;

9 октября участвовал в торжествах Евангелической Церкви Латвии;

11-17 октября сопровождал Патриарха Пимена в его поездке в Румынию;

9-16 ноября находился в ГДР, где 15 ноября в университете Галле-Виттенберг им. Мартина Лютера ему вручен диплом доктора богословия "гонорис кауза";

19 декабря назначен председателем Общественной комиссии Советского комитета защиты мира.

1984 год:

14-17 января находился в Женеве по делам Экзархата;

10-24 февраля совершил поездку в Париж и Гаагу;

14 марта в Издательском отделе Московской Патриархии участвовал в пресс-конференции, организованной отделом МИД СССР;

20 марта принимал участие в работе пленума Советского комитета защиты мира;

23-24 июня участвовал от Русской Православной Церкви во второй информационной встрече представителей антивоенных организаций в Москве;

17-19 июня в Киле (ФРГ) был участником научного конгресса, проведенного Евангелической Церковью в Германии (ФРГ) и Евангелическо-Лютеранской Церковью Северной Эльбы;

9-18 июля в Женеве участвовал в заседании Центрального комитета ВСЦ;

с 18 по 24 августа по приглашению епископа доктора Тибора Барти находился в Венгрии;

29 сентября-6 октября сопровождал Свят. Патриарха Пимена при посещении Сербской Православной Церкви;

с 27 по 31 октября сопровождал Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию;

с 13 по 16 ноября в Загорске возглавил делегацию РПЦ на V Богословском собеседовании между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей ГДР;

10-13 декабря того же года во главе делегации РПЦ участвовал на очередной встрече представителей Церквей восточноевропейских социалистических стран и США "Карловы Вары-VI".

1985 год:

23 января участвовал во всесоюзной конференции сторонников мира в Москве и избран в состав членов советского Комитета защиты мира;

16-18 марта в Берлине (ГДР) принимал участие в заседании президиума Главного правления ХДС;

5 июня избран в состав Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество;

14 июня в Праге вручен диплом доктора богословия Словацким богословским факультетом;

2-9 июля – член делегации РПЦ на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге;

14-18 июля посетил Иерусалим по делам Русской Духовной Миссии;

28 июля-8 августа участвовал в Аргентине в 37-м заседании Центрального комитета ВСЦ;

17-22 августа находился в Польше;

2-6 ноября совершил поездку в ФРГ;

11-20 декабря того же года в Финляндии.

Это только за 5 лет!

При чтении, возникает мысль – что митрополит Филарет это министр иностранных дел РПЦ МП? А ознакомление с темами научных трудов Филарета только укрепляет это сложившуюся мысль!

"Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам" (кандидатское сочинение).

"Отношение Русской православной Церкви к Западным инославным Церквам". ЖМП. 1963, N11.

"Окончание учебного года в духовных школах". ЖМП. 1965, N8.

Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1965, N12, с. 10-12.

"Пребывание в Москве делегации Константинопольской Церкви". ЖМП. 1966, N5, с. 12-17.

Приветственное слово участникам заседаний Рабочего комитета ХМК за обедом 3 июля 1967 года. ЖМП. 1967, N8, с. 52-53.

"С визитом дружбы". (О поездке на о. Кипр в 1968 г.). ЖМП. 1969, N1, с. 16-18.

"Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России". (Доклад, прочитанный 8 мая 1969 г. в Софийской дух. академии им. св. Климента Охридского). ЖМП. 1969, N6, с. 51-52; N7, с. 41-46.

"Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия". ЖМП. 1970, N2, с. 17-22.

"Патриотический облик Святейшего Патриарха Алексия". ЖМП. 1971, N4, с. 66-69.

"О Филиокве" (К дискуссии со Старокатолической Церковью). Доклад прочитан на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, проходившей в Бонне с 22 по 28 июня 1971 г. ЖМП. 1972, N1, с. 62-75.

Слово при открытии 2-го богословского собеседования 12 декабря 1971 г. ЖМП. 1972, N2, с. 53-55.

Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, N7, с. 11-12.

"Богословская основа миротворческой деятельности Церкви". Богословские труды, 1971, сб. 7, с. 215-221.

Речь на приеме по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. ЖМП. 1981, N8, с. 9.

Доклад на Международной Межрелигиозной встрече в Москве 1 октября 1981 г. ЖМП. 1981, N12, с. 36-44.

Речь на IV заседании Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. ЖМП. 1981, N12, с. 55.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Дюссельдорфскому Лонгину 11 октября 1981 г. ЖМП. 1982, N1, с. 12.

Доклад на заседании МПК 26 января 1982 года. ЖМП. 1982, N3, с. 5.

Речь при открытии Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы". ЖМП. 1982, N6, с. 4.

Доклад на встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе, посвященной подведению итогов Конференции (Троице-Сергиева Лавра, 6 июля 1982 г.). ЖМП. 1982, N9, с. 38.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Клименту (Капалину). ЖМП. 1982, N10, с. 8.

Речь при открытии Всемирной конференции. ЖМП. 1982, N11, с. 39.

Приветствие участникам VI Генеральной конференции АБКМ. ЖМП. 1982, N12, с. 99.

Слово на открытии заседаний "круглого стола". ЖМП. 1983, N5, с. 40.

Речь при вручении ордена св. князя Владимира Геральду Геттингу. ЖМП. 1983, N8, с. 11.

Выступление на юбилейном экуменическом собрании в Томаскирхе г. Лепцига по случаю 500-летия со дня рождения Мартина Лютера 11 ноября 1983 года. ЖМП. 1984, N3, с. 59.

Речь при вручении ему диплома доктора богословия "гонорис кауза". ЖМП. 1984, N4, с. 54.

Вступительное слово на открытии конференции "круглый стол" 2 апреля 1984 г. ЖМП. 1984, N6, с. 36.

Межрелигиозная миротворческая деятельность Русской Православной Церкви. (Доклад на симпозиуме Коллегии докторов Дебреценской реформатской академии 22 августа 1984 г.). ЖМП. 1985, N3, с. 45.

Вступительное слово на открытии конференции "круглого стола" 11 февраля 1985 г. ЖМП. 1985, N4, с. 37.

Приветственное послание молодым христианам из социалистических стран (прибывших на встречу в Суздаль). ЖМП. 1985, N8, с. 58.

Проповедь в соборе св. Петра в Женеве в воскресенье 17 ноября 1985 г. ЖМП. 1986, N2, с. 53.

Выступление на встрече за "круглым столом" в Советском комитете солидарности стран Азии и Африки 9 октября 1985 года. ЖМП. 1986, N5, с. 39.

Установление христианства на Руси (Речь при вручении диплома доктора богословия "гонорис кауза" на Евангелическом богословском факультете в г. Братиславе

14 июня 1985 г.). ЖМП. 1986, N5, с. 64-68, N6, с. 65-69.

Слово на торжественном акте, посвященном 40-летию ОВЦС (Москва, 28 марта 1987 г.). ЖМП. 1986, N7, 20-21.

В единстве – сила: Интервью с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Экзархом всея Беларуси // Православная Москва. 1998, N16-18.

За труды и Награды:

Церковные:
2008 г. – орден Александрийской Православной Церкви апостола и евангелиста Марка;

орден св. равноап. кн. Владимира II степени;

орден св. равноап. кн. Владимира I степени;

орден прп. Сергия Радонежского I степени;

орден прп. Андрея Рублева I степени;

ордена и медали Поместных Православных Церквей.

Светские:

2007 г. – диплом почетного доктора Христианской богословской академии (Варшава);

2007 г. – ежегодная премия Фонда имени благоверного князя Константина Острожского (Польша);

орден Дружбы народов;

орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени;

белорусский орден Ф. Скорины.

Да и с наградами не все так просто. Автору удалось в своих архивах разыскать редкое фото митрополита Филарета с Звездой Героя Советского Союза!

Фото не подделка. (Официально опубликовано вот здесь!) http://www.russia-today.ru/2008/no_13/13_look.htm

Перепроверка все же показала, что это награда "Герой Беларуси"
коей Филарет был удостоит 1марта 2006 года – за личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога

Из последних речей митрополита Филарета:

"Росийская Федерация сегодня!. N13. 2008г.


"Размышляя о современном развитии идеи Союзного государства, ученые, политические и государственные мужи нынешней России и Белоруссии неизбежно обнаруживают единственный воистину непоколебимый фундамент для полноценной общности наших народов: Святое Православие.

Мы привыкли называть друг друга "братскими народами", но мы редко задумываемся всерьез, что стоит за словами этого определения.

Да, мы славяне, братья по крови. Но за многовековую историю братья пролили немало крови друг друга...

Да, в 988 году в единой для наших предков купели Днепровского Крещения мы были призваны к христианскому бытию. Но и потом междоусобицы веками не прекращались на исторически православных землях, которые составляют в наше время Российское, Белорусское и Украинское государства.

Да, преодоление злокозненной унии привело к воссоединению с Матерью-Церковью сотен тысяч белорусов. "Отторгнутые насилием возвращены любовью", – как было написано на памятной российско-белорусской медали того времени. Но эта любовь не всегда определяла отношение Империи к ее "Северо-Западному краю".

Таких противопоставлений – "да, но..." – в нашей общей истории можно привести немало. Однако именно в их преодолении находится залог сегодняшнего успеха в построении Союзного государства. Чтобы надежно строить будущее, нужно внимательно смотреть в прошлое.

А при внимательном взгляде мы увидим самое главное условие единства наших братских и единоверных народов. Я не назову вам это условие, я его возглашу, как поет наша единая Матерь-Церковь за богослужением, вознося к Богу свою молитву о единстве единоверных и единокровных: "Утверди, Боже, святую православную веру, веру православных христиан".

- Может ли Церковь своими средствами способствовать единению и сплочению русского и белорусского народов?

- Именно это она и делает все века своего бытия в землях, получивших наименование "Святая Русь".

И вот теперь Патриарший Экзарх всея Беларуси сам готовится выйти, как говорят спортивные комментаторы на помост во втором подходе, роли кандидата в Патриархи. По неофициальным сведениям, поступающим из околоцерковных кругов, Местоблюститель Кирилл и его команда уже в панике!

Недавно был среди депутатов Госдумы РФ распущен слух о том, что митрополит Филарет "смертельно болен", и чтобы это опровергнуть Филарету нужно было самому появится в Москве и посрамить "заговорщиков".

Но это мы все о Филарете, а еще несколько слов о команде и ее главном тренере!

Вот что о нем можно прочитать на страницах СМИ "Посол Александра Лукашенко"

"Филарета как потенциального кандидата на пост патриарха Русской православной церкви изо всех сил поддерживает Александр Лукашенко.

И это неудивительно. Следует учитывать, что в России патриарх РПЦ – фигура, традиционно имеющая повышенный уровень общественного доверия.

И в этих условиях сложно даже представить, насколько важен "свой" патриарх для лелеющего собственные кремлевские амбиции Лукашенко.

Впрочем, выгода тут явно обоюдная. Недаром же один из основных козырей митрополита Филарета в борьбе за патриарший престол – это его достижения в налаживании взаимоотношений с белорусскими властями.

Филарет добился невиданного прежде на постсоветском пространстве влияния на главу государства.

Именно в Белоруссии принят максимально выгодный для РПЦ Закон о религиях, готовится и подписание конкордата – особого соглашения между церковью и государством.

И если Филарет займет этот пост, то будьте уверены: Александр Лукашенко использует его на все 200%.

Не зря ведь на протяжении последних девяти лет белорусские власти умело "гасили" все скандалы, возникавшие в Белорусском Экзархате. "Дело Филарета" сегодня занимает не меньше десятка томов – сотрудники белорусского КГБ как-то об этом проговорились..."

(конец 5 части)



Не все согласны и с Лукашенко и Филаретом!


© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua