Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Молодость, дух и баня...

Андрій Перепечатка | 19.05.2007 17:27

1
Рейтинг
1


Голосов "за"
3

Голосов "против"
2

Удивительным открытием для меня стало новое восприятие такой старой и на первый взгляд бытовой вещи как баня и ее связи с моим духом, с духом своего народа.

Молодость, дух и баня...
Если передавать новым поколениям рациональные знания человечество кое-как все же научилось, например посредством книжек и университетов, то с передачей духа, веры – этого таинственного смысла бытия, который конечно-же носит иррациональный характер, – все несколько туманнее.

Очевидно, что мистический образ духа, веры невозможно нести из поколения в поколение посредством внедрения "программы духовного развития молодежи", потому как это не понимаемое, но чувственное. Николай Бердяев описывал веру как подвиг, отречение от практического разума, и этот поистине героический путь духовного развития для каждого человека уникален, поэтому невозможной представляется мне какое -либо моделирование в этом деле. Тем не менее, ценным может быть описание собственного опыта и находок. Так где же я нашел дух?

Удивительным открытием для меня стало новое восприятие такой старой и на первый взгляд бытовой вещи как баня и ее связи с моим духом, с духом своего народа. Я начал ходить в баню лет с семи, вместе с отцом, который был большим любителем и энтузиастом этого дела. Ощущая первоначально стеснение от своей полной наготы, помню как потом, с очарованием слушал байки про охоту и рыбалку, веселые и печальные жизненные истории взрослых людей, восседавших в просторном предбаннике и закутанными в простыни, аки римские патриции. Истории эти были искренни и чисты как после святого причастия – чисты вовсе не от мыла и душа. И как не вспомнить слова Владимира Высоцкого "Не стремись прежде времени к душу, Не равняй с очищеньем мытье, Нужно выпороть веником душу, Нужно выпарить смрад из нее". Вспоминая эти неторопливые банные разговоры, я открываю для себя, что в них никогда не было ни злобы, не раздраженности, а от простых слов простых людей веяло спокойствием и вечностью.

Мне помнится как после бани все мои обиды, жизненные трудности казались чем-то легким, как пух, который можно сдуть одним вздохом, а помимо теплоты телесной, рождаемой в парилке, чувствовалась к окружающим меня людям близость и теплота душевная.

Задаюсь вопросом – почему так происходило и приходили такие добрые чувства и мысли? Прагматик, как и положено его естеству, начнет описывать логику влияние пара и теплоты на нервную систему и внутренние органы. А, может быть, все же, каким-то таинственным образом, именно в славянской бане, как в печи алхимика, происходит парадоксальное примирение двух противоположностей – коллективного (обнаженного и открытого ко всем) и индивидуального (стесняющегося и уходящего в глубь себя). И это индивидуальное находит в себе храбрость обнажиться и тем самым почувствовать огромнейшую бесконечную связь себя с другим и в тоже время интимнее познать себя. Не это ли место появления того славянского духа – третьей силы, объединяющей крайности сил коллективного Востока и индивидуального Запада, о которой писал Владимир Соловьев.

О происхождении бань Виктор Плоский в своем "Трактате о бане" пишет: "Все бани вышли из Рима. Когда в самом Риме работала тысяча бань, а это было до Рождества Христова, по территории России... бродили голодные дикие, чешущиеся племена в большой редкости". Интересно, что в западном мире баня (не в смысле места для мытья) развития не получила, в том же "Трактате" находим сведения, что с падением Римской империи и распространением католицизма бани стали считать безнравственными заведениями, и в результате, банное дело пришло в полный упадок.

А что же сегодня? Сегодня и у нас, в славянском мире, бани все меньше являются местом встречи людей для искреннего общения. С одной стороны, самих бань стает все меньше, например, в Киеве из дюжины городских бань осталась парочка (не берем в счет множество частных, служащих другим целям банных учреждений), да и в те входной билет стоит добрых полсотни целковых. Ну, а с другой стороны, множество "суррогатов", таких как телевизор, интернет, увеселительные заведения, подобно катку, медленно но как-то неизбежно, втаптывают в землю все живое, наделенное духом, оставляя за собой мертвый асфальтный след. Особенно каток "неравнодушен" к новой поросли, так что, разумеется, о походе в баню молодежи говорить не приходиться.

Почему так? Думаю, что не во временах и во нравах дело. Священник Владимир Зелинский отметил: "По правде говоря, не только под сегодняшним нашим небом люди возлюбили тьму какой-то особенно извращенной любовью; мир видывал и не такие еще времена". Смею предположить, что наверное это часть нашего общего пути, который мы должны пройти все вместе, возродив из пепла то что уже едва тлеет.

Оканчивая эти строки, подумал – о чем же я написал? Может о бане? Да нет, вроде не о ней. Быть может, о воспитании молодежи? Тоже не собирался вовсе об этом мудрствовать. Наверное о том, как удивительна жизнь позволяющая находить совершенно неожиданно, истинные сокровища рядом с собой, находить их в простых вещах, о которых ты знал с пеленок – знал умом, но не сердцем, знал, но никогда не прислушивался к ним.

Константин Плоский, Киев

Март 2007

Комментарии









© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua