Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.25


1
Рейтинг
1


Голосов "за"
2

Голосов "против"
1

Падение Херсонеса Таврического

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.25
ч. 25

Падение Херсонеса Таврического

Вот уважаемый читатель, мы и подошли к изучению самой трагической страницы в истории древнего греческого города Херсонеса Таврического – его захвату и полному разграблению войсками киевского конунга Вальдемара Святославовича в 989 году.

Сама эта тема, не смотря на прошедшие время (1023 года, от описываемых мною событий), по прежнему остается не исследованной.

И так получилось исключительно благодаря "усилиям" Русской православной церкви, сделавшим в XIV веке из личности князя Владимира Святославовича, культ святого – "КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ". А затем поддерживая в сознании своих прихожан (адептов русского православия) эту исторически ничем необоснованную версию, на сегодня описания событий 989 года в Херсонесе Таврическом извращены, а местами и прямо сфальсифицированы.



При этом, никакая другая версия событий 989 г. кроме "церковной" официальными российскими историками не признавалась и не признается и сейчас.

Хотя некоторые из них, решились все же на свой страх и риск опубликовать с сугубо специализированных и недоступных широкому кругу читателей изданиях свои работы опровергающие официальную версию.

Поэтому предо мной, как автором, стоит труднейшая задача, собрать разбросанные по разным историческим документам правдивые факты и на их основе воссоздать ход реальных событий 989 г. приведшие к захвату Херсонеса, а затем к его разграблению, массовым убийствам его жителей и вывозом награбленных ценностей и пленных.



А так все это, если отрыть школьный учебник или учебник для стуентов ВУЗов, "спрятано" под – исторической декорацией "крещения князя Владимира", присочиненной поздними летописцами, задним числом.

И, раз у нас речь зашла о летописях, то давайте с них и начнем. Тем более уважаемые читатели я уверен, что 99.9% из вас никогда не держали в руках академические издания этих самых летописей и не читали летописи в оригинале!



Далее я, следуя принципам объективности и полноты исследования, а не просто вольного пересказа того или иного документа, чем сильно грешат российские же историки, приведу большие отрывки из нескольких летописей, с описанием одного и того же события – штурма и захвата Херсонеса (Корсуня) в 989 г...

А вы уважаемый читатель, наберитесь терпения и сами, внимательно их прочтите и проанализируйте.

Чтобы понять, почему я пришел к тем или иным выводам, изложенным в этой работе, которые не сходятся с мнениями авторов учебников по российской истории.

Ипатьевская летопись (список)

"В лето 6496 (988) ] Иде Володимеръ. с вои на Корсунь градГрѣчкыи. и затворишасѧ Корсоунѧни. въ град̑. и ста Володимѣръ ѡб онъ полъ грд̑а в лимени. вьдале град̑ стрѣлище А єдиного. и борѧхоусѧ крѣпко горожанѣ с ними.

Володимеръ ѡбьстоӕ град̑ и изнемогаху людиє. въ град̑ и реч̑ Володимеръ. к̑ гражаномъ. аще сѧ не вдасте. имамъ стоӕти. за три лѣт̑. ѡни же не послушаша того.

Володимеръ же изрѧди воӕ своӕ. и повелѣ приспу Б сыпати В к град̑. сим же спущимъ. Корсоунѧне. под̑копавше стѣну градьскую. крадѧху сыпленую Г. перьсть. и ношахоу к с̑обѣ в град̑. сыплюще посредѣ града. вои же присъıпаху боле. и Володимеръ стоӕше. и се мужь именемь Анастасъ.

Корсунѧнинъ Д стрѣли. написавъ на стрѣлѣ. кладѧзи. ӕже суть за тобою. ѿ вьстока. ис того вода идеть по трубѣ. копавше преимете воду.

Володимеру Ж же се слыша. възрѣвъ на н҃бо и реч̑. аще сѧ сбудеть. се имамъ крс̑титисѧ. и ту абьѥ повелѣ копати. прекы трубамъ. и переӕша воду. и людьє изнемогахоу жажею водною. и предашасѧ. и вниде Володимеръ въ град̑. и дружана Е єго и посла Володимиръ. къ цс̑рви Василию и Костѧнтину. гл҃ѧ сице. се град̑ ваю славныи взѧх̑. слышю же се. ӕко сестроу имаєте дв҃ою. да аще ѥӕ не вдасте за мѧ. то створю град̑ вашему ӕко и сему створихъ".



Лаврентьевская летопись (список)

"В лѣт[6496 (988) ] Иде Володимеръ съ вои на Корсунь град Гречьскии. и затворишас̑Корсуняне въ градѣ. и ста Володимеръ ѡб онъ полъ города в лимени. дали. града ст[р]ѣлище А єдино. и борѧхусѧ крѣпко изъ града.

Володимеръ же ѡбьстоӕ градъ. изнемогаху въ градѣ людьє. и реч̑ Володимеръ къ гражаномъ. аще сѧ не вдасте имамъ стоӕти и за. г҃. лѣт̑. ѡни же не послушаша того. Володимеръ же изрѧди воѣ своѣ. и повелѣ приступити В къ граду. симъ же спуще имъ.

Корсунѧне. подъкопавше стѣну градьскую. крадуще съıплемую перьсть. и ношаху к собѣ въ градъ. съıплюще посредѣ града. воини же присъıпаху боле. а Володимеръ стоӕше. и [се] Г мужь Корсунѧнинъ стрѣли имѧнемъ Настасъ. напсавъ сице на стрѣлѣ. кладѧзи ӕже суть за тобою ѿ въстока. ис того вода идеть по трубѣ. копавъ переими.

Володимеръ же се слъıшавъ. возрѣвъ на н҃бо реч̑. аще се сѧ сбудет̑. и самъ сѧ крщ҃ю. и ту абьє повелѣ копати прекı трубамъ. и преӕша воду. людьє изнемогоша водною жажею и предашас̑.

Вниде Володимеръ въ град и дружина єго. и посла Володимеръ ко царю Василью и Костѧнтину гл҃ѧ сице. се град̑ ваю славнъıи взѧх̑. слъıшю же се ӕко сестру имата дв҃ою да аще єѣ не вдаста за мѧ. створю граду вашему ӕкоже и сему створих̑. и слъıшаста цр҃ѧ. бъıста печальна".



Младшая новгородская летопись (список)

"В лЂто 6496 [988]. Иде Володимирь въ силЂ велицЂ на Коръсунъ, град грЂческыи; затворишася коръсуняне въ градЂ.

И ста Володимиръ об онъ полъ града в лименЂ, вдале града единаго стрЂлЂща; и боряху крЂпко гражданЂ; Володимиръ же обьстояше град.

Изнемогаху людие въ градЂ, и рече Володимеръ ко гражданомъ "аще ся не вдасте, имамъ стояти здЂ за три лЂта".

Они же не 25 послушаша того. Володимиръ же изьряди воя своя, и повелЂ сути приспу къ граду.

Сим же спущимъ, корсуняне подкопавше стЂну градную, крадяху сыплемую пръсть и ношаху к собЂ въ град, спуще посредЂ града; вои же присыпаху боле; Володимеръ стояше.

И се мужь корсунянинъ стрЂли, именемь Анастасъ, и написавъ сице на стрЂлЂ: "кладяже суть за тобою от въстока, ис того вода идет по трубЂ; копавъ, переими".

Володимеръ же се слышавъ, възрЂвъ на небо, и рече: "аще ся се сбудет, имамъ ся крестити".

И ту абие повелЂ копатЂ прекы трубамъ, и переняша воду; и людие изнемогоша жаждею водною, и предашася; и вниде Володимеръ въ град и дружина его.

И посла Володимеръ, рекъ цесарема Василию и Костянтину, глаголя сице: "се градъ вашь славныи взях, слышю же и се, яко сестру имЂета дЂвою; да аще ея не вдасте за мя, се сътворю граду вашему, якоже и сему створих".

"Повесть временных лет" с Ипатьевского списка

"В лѣт̑.[6496 (988) ] Иде Володимеръ. с вои на Корсунь град̑ Грѣчкыи. и затворишасѧ Корсоунѧни. въ град̑. и ста Володимѣръ ѡб онъ полъ грд̑а в лимени. вьдале град̑ стрѣлище А єдиного. и борѧхоусѧ крѣпко горожанѣ с ними.

Володимеръ ѡбьстоӕ град̑ и изнемогаху людиє. въ град̑ и реч̑ Володимеръ. к̑ гражаномъ. аще сѧ не вдасте. имамъ стоӕти. за три лѣт̑. ѡни же не послушаша того.

Володимеръ же изрѧди воӕ своӕ. и повелѣ приспу Б сыпати В к град̑. сим же спущимъ.

Корсоунѧне. под̑копавше стѣну градьскую. крадѧху сыпленую Г. перьсть. и ношахоу к с̑обѣ в град̑. сыплюще посредѣ града. вои же присъıпаху боле. и Володимеръ стоӕше. и се мужь именемь Анастасъ.

Корсунѧнинъ Д стрѣли. написавъ на стрѣлѣ. кладѧзи. ӕже суть за тобою. ѿ вьстока. ис того вода идеть по трубѣ. копавше преимете воду.

Володимеру Ж же се слыша. възрѣвъ на н҃бо и реч̑. аще сѧ сбудеть. се имамъ крс̑титисѧ. и ту абьѥ повелѣ копати. прекы трубамъ. и переӕша воду. и людьє изнемогахоу жажею водною. и предашасѧ. и вниде Володимеръ въ град̑. и дружана Е єго и посла Володимиръ. къ цс̑рви Василию и Костѧнтину. гл҃ѧ сице. се град̑ ваю славныи взѧх̑. слышю же се. ӕко сестроу имаєте дв҃ою. да аще ѥӕ не вдасте за мѧ. то створю град̑ вашему ӕко и сему створихъ. и се слышавша цс̑рѧ быс̑ста Ж печална."

Теперь, когда вы уже знаете, что содержится в летописях, мы сможем представить себе и общую картину событий.

В 988 году князь Владимир без веских причин, собрал большое войско и осадил византийский город Херсонес.

Кстати само войско было небольшим. Ведь самая боеспособная его часть была в 987 г. отослана на помощь Византии. Всего несколько тысяч человек (не более пяти-шести) на 150-200 ладьях приплыли к Херсонесу. И мы должны помнить, что не все из них были воинами!

Для херсонеситов, появление войск с Гардарьики, не стало неожиданностью. Они через своих дозорных своевременно получили сведения о приближении вражеской армии и успели, заблаговременно приготовится к обороне.

Поэтому, прибыв к Херсонесу и устроив там свой лагерь, князь Владимир, решил не штурмовать голод, а взять его измором.

Но, блокада оказалась неэффективной, поскольку херсонеситы, по прежнему общались с внешним миром посредством своего военного флота.

Тогда, Владимиром было принято решение на штурм крепостной стены. Для чего начали написать новый вал, чтобы с него перебросить штурмовые лестницы на городские стены.

Но, и этот план потерпел неудачу в виду противодействия горожан.

И когда уже стоял вопрос об отступлении от города, то в действие вступила "пятая колона" – агент или шпион князя Владимира херсонеский священник – по имени Анастас.

Он послал Владимиру тайное сообщение о необходимости отрезать город от водоснабжения. И в нем точно указал место, где находится водозаборник.

Когда доступ воды в город был перекрыт, в стане осажденных херсонеситов начались разногласия о целесообразности дальнейшей обороны.

И очевидно под влиянием Анастаса, апеллировавшего своим знакомством с князем Владимиром, с которым он был знаком еще с 987 года, городские власти располагавшие еще достаточными силами для обороны города, все же приняли решение о сдаче, в обмен на обещанное им сохранение жизней и имущества.

Так, войско Владимира и вошло в город Херсонес.

И уже оттуда Владимир направил в Константинополь свой письменный ультиматум, о желании взять в жены византийскую принцессу Анну.

Но, кроме летописей, в расположении историков есть и другие источники данных о событиях 988-989 годов.

В первую очередь это труды самих церковных историков, обосновывающих в них историю возникновения культа почитания князя Владимир, как одного из русских святых.

В связи с чем, тоже наверно впервые для вас уважаемый читатель откроем официальное "ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЯ, КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ (память 15/28 июля) " действующее в нынешней РПЦ МП и прочтем:

"В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положе¬ние греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с ара¬бами вошел в пределы империи.

На борьбу с ним был послан другой военачальник – Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя.

И вот тут-то император Василий и обра¬тился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 954 года князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи.

"И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи", – пишет о событиях 980-х гг. авторитетный араб¬ский историк Яхья Антиохийский.

Князь после долгого совещания решил оказать помощь грекам, но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императоров. Это было для византийцев неслы¬ханной дерзостью! Ибо греки имели всегда твердое намерение не родниться с варварскими народами.

Еще Константин Багрянородный постановил законом: "С сими северными народами – хазарами, турками, руссами – не прилично дому импера¬торскому обязываться браками".

И когда в свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, то ему было отказано.

Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие.

Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора.

Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир "вборзе собра вся своя" и двинул на Корсунь, "град греческий", древний Херсонес.

При осаде Херсонеса "не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно".

"Божие же смотрение, – говорит одно из житий кн. Владимира, – недоведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град поко¬рится Владими¬ру".

И благодаря помощи некоего "протопопа", Анастаса корсунянина, давшего Владимиру совет, как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Херсонес был взят.

Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.

Из взятого города Херсонеса в Константинополь был направлен грозный ультиматум: "Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".

То есть, тут мы видим все то же повторение (вольный пересказ) летописных данных!

Теперь, открываем самое старое из дошедших до нас "Житий" князя Владимира о котором не любят вспоминать в РПЦ МП.

Оно называется "Житие Владимира особого состава" или по другому, как "Корсунская легенда" и читаем:

"Блаженный Владимир-князь был сыном Святослава, из варяжского племени, и поначалу со тщанием поклонялся идолам; он, как было это свойственно и предкам его, имел семь прекрасных ликом жен, а потом взял еще трех, да после того вложил ему в разум мысль Сатана, что надо ему – и двенадцать жен!

Тогда послал он своего воеводу Олега к правителю града Корсуня просить за себя его дочь.

Князь же корсунский, много над тем посмеявшись, сказал: "И что этот варвар думает о себе?"

И тогда князь Владимир быстро собрал своих воинов из числа варяг и славян, из кривичей и черных болгар и пошел на Корсунь, греческий город, и жители Корсуня заперлись в своей крепости.

И стал Владимир на другой стороне залива, от города на полет стрелы, но твердо защищались горожане.

И сказал им Владимир:

"Не дадите мне в жены ее – буду стоять здесь три года", - но те не послушались его.

Так стоял Владимир 6 месяцев, но от голода жители не страдали.

А был в этом городе муж, родом варяг, по имени Жедберн, и однажды выстрелил он стрелою в сторону, где был варяжский полк, и крикнул: "Отнесите стрелу сию князю Владимиру!"

На стреле же написано: "Княже Владимир, друг твой Жедберн верностью присягает тебе и вот что тебе сообщаю: стой ты с войском своим под городом хоть год, или два, или три, не покоришь ты голодом града Корсуня, ибо лодки в город с питьем и едою проходят подземным ручьем, а начало того пути – к востоку от войска твоего".

Князь Владимир, проведав о том от варяга, велел отыскать этот путь и тотчас перекопать его.

И люди в городе изнемогли от жажды и голода и через три месяца сдались.

И вошел Владимир в город, вошла и дружина его, князя Корсунского вместе с княгиней взял в плен, а дочь их-к себе в шатер; князя и княгиню привязал к колу у шатра и с дочерью их пред ними совершил беззаконие.

Через три дня князя с княгиней велел он предать смерти, а дочь их отдал за указанного Жедберна со многим имуществом, поставив его наместником града Корсуня.

И пока еще не распустил князь своих полков, послал воеводу Олега с Жедберном в Царьград, к царям Константину и Василию, просить за себя сестру их Анну, так говоря:

"Вот, взял я ваш славный город, и слышу, что есть у обоих вас ваша сестра, девица, так что, если ее за меня отдать не хотите, с вашим городом так поступлю, как и с этим".

И как сам видит читатель, мы имеем иную версию похода на Херсонес – Корсунь!

Согласно ей, вначале Владимир и не думал о какой-то женитьбе на византийской принцессе Анне, а скорей всего и не знал о ее существовании. И действовал в 989 г. по своей традиционной манере – пополнять свой "гарем" дочерьми знатных иностранных родов. И как сам видит читатель, Владимир и в этот раз просил за себя дочь "князя Корсунского града", коим в чине "СТРАТИГА" как мы знаем, был Стефан Эротик.

Но, тот отказал князю язычнику. Тогда "оскорблённый" Владимир собрал разношерстное войско в из "варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми" больше похожее на дикую орду, и используя этот "повод" невзирая на воено-политический договор с Византией от 987 года, решил захватить город Херсонес и заодно покарать своего обидчика.

И тут, у нас уже нет упоминания о пресвитере Анастасе, а появляется другой предатель – варяг Жедберн.

Именно он, а не Анастас, во время осады послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул:

"Донесите стрелу сию князю Владимиру!"

К стреле была привязана записка с сообщением: "Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возьмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град."

Владимир получив сообщение велел перекопать земляной путь и через 3 месяца "взял" сдавшийся город.

Далее в Херсонесе события развивались так.

Во-первых никто не собирался щадить херсонеситов! И в первую очередь тех из них на которых ему указали херсонские предатели Анастас и Жедербен!

В связи с чем, сразу же последовала кровавая расправа, с жителями города учиненная Владимиром в духе его расправы над жителями Полоцка в 980 году. Пример касающийся Стратига Стефана и членов его семьи только один из ярких примеров:

"А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил.

И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил
..."

Если перевести этот текст на современный язык то мы получим, что в течении трех дней и ночей князь Владимир лично насиловал в присутствии отца и матери их 17 летнюю дочь, а потом казнив обоих родителей на глазах их дочери.

И сразу устроил на пожарищах Херсонеса кровавую потешную свадьбу пленницы с варягом Жедберном!

И только закончив разграбление Херсонеса, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Жедберном с ультимамтуом о своем желании женится на принцессе Анне.

И исходя их анализа русских летописей мы можем выдвинуть новую версию о том, что эту идею ему -"посоветовал херсонский священник Анастас, отличавшиеся умещением льстить своему новому хозяину!

Таким образом, "Житие особого состава", несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем "ПВЛ" или другие вышеприведенные летописи и поэтому заслуживает большего доверия у историков.

Российские историки разбираясь в хитросплетениях событий 989 года даже попытались было совместить обе версии.

И часто пишут, что мол "обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Жедберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке".

То есть утверждают, что в Херсонесе действительно была русская "пятая колона" во главе со священником Анастасом.

Теперь давайте посмотри, что же творилось в городе занятом войсками князя Владимира, пока русско-варяжское посольство едет в Константинополь "сватать" принцессу Анну и возвращается с ней обратно в Херсонес.

И начну я с утверждения о том, что в русских летописях, есть прямые свидетельства о разорении Херсонеса в 989 году.

Так в Тверской летописи прямо написано о том, что "Корсунь разорен бысть от Руси".

Так же в летописях имеются, (и далее эти части будут мною полностью приведены) упоминается о массовом вывозе русскими войсками их Херсонеса его жителей, всего имущества включая церковные церковных святыни. Дело доходило до того, что мраморные украшения зданий и статуи, а так же конструктивные элементов отдельных зданий тоже вывозились в Киев!

Подтверждения этим летописным данным можно найти в трудах современных историков: К примеру вот таких:

Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. "Кварталы XV и XVI: (раскопки 1937 года) "

Якобсон А. Л. "Средневековый Херсонес".

Соколова И. В. "Монеты и печати византийского Херсона". М., 1983

Талис Д. Л. "Из истории"

И тут надо сказать, что впервые вопреки утверждениям церковных историков о богобоязненности и христолюбивости князя Владимира, по отношению к населению Херсонеса, тезис о разрушении города во время осады 988-989 годах, о всеобщем пожарище в городе и последующем его запустении, сформулировал и ввел в научный обиход А. Л. Якобсон.

"Русско-визан¬тийская война в Тавриде конца Х века, – пишет он, – не могла, конечно, не отразиться и на самом Херсонесе. Город в результате длительной осады и военных действий не мог не пострадать". И в первую очередь город уничтожил грандиозный пожар.

Свое предположения о пожаре в Северном районе Херсонеса высказал Г. Д. Белов.

По общему мнению историков и археологов пожар в Херсонесе 989 г. уничтожил значительную часть города.

В результате, вся "его западная поло¬вина запустела и превратилась в пригород – место свалки город¬ского мусора".

"После событий конца Х века, жизнь в Херсоне видимо притихла.... Полураз-рушенный город был брошен на произвол судьбы"

Эту же точку зре¬ния А. Л. Якобсон, проводил во всех своих последующих работах, в кото¬рых затрагивается проблема Корсунского похода князя Владимира.

Разрушительные последствия для Херсонеса в результате этого по¬хода видит и другой историк – Д. Л. Талис.

Приведя цитату из Тверской летописи о том, что "Корсунь разорен бысть от Руси", он разъясняет ее следующим образом:

"В полном согласии с этим сообщением летописи результаты мно¬голетних археологических раскопок в Херсонесе показывают, что в конце Х века город подвергался пожару и сильнейшим разрушениям".

Вслед за А. Л. Якобсоном и В. А. Талисом к подобным выводам при¬ходит и И. В. Соколова.

"Чтобы заставить императора выполнить соглашение (о пересылке Анны. – С. Б.), Владимир осаждает и захватывает город в 988-989 гг. Урон, нанесенный городу был велик, при раскопках повсеместно отмечается слой пожара Х в."

"В 989 г. русский князь Владимир взял Херсон после продолжительной осады. Следы пожара и толстый мусорный слой, лежащие поверх разрушенных зданий Х в., на полу которых нередко находят монет

И она затем еще выносит более категоричное определение: "Однако, после разгрома, который потерпел город в 989 году, он почтя столетие лежал в развалинах".

Археологи, так же дают свои сведения прямо подтверждающие выводы историков.

Так, в городе были открыты многочисленные клады монет, зарытые жителями в конце X века (вероятно, незадолго до взятия города русами). Откапывать припрятанные клады было, очевидно, уже некому.

Их владельцы или погибли или были уведены в рабство.

А в западной части города, вблизи так называемой "базилики на холме", археологами было раскрыто и исследовано целое кладбище, в том числе комплекс братских могил с массовыми захоронениями (всего около десяти могил по 30-40 человек в каждой).

Исследователь этого погребального комплекса С. А. Беляев полагает, что в могилах погребены погибшие во время военных действий, вероятно, жертвы осады Корсуни Владимиром в 80-е годы X века.

Отметим и важную подробность: "одна из раскопанных могил наполнена в основном черепами".



Если предположение археологов о связи этого некрополя с Корсунским походом Владимира, верно, то перед нами следы жестокой расправы, учиненной воинами Владимира над жителями города: язычники-русы сбрасывали в могилу головы казненных херсонитов.

Но это, то, что было найдено! А сколько таких братских могил было разрушено без обследований их археологами, в процессе строительства города Севастополя?

Археологи, так же выделяют еще одну группу могил, в том же комплексе погребений.

Это могилы с захоронениями, резко отличающимися от других, обычных в Крыму: погребенные в них лежат на спине с руками, сложенными на плечах.

Такой тип погребений, сближается с так называемыми "варяжскими" погребениями в Киеве, в некрополе под Десятинной церковью.

Предположительно, здесь захоронены варяги, находившиеся на службе у князя Владимира и погибшие во время осады Корсуни. Но, это могли быть и варяги из состава херсонского гарнизона.

Но, пока русско-варяжская армия грабила город, князь Владимир по своей привычке бурно развлекался с выпивкой и женщинами.

Благо красивых гречанок в захваченном им городе было предостаточно.

Но, тут вышла и большая проблема, которая чуть не погубила не только его планы но и саму жизнь!

Владимир заразился неизвестной болезнью! Или даже сразу несколькими!

Источники по-разному описывают болезнь князя. Согласно обычному "Житию", Владимира поразила язва или, в одном из вариантов, – струпие, (кожное заболевание), а в конечном итоге он и полностью ослеп!!!

И все это, с ним произошло до крещения! И до прибытия в Херсонес принцессы Анны.

"По Божьему устроению, – читаем мы в "Повести временных лет", – разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать"...

Ну, а том, как события развивались дальше, в частности, что собой представляло "КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА" и его свадьба с Анной, вы уважаемый читатель узнаете из следующих частей.

(конец ч.25)












© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua