Народні блоги
http://narodna.pravda.com.ua/politics/4a8565ff1d351/

Кто виноват в том, что украинские вузы плодят бездарей

Александр Крутов | 14.08.2009 16:26

Бывшие студенты и их родители не собираются ни с кем судиться, они довольны, что получили на руки вожделенные дипломы о высшем образовании. Кроме того, обвинять вузы, конечно, надо, но главные виновники в нынешней ситуации даже не они, а государство, допустившее такое безобразие.

Кто виноват в том, что украинские вузы плодят бездарей
Недавно мне попалась на глаза одна заметка, которая не то, чтобы показалась чересчур любопытной, но она в очередной раз заставила задуматься над дикой ситуацией в высшей школе Украины.

С кем судиться

Как сообщила на прошлой неделе газета New York Post, жительница Нью-Йорка, 27-летняя Трина Томпсон подала в Верховный суд Бронкса иск против колледжа имени Монро, в котором она изучала информационные технологии.

Томпсон добивается возмещения ей 70 тысяч долларов, которые она затратила на обучение. Бывшая студентка колледжа, которая получила диплом в апреле, не смогла до сих пор найти работу и утверждает, что отдел профессиональной ориентации студентов не предоставил ей информации и советов по трудоустройству, как было обещано. При этом мать девушки рассказала, что ссуды, которые ее дочь взяла на учебу, нужно начинать выплачивать, и этот долг ляжет тяжелым бременем на семью.

Надо полагать, в США данный судебный иск выпускницы к учебному заведению является весьма редким случаем, поэтому о нем и написало столь известное издание. Но, честно говоря, мне вообще не попадались в СМИ сообщения такого рода из Украины. Хотя судебные иски за напрасно потраченные огромные деньги на обучение в отечественных вузах должны бы измеряться десятками и даже сотнями тысяч штук ежегодно.

Кто-то скажет, что наши вузы сейчас не обязаны трудоустраивать своих выпускников, поэтому с них и взятки гладки. Правильно. Но разве не может подать в суд на институт или университет работодатель, который принял на работу дипломированного выпускника этого учебного заведения, да еще и с прекрасными оценками, а тот, как оказалось, абсолютно ничего не знает по своей специальности? Да и сами выпускники (или их родители) ведь тоже, по идее, могут подать в суд на вуз, который получил от них большие деньги, а хорошего уровня знаний они (их дети) не получили.

Правда, встает ряд провокационных вопросов. Например, в вузе могут сказать, что программа обучения у них очень хорошая, преподавательский состав – высококвалифицированный, но студент оказался лоботрясом, поэтому ничего и не усвоил. Однако в этом случае есть логичный аргумент, скажем, от незаинтересованной стороны – почему вуз выдает дипломы людям, которые не смогли или не захотели постичь науку в должном объеме?

В погоне за заветной корочкой

Впрочем, все эти вопросы-ответы практически не имеют отношения к реальной ситуации в системе народного образования в Украине. Бывшие студенты и их родители не собираются ни с кем судиться, они довольны, что получили на руки вожделенные дипломы о высшем образовании. Кроме того, обвинять вузы, конечно, надо, но главные виновники в нынешней ситуации даже не они, а государство, допустившее такое безобразие.

Кстати, вряд ли нужно приводить какие-то конкретные примеры качества образования выпускников украинских вузов. Скажу в целом, с полной уверенностью, что никто из знающих ситуацию людей не станет со мной спорить – подавляющее большинство выпускников отечественных вузов имеют очень и очень низкий уровень подготовки. Можно сказать так: они (большинство бывших студентов) просто зря потратили четыре-пять лет собственного времени и деньги родителей, если не считать, опять таки, полученный диплом о наличии высшего образования. Украинские вузы уже давно выпускают – в своей основной массе – совершенно не освоивших науки юристов, экономистов, инженеров, педагогов и т.д. Если бы сразу после выдачи им "корочек" о высшем образовании было организовано независимое тестирование, экзамены или какого-то рода испытательное собеседование, то выяснилось бы, что более чем 70-80% выпускникам нельзя даже выставить слабенькие тройки по базовым предметам, и что дипломы им выданы, соответственно, незаслуженно. То есть, молодые люди, что ходили пять лет в институт-университет, что не ходили...

Главная причина столь низкого качества образования, предоставляемого украинскими вузами в последние годы, лежит на поверхности. Посмотрите на некоторые цифры! В 1990-1991 учебном году в украинских вузах 3-4 уровней аккредитации обучалось 881,3 тыс. человек, в 1991-1992 году – 876,2 тыс. человек, в 1992-1993 году – 855,9 тыс. человек. А теперь внимание: информация за три последних года! В 2008-2009 учебном году в вузах 3-4 уровней аккредитации обучалось 2364,5 тыс. человек, в 2007-2008 году – 2372,5 тыс. человек, в 2006-2007 году – 2318,6 тыс. человек.

Как видим, в последние годы число студентов вузов почти в три раза превышает соответствующие показатели последних лет существования СССР и первых лет независимой Украины. При этом население Украины составляло в 1992 году – свыше 52 млн. человек, а на сегодня едва превышает 46 млн. человек.

И еще несколько статистических показателей. В 2008-2009 году на первый курс было принято украинскими вузами 3-4 уровня аккредитации 425,2 тыс. студентов, в 2007-2008 году – 491,2 тыс., в 2006-2007 году – 507,7 тыс. Число же новорожденных в Украине в 1991 году составило 630,8 тыс. человек, в 1990 году – 657,2 тыс., в 1989 году – 691 тыс. Следовательно, в институты и университеты в последние годы поступали около 70% всех детей соответствующего возраста. Если учесть, что какая-то часть детей, рожденных в начале 1990-х, не дожили до наших дней, а еще сколько-то покинули Украину вместе с родителями, то процент поступающих в вузы 3-4 уровня аккредитации детей превышает сейчас 80% от их общего числа.

Учить нельзя не учить

В этих цифрах и кроется секрет полишинеля. В вузы идут сейчас почти все дети, в то время как по объективным причинам освоить на надлежащем уровне довольно сложные программы высшей школы способны лишь 15-20% детей, максимум – 25%.

Каждый не очень молодой человек (35-40 лет и старше), читающий сейчас эти строки, может вспомнить свои школьные годы. Тогда было десятилетняя средняя школа, но уже после 8 класса отсеивалась значительная часть наиболее слабых учеников – многие из них шли в ПТУ или даже работать. Скажу о своей школе: 8-х классов, которые были, к тому же, переполнены, у нас было пять (от "А" до "Д"), а 9-х классов осталось лишь три (от "А" до "В"). То есть, не менее 30% школьников не стали выпускниками 10 класса, а поступали потом в институты из них очень немногие – например, малая часть тех, кто после 8-го класса пошли в техникумы.

Из оставшихся учиться в 9 и 10 классах также многие не способны затем учиться в вузах, поскольку они очень плохо усваивают даже школьную программу старших классов. Многие после школы не умеют даже грамотно писать, а с такими предметами как математика, физика или химия ситуация еще хуже.

Если говорить объективно, то действительно толковых детей, которые получали в школе хорошие/отличные оценки и такие же знания, было в каждом классе не более чем 4-6 человек из 20-25 школьников или 20-25%. В каких-то школах, вероятно, данный процент был несколько повыше, но в других школах он был еще ниже. Сейчас ситуация никак не лучше.

Тем же детям, которые не смогли на достаточном уровне изучить даже базовые школьные предметы, идти затем еще и в институт просто бесполезно. Там программа намного сложнее, и если они не смогли одолеть даже школьную программу, то высшее образование им объективно не под силу. Как может освоить высшую математику и сопромат молодой человек, который был не в состоянии разобраться даже в школьных математике и физике? Как может освоить юриспруденцию, медицину или экономику человек, который в школе довольствовался тройками по литературам, языкам, истории, биологии, географии и т.д.?

Да никак! Такие выпускники школ потом сидят на лекциях в институтах, слушают преподавателей, но практически ничего не понимают. И ничего с этим не поделаешь, даже индивидуальные занятия для таких подростков с очень грамотными преподавателями не способны исправить ситуацию, поскольку соответствующий уровень их интеллектуальных возможностей заложен в людских генах...

Очень слабых студентов, которые тянули с большим трудом обучение в вузах (на троечки), было немало и в советские времена. Хорошо мыслящих и хорошо освоивших программы высшей школы даже тогда было не более 30-50% для разных вузов и различных специальностей – об этом скажет любой доцент или профессор, преподававший в вузах еще в те времена.

Однако тогда всё это понимали и ограничивали число студентов в вузах, тем более что и потребностей в большем их количестве для нужд страны не было. Например, в 1990 году в институты и университеты в Украине поступили на первый курс только 174,5 тыс. человек, в 1991 – 173,7 тыс. (при этом примерно 20-30% из них в последующие годы исключались за неуспеваемость, что стимулировало остальных к учебе). Зато, например, в 2006 году, когда население страны уменьшилось почти на 6 млн. человек, на первый курс вузов 3-4 уровня аккредитации было принято 507,7 тыс. человек...

Королевство кривых зеркал

То, что происходит в последнее время в высшей школе Украины, иначе как грандиозным обманом и одновременно большущей глупостью на государственном уровне не назовешь. Молодые люди с дипломами юристов, экономистов, педагогов, инженеров, социологов, политологов, журналистов и т.д., имеющие, в большинстве своем, практически нулевые знания, трудятся затем продавцами, таксистами, перебиваются случайными заработками или сидят на шее родителей, зарегистрировавшись в службах занятости. Впрочем, многие все же по различному блату, за взятки или случайно находят работу, например, в государственных учреждениях, от чего страна получает, естественно, только ущерб.

Кстати, дурной пример гонки за дипломами и научными степенями подают обществу нынешние руководители. Например, президент Ющенко – слабый экономист, а в Тернопольском финансово-экономическом институте он был из числа глубоких "троечников". Зато это ему не помешало "защитить", будучи главой Нацбанка, диссертацию и стать кандидатом экономических наук (не говорю уже о карьере). Еще очевидней случай с Януковичем, который даже писать без многочисленных грамматических ошибок не способен, но стал доктором наук и "проФФессором"...

Количество вузов на протяжении всех лет независимости постоянно росло, поскольку данная сфера оказалась весьма прибыльным бизнесом – в 1990 году вузов 3-4 уровня аккредитации было 149, а в 2008 году – 353. Правительства менялись практически ежегодно и не могли или не успевали заняться наведением порядка в народном образовании. А президенты Кучма, затем Ющенко, получается, "не замечали" названные проблемы, то есть, не хотели исправлять ситуацию и пустили все на самотек.

Например, Виктор Ющенко 6 августа этого года очертил главные, по его мнению, проблемы в системе народного образования. Среди вещей, которые "унижают национальное образование и государственную политику в сфере образования", он, в частности, назвал ситуацию, при которой к этому учебному году Министерство образования и местные власти не смогли полностью укомплектовать школы учителями украинского языка и литературы.

Отдельно Ющенко обратил внимание на важность обеспечения учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, реформирования профессионально-технического образования. Говоря о высшем образовании, президент похвалил Минобразования за успешное проведение независимого тестирования. И поручил выяснить, почему в этом году на бюджетные отделения не смогли поступить дети, набравшие наибольше количество баллов.

То есть, президент не видит или не хочет видеть главной проблемы в сфере образования и, в частности, в высшей школе. Точно так же не замечал никаких перекосов в высшей школе и его предшественник Кучма. Следовательно, именно эти два человека являются главными виновниками в том абсурде, который имеет место сейчас в Украине.

Исправлять же положение нужно незамедлительно, решительно и очевидным способом. Требуется на высшем государственном уровне – законом или указом президента – в 3-4 раза сократить число приема студентов на первый курс украинских вузов уже в 2010 году. С тем чтобы существовал реальный конкурс при поступлении, который бы дал возможность поступить в вузы только тем детям, которые смогут одолеть программу высшей школы и станут затем грамотными специалистами. Кроме того, это позволит сэкономить огромные суммы денег, как простым украинцам, так и государству...


© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua