Московский политолог Андрей Окара, который афиширует свое украинское происхождение, обвиняет нынешнюю украинскую интеллигенцию в "интеллектуальном злодеянии":
• "попытке сменить цивилизационную идентичность Украины – с восточнохристианской на западнохристианскую";
• "привязать этнокультурную идентичность – "украинскость", к евроцентризму – принятию западноевропейских ценностей и моделей развития, евроинтеграции и вступлении в НАТО", и прочих грехах против единственно верного, с его точки зрения, евразийского пути развития для Украины.
"Hу что, сынку, помогли тебе твои ляхи?" – Почему-то именно
эта цитата из "Тараса Бульбы" приходит в голову после прочтения письма Окары.
Мы считаем, что самоидентификация граждан имеет как минимум три аспекта-сверхценности:
• этнокультурное наследие ("чуття єдиної родини");
• территориальное наследие – чувство своей земли ("подивіться на рай тихий, на свою країну, полюбіте щирим серцем...у чужому краю не шукайте, не питайте...");
• гражданское чувство Родины -патриотизм – ("запануєм і ми браття у своїй сторонці!").
Кстати, паспортная система идинтификации граждан, установленная законом Украины, не включает в себя пункта о национальности или национальном происхождении. Даже с формально-юридической точки зрения этнические корни не стоят во главе идентификации граждан.
Вместе с тем, мы не отрицаем всей исторической важности этнического принципа, роли титульной нации, в формировании державы и его роли в национальном самосознании.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ, в нашем представлении, – это патриотическое чувство непрерывности духовной и физической связи со СВОИМИ предками (семья, народ, этнос). Это чувство – основа патриотизма.
Русский поэт Пётр Орешин (расстрелян в 1938г.) весьма точно ответил на поставленный им же вопрос:
Кто любит Родину?
Ветер-бродяга ответил Господу:
- Кто плачет осенью
Над нивой скошенной и снова радостно
Под вешним солнцем
В поле, босой и без шапки,
Идет за сохой, -
Он, Господи, больше всех любит Родину.
Ведь кровью и потом
Полил он, кормилец, каждую глыбу,
И каждый рыхлый
И теплый ломоть скорбной земли своей!
Поэтому, мы еще раз подчеркиваем, что ИДЕНТИФИКАЦИЯ – это связь с землей (земляки), политой потом и кровью поколений предков.
И поэты во все века, лучше других, выражали это великое чувство:
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем,
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
...Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Анна Ахматова
И третья ценность, придающая, смысл и энергию развития САМОИДЕНТИФИКАЦИИ граждан Украины, - это непрерывность связи с духовными традициями предков, языком, культурой (религией), историей своего народа.
Из многообразного исторического материала на эту тему приведу лишь одну сверхценную и актуальную (накануне юбилея Полтавской битвы)
ВЕЛИКУ ІДЕЮ ВЕЛИКОГО ГЕТЬМАНА ІВАНА МАЗЕПИ:
"Нарешті, російський історіограф XVIII ст. петрівської епохи Ґоліков, що мав доступ до офіційних російських джерел, пише, що Мазепа "возжелал нЂкоторым образом c ним (царем Петром. – О.О.) сравняться, т. е. сдЂлаться ни от кого независимым владЂлцем".
П. Орлик, який, між іншим, передає слова Мазепи про те, що "мы, будучи свободным народом, свободнЂ тепер одходим... и под протекцією короля шведского совершенного нашого свобожденія будем ожидать". У присязі гетьмана Мазепи, яка відбулася перед вищою українською старшиною в 1708 р. і яка була офіційно оголошена в Бендерах після смерти Мазепи, сказано, що задля визволення батьківщини, Війська Запорозького й усього українського народу "від страшного московського ярма неволі, вложеної на наші шиї", щоб "привернути, поправити й поширити поламані й до останнього упадку доведені закони та свободи", він, гетьман Мазепа, прийняв протекцію шведського короля Карла XII і мав за свій "обов'язок, із своєї синівської любови до цієї отчизни, матки нашої, і з повинности свого гетьманського уряду, проти ворогів москалів, за добро отчизни, в обороні законів і свобід, повстати, усіма способами й засобами боронитися та з'єднаними збройними силами св. королівського маєстату Швеції й Війська Запорозького, не щадячи свого маєтку, здоров'я, життя й останньої краплі крови, воювати з москалями так довго, доки не визволиться наша Малоросійська отчизна й Військо Запорозьке від деспотичного московського ярма, й наші закони та свободи з побільшенням не повернуться до давнього стану". (Олена Апанович. Гетьмани України )
В тому весь сенс нашого "интеллектуального злодеяния", пани політикани та придворні писаки.