Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Проблемы эффективной работы местных советов – законодательный аспект


-5
Рейтинг
-5


Голосів "за"
2

Голосів "проти"
7

Актуализируя проблемы эффективной работы местных советов следует признать, что на сегодняшний день действующее национальное законодательство в этой сфере не совсем согласовывается с ратифицированными Верховной Радой Украины международными документами.

Работа депутатов местных советов регламентирована международными документами, нормами Конституции Украины, Законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О статусе депутатов местных советов", внутренними актами каждого местного совета и другими нормативными актами.

Как раз внутренние акты местных советов, как те, которые регулируют особенности осуществления депутатами своих полномочий в рамках отдельных территориальных громад, в большинстве своем находятся "запертыми в сейфе" и, в основном, остаются недоступными для жителей, а так же для всех заинтересованных лиц.

Проблема обеспечения гласности работы местных советов на сегодняшний день имеет ряд "подводных камней".

Целесообразным, на наш взгляд, мог бы стать подход, при котором, к примеру, при областных советах в обязательном порядке могут создаваться и поддерживаться в актуальном состоянии электронные базы данных (по примеру базы парламента) нормативно-правовых актов, принимаемых всеми органами местной власти.

Выбор областных советов имеет под собой достаточно веские основания, ведь действующее законодательство определяет их как органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад в отношениях с "политическим центром".

По идее, такие электронные базы нормативных актов, принятых местными советами, доступных в режиме online, не только обеспечивали бы гласность в решении местных вопросов, но и позволяли бы любому заинтересованному лицу иметь достаточный уровень информации о деятельности избранных депутатов. Причем, такие базы данных должны содержать не только акты, принятые на сессии депутатами, но так же и регуляторные акты, которые издают районные и областные государственные администрации. Такая информация обеспечит возможность уполномоченным органам государственной власти более эффективно отслеживать тарифы, лимиты, квоты, цены и другие возможные сегменты злоупотреблений местными субъектами публичного права.

Но, как свидетельствует практика стран бывшего СССР, подобные информационные ресурсы существуют только на бумаге, а в сети Интернет можно отыскать лишь базы актов основных государственных органов, да и то иногда не в полном объёме.

Для реализации такой амбициозной задачи, безусловно, необходимо принятие ряда базовых нормативно-правовых актов на уровне Верховной Рады Украины, а также внесение определённых изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты. К тому же, необходимо выделить достаточно внушительный объём средств государственного, а так же, возможно, местных бюджетов. Однако позитивный эффект от реализации такого рода идеи нельзя приуменьшать. Гласность и прозрачность принимаемых решений позволит повысить уровень ответственности депутатского корпуса и других чиновников.

Ратификация Украиной в 1997 году Европейской Хартии местного самоуправления обязывает Украину внести соответствующие изменения в уже действующие законодательные акты, а также, принимая новые акты, учитывать её положения. Но до сих пор, определение местного самоуправления, записанное в этом международном документе, не имплементировано в нормы действующего законодательства Украины.

Так, местное самоуправление, в соответствии со статьёй 3 этого акта означает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Но в норме статьи 140 действующей Конституции понятие местного самоуправления изложено иначе и коренным образом отличается от изложенного выше. Определяется оно как право территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сёл, посёлков и городов – самостоятельно решать вопросы местного значения в границах определённых Конституцией и Законами Украины.

Из изложенного определения видно, что законодатель не только "не уловил" истинный смысл понятия местного самоуправления, но и упустил один из уровней, на котором оно может быть реализовано – районы в городах. Вместе с тем, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрена возможность в городах с районным разделением создавать районные в городах советы – представительские органы местного самоуправления со своим депутатским корпусом, а так же с делегированным объёмом компетенции. Но, районные в городе советы, согласно их фактическому правовому статусу не могут непосредственно представлять какую-либо территориальную громаду, так как изначально входят в территориальные громады уровня "город". Иными словами, опираясь на буквальное толкование конституционных норм, а так же Решение Конституционного Суда Украины N11-рп/2001 от 13.07.2001 г., районные в городе советы, создание и реорганизация которых входит в компетенцию городских советов, де-факто нельзя назвать органом местного самоуправления.

Однако если взять за основу определение, предложенное Европейской Хартией местного самоуправления, то всё сразу становится на свои места. И как итог, любой орган местного самоуправления даже не требовал бы соответствующих упоминаний о его наименовании в тексте Конституции и законов Украины.

Членам профильного комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, возможно, стоит серьёзно задуматься о законодательных предложениях относительно создания электронных баз данных решений, регуляторных и других актов органов местного самоуправления и местных государственных администраций, с предоставлением возможности использования таких сведений всеми заинтересованными лицами через Интернет. А так же согласовать положения национального законодательства с нормами рамочного международного документа в области местного самоуправления.

Денис СКОРОДУМОВ, депутат Ворошиловского районного в г. Донецке совета, специально для Центра законодательных инициатив г. Донецк.










© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua