Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Закон – дышло: куда повернул – туда и вышло


-1
Рейтинг
-1


Голосов "за"
0

Голосов "против"
1

Анализируя путем элементарной логики Указ Президента о роспуске парламента, убеждаемся, что есть аргументы как за его легитимность, так и против.

Закон, как известно, – дышло: куда повернул – туда и вышло. Анализируя путем элементарной логики Указ Президента о роспуске парламента, убеждаемся, что есть аргументы как за его легитимность, так и против.

Итак, 2 апреля Президент Виктор Ющенко подписал Указ о приостановлении полномочий Верховного Совета Украины пятого созыва.

Уже и стар, и мал знают, что роспуск парламента регулируется 90 статьей Конституции Украины, которая отводит для этого три причины.

Президента особо разъярил один момент, а именно то, что депутаты из "Нашей Украины" и БЮТ начали покидать свои фракции и примыкать к Антикризисной коалиции, а большинство, как сказано в Конституции, может быть сформировано только на основании фракций, а не отдельных депутатов. Это урвало терпение Виктора Андреевича и привело к подписанию столь судьбоносного указа.

Но ведь факт, что в термин, отведенный Конституцией, большинство было сформировано, и – что главное! – Президент это признал? Да.

Дает ли это основания для утверждения, что коалиция не была вовремя сформирована? Скорее всего, нет, потому что факт сформирования коалиции был осуществлен и признан Президентом, а то, что депутаты начали менять свои политические взгляды и покидать родные фракции, – вопрос иной, и нарушение иное, а именно – статьи 83 Конституции, которая менее судьбоносная, нежели 90.

Глава Верховного Совета Александр Мороз, комментируя нелегитимный, по его мнению, указ, сообщил, что "в нем даже нету посылания на 90 статью Конституции". Однако, обязательно ли должна быть в тексте Указа такая ссылка? Это опять-таки не регламентировано, но Ющенко ничего не нарушил, не указав причину, по которой принял столь важное политическое решение.

Второй момент – обнародование.

Как известно, о решении Президента народ узнал из экранов телевизоров в 21:10 2 апреля. Именно это время юристы помаранчевых считают приостановлением полномочий парламента, потому как "Указы Президента вступают в силу с момента их обнародования".

Что следует считать обнародованием? Традиционный способ – опубликование в официальных изданиях.

Однако, согласно п. 1 Указа Президента N503/97, "Акты Верховного Совета, Президента Украины, Кабинета Министров Украины могут быть в определенных случаях официально обнародованы через телевидение и радио".

Поэтому, вроде, как бы все правильно: Президент, учитывая форс-мажорные обстоятельства, обнародовал свой указ в прямом эфире.

Он произнес следующую речь: "Уважаемый украинский народ, сегодня я подписал Указ о досрочном приостановлении полномочий Верховного Совета Украины пятого созыва", и дальше разглагольствовал о мотивации своего решения.

Можно ли считать это обнародованием? Вопрос спорный, потому как термин "обнародование" Конституцией тоже не урегулирован.

С одной стороны, Президент сообщил название Указа, и всем стало ясно, что случилось, с другой, его текст оглашен не был. А опубликовали указ лишь на следующий день в "Официальном вестнике Президента Украины".

Ситуация – двоякая: можно считать, что Указ вступил в силу 2 апреля в 21:10, когда Ющенко произнес его название, роль обнародования можно отвести и 3 апреля, когда вышел "Вестник".

Почему тогда 2 апреля Верховный Совет собрался на экстренное заседание и работал до 2 часов ночи? Будучи на сто процентов уверены в законности своих действий, депутаты решили перестраховаться и повысить вероятность того, что их действия будут признаны правомерными.

Ведь если моментом обнародования признают 10:00 3 апреля (время выхода "Вестника"), то решения, принятые до этого времени, в частности, возобновление старого состава ЦИК во главе с Киваловым, будут правомерными, как принятые еще легитимным Верховным Советом.

Еще один неясный момент: юристы "Нашей Украины" утверждают, что парламент должен быть распущен в момент обнародования указа, коалиция же ссылается на статью 90 Конституции Украины, согласно которой "полномочия парламента приостанавливаются с момента открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва". Но ведь утверждение этого – признание указа!

Таким образом, ясно лишь то, что практически очень тяжело дать точное определение термину "обнародование", а тем более, решить, легитимен ли указ, ведь точка зрения, как известно, зависит от точки сидения.

Комментарии









© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua