Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.26


4
Рейтинг
4


Голосов "за"
4

Голосов "против"
0

Крещение киевского конунга Вальдемара Святославовича в Херсонесе

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.26
ч. 26

Крещение киевского конунга Вальдемара Святославовича в Херсонесе

Начиная с этой части, уважаемый читатель мы приступим к рассмотрению одного из важнейших вопросов в российской истории – о факте крещении князя Владимира в византийском городе Корсуне (Херсонесе Таврическом) в 989 году.



Сам этот факт хорошо знаком тем из вас уважаемые читатели, кто еще помнит из школы историю Киевской Руси.



А тем читателям, которые после 1991 года еще стали считать себя "воцерковленными", то эта история знакома так же из проповедей их православных батюшек. А остальным жителям Украины про этот факт не дает забыть серия периодических визитов в Украину Московского патриарха РПЦ МП Кирилла полюбившего ежегодно появляться в Киеве, чтобы отпраздновать тут очередную годовщину этого события.

И, тем не менее, не смотря на все своих познания, все же потратьте, полчаса своего времени, на прочтение этой статьи. И я уверен, что вы измените, свои представления по этому вопросу и даже захотите самостоятельно в нем разобраться.

А начну я с того, что процитирую, российского историка И.Я. Фроянова.

Он по интересующему нас вопросу писал:

"Обстоятельства, при которых произошло "крещение Руси" князем Владимиром, были и остаются во многом загадочными. Источников, содержащих необходимую информацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, единичные свидетельства иностранных авторов – вот, собственно, и все, чем располагает современный исследователь. И, тем не менее, научный поиск продолжается..."

Да, можно согласиться с Фрояновым, поиск продолжается...

Но, все сузилось к обоснованию историками одной и из двух ныне бытующих в исторической науке версий этого события.

Нынешняя официальная российская история, в лице историков состоящих на государственной службе, основывается, (как и прежде было заведено в Российской империи), на церковной истории Русской православной церкви Московского патриархата и единогласно утверждает, что факт крещения Владимира в Херсонесе имел место.

А так же, что это было прогрессивное начало, приобщившее молодое варяжско – славянское государство Гардарьику (Русь – в интерпретации византийских правителей, заимствованное потом церковными историками и введенным ими в научный оборот), к остальному тогдашнему цивилизованному миру!



Вторая точка зрения уже других историков, в том числе и российских, если опираться на их доводы, свидетельствует, что мы имеем дело с еще одним 1000 летним церковным мифом! И все события 988-989 годов, которые скрываются под исторической "декорацией" – КРЕЩЕНИЯ князя ВЛАДИМИРА, происходили совсем по другому. И в первую очередь, потому что Владимир крестился не в 989 г. и не в Херсонесе.

К примеру, согласно одной из русских летописей это произошло в украинском городке Василькове!

Такая точка зрения существовала уже со времен правления Владимира и была широко распространена.

В связи, с чем, православная церковь, не имея других, более веских аргументов в спорах по этому вопросу, рукой безвестного летописца, сразу всех сторонников этой версии автоматически причисляет к еретикам!



Историки, поддерживающие вторую точку зрения, так же утверждают и с ними трудно не согласится, что вследствие принятия Владимиром, а затем и насильственного крещения им только всех жителей г. Киева (а Новгород не менее насильственно крестил его воевода Добрыня) никакого такого "прогресса", на головы коренного население Гардарьики (Руси) сразу и не пролилось.

Христианство на Гардарьике – Руси смогло укрепиться и начать приносить плоды гуманизма и просвещения, увы, только через 200-300 лет после смерти Владимира!

Ну, а затем было татаро-монгольское нашествие 1240 г. и захват татаро – моголами Киева и всей Украины.

Когда эти самые "плоды гуманизма и просвещения" в один год были развеяны в дыму пожарищ и разрухи.



К примеру, 6 декабря 1240 г. пал Киев из в живых из 50 000 киевлян осталось около 2000 человек, да и те, потом были уведены в плен!

Все церкви и монастыри разграблены и разрушены.

Так, что христианизация Украины, по сути, началась заново и только после ухода оттуда войск Золотой Орды.

А это уже заслуга совсем других князей, занимавших в то время киевский великокняжеский престол.

И вот тогда, кстати, и были заново написаны древнерусские летописи и тогда, родился церковный миф, о святом крестителе Руси князе Владимире Красное Солнышко!



Тема, которую мы затронули, как сам видит читатель, достойная быть темой кандидатской иди докторской диссертаций. И я уверен, что и она не раз была таковой, правда, потом никто этих диссертаций, из числа обычных граждан никогда не видел, но это уже другой вопрос!

Цензуре так спокойно. Мало ли чего, там, в архивах насобирали эти историки!

Я же постараюсь, так далеко не заходить и не буду утомлять читателя, излишней информацией.

Я же просто ознакомлю Вас, с имеющимися исторически документальными данными, свидетельствами современников, затем мнения российских ученных, а уже потом, мы надеюсь вместе с вами, придем к каким-то однозначным выводам.

Теперь, закончив со вступлением, давайте снова углубимся в чтение древнерусских летописей!

Я понимаю, что тяжело современному человеку разбираться в старом, почти церковно-славянском слоге летописей, но подсовывать вам извращенный продажными историками современный перевод я не буду.

При переводе теряется очень много, ценной информации, а за "правильное толкование" того или иного слова в летописях в мире ученых историков ведется борьба не на жизнь а на смерть!!

Так, что уж и вы приложите хоть немного своего труда для установления важных истин!

И вот, что пишут российские летописи о крещении князя Владимира:

Ипатьевская летопись (список) в частности "Повесть временных лет":

"...и посла Володимиръ. къ цс̑рви Василию и Костѧнтину. гл҃ѧ сице. се град̑ ваю славныи взѧх̑. слышю же се. ӕко сестроу имаєте дв҃ою. да аще ѥӕ не вдасте за мѧ. то створю град̑ вашему ӕко и сему створихъ.

И се слышавша цс̑рѧ быс̑ста Ж печална. посласта вѣсть сице гл҃ще. не дость З крс̑тнмъ. за поганыӕ посѧгати. и И даӕти. аще ли сѧ крс̑тиши. то приимеши се. и получиши црс̑тво нбс̑ноє. и с нами єдиновѣрникъ будеши. аще ли сего не хощеши. створити. не можевѣ (ство) дати сестры своєи. за тѧ. и се слышавъ Володимѣръ и реч̑ посланымъ ѿ цс̑рю. гл҃те цс̑рма тако. ӕко азъ крс̑щюсѧ. ӕко испытахъ преже сихъ дн҃ии законъ вашь. и єсть ми любъ. и вѣра ваша и служениє.

Иже ми исповѣдаша. послании нами мужи. и се слышавша цс̑рѧ и рада быста. и оумолиста сестру свою именемь Анну. и посласта к Володимеру гл҃щи. крестисѧ. тогда послевѣ К сестру свою к тобѣ.

И реч̑ Володимиръ. да пришедше сестрою вашею. крс̑ть Ж мѧ. и послушаста цс̑рѧ и посласта сестру свою и сановникы нѣкыӕ. и прозвутеры. ѡна же не хотѧше ити ӕко в поганыӕ. и реч̑ им Л луче бы ми сде оумрети. и реч̑ста Ж єи брата. єгда како ѡбратить Бъ҃ Рускую землю в покаӕниє. а Грѣчкую землю избавиши ѿ лютыӕ рати. видиши ли колико зло створиша.

Русь Грѣкомъ. нынѣ же аще не идеши то же имуть творит Ж намъ. и ѡдва принудиста. ѡна же всѣдши в кубару. цѣловавши М оужикы своѣ с плачемь. поиде чресъ море. ӕко приде ко Н Корсуню. и излѣзоша 2 Корсунѧни с поклономъ и введоша ю въ градъ. и посадиша ю в полатѣ.

По Бж҃ью же строєнью. вь се 5 времѧ разболѣлсѧ Володимиръ. ѡчима. и не видѧше ничтоже. и тоужаше велми. и не домышлѧше что створити. и посла ко нему цс̑рцѧ рекуще. аще хощеши болезни сеӕ избыти. то вьскорѣ крс̑тисѧ. аще ли ни то не имаєши П избыти сего. и си слышавъ Володимеръ. аще се истина будет̑ по истѣнѣ великъ Бъ҃ крс̑тьӕиескь. и повелѣ крс̑титисѧ.

И єпс̑пъ же Корсуньскыи с попы цс̑рчины ѡгласивъ и и крс̑ти Володимѣра. и ӕко возложи руку на нь. и абьє прозрѣ. видив же се Володимеръ. напрасноє исцѣлениє и прослави Ба҃ рекъ. то первоє оувидѣхъ Ба҃ истиньнаго. си 1 же оувидивше дружа А єго мнози крс̑тишасѧ.

Крс̑ти же сѧ въ цр҃кви ст҃оє Софьи. и єсть цркви та стоӕще в Корсуни град̑ на мѣстѣ посредѣ града Б. идеже торгъ дѣють Корсоунѧнѣ. полата Володимѣрѧ воскраи цркви стоить. и до сего дни. а цс̑рчина

В полата за ѡлътаремь.

По крс̑щнии же приведе цс̑рцю на ѡбручениє се же не свѣдуще право 19 гл҃ють. ӕко крс̑тилсѧ єсть.

В Кыєвѣ. инии же рѣша в Василевѣ. друзии же рѣша инако сказающе и крс̑щну же Володимеру в Корсуни. предаша єму вѣру крс̑тьӕньскую рекуще сице. да не прельстѧть тебе (нѣ) Г нѣции ѿ єретикъ. но вѣруи сице гл҃ѧ...".

Новгородская младшая летопись (список)

"Сия же глаголы слышавша цесаря, печална быста; воздаста вЂсть Володимиру, сице глаголюща: "недостоить крестияномъ 5 за поганыя даяти 6; аще ли 7 ся крестиши, то и се получиши, и царство А небесное приимеши, и с нами единовЂрникъ будеши; аще ли сего не хощеши створити, не можемъ дати сестры своея за тя".

Си слышавъ Володимиръ, рче посланнымъ от цесарю: "рцЂта цесарема тако: яко крещуся, яко испытах преже днии сих законъ вашь, есть ми любъ, и вЂра ваша и служение, еже ми повЂдаша послании нами мужи".

Си слышавша цесаря, ради быста, и умолиста сестру свою, именемь Анну, и посласта к Володимеру, глаголюща: "крестися, тогда после†к тобЂ сестру свою".

И рче Володимир: "да пришедши крестите мя, съ сестрою вашею [единовЂрник хощу быти]". Они же цесарЂ, послушаста словесЂ сего и послаша к нему сестру свою Анну и сановникы нЂкыя и прозвутеры.

Она же не хотяше ити: яко "въ поганыя, рече, иду; лучши бы мнЂ здЂ умрети".

И глаголаша еи братья: "егда како тобою обратить богъ Рускую землю в покаяние, а Гречьскую землю избавиши от лютыя работы; видЂши бо, колико Русь сътвориша ГрЂкомъ зло и нынЂ аще не идеши, тоже имут сотворити намъ"; и одва ю принудиша.

Она же, всЂдъши в кубару, и цЂловавши ужикы своя с плачемъ, и поиде чресъ море. Якоже пришедши къ Корсуню, излЂзоша корсунянЂ из града, и приидоша на брегъ, и поклонишася цесарици 40, и введоша ю въ град, и посадиша и в полатЂ.

По божию же строю 4в се время разболЂся Володимиръ очима, и не видяше ничто же, и тужаше велми, и не домышляше. что створити.

И посла к нему цесариця, сице глаголющи: "аще хощеши избыти болезни сея, то въскорЂ крестися; аще ли [не крестишися], то не имаши избыти сего.

Си слышавъ Володимеръ, рче: "да еще се истина будеть, то по истинЂ великъ богъ крестиянескъ"; и повелЂ крестити ся.

Абие епископъ корсуньскыи с попы, огласивъ, крести Володимира; яко възложи руку на нь, и абие прозрЂ.

ВидЂ же се Володимеръ напрасно исцЂление, прослави бога, рекыи: "то перво увидЂх бога истиннаго".

Се же видЂвше дружина его, мнози крестишася.

Крести же ся въ церкви святого Василиска; и есть церкви та стоящи в КорсунЂ на мЂстЂ посредЂ града, идеже корсунянЂ торгъ А дЂют; полата же Володимиря въскраи церкви стоить и до сего дни, а царицина за олтаремъ есть и до сего дни.

По крещении же приведе цесарицю на брачение. Се же, не вЂдуще право, глаголють, яко крестился есть въ КиевЂ, инЂи же рЂша: в ВасилевЂ, друзии же инако сказающе..."

Лавретьевскиая летопись (список)

"...и посла Володимеръ ко цр҃вı Василью и Костѧнтину гл҃ѧ сице. се град̑ ваю славнъıи взѧх̑. слъıшю же се 34 ӕко сестру имата дв҃ою да аще єѣ не вдаста за мѧ. створю граду вашему ӕкоже и сему створих̑. и слъıшаста цр҃ѧ. бъıста печальна [и] въздаста вѣсть сице гл҃ща. не достоить хс̑еӕномъ за поганъıӕ дати. аще сѧ крс̑тиши то и се получишь. и црс̑тво нбс̑ноє приимеши. и с нами єдиновѣрникъ 4будеши. аще ли сего не хощеши створити. не можемъ дати сестръ своєє за тѧ.

Си слъıшавъ Володимеръ реч̑. посланъıмъ ѿ цр҃ю. гл҃те цр҃ма. тако ӕко азъ кр҃щюсѧ ӕко испъıтахъ преже сихъ дн҃ии законъ вашь. и єсть ми любо вѣра ваша и служеньє. єже бо ми сповѣдаша послании нами мужи. и си слъıшавша цр҃ѧ рад̑ бъıста. и оумолиста сестру свою имѧнемъ Аньну.

И посласта къ Володимеру гл҃ща. крс̑тисѧ и тогда послевѣ 5 сестру свою к тобѣ. реч̑ же Володимеръ да пришедъше съ сестрою вашею крс̑ть мѧ. и послушаста цр҃ѧ [и] Д посласта сестру свою. сановники нѣкиӕ и прозвутеръı.

Она же не хотѧше ити. ӕко в полонъ реч̑ иду. лучи бъı 6ми сде оумрети. и рѣста єи братьӕ. єда како ѡбратить Бъ҃ тобою рускую землю в покаӕньє. а Гречьскую землю избавишь ѿ лютъıӕ рати. видиши ли колько зла створиша Русь Грекомъ. и нъıнѣ аще не идеши то же имутъ створити намъ. и ѡдва ю прıнудиша. ѡна же сѣдъши 71 в кубару. цѣловавши оужики своӕ.съ плачемъ поиде 1 чресъ море.

И приде къ Корсуню. и изидоша Корсунѧне с поклономъ. и въведоша ю въ градъ. и посадиша ю въ полат̑.

По Бж҃ью же оустрою. в се времѧ разболѣс̑ Володимеръ ѡчима и не видѧше ничтоже. [и] А тужаше велми [и не домышлѧшетьсѧ. что створит ] Б.

И посла к нему цр҃ца рькуще. аще хощеши избъıт̑ ти В болѣзни сеӕ. то въскорѣ крс̑тисѧ. аще ли то не имаши избъıт̑ [недуга] Г сего. си слъıшавъ Володимеръ реч̑. да аще истина будет̑. то поистинѣ великъ Бъ҃ будет̑. хс̑енескъ. и повелѣ хс̑итисѧ єпс̑пъ же Корсуньскıи. с попъı црц҃нъı. ѡгласивъ крс̑ти Володимира. ӕко възложи руку на нь. абьє прозрѣ.

Видивъ же се Володимеръ. напрасноє ицѣленье. и прослави Ба҃ рекъ. топерво оувидѣхъ Ба҃ истиньнаго.

Се же видѣвше дружина єго. мнози крс̑тишасѧ. крс̑ти же сѧ в цер҃кви ст҃го Васильӕ.и єсть цр҃ки та стоӕщи въ Корсунѣ градѣ. на мѣстѣ посреди град̑. идѣже торгъ дѣють Корсунѧне.

полата же Володимерѧ съ краӕ цр҃кве стоит̑. и до сего дн҃е. а црц҃на полата за ѡлтаремъ.

По крщ҃ньи же приведе цр҃цю. на браченьє. се же не свѣдуще право гл҃ть. ӕко крс̑тлъсѧ єсть в Києвѣ. и ини же рѣша [в] Д Василиви. друзии же инако скажють Е. крщ҃ну же Володимеру. предаша єму вѣру крс̑тньску. рекуще сице. да не прельстѧть тебе нѣции ѿ єретикъ. но вѣруи 37 сице гл҃ѧ."

Вот мы и ознакомились с исходными данными и можем перейти к первому анализу!

И тут, даже не специалисту, видно, что летописцы, разные там загадочные Несторы и Лаврентии, путаются в определении года крещения, когда это было (988 или 989) не указывают точной даты (число и месяца).

Путаница есть в названии церкви – места крещения. Толи "Святой Софии" толи "Святого Василия"?

При крещении человеку обязательно дается новое имя, под которым он продолжает жить.

Но, ни одна из летописей об этом ничего не говорит!

Современные археологи так и не нашли в Херсонесе Таврическом ту церковь (греческую базилику) стоявшую по летописным данным вблизи рыночной площади, где крестился Владимир!

Далее в летописи за 989 г. идет вообще не укладывающееся в хронологию событий упоминание о том, что князь Владимир построил в Херсонесе и свою новую каменную церковь!

Не назван по имени и Корсунский эпископ проводивший процедуру крещения!

Потом очень странно выглядит сама процедура крещения!

"...и повелѣ хс̑итисѧ єпс̑пъ же Корсуньскıи. с попъı црц҃нъı. ѡгласивъ крс̑ти Володимира. ӕко възложи руку на нь. абьє прозрѣ".

"приказал епископу Корсунскому и священникам, прибывшим с принцессой Анной начать обряд крещения, который состоял только в том, что епископ возложил на его голову свою руку и князь Владимир сразу исцелился от слепоты..."

Далее, в летописях идет очень кратко упоминание о том, что сразу после крещения, т.е. в то же день, прозревший Владимир сочетался таинствами брака с Армяно-Византийскаой принцессой Анной!

Справка: Армяно-византийская династия в Византии появилась с времен Василия Первого с 867 и закончилась в 1056 году. За эти почти 200 лет большая часть византийских императоров, военачальников и чиновного сословия имела армянские корни

Трудно себе и представить себя и эту свадьбу в разоренном и сожженном Херсонесе (Корсуне).

А если посмотреть на все эти события глазами принцессы Анны и ее современников, то действительно получается, что это был ее личный подвиг самопожертвования.

Об этом очень хорошо сказано в тексте одного из "Житий Владимира особого состава – Корсунской легенде. Она приводится по тексту далее.

А я пока скажу, что выбрав по настоянию своих братьев-императоров – "Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?" в дилемме между смертью и браком с Владимиром – последнее, она и промучилась почти еще 20 лет в чужом ей Киеве и с мужем тираном.

Детей у нее с Владимиром не было. Так, что ни о каком таком вливании крови византийских императоров в кровь новой династии Рюриковичей, говорить не приходится.

А в 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл новый император Константин Мономах.

Так же, работая над этой частью и перечитывая древние рукописи, мне живо припомнились слова писателя Н.В.Гоголя сказанные им по поводу летописцев.

Не все знают, что Н. Гоголь одно время хотел стать профессором истории в столичном университете и сделал для себя множество подготовительных заметок для будущих лекций.

Среди них – размышления о безымянных русских летописцах и переписчиках. Они крайне любопытны и как на меня, то точно описываю сам процесс фиксации истории в Московии и все нынешние проблемы связанные с этим:

"Переписчики и писцы составляли как бы особый цех в народе.

А как те переписчики были монахи, иные вовсе неучены, а только что умели маракать, то и большие несообразности выходили.

Трудились из эпитемии и для отпущения грехов, под строгим надзором своих начальников. Переписка была не в одних монастырях, она была, что ремесло подёнщика.

Как у турков, не разобравши, приписывали своё. Нигде столько не занимались переписываньем, как в России.

Там многие ничего не делают в течение целого дня и тем только снискивают пропитание. Печатного тогда не было, не то что.

А тот монах был правдив, писал то только, что, не мудрствовал лукаво и не смотрел ни на кого. И начали последователи его раскрашивать..."

А уже от себя добавлю, что на создание подобных летописей и их копий (списков) уходили многие годы.

Летописцы обычно трудились в крупных монастырях, выполняя заказы светских и церковных властителей и в угоду им нередко перекраивая, вымарывая, подчищая и сокращая тексты, написанные до них.

Любой из них, создавая новый летописный свод, не просто копировал своих предшественников слово в слово, а вносил "авторскую" правку в хартию, то есть рукопись.

Поэтому-то многие летописи, описывая одни и те же события, так разнятся между собой – особенно в оценке произошедшего.

Но, это только летописи. А у нас, далее идет другой вид исторических документов.

Это как называемее "Жития" равноапостольного князя Владимира.

И начнем из старейшего и наиболее достоверного из всех других, называемого в мире историков "Житие особого уклада" или "Корсунской легендой".

И вот, что там написано по поводу крещения князя Владимира:

"...и послали к сестре своей, говоря: "Владимир князь просит тебя – иди за него". И та отвечала: "Не хочу я идти за варвара", - и сказали тогда ей братья:



"Милая наша сестра Анно!

Да ведь ради тебя обратит его Бог Господь и просветит и его, и землю его, да еще и нас, и наш город избавишь ты от пленения, приняв себе вечный венец от Господа".

Так умолили они сестру свою и послали к Владимиру, говоря:

"Крестись – и пошлем тебе нашу сестру".

Ответил Владимир: "Пусть придут с сестрою вашей и крестят меня [священники]".

Цари же Константин и Василий, призвав патриарха и весь вселенский собор, ввели сестру свою Анну во храм Святой Богородицы и начали петь молебны.

И цари, Константин и Василий, видя сестру свою в печали и скорби, молились оба в слезах, говоря так:

"Госпожа Святая Богородица! через тебя познали мы истинного Бога нашего Иисуса Христа, воплотившегося и рожденного тобой; не дай, Госпожа, рабы своей, а нашей сестры варвару этому осквернить ее, но приведи его. Госпожа, во святое крещение, чтобы и он познал твоего Сына, а нашего Бога".

Она же, повернувшись ликом к святой Софии, стала плакать, шепча молитву: "О Владыко Человеколюбец, высокий Царь славы, премудрости отчей, что от чистой отроковицы создал свой храм, Сына и десницу Всевышнего!

Простри, Вседержителю Отче, десницу от глубины сердечной и истреби врагов Христа Твоего. Ибо это враги Твои поднялись и ненавистники Твои подняли головы, на людей Твоих помыслили злою волею и на святых сговорились, сказав: истребим их всех, чтобы никто не смел обратиться к Тебе.

Но, Господи, Господи, не отвергай моих слез, но укроти их, Боже, и от противящихся деснице Твоей сохрани меня, Господи, словно зеницу ока, и покровом крыл Твоих сохрани меня: ибо все для Тебя возможно, и слава Твоя во веки веков, аминь".

И, утирая слезы, взошла на ладью и, простясь с братьями и родней, со всем городом, отправилась морем к Корсуню.

Цари же Константин и Василий стали радоваться и веселиться о многой милости Божией за то, что язычника к вере она приводит, и послали с патриархом и со всем собором на встречу ее к Владимиру-князю в Корсунь сановников неких, епископов, священников и диаконов, и весь причт церковный, повелев им устроить святую купель.

Когда же пришла она в Корсунь, встретил ее архиепископ со всем собором, и вышли корсуняне из града, и на берег пришли, и поклонились царице, и ввели ее в город, и посадили в палате; ей же одно утешение – ко Христу молитва".

И ВОТ ТУТ ВНИМАНИЕ!

Вот где показан Владимир, так сказать, без грима!!!

И тут речь ни идет, ни о каком таком крещении!

Тут византийская принцесса сама пожаловала в его брачное ложе!

Но тут случилось непредвиденное:

"А так как князь Владимир пожелал и тут сотворить беззаконие (то есть изнасиловать Анну как он это сделал – с Рогнедой, потом с беременной женой своего брата Ярополка, да и дочерью херсонесского стратига-автор), за его неверие тотчас напала на него слепота, осыпали гнойные язвы, и затужил князь, не зная, что делать.

И сказали горожане Анне, что Владимир не видит света; тогда призвала царица имя Господа, так говоря:

"Господи, сказавший словами Давида: живущий с помощью Всевышнего в небесных кровах Божиих вселится, а ныне Ты мой заступник, Господи, и защита моя, Бог мой и мой помощник, на Тебя уповаю".

Сказав так, послала она к Владимиру говоря:

"Царь Владимир, хочешь избыть болезнь эту – скорее крестись, если не крестишься, то не избавишься от недуга".

Услышав это, ответил Владимир:

"Если, правда это, то воистину Бог христианский велик", - и повелел крестить его, утверждая, что к этому призвал его Бог.

Епископ же корсунский и пришедшие с Анной епископы и диаконы, огласив, крестили Владимира в базилике святого Иакова и нарекли ему имя в святом крещении Василий.

И свершилось славное чудо: когда наступило время войти в святую купель, он погрузился трижды, и лишь только руку свою возложил на него епископ, - тотчас прозрел, а струпы отпали от тела, как рыбья чешуя, и осветилось лицо его, словно солнце, и осенила его и сила, и Божия благодать, и стал он таким, точно не было у него никогда никакой болезни, и восславил он Бога, сказав:

"Познал я теперь Бога истинного".

Тут увидел он ясно лицо царицы, поцеловал ее, и принял венец, и любил ее выше меры, ибо ее возлюбил и Бог.

Видев же скорое это исцеление, многие вельможи его крестились в церкви Святой Богородицы, а церковь та стояла в Корсуни-граде на месте среди города, где торг был у корсунян;

дворец Владимира стоит возле церкви доныне, царицына же палата за алтарем стоит еще и сегодня.

А Владимир, прозрев, возрадовался душою и телом и поставил средь города церковь святого Василия, на горе, называемой Ликофрос, и стоит та церковь доныне.

И когда наступил час брака Владимира с Анной-царицей, цари Константин и Василий с Фотием-патриархом прислали им много даров и дали им мощи святых, а в митрополиты им дали Михаила.

И началось веселье великое в городе том о неизреченном человеколюбии Божьем, за то, что не дал разорить он царства, но сохранил, утвердил и спас, и варвара в веру своим милосердием ввел, и великое множество прочих от горькой и пагубной тьмы избавил, дав Божественный свет.

А потом Владимир, взяв царицу свою и митрополита Михаила, епископа Анастаса, попов корсунских, дьяконов и причт церковный с мощами святого Климента и Фива, ученика его;

взял и сосуды церковные, и иконы, данные в благословение брака, и соборные книги; взял и два медных алтаря и четырех коней, также медных: еще и сейчас стоят они за храмом Святой Богородицы, иные невежды чтут их за мраморные;

и вернул град Корсунь обратно царям Константину с Василием как вено свое за царицу, - а сам отправился в Киев".

И как сам видит читатель, картина событий 989 года уже видится совсем по-другому!

Почти все неясные места описаны, действующие лица названы.

В ходе чего Корсунским епископом, крестившим Владимира, оказался все тот же наш главный херсонесский предатель – Анастас Корсунянин!

Крещение Владимира и брак с Анной происходили не в один день!

Остается только неясным, точная дата крещения Владимира.

Но есть еще одно обстоятельство.

Все, что мы знаем о крещении князя Владимира, есть только в русских летописях или церковных документах русской православной церкви.

Но, об этом молчат иностранные хронисты тех времен.

В частности в византийских исторических хрониках за 988-989 года нет какого-либо упоминания о крещении Владимира или о его браке с византийской принцессой Анной.

И в качестве примера, сошлюсь на труд византийского же историка Михаила Псела. http://krotov.info/acts/11/psell/psell.html. где он в своем "Жизнеописании императора Василия Второго" упоминает приход русских войск на помощь Византии, но ничего не пишет о захвате тавроскифами (так в Византии называли жителей Гардарьики) Херсонеса, о факте крещении Владимира или даже его браке с Анной.

Хотя по тем времена это было событие мировой важности! Византия породнилась в Русью -Гардарикой,а не с каким либо другим европейским императором или королем!

Но византийские хронисты и просто писатели тех лет молчат.

Как будто это были заурядные события недостойные занесения в исторические анналы, деяний императора Василия Второго или принцессы Анны не существовало вообще.



Но, если говорить обобщено, то такая тенденция наблюдается не только у византийских хронистов, а и в трудах других восточных и западных историков тоже нет никаких данных подтверждающих Корсунскую версию крещения Владимира.



А все дошедшие до нас иностранные источники из числа современных или близким к событиям крещения князя Владимира 989 г. историками надо сказать давно изучены и разложены, вот по таким полочкам:

На первом месте находится "Хроника" восточно-христианского автора, писавшего по-арабски, Яхьи ибн Саида, или Яхьи Антиохийского, жившего в Х – нач. XI столетия.

Яхья дает много ценной информации, российский историк А. Карташев считает свидетельство Яхьи "истинным кладом" помогающим понять рациональную и логическую связь событий Крещения.

Яхья передает события, о том, как Василий II был вынужден прибегнуть к помощи князя Владимира в борьбе с Вардой Фокой.

О заключении между ними договора, по которому Владимир берет в жены сестру императора (с условием принять крещение самому и крестить весь свой народ), а со своей стороны, посылает к нему отряд воинов для борьбы с Фокой.

За Яхьей, следует свидетельство Абу Шуджи, писавшего между 1072 и 1092 гг., и воспроизводившего события 979 – 998 гг. Абу Шуджи пользуется недошедшей до нас хроникой Хилала ас-Саби (970 – 1056), современника Яхьи.

Рассказ Шуджи тот же, что и у Яхьи. Так же и Ал-Марвази, крупный ученный XI – XII вв., упоминает о Крещении руссов ок. 912 – 913 гг., не сообщая ни о причинах и обстоятельствах этого, а затем принятия ими мусульманства!

Один их российских историков О. Рапов, исследуя текст, попытался сделать тут вывод, что ал-Марвази описывает принятие христианства, а потом мусульманства не киевскими руссами, а какими-то другими, живущими на остовах, местоположение которых точно не определено и все это осталось только версией самого О.Рапова.

. Багдадский астроном Ибн ал-Атир (втор. пол. XII – нач. XIII в.), следуя за изложением Яхьи, сообщает о крещении руссов, но его свидетельство ниже по качеству, чем свидетельство Яхьи.

Коптский христианский летописец XIII в. Джурджис (Георгий) ал-Макин ал-'Амуд, автор "Всеобщей истории", писавший на арабском, дает пространное свидетельство о русско-византийских взаимоотношениях 987 – 989 гг., но его сведения не имеют большого значения, т.к. заимствованы у Яхьи Антиохийского.

Из европейских и византийских летописцев, следует отметить Титмара Мерзебургского (X – нач. XI вв), Льва Диакона (Х в.), Георгия Кедрина или Скилицы (XI в.), Михаила Пселла (XI в.), Иоанна Зонару (XII в.). Из армянских авторов Степаноса Асох'ика (XI в.)

Но во всех этих "трудах" ничего не сообщается о захвате Владимиром Корсуня (Херсонеса) и о его там крещении и свадьбе с Анной!

По мнению вышеназванных хронистов, военно-политический союз между Византией и Гардарьикой -Русью был заключен в 987 г. когда князь Владимир уже крестился и уже взял Анну замуж, а затем он уже послал свое 6 000 войско на помощь византийскому императору Василию Второму!

То есть, что ко времени оказания помощи Византии князь Владимир был уже женат на царевне Анне.

А византийский хронист Кедрин между 15 августа 987 и апрелем 989 года даже пишет: "... Изготовив ночью суда и посадив на них народ руссов – ибо он успел призвать их на помощь и сделать их князя своим зятем, женив на своей сестре Анне, неожиданно переправился с ними".



Но, зато современные историки, разыскивая свидетельства о крещении Владимира, вместо этого, нашли несколько свидетельств того, что Гардарьика – Русь крестилась до князя Владимира и дела это несколько раз!

И об этих фактах в российских летописях или широко распространенной исторической литературе нет ни слова.

Поэтому я частично хочу восполнить это пробел!

О крещении Руси вслед за событиями похода на Константинополь в 860 г. сообщает хроника Продолжателя Феофана. Анонимное сочинение было создано, вероятно, ок. 950 г. в кругах императора Константина Багрянородного и освещает период с 813 по 961 г.

В книге, посвященной правлению Михаила III, сообщается о набеге росов в момент церковного противоборства в византийской столице сторонников патриарха Фотия и будущего патриарха Игнатия.

В этой связи и сообщается о нападении росов на Константинополь 18 июня 860 г. и их последующем обращении:

"Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами).

Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой – правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, – а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их божьему крещению. Что и произошло" (Theoph. Cont. 196.6-15; цит. по: Продолжатель Феофана. С.84).

Если на основании произведений самого патриарха Фотия мы восстанавливаем последовательность событий, несколько условно и общо описываемых в риторических памятниках, то другой византийский историк "Продолжатель Феофана" ставит оба события в непосредственную связь между собой: нападение росов, последующее их мирное посольство и принятие христианства.

Пятую книгу хроники Продолжателя Феофана составляет памятник, имеющий определенную самостоятельность, - "Жизнеописание императора Василия".

Его сочинение до последнего времени приписывалось на основании слов заглавия памятника самому императору Константину VII Багрянородному, поставившему образ своего деда – основателя Македонской династии Василия I в центр повествования всей хроники и создавшего своеобразное светское житие, сочетавшее в себе черты античной биографии с агиографической риторикой. "Жизнеописание" датируется временем после 943-950 гг., т.е. оно создавалось после других книг хроники.

Героизированный образ Василия I наделяется чертами мудрого политика, философа, ревнителя православия. Именно ему отводится роль просветителя славян, распространителя христианства среди других племен и народов, в том числе болгар (крещение болгарского царя Бориса относится к 864/68 гг., а в 870 г. по назначению константинопольского патриарха Игнатия в Болгарии утверждается архиепископство) и росов.

Здесь повествуется об учреждении архиепископии на Руси, созданной заботами императора Василия I и патриарха Игнатия.

Описывается своего рода ритуал "выбора веры", подкрепленного чудом с неопалимым Евангелием.

Вслед за крещением (части) русской дружины ок. 860 г. при императоре Михаиле ΠΙ и патриархе Фотии новый этап христианизации Руси, судя по данным Продолжателя Феофана, относится к периоду правления Василия I и патриарха Игнатия, возможно, ко времени ок. 874 г.

"Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он (Василий. – Авт.) склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием.

Однажды князь этого племени собрал сходку их подданных и воссел впереди со своими старейшинами, кои более других по многолетней привычке были преданы суеверию, и стал рассуждать с ними о христианской и исконной вере.

Позвали туда и иерея, только что к ним явившегося, и спросили его, что он им возвестит и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу божественного Евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и Бога нашего и поведал по Ветхому завету о чудотворных Божьих деяниях.

На это росы тут же ответили: "Если сами не узрим подобного, а особенно того, что рассказываешь ты о трех отроках и печи, не поверим тебе и не откроем ушей речам твоим".

А он, веря в истину рекшего:

"Если что попросите во имя мое, то сделаю" и "Верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит и больше сих сотворит, когда оное должно свершиться не напоказ, а для спасения душ", сказал им: "Хотя и нельзя искушать Господа Бога, но если от души решили вы обратиться к Богу, просите, что хотите, и все полностью ради веры вашей совершит Бог, пусть мы жалки и ничтожны".

И попросили они бросить в разложенный ими костер саму книгу веры христианской, божественное и святое Евангелие, и если останется она невредимой и неопаленной, то обратятся к Богу, им возглашаемому.

После этих слов поднял иерей глаза и руки к Богу и рек: "Прославь имя твое, Иисус Христос, Бог наш в глазах всего этого племени", - и тут же метнул в пламя костра книгу святого Евангелия.

Прошло немало времени, и когда погасло пламя, нашли святой том невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим, так что даже кисти запоров книги не попортились и не изменились.

Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению" (Theoph. Cont. 342.20-344.18; цит. по: Продолжатель Феофана. С. 142-143).

И происходило все это в славном г. Киеве во времена кода князя Владимира как говорится и в проекте не было.

В связи со всем вышеизложенным, у нас с вами уважаемый читатель, возникла проблема.

Древнерусские летописцы и вслед за ними русские церковные историки описывают для потомков события, о которых совершенно нет упоминания в исторических хрониках странах (скажем в Византии) напрямую связанными с этими событиями, но упорно замалчивают данные о событиях 860 г. и 940-950 годов!

Поэтому в следующей части, мы продолжим наши исторические изыскания, взяв к рассмотрению другие документы и свидетельства.

(конец ч. 26)












© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua