Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Миф о крахе либеральной идеи

Елена Маркосян | 10.02.2009 15:02

-28
Рейтинг
-28


Голосів "за"
5

Голосів "проти"
33

На волне кризиса самым популярным в среде политологов, экспертов и философов стал месседж о провале или крахе либеральной идеи. Не могу согласиться с этим, потому что, во-первых, идеи не рушатся. Их или дискредитируют, или воплощают в реальность, или они изживают себя сами...

Миф о крахе либеральной идеи
На волне кризиса самым популярным в среде политологов, экспертов и философов стал месседж о провале или крахе либеральной идеи. Не могу согласиться с этим, потому что, во-первых, идеи не рушатся. Их или дискредитируют, или воплощают в реальность, или они изживают себя сами. А во-вторых, "похоронные" месседжи ограничивают наши возможности оценивать происходящее с точки зрения перспективы.

Убеждена, что "кризис либеральной идеи" – это не более чем удобный штамп. Удобный для критики. И не удобный, а точнее, не продуктивный для конструктивного планирования будущего. Ведь для политики словосочетание "либеральная идея" – фетиш. Потому что природа политики – это система и процесс, в которых идея неразрывна с технологией ее достижения (при обязательном участии институтов власти). Поэтому в политике существует либеральная идеология, а не идея. Равно как и социалистическая, консервативная, националистическая, коммунистическая, республиканская, анархистская и т.д... Все идеологии проходят путь рождения, становления, трансформации. Любая идеология – инструмент внятного формулирования целей развития и выбора способов урегулирования интересов различных слоев общества. Без чего невозможно консолидировать ресурсы достижения общих целей.

Мир в период глобализации экономики, по естественным причинам пока не сформулировал общие цели развития. Потому что в постиндустриальную эпоху такие цели не могут быть описаны только материальными критериями (импорт, экспорт, ВВП и пр.). И пока такие цели не будут сформулированы и приняты, либерализм, консерватизм, социализм, национализм и прочие идеологии будут находиться в совершенно одинаковом положении. Положении хронического кризиса, атомизации и взаимопроникновения идеологий друг в друга. Отсюда появление симбиозных течений вроде социального либерализма и либерального социализма. В России, например, сейчас либералы и националисты могут быть партнерами. (И не только в России). А в Украине коммунисты являются лоббистами банковской сферы и ситуативно поддерживают и либералов, и социалистов, и националистов.

По сути, то, что происходит сегодня – это комплекс кризисов, который можно охарактеризовать, как кризис государственности, как институции. Он наблюдается во всем мире и в разных странах, независимо от их экономического положения. Этот кризис уже преодолел "точку невозврата", поэтому, его проявления можно наблюдать не только через призму экономического кризиса. Учитывая специфику, кризис государственности провоцирует обострение межгосударственных отношений, социальные противостояния внутри государств ("взрывы" неповиновения во Франции, Греции и пр...), формирует потребности в радикальных политических движениях.

Повторюсь – причина кризиса государственности – отсутствие общих целей, отвечающих вызовам времени. Кризис политических идеологий – это лишь "симптом" болезни. Потому что политические идеологии без осознанных и сформулированных целей, теряют смыслы и перестают быть инструментом их достижения.

Кризис государственности сопровождается и будет сопровождаться кризисами потребления и производства, потому что это "точка сборки" в урегулировании интересов индивида, нации и власти, Человека, Человечества и материальной Природы. Именно в ней формируются смыслы и мотивации развития, как такового.

Сегодня невозможно устранить источники кризиса государственности, потому что проблема не осознана, как глобальная и требующая общих подходов к ее преодолению. При этом, надо учитывать, что в условиях кризиса государственности, деполитизация социума приобретает устойчивую динамику, что усугубляет кризисные процессы и сокращает возможности власти влиять на происходящее. Именно этим объясняется "крен" в сторону "сильных" режимов, к которым начинают стремиться общества даже в странах развитых демократий. Это, по сути, не бегство от либеральной идеи, а борьба за сохранения контроля над разрушающейся природой институтов власти.

Чтобы увидеть перспективу и открыть возможности для появления новых форм государственности, способных объединять нации в рамках общей территории, необходимо работать над правовым статусом "стран без государства", внимательно изучать новые формы общественных движений, защищать социум от попыток персонификации как проблем, так и методов их решения. А главное, нужно понять, что трансформации идеологий неизбежны, как и движения институтов власти к религиям (точнее, к церквям). В борьбе за власть над Человеком государства и церкви либо уничтожат мир, либо создадут новое учение – новую идеологию, способную сделать Человека и Человечество целью развития.

Паритет личности, общности и природы – вот то направление развития, к котором открыла путь либеральная идеология. "Конец истории" Френсиса Фукуямы абсолютно точно обозначил черту, за которой история идеологий заканчивается, начиная историю "нового учения".

Коментарі









© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua