Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации
Джек Лондон   печальные парадоксы жизненного успеха   диалектика судьбы творческого человека

Жизнь Джека Лондона. Гибель на пике успеха.


-1
Рейтинг
-1


Голосов "за"
5

Голосов "против"
6

Трагические парадоксы успешных творческих людей. Суровая необходимость в благополучном начале человеческой жизни. Любовь материнская и женская. Жизнь в условиях природных трудностей – и в состоянии психологического стресса.

Жизнь Джека Лондона. Гибель на пике успеха.
Джек Лондон – классический пример "самого себя сделавшего человека", по-английски – self-made-man. Он написал много книг, но по настоящему автобиографической книгой можно назвать роман "Мартин Идеен" (Martin Eden).

Разумеется, сюжет романа не повторяет коллизию его биографии, но душевная и духовная жизнь писателя и его главного героя во многом очень сходны.

Русскому читателю близок образ такого себя сделавшего человека, достаточно вспомнить "Детство" и "Мои университеты" Максима Горького. Горький, правда, не прятался за вымышленный образ героя, но подал прямо себя.

Начало ХХ века обещало быть светлым и оптимистичным: много молодых людей из народа открыли для себя новые пути жизненной карьеры в ранге писателей, журналистов, художников, инженеров, предпринимателей. Очень многим промышленный прогресс сулил переход из бедного пролетарского сословия в "средний класс", а то и высший.

Казалось бы, ещё шаг – и наступит всеобщее благоденствие. Которому надо помочь, ограничив аппетиты крупной буржуазии. Но не дано знать, "как слово наше отзовётся", как лучшие намерения отзовутся кровавой трагедией для миллионов людей.

А пока что прелюдией, увертюрой для массовой трагедии были трагические же судьбы именно людей, сделавших успешную деловую карьеру. Читатель может удивиться – с чего бы это жизненная трагедия должна вырасти из делового успеха?

В этом-то и заключается диалектика человеческой души, столь непредсказуемая и загадочная. И печальные судьбы отдельных людей слились во вселенскую трагедию мирового коммунизма. А пока очевидные факты:

Джек Лондон захватывающе описывает суровые природные испытания в северных широтах, тропические болезни в южных морях, беспощадные драки уличных банд. Охотно веришь, что всё описанное ему по плечу. Могучий организм как будто специально был приспособлен для таких коллизий.

Но сломался он именно на личном жизненном успехе. Его дух в новых для него буржуазных условиях не выдерживает испытания – и фактически гибнет, хотя факт его самоубийства документально не доказан. Он умирает в 40 лет, очень опасный для творческого человека, вышедшего из народных низов.

Об этом и повествует книга Джека Лондона "Мартин Иден".

Для того, чтобы человек из народа сделал творческую карьеру нужны, по крайней мере, яркие творческие способности, твёрдый характер и счастливый случай. Надо только не забыть тот факт, что то, что порождает талант, то же может его и погубить. Что и произошло с Джеком Лондоном, его героем Мартином Иденом. Для полноты картины явления можно даже упомнить нашего Тараса Григорьевича Шевченко. Та же коллизия и тот же трагический конец.

В чём же дело?

В том, что в ходе эволюции человеческий организм закалился на самые экстремальные нагрузки температурой, холодом, жарой, тяжёлой физической нагрузкой, физической болью, наконец.

Но психические нагрузки человек переживает гораздо хуже. Мы можем наблюдать, как сильные, даже мощные гиганты часто обнаруживают психологическую хрупкость.

Не является секретом, что талантливый человек, вышедший из бедности и морально неустроенной семьи, несёт в себе сердечную боль. Она-то и является стимулом для творческой дисциплинированной работы, которая в конечном итоге и выводит из нищеты на дорогу признания.

Человека губит не боль, а именно вот этот успех, который открывает поры его души и создаёт положительный шок, который может быть опасным для его состояния духа. В борьбе за успех в жизни человек не замечает раны, наносимые жизнью – глядя вперёд, только вперёд!

Мартин Идеен, герой одноимённого романа, получает толчок для духовного саморазвития: он знакомится с интеллигентной буржуазной девушкой Рут, которую полюбил и которой хочет соответствовать. Но острый недостаток материнской любви и нежности, затормозил в условиях сурового детства способность полноценно полюбить женщину. Эта нехватка именно материнской любви сделала такую потребность неутолённой. Мартин Иден видит в Рут не только женщину, подругу, любовницу и жену, но и мать-покровительницу, духовную воспитательницу и утешительницу. Он с ужасом чувствует, каких человеческих радостей он не получил в детстве. Рут должна была вдохновлять его на поэзию, литературное творчество.

Ему кажется, что именно любовь является движущей силой его творчества и успеха. Но такая избыточная "любовь" была ложным образом любви, лишь психологической зависимостью от Рут. Он просто нуждался в защите и покровительстве, покое и уюте. Которого не было.

Духовная гармония требует и гармонии душевной с окружающим миром, причём не с тем, из которого вышел, а с тем, в который пришёл. С тем миром, где он не проводил своего детства, где у него нет общих воспоминаний со сверстниками.

Есть суровый закон жизни: опыт, знания, которые надо получить именно в раннем возрасте, позже уже не усваиваются. Дефицит любви и общего развития приводит человека к сильнейшей психологической зависимости от других людей на всю оставшуюся жизнь.

Идеологически такого человека приводит или в лоно авторитарной церкви, или к социализму, как форме организации покровительства над личностью, или к патологической потребности в любви как покровительстве. Проявляются такие потребности именно тогда, когда ослабляется давление внешних обстоятельств и наступает социальная "кессонная болезнь". Оказывается, именно такие внешние обстоятельства ранее предохраняли личность от психологических стрессов, а когда они слабеют – внутренняя душевная боль снова выходит на поверхность – и наступает опасность гибельного позитивного стресса, который может внезапным ударом разрушить человека.

Мартин Иден достигает успеха, но тут то и возникает во всём ужасе его духовная драма: он со своим успехом никому не нужен, а ему так хочется любви за те усилия души и духа, которые он затратил!

Рут за день до успеха оставляет его. После он обнаруживает, что с друзьями-рабочими уже не может пить дешёвое пиво и о чём-то разговаривать: между ними – интеллектуальная пропасть. Красивая работница Лиззи любит его как женщина, но этого мало, ему хочется любви как покровительства, а эта бедная девушка даже не поняла бы о чём идёт речь!

С буржуазной средой его ничто не связывает психологически. В остатке: полный карман и пустая душа. Жизнь – "полная чаша" но лишена смысла. И Мартин Иден кончает с собой.

Для подтверждения моего тезиса можно привести пример с жизнью такого же "сделавшего себя человеком" – украинским великим поэтом, но по жизни очень несчастным человеком – Тарасом Шевченко. Потеряв мать и отца, он на всю жизнь в сердце сохранил тягу к такой нежной любви-защите мамы. Это можно найти в его поэзии. В одном из стихотворений вспоминает случай, как он пас коров и плакал, а какая-то девушка, его, маленького мальчика приласкала и пожалела, чем не был избалован. На всю жизнь он пронёс жажду именно такой любви, так и не научившись любви к женщине интеллигентного круга.

Кстати, Джеку Лондону так и не удавались образы интеллигентных женщин из буржуазного общества, к общению с которыми он стремился. Брисенден, друг Мартина Идена, советовал ему примкнуть к социалистам, чтобы в коллективной борьбе обрести смысл своей жизни. Но главный герой романа Джека Лондона отлично видит недостатки социализма как учения. Он объединяет людей не по признаку силы, а по признаку слабости и стадности – значит, такое социалистическое общество обречено на деградацию. В нём нет места такой женщине, как Рут.

А он в ней так нуждался!

Комментарии









© 2007 - 2020, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua