Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.23


1
Рейтинг
1


Голосов "за"
3

Голосов "против"
2

Когда и как крестился киевский князь Владимир Святославович?

Херсонес Таврический – Корсунь – Севастополь ч.23
ч.23

Когда и как крестился киевский князь Владимир Святославович?

Разобравшись с положением дел в Византийской империи мы сможем теперь перейти в Гардарьику, где уже пять лет правит новый князь Вальдемар Святославович чтобы посмотреть как там идут дела, а так же выяснить вопрос о всех обстоятельствах его первого крещения

Но, вначале уважаемые читатели читателя я просто хочу ознакомить вас с первоисточником сведений, которые были положены в основу нашего исторического расследования этого вопроса.

Этот документ историки относят к категории скандинавских саг, т.е. истории викингов-варягов изложенной в форме сказаний. Так же, историками отмечен тот факт, что в тексты скандинавских саг после их записи, в него в отличии скажем от той же "Повести временных лет" никто не вносил изменений.



Справка: Сага (др.-исл. saga) – понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII-XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый "век саг".

Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja – говорить, и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин "сага" применялся по отношению к любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное время.

И вот, когда историки проанализировали данные собранные в "Большой Саге" или "Саге Одда", то увидели там и совершено новые сведения об обстоятельствах принятия Русью крещения т.е. перехода ее правителей и народа от язычества в христианство.

Закончив вступлением, мы теперь можем приступить к ознакомлению с исходным документом, но по мере необходимости я буду дополнять неясные или сложные моменты.

Большая сага об Олаве сыне Трюггви (извлечения)

Пребывание Олава сына Трюггви при дворе Владимира Великого

XII. Конунг Олав ознаменовался крестом

Когда конунг Олав сын Трюггви пробыл три зимы в Стране Вендов, то случилось происшествие, которое чрезвычайно печалило как его, так и многих других: именно правительница Гейра, его супруга, сделалась больной и умерла от той болезни.

Эта потеря была так велика для конунга Олава, что он не находил после этого для себя приятности в Стране Вендов".

Справка: Венеды, венеты, венды древнейшее наименование славянских племён, по-видимому, относящееся к их западной ветви. Название "В." встречается с 1 в. н. э. Они жили, как свидетельствуют некоторые античные авторы, по Висле и побережью Балтийского моря, а согласно Пёйтингеровым таблицам, – к С. от Карпат и на Нижнем Дунае. Плиний Старший, Тацит с некоторыми колебаниями причисляли В. к сарматам, готский историк Иордан (6 в.) отнёс их к славянам.

Он приготовил свои корабли и поплыл сначала в Данию, а оттуда имел намерение отправиться на восток в Гардарики".

Справка:Гарда́рики (исл. Garðaríki, Garðaveldi, швед. Gårdarike) - древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. Термин переводится как "страна оград".

Гардарики – более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним Garđar (не следует путать его с Garđr – сокращенной формы от обозначения Константинополя, или Miklagarđr), применявшийся с X века.

Наиболее ранние сведения в средневековых источниках датируются VII веком, в связи с междоусобицами в датском королевстве.

Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг записи первой трети XIII в. По мнению Ф. А. Брауна, форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X-XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальдических стихах IX-XII вв., а также в рунических надписях на камнях.

В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики назывются Хольмгард, Кэнугард (Kœnugarðr), и Палтескья (Pallteskja) [4], а также Aldeigjuborg (Старая Ладога), Smaleskja (Смоленск), Súrsdalar (Суздаль), Móramar (Муром), а Ráðstofa (Ростов).

Сирглами (Сага о Хервёр)

Rollaugr (Сага о Хервёр)

Радбарт (Ráðbarðr)

Рандвер (Hreggviðr), сын Радбарда

Рагнар Лодброк (лат. Regner Lothbrog), он же Рагнар Кожаные Штаны, сын Сигурда Кольцо (Сага о Скьёлдунгах)

Hálfdan Brönufostri

Виссавальд (Vissavald), жених Сигрид Гордой, (Виссавальда некоторые ученые отождествляют с князем Всеволодом Владимировичем).

Харальд – Мстислав Владимирович Великий.

Продолжение саги:...



"Это должно быть и вероятно, что он при своей печали прежде всего обратится туда, где он прежде жил так долго и был очень доволен своей участью.

Но когда они стояли подле Дании в ожидании попутного ветра, то конунг Олав вышел однажды на землю, и они, по обычаю военных людей, угнали скот.

Туземцы, приметив это, собрались вместе и пустились за ними в погоню в великом множестве.

Князь и его воины приметили это не прежде, как тогда, когда множество народа окружило их со всех сторон. Они хотели спастись бегством, но второпях не находили способа к выходу, ибо там, где они находились, были частые и невысокие кустарники, но не было безопасных убежищ.

Конунг Олав с великой надеждой на милосердие Божие дал тогда своим воинам следующий совет?

"Я знаю, – сказал он, – что тот Бог могущественнее, который распоряжается небесами и сотворил все вещи. Я слышал также, что он имеет знак победы, за которыми следует великая сила. Это тот крест, на котором он пострадал. Итак, помолимся со смирением этому самому небесному Богу, да скроет он нас своим знамением креста, ляжем на землю и, взяв две ветви, возложим их на себя в виде креста".

Они все сделали так, как он приказал им. После этого враги их устремились на них с великим шумом и звуком оружия, имея намерение вдруг переловить их, ибо незадолго пред этим видели их близ себя.

Но не нашед их, они разбежались туда и сюда по лесу, потому что они не видели их, хотя они лежали у них под ногами, и так этот святой крест с Божией помощью пособил им.

Туземцы прекратили поиски, а конунг Олав и его спутники встали и пошли на свои корабли.

Жители, увидев это, погнались за ними из всех сил. Тогда для конунга и его воинов не было другого средства спасения, как повергнуться на землю в том самом месте, до которого они дошли: но датчане также не нашли их, когда они лежали на открытом поле, как прежде в густом лесу.

XIII. Про конунга Олава

После этого происшествия Олав направил свои корабли на восток в Гарды, и будучи там принят конунгом Вальдамаром и супругой его Аллогией весьма ласково, перезимовал в Хольмгарде со своими воинами.

В одну ночь привиделось ему во сне великое и достопримечательное видение. Именно ему представился огромный каменный столп, подымавшийся в воздух так высоко, сколько ему можно было видеть.

Этот камень с внешней стороны был иссечен как бы уступами или седалищами. Ему представилось, что он восходил по этому каменному столбу так долго, что зашел за облака.

Там ощутил он такое сладкое благоухание, что подобного ему он никогда не ощущал. Он обозрелся кругом и везде увидел окрест себя прекрасные места, цветущие удовольствиями всякого рода.

Там увидел он светлых мужей, облеченных в белые одежды и украшенных всякой светлой славой, исполненных неизреченной радостью. После этого он услышал над собой глас, говорящий к нему так:

"Слушай, Олав, муж благонадежный! Твои дела умножатся для добрых вещей и принесут славный плод Богу во славу, а тебе в честь и на теперешнее и на будущее время, потому что ты никогда не поклонялся проклятым идолам и не воздавал им языческого почтения, поэтому твое имя прославится в мире.

Однако ж еще многого недостает тебе, чтобы ты был совершенным служителем Божьим, потому что ты не имеешь совершенного познания или убеждения в божественных вещах и не омыт еще Святым крещением".

Тогда ужаснулся Олав и молвил с великим беспокойством:

"Кто Ты, Господи! да верую в Тебя? -

Глас отвечал ему:

"Поезжай в Грикланд, (Греци.-автор) там будет открыто тебе имя Господа Бога твоего, и если ты будешь верить в него чистосердечно и сохранишь слово его верно, то ты как себя, так и многих других выведешь с мрачных сбивчивых стезей языческой религии на светлые пути святой веры, потому что Бог избрал тебя к тому, чтобы ты стяжал ему многие народы, и за это ты получишь вечное спасение и славу большую, нежели какую ты видел ныне".

Когда он после видения и слышания таких вещей хотел сойти с каменного столпа, тогда увидел внизу под собой многие ужасные места, исполненные пламенеющими муками, и услышал вопли и отчаяние и горестный плач душ, которые там мучились.

Там, казалось, узнал он многих полководцев и друзей своих, которые веровали в языческих богов, и там же увидел он страшные муки, приготовленные конунгу Вальдамару и супруге его Аллогии.

Всем этим видением он был чрезвычайно устрашен и так тронут, что его глаза были наполнены слезами, когда он проснулся.

И в то же самое утро, одевшись, приказал он своим воинам собраться в дорогу.

Он правил как можно скорее свои корабли в Грецию, там нашел он многих славных учителей, которые ему имя Господа Иисуса Христа, и говорят, что Олав тогда же ознаменован крестом.

После этого он просил Епископа, называвшегося Палем, чтобы он ехал в Гардарики и проповедовал бы там учение Божие Христианское языческим народам".

Справка: Епископ Паль упоминается и в других скандинавских сагах, как проповедник христианства в Ирландии.

"Епископ Паль был великий друг Божий, он сказал, что он поедет в Гардарики, если Олав поедет вперед и растолкует причину его посещения, так чтобы вожди не сопротивлялись тому, что он будет насаждать там Христианскую Божию религию.

Конунг Олав возвратился назад в Гарды и проповедовал там Святую веру, сперва, в частности, конунгу и супруге его.



И вот тут очень интересно.

Впервые по иному в отличии от летописных сведений, показан процесс выбора князем Владимиром новой веры!


"Конунг сначала упорно сопротивлялся, а его супруга была более уступчива, но при помощи убеждения конунговой супруги дело, наконец, дошло до того, что конунг приказал собрать народное собрание.

Когда сошлись многие вельможи и великое множество народа, и собрание заняло места, тогда Олав сын Трюггви встал и говорил так:

"Я надеюсь, Государь конунг, что ты при твоем благоразумии можешь понять, что как тебе, так и всем прочим, знатным и незнатным, как я уже прежде тебе о том несколько раз сказал, гораздо лучше веровать в единого истинного Бога, своего Творца, того, который сотворил небо и землю, и все видимое и невидимое, и подает вечное спасение без конца всем истинно верующим в него и истинно служащим Ему, нежели блуждает в такой великой тьме, чтоб веровать в ложных идолов, которые тем менее могут подать какую-либо помощь другим, что сами они не могут тронуться, если не будут снесены или совлечены другими, как я сказал тебе гораздо прежде, когда я не знал еще Бога, мне однако ж казалось безрассудным служить им.

Поэтому я потреблю весь мой труд и всю мою ревность и никогда не перестану проповедовать вам слово Божье, доколе не сведу тебя, конунг, и весь этот народ с мрачной стези заблуждения, по которой вы слишком долго ходили, на светлые пути надежды вечного спасения".

Конунг Вальдамар отвечает на его речи и говорит так:

"Из тех малых лучей, которые сияют из твоих прекрасных увещаний (к моему уму), можно, по моему мнению, видеть, что религия христиан лучше нашей, но долговременная привычка к прежней вере возбраняет мне взять во внимание то, что принадлежит к ней, и кроме того. мое чувство говорит, что моему слабоумию неприлично покинуть ту веру, которую мои родственники и предки сохраняли всегда во всю жизнь, один после другого, потому я хочу об этом трудном деле послушать мнений, сначала супруги моей, которая гораздо умнее меня, потом всех других воевод и наших советников".

Речь конунга была принята с великим рукоплесканием.

Но как скоро водворилось молчание, то супруга конунга начала свою речь так:

"Этот муж Олав пришел к тебе, конунг, когда он был ребенком, будучи только что освобожден от изгнания и великого рабства. Ты принял его чужеземного и незнакомого в твою милость, так что воспитал и наставил его с такой любовью, как будто он был твой собственный сын.

Он употребил это в свою пользу так, что укрепил и увеличил твое государство со всем благорасположением, как скоро только мог предпринять что-либо по своему возрасту и силам, поэтому он был любим всеми добрыми людьми.

Теперь он был несколько времени в отлучке и сделался другом и добрым советником тем государям, которым он не был одолжен такими благодеяниями, какими тебе. Кажется также, что он с великим усердием и важностью предлагает то вероятное дело, которого он служит провозвестником, и которое всякое всякому благоразумному человеку покажется спасительным.

Итак, моя совесть дает мне разуметь, что твоя мать, конунг, предвидела некогда этого самого мужа и что многие мудрые и прозорливые мужи сего государства предсказали, что один иностранец будет здесь воспитан, который не только украсит это государство светлым лучом своей мудрости и знания, но что его благость прекрасно процветет и далеко в других местах.

Я видела это прежде на его лице и любила его тогда и всегда потом более, нежели других юношей.

Теперь это справедливее, нежели то, что подозревали некоторые злые люди, то есть, что будто нечто порочное скрывается под нашей любовью".

Супруга конунга кончила свою речь так, что все похвалили ее красноречие и мудрость.

Собрание заключилось тем, что все Божией помощью и убеждением супруги конунга обещались принять истинную веру.

В это время прибыл из Грикланда епископ Паль по доверенности к конунгу Олаву и крестил конунга Вальдамара и Аллогию – супругу конунга и весь народ их, и утвердил их в Святой вере.

(И произошло это если верить первому их древних Житий князя Владимира в 987 году!-автор)

"Такой первый плод своего труда принес своему Господу этот верный служитель Царя небесного, в то время еще не окрещенный, по примеру Святого Басилия, который явно проповедал святую веру прежде, нежели был крещен.

Это и неудивительно, что Бог вдохнул своего духа в сердце мужа, ознаменованного святым крестом под исповеданием святой веры, которого он избрал для того, чтобы он проповедал его дело языческим народам.

Бог, который своим промыслом избрал Амбросия, тогда еще не крещенного, в архиепископы своей Христианской Церкви.

Он же очевидно послал своего Ангела для указания спасительного пути к святой вере язычнику Корнелию сотнику, чтоб он получил награду за те добрые дела, который он сделал прежде.

Тот же самый Господь наш Иисус Христос явился открыто язычнику Плациду, начальнику конницы, и призвал его к своей благодати, когда он не знал божественных вещей, хотя сделал много добра.

То, что сказано теперь о проповеди христианского учения Олавом, сыном Трюггви в Гардарики, не невероятно, потому что превосходная и достойная веры книга,

называемая imago mundi (изображение мира) говорит ясно, что те народы, которые называются Русцы, Полявы, Унгарии обращены в христианскую веру во время кейсара Отты III.

Некоторые книги говорят, что кейсар Отта ходил со своим войском в Аустрвег и привел там повсюду народ к христианской религии и с ним Олав сын Трюггви".

Дальнейшая судьба Олафа, тоже была как раз в русле поставленной им цели распространения в мире христианства.

В 995 году Олаф свергнул старого короля Норвегии и стал ревностно насаждать в ней христианство, войдя в историю как Креститель Норвегии!

Разобравшись с первоначальным крещением Владимира благодаря которому и мог состоятся в 988 году новый русско – вавилонский союз, мы можем перейти к выяснению вопроса о том почему был совершен поход на дружественный Владимиру город Херсонес Таврический.

И тут нас встречают трудности. Ибо за 1023 года историки так и не разобрались в ни в причине и дате похода князя Владимира на греческий город Корсунь. Они по прежнему остаются не ясными.

Сначала поговорим о дате похода:

Византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) "тавроскифами", приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года.

А "Житие" монаха Иакова" сообщает: "На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял".

То есть взятие города произошло в 989 году.



В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город.

Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь.



По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за "варвара", крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора.

Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с "тавроскифами".

Выдвигалась другая версия, что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.



Есть и третья версия. Ее автор Карпов А. Ю. так изложил ее в своей работе "Поход князя Владимира на Корсунь".

Далее передаю все как написал А.Карпов.

"В нашем распоряжении имеется еще один источник, позволяющий, кажется, прояснить причины того поворота, который произошел в русско-византийских отношениях накануне корсунского похода князя Владимира.

Я имею в виду упомянутый в предыдущей главе рассказ армянского историка Асохика, посвященный судьбе безымянного митрополита Севастийского, предположительно отождествляемого исследователями с севастийским митрополитом Феофилактом.

В связи с миссией митрополита Асохик сообщает чрезвычайно любопытные подробности относительно намечавшегося бракосочетания не названной им по имени сестры византийского императора Василия.

Вскоре после удаления из Севастии ("в том же году", уточняет Асохик) севастийский митрополит был отправлен Василием "в страну булхаров". Далее и приведен рассказ, который не может не привлечь внимание исследователя русско-византийских отношений того времени:

"Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за ее царя. Император в сопровождении митрополита отправил (к булхарам. – А. К.) какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою.

По прибытии той женщины в землю булхаров узнали, кто она, и потому осудили митрополита как прелюбодея и обманщика; цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломой; это было сделано двумя братьями, называвшимися комсадцагами..."

Исследователи давно обратили внимание на путаницу Асохика в изложении болгарских событий.

Так, например, он правильно называет болгарских правителей "комсадцагами" (армянский вариант греческого "комитопулы"), но в дальнейшем, очевидно, смешивает их с Борисом и Романом, бежавшими из византийского плена накануне большой болгаро-византийской войны.

Несколько раз нарушает Асохик и хронологию болгарских событий. Это неудивительно. Армянский историк проявлял чрезвычайную осведомленность относительно событий в самой Византии, особенно на востоке Империи. Западные же окраины Империи и тем более то, что происходило за их пределами, привлекали его внимание в меньшей степени.

Наибольший интерес для нас представляет сообщение Асохика об участии севастийского митрополита в некой афере, задуманной императором Василием.

У последнего, по-видимому, была всего одна сестра – Анна.

Мы ничего не знаем о переговорах императора с правителями Болгарии Самуилом и Аароном относительно бракосочетания Анны.

Более того, ход византийско-болгарских отношений того времени исключает возможность таких переговоров в 986-987 годах.

Зато мы хорошо знаем, что именно в 986-987 годах такие переговоры велись императором Василием с правителем Руси князем Владимиром Святославичем.

Я не настаиваю на том, чтобы буквально принимать сообщение Асохика, механически меняя название "Булхария" на Русь. Но и пройти мимо его очевидного совпадения с русскими событиями было бы неправильно.

Важнее, как мне кажется, понять природу известия армянского историка. Несомненно, Асохик опирался на слухи, доходившие до восточных окраин Византийской империи, населенных армянами.

В этих слухах, правда перемешана с вымыслом – либо с сознательной ложью, либо с естественным искажением передаваемой устно информации.

Мы легко можем догадаться, какими невероятными слухами обрастало известие о скандальном согласии императора Василия на брак своей сестры с правителем "северных варваров" (к которым византийцы в равной степени относили и "мисян", и "тавроскифов").

Особенно фантастический характер эти слухи приобретали в тех областях Империи, которые поддерживали Варду Склира и Варду Фоку, в том числе и в армянских провинциях.

По-видимому, Асохик путает Болгарию и Русь. Я думаю, что в его рассказе нашел отражение факт переговоров императора Василия именно с Владимиром Киевским. Но помимо этого, в его информации имеется по крайней мере еще одно очевидное зерно истины – как представляется, эти переговоры осложнились неким конфузом, нарушением договоренности со стороны византийского императора В чем именно оно выразилось, можно только догадываться.

Можно ли допустить, что Василий действительно послал на Русь "какую-то женщину", похожую на его сестру?

Поверить трудно – ведь столь примитивный обман неизбежно был бы раскрыт.

Но для выигрыша времени он, пожалуй, годился.

Можно усомниться и в известии Асохика о гибели севастийского митрополита.

Но с другой стороны, именно факт гибели послужил Асохику основанием для включения всего рассказа в свою "Историю": автору важно было показать неотвратимость Божьего наказания за совершенное зло; напомню, что митрополит был повинен в смерти священников-армян.

Можно усомниться, наконец, в тождественности безымянного севастийского митрополита с севастийским митрополитом Феофилактом, посланным на Русь императором Василием, согласно известию Никифора Калиста; да и любая вообще деталь рассказа Асохика может оказаться вымыслом.

И все же слухи не появляются "из ничего"; как говорится, "дыма без огня не бывает" – и смею предположить, что рассказ армянского историка подтверждает: тем или иным способом, но император Василий постарался уйти от выполнения своего обещания.

Что ж, греки "сольстили" – не в первый и не в последний раз в русской истории.

Пожалуй, мы не удивимся этому. И дело даже не в том, что первые победы в ходе гражданской войны дали императору Василию возможность обойтись без помощи своего северного союзника.

Вероятно, сыграла свою роль позиция, занятая самой Анной, порфирородной сестрой императоров Василия и Константина".

И поэтому поводу русские летописцы рассказывают, как отчаянно противилась Анна желанию братьев принести ее в жертву своим политическим расчетам. "Она же не хотела идти, – читаем в "Повести временных лет". – "Словно в полон, – говорила, – иду; лучше бы мне здесь умереть!"... И едва принудили ее"

(конец ч. 23)












© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua