![]()
| ||
![]() | ![]() | ![]() |
![]() ![]() | высокая культура фольклорная культура реакция отторжения | |
![]() ![]() Украина и Запад. Источники самообмана. Ч. 2-яСтаніслав Овчаренко | 16.07.2007 12:07 Соотношение высокой и фольклорной культуры и значение для украинской политики. Значение культурной традиции в жизни украинского народа. Драма культуного и политического заимствования традиций Запада. 1. "Мы ленивы и нелюбопытны". Так Чернышевский сказал о рус-ских в Х1Х веке. Украинцев это тоже касается. Культура как концен-трация национального интеллекта на уровне подсознания и поведенче-ских привычек требует для своего становления очень долгой истории, очень долгих столетий. Греция, Египет, Китай, Индия, Китай Япония имеют, как говорят историки, свои истоки где-то в ХХ-х столетиях до нашей эры. И только примерно в У1 -У в.в. до нашей эры эти древние культуры приобретают классическую форму, которую изучают в университетах и школах. Как сказал когда-то Аристотель, дух человека – от богов, так сказать, "сверху", вещество – "снизу" – от бесконечной бесформенной материи. Схема, несмотря на фантастичность, в общем, верна: материю куль-туры "доставляет" простой народ своим повседневным трудом, мало-заметным для историка или человека искусства. Форму, дух культуры – идёт "сверху" – от интеллектуалов, господствующего класса, Короче – от образованной, зажиточной части народа. И в человеческом индивиде эти два потока "встречаются", вступа-ют в синтез, во что-то осмысленное. Так как, вопреки русской пословице, не "сытый голодного не по-нимает", а голодный сам мало, что понимает – так его мысли не о деле, не о сути вещей, а о том – где добыть хлеба для себя и своей семьи. Это не ускоряет, а очень замедляет духовное развитие человека. Голодный на информацию и на материю культуры советский чело-век не мог не породить уродцев и в себе, и в вещественном мире вокруг себя. Эта уродливая махина под названием Советский Союз рухнул сам по себе – как плохо построенный малышом дворец из кубиков и пе-нальчиков. Но мы все оттуда – из нашего советского вчера: для нас Запад – ка-кой-то единый непонятный Сфинкс, который имеет уши, глаза, руки, ноги и ещё что-то. И не взяли на себя труд уяснить, что Запад сегодня – это много европейских и не только европейских стран со своими язы-ками, религиями, сильными психологическими отличиями друг от дру-га. Сингапур и Тайвань к ним не относятся. Это Ли Куан Ю так счита-ет, но он Сингапур только приблизил к Западу по материальному дос-татку – но не по другим параметрам современного западного государ-ства – по демократии, свободе слова и совести. Но спасибо ему и за это – он сделал, что смог. Пусть другие постараются лучше. Но если Китай (основная часть населения Сингапура – китайцы) имеют мощную культурную подоснову – то русские и украинцы её не имеют. У нас при принятии христианства в Х веке НЕ БЫЛО стадии философского, богословского осмысления христианства, которое было и на Западе, и в самой Византии, и даже у мусульман в У11 – Х11 ве-ках. Так что можно сказать, что то самое православие мы восприняли неглубоко, только на уровне обряда – песнопений, украшений, вообще литургии, а не вероучения. Вероученческих споров между русскими и украинскими православными нет никаких – из-за равнодушия к веро-учению вообще. Эту стадию богословия, религиозной философии Рос-сийская империя всё-таки пережила – в конце Х1Х – начале ХХ века – в работах того же Льва Толстого, Сергея Булгакова, Бердяева, Флорен-ского... Но исторически это были "цветы запоздалые". Исторически поздно! Как и вся наша "высокая культура". Так как под нашей высокой культурой НЕТ древней подосновы и мы её вовремя не восприняли – нам, и русским и украинцам, пришлось "бежать вдогонку" не только Западу, но и классическому Востоку – Индии и Китаю. Что я понимаю под "высокой культурой"? Это высокие формы научного, философского, религиозного знания, высокие, развитые формы произведений искусства, которые в бытовых условиях усвоить невозможно – для этого нужна профессиональная школа. Скажем – не народная песня, а ария из оперы, не песенная мелодия, а симфония. В науке – не набор каких-то отрывочных сведений, а чёт-кий категориальный аппарат, система аксиом и теорем, какая-то экспе-риментальная база и здоровый научный скептицизм... Всё это в Украине и России появилось исторически очень поздно – где-то в конце ХУ11 века (в лучшем случае) – в ХУ111 веке. Украина и Россия не успели "переработать" это высокое знание в привычки и подсознательные реакции национального интеллекта. Можно сказать больше: у нас хорошо развит национальный фольк-лор – и этим принято гордиться. Но если хорошо подумать – то ока-жется, что наши национальные, скажем фольклорные песни так богаты и содержательны именно потому, что усложнившаяся народная куль-тура не застала готовых высоких форм искусства – и была вынуждена воплощаться в народных песнях как готовой художественной форме. Это касается и народного орнамента. Из-за позднего зажигания высоких форм культуры украинцам при-ходится думать не так о защите украинского языка, как о приспособле-нии нашего языка для передачи на нём сложных абстрактных понятий культуры, науки сегодняшнего дня – нехватки, проще говоря необхо-димых слов в словаре для передачи новых понятий. Поэтому реформа высшего образования должна неизбежно сопро-вождаться и проникновением украинского языка в высшие сферы ук-раинского интеллекта. А для этого надо, как я писал, соединить науку и учёбу в университетах в одних стенах и в одних и тех же лицах. Это неизбежно приведёт к обогащению украинского словаря не только у учёных, но и у их студентов. Запрос на развитого украинского интеллектуала сам по себе пере-формулирует требования к школьному и дошкольному образованию. А через систему образования в целом – изменит и требования к родите-лям детей. Которые, из любви к детям – охотно подчинятся этим требованиям. Если человек растёт "снизу вверх" – от детсада к академии, то ре-форму образования надо строить наоборот – от высшего образования – к дошкольному. Именно "на фронте" интеллектуальной культуры Ук-раина должна оторваться от влияния московской культуры совка, где не могут допустить не только политическую демократию, но и частную инициативу, интеллектуальную свободу. Если Путин и путинщина есть возвращение к совку, то там неиз-бежно должна возродиться не только фальсификация истории, но своя лысенковщина как профанация науки и вообще культуры, наподобие нашего Поплавского. Именно в этом мы приближаемся к Западу, а не бесконечными просьбами принять нас в какую-то международную организацию – НАТО или ЕС... В прошлой статье я писал, что даже большевизм был оборотной стороной того мощного культурного подъёма к. Х1Х – н. ХХ века. Слишком быстрый процесс европейской модернизации на неподготов-ленной культурной почве вызвал не менее мощную реакцию отторже-ния, так сказать "рвотную реакцию". Классический пример "несваре-ния желудка"... Поэтому большевизм как классическое завершение русского право-славия стал усиленно продуцировать низкие формы "художественной самодеятельности" на замену настоящему искусству. Даже пытались сотворить "пролетарскую" физику, химию... Но, конечно же, из этого ничего не получилось, хотя и перебили немало учёных как злостных врагов советской власти. Если Путин воз-вращается к совку и берёт на себя груз советского наследия – непре-менно должен сделать и следующий шаг: начать внешнюю широко-масштабную кампанию внешней экспансии – для укрепления своей Российской империи – изнутри. Но чары советского коммунизма давно отошли – и им приходится прибегать к голому насилию. А это уже "невкусно". И им придётся испытать тот же процесс внут-реннего гниения, который пережил не так давно могучий Советский Союз. О самом Западе и их отношении к нам – в следующей статье. О мечте же "чекистов и рецидивистов" – Путина и их "симпатиков" из России можно прочесть в стихах неизвестного автора (мне не припи-сывать – я не способен их писать): Мы сильны и танки наши быстры, Разотрут Европу вашу в прах. Вынесут согбенно бургомистры Нам ключи от Лондонов и Праг! Шар земной накроем мы портянкой, Будут литься кровь и самогон, И ворвутся доблестные танки На заре в Нью-Йорк и Вашингтон! Станем, братья, гордыми царями, Как господь для нас предначертал, Принесут буржуи в наши Храмы Весь свой заграничный капитал. Мир обложим податью и матом, Лягут страны в Русскую Кровать. Будут те, кто раньше верил в НАТО, Кирзачи сержантам целовать! Наши танки двинутся на космос, Звёздные системы покорять, И ворвутся на заре морозной На Альдебараны, твою мать! ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() Між різними формами лінощів є різниця: є люди, які вважають, що справжня праця – лише фізична, і працюють старанно, але не хочуть думати над її змістом та полегшенням. Є люди,які не хочуть мислити над новим – тому воліють зпам"ятовувати готове, інші – навпаки – не хочуть силоміць запам"ятовувати, а ліпше їм щось своє вигадати... Скільки людей стільки різновидів лінощів. Взагалі лінощі – це реакція або проти гноблення, абр на незвичні зусилля. ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
© 2007 - 2020, Народная правда © 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором. "Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами. Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua ![]() | ![]() |
![]() |