Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Майдан: Скромное разочарование интеллигенции

Vladimir | 17.06.2008 01:20

9
Рейтинг
9


Голосов "за"
15

Голосов "против"
6

Во время харьковского Майдана его ведущий Генрих Алтунян говорил: такие моменты бывают 1 раз в жизни и не каждого поколения. К сожалению, некоторым участникам захотелось растянуть этот момент на всю жизнь. Это, однако, не умаляет важности самого Майдана, его несомненной пользы для страны и прелести момента, в котором удалось поучаствовать.

Откуда идет разочарование итогами Майдана? Почему постоянно пессимистический тон, отрицательные эмоции? Людям удалось поучаствовать в событии, изменившем ход истории страны. Это надо ценить, носить в себе, передавать детям и внукам. Вместо этого нытье и упреки?

Изменилась ли история страны после Майдана? Любой честный человек скажет – да, конечно.

Получили люди больше благ от нашего общественного богатства? Очевидно, получили. Рост зарплат и пенсий значительно обогнал рост цен, это показывает статистика и опыт большинства граждан.

Стало легче человеку, желающему делать свое дело и не зависеть от власти? Стало легче. В 2004г. практически не было успешного бизнеса, не зависевшего от чиновника, сегодня есть. Спрос на квалифицированного специалиста и оплата его труда растут с каждым днем.

Хотелось большего? Конечно, хотелось. Но может ли разочарование быть результатом того, что получил меньше, чем рассчитывал?

А.Глюксман, французский философ и один из лидеров студенческой революции 1968г., объяснял отличие европейских революций 1968г. и последующих, включая украинскую Оранжевую, от предшествующих 18-нач.20вв.

Предыдущие революции стремились все изменить на следующий день. Посадить или казнить прежних руководителей, сменить начальство и наутро уже жить по-новому. Правда, так никогда не удавалось. Казнили Короля, садили контрреволюционеров, войны, бунты, революции тянулись столетиями, на место одних Королей приходили другие, аристократов сменяли диктаторы.

После 1968г. у революции нет цели кого-то посадить или расстрелять, надеется французский философ. Это – революции в головах. Избавление от привычек и стереотипов старой жизни. Революция этот процесс только начинает. Он идет годами и десятилетиями, меняет жизнь людей прочно и бескровно.

Началось ли с Майдана изменение наших привычек, мышления? Кто же может это отрицать!

Так ведь хочется, чтобы изменилась жизнь. Чтобы ЖЭКи ремонтировали и убирали, а средства – не расхищали, чтобы дома строились по приемлемой цене и в Центре, но чтобы не возле нас и землю не занимали. Чтобы милиция защищала жизнь и собственность граждан, а не себя и свои доходы, чтобы рабочих мест создавалось много, но чтобы экология при этом не портилась. Чтобы налогов собирали больше, но чтобы с нас – меньше и налоговики их не требовали. А оно все так не делается. Отчасти, потому что так не бывает. С другой стороны – потому что все привыкли работать, как работали и не знают, как по-другому. Наверное, все мы хотели, чтобы Лидеры Майдана прислали своих представителей, они бы перестроили работу милиции, ЖЭКов, налоговой. Слова "Это в компетенции местного самоуправления, а не Президента или Правительства" абсолютным большинством воспринимается дешевой отмазкой.

Мышление меняется медленно, есть надежда, что зато – уверенно. Людям дали возможность объединяться и нанимать вместо ЖЭКов организации, обслуживающие дома. Не объединяются и не нанимают. Пусть Лидеры приедут или представителей пришлют, чтобы нас обслуживали хорошо. Людям дали возможность объединяться в общественные организации, партии, выдвигать своих кандидатов. Не объединяются, не выдвигают. Пусть Лидеры хороших кандидатов выдвигают, а не то мы снова выйдем, или других себе найдем.

Оказывается, что меньшинство выходило на Майдан с тем, чтобы получить право работать и жить, как хочется, самим решать свои проблемы. Большинство выходило требовать хорошего Царя? Всесильного, всеведающего и всеблагого? Чтобы раздавал блага, решал все наши проблемы, устраивал комфортную и обеспеченную жизнь? В точности, как в начале 60-х нам обещали к 1980г. построить коммунизм.

А дальше произошло интересное. Возможностей устраивать свою жизнь по-своему, стало больше. Но политического оформления это направление общественной жизни не получило. Нормальный представитель среднего класса, свободный работник не видит своих интересов в нынешнем политическом процессе. А вот обещания раздать, снизить и обеспечить стали основой любой политики. Практически все участвуют в соревновании, кто лучше убедит народ, что он – лучший раздатчик. Заметьте, ни один Лидер не решает проблем ЖКХ, милиции или экологии. Зато PR на этом делают многие.

Невозможно из столицы решать проблемы города или села. Из столицы можно создать условия, чтобы людям не мешали делать дело. Вот эти условия и начали создаваться на Майдане. А большинство этого не заметило. Потому и говорят что Майдан – только начало процесса.

Еще одна причина разочарования итогами Майдана у многих людей – моральная. Это чувство эйфории, ощущение, что все люди – братья, что у всех одна высокая, этическая цель, это замечательное чувство. Надо только понимать уникальность момента, не пытаться растянуть удовольствие на годы. Потому что после окончания праздника начинаются будни. Возникают конкретные технические проблемы. У людей разные интересы, понимание, возможности, что вызывает конфликты. Надо принимать грамотные решения, не прибегая к отговоркам из этической сферы. А умения и желания нет. Технические решения заменяют моральные оценки.

Видный философ А.Гусейнов, писал о такой ситуации 20лет назад: "В этом случае реальное решение реальных – экономических, политических и др. – проблем на соответствующем уровне и соответствующими средствами подменяется моральным негодованием или, наоборот, моральным восторгом... Социальная хирургия подменяется моральной терапией".

На протяжении столетий философы искали пути выхода из противоречия между моральными принципами человека и его практическими обязанностями. Это противоречие реальное, не выдуманное кем-то. ЧТо одним здорово, то другим прямой убыток. Советская власть решала проблему просто – морально все, что на пользу власти, всякое другое мнение – "абстрактный гуманизм". Но противоположное решение – заменять практическую деятельность морализаторством, ничем не лучше. Крайности сходятся, пытаясь в реальной жизни найти моральной образец. В одном случае, отвергается любая действительность, если она не соответствует такому образцу, в другом образцом объявляется то, что удалось построить. Тот же А.Гусейнов предлагал совет, проверенный веками: "мораль не может оставаться нейтральной, равнодушной по отношению к реальным историческим альтернативам, даже если ни одна из них не является нравственно безупречной. Она призвана обозначить, "маркировать" тот выбор, который при наличных условиях и в обозримой перспективе является более достойным".

На мой взгляд, это лучший ответ всем, кто "на сортах лайна не знається", кто "не хочет больше поддерживать меньшее зло". Потому что у страны есть одно зло – возврат в прошлое. Государственный контроль каждого шага, всего, что движется, подавление любой несанкционированной инициативы, власть чиновников, ограниченная только более высоким чиновником. Это жизнь, которой мы жили с рождения, которой жили наши родители, которая сидит у нас в мозгах, альтернативы которой мы не видим. Это спор не о том, как расширить наши возможности, перспективы, а о том, какой Царь добрее, моральнее, круче. Зло – это мифы, которые надо выбивать из головы, привычки, от которых надо отвыкать, представления, от которых надо отказываться. Зло – это руководитель, который эксплуатирует мифы, привычки и представления для роста своего рейтинга, влияния, власти. Не надо смешивать добро (пусть и совсем маленькое) со злом. Не надо вспоминать Майдан там, где следует принять правильное экономическое решение. Тогда не будет лишних разочарований.

Суды и Прокуратура, энергетика и транспорт, ЖКХ и госслужба – эти и многие другие сферы жизни остались не реформированными со времен Советской власти. Той власти нет, а отношения не изменились. Их реформа – не столько вопрос "политической воли", сколько предметной деятельности тысяч людей, связанных с данной сферой. Это деятельность и будет добром, которое может совершить каждый. Конечно, у каждого свой масштаб и свои возможности. Можешь создать общество жильцов – создавай. Можешь создать фирму, которая будет обслуживать дома вместо ЖЭКов – создай и покажи, что это дело прибыльное, а качество у тебя лучше. Станет это массовым явлением, реформа ЖКХ пойдет быстрее. Но только в такой практической деятельности по реформированию какой-то сферы жизни и проявляется отношение человека к итогам Майдана. Тебе дали возможность, и ты ею воспользовался. А иначе, зачем возможность? Требовать у власти шару?

В свое время в американских или французских фильмах часто использовался сюжет – маленький городок далеко от столицы, "уважаемые люди", держат под контролем экономическую жизнь, суды, полицию. Не было такого фильма, чтобы порядок наводил присланный из столицы чиновник. Обычно по фильму находились местные энтузиасты – честный полицейский, журналист местной газеты, их друзья и помощники побеждали мафию, восстанавливали в городке законность. Правда, во времена Людовиков знаменитый французский драматург Мольер использовал иной сюжет, победить жулика, захватившего имущество честного человека, могли только офицеры, присланные Королем. Только Король из Парижа мог увидеть злоумышление и восстановить справедливость, других возможностей тогда в стране не было. Не случайно СССР сравнивали с Францией времен Людовиков. В советских фильмах и книгах также точно негодяев разоблачал парторг, присланный из Москвы.

Майдан – это и есть смена сюжета, которая стоит того, чтобы ею гордиться.

Комментарии









© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua