Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

У каждого города свой устав и норов. Почему у жителей депрессивной Макеевки больше прав и возможностей, чем в богатом Донецке

Демократ | 30.05.2008 12:40

3
Рейтинг
3


Голосів "за"
3

Голосів "проти"
0

Эта замусоленная фраза недавно сама напросилась на язык, когда, разбирая очередной конфликт представителей общественности с сильными мира сего я вдруг неожиданно для себя обнаружил, что в соседней с Донецком полудепрессивной Макеевке есть собственный Устав территориальной громады. Причем, настоящий!

У каждого города свой устав и норов. Почему у жителей депрессивной Макеевки больше прав и возможностей, чем в богатом Донецке
Почему у жителей депрессивной Макеевки больше прав и возможностей, чем в богатом Донецке

I"Нет пророка в своем отечестве"...

Эта замусоленная фраза недавно сама напросилась на язык, когда, разбирая очередной конфликт представителей общественности с сильными мира сего я вдруг неожиданно для себя обнаружил, что в соседней с Донецком полудепрессивной Макеевке есть собственный Устав территориальной громады. Причем, настоящий! С подробно прописанными процедурами всех предусмотренных отечественным законодательством форм "демократии снизу" – начиная от общих собраний и заканчивая местной инициативой!!

Более того: в макеевском Уставе депутаты прописали даже то, от чего могли запросто отказаться – отдельным приложением к основному документу они утвердили порядок доступа жителей города к информации о деятельности местных органов самоуправления!!!

Возможно, многим покажется непонятным обилие моих восклицаний по поводу "какого-то там устава". И это естественно. Поскольку в нашем современном мире всякая что ни на есть организация (учреждение, предприятие) без устава не имеет даже права на существование, и потому этих уставов сейчас – миллион. Обычная дежурная вещь...

Но в том и дело, что еще две недели назад наш город Донецк с миллионом жителей, с нескрываемыми претензиями на то, чтобы считаться лидером среди равных и стать примером в строительстве "Европы у себя дома", такого устава не имел. Хотя работу над этим документом, который должен был стать "малой конституцией" города, местные власти начали почти одновременно со всеми в Украине. И теперь он, наконец, есть...

Но его как бы и нет!

Нет ничего странного в том, что утверждение многострадального Устава территориальной громады г. Донецка не стало не то, чтобы торжественным, но даже просто событием в жизни города. Потому что этот документ в том виде, в каком его вынесли на рассмотрение сессии 16 мая, и в каком за него без единого вопроса проголосовали депутаты, никому не нужен. Он НИЧЕГО не решает. Он просто являет собой набор (компиляцию, реферат – назовите, как хотите) статей, содержащихся в Законе "О местном самоуправлении в Украине". А те задачи, которые должны были – по тому же закону! – быть решены в Уставе территориальной громады, городской голова и депутаты оставили "на потом". И в результате дончане, которые считаются по Конституции высшим источником власти в городе, как были – так и остались без каких-либо реальных инструментов влияния на власть.

II

Поясню данное утверждение на двух самых ярких примерах.

Буквально ни для кого не секрет, что в последнее время в нашем городе одной из самых острых и больных проблем стало строительство различных административно-торговых и жилых домостроений на месте парков и скверов, а то и непосредственно под окнами уже существующих жилых домов – на придомовых территориях. Не приходит буквально ни одной недели, чтобы в "Громадську раду" или в дружественные нам общественные организации "Правовая защита" и "Донецкое экологическое движение" не звонили обеспокоенные жители со всех концов города: помогите, что нам делать – без нашего согласия во дворе дома возвели забор, валят деревья, хотят построить на детской площадке то ли офис, то ли казино!...

Ключевое слово в этих обращениях за помощью: без СОГЛАСИЯ! Будь городские власти, как говорится, плоть от плоти народными, они бы, конечно, прежде чем давать разрешение фирмам-застройщикам на разработку градостроительного обоснования или принимать решение об отводе земельного участка под новый объект, прежде посоветовались бы с людьми о целесообразности своих намерений. На языке действующего законодательства это называется "учесть интересы физических и юридических лиц". И этот учет должен осуществляться в обязательном порядке! Так предусмотрено не только общегосударственными и региональными правилами застройки, но также прописан в соответствующем решении Донецкого горосовета. Правда, одной строчкой. Вернее, указанием: обязательно учитывать! А как это делать и в каком порядке – ни слова. Кроме, опять же, общего размытого указания: путем "громадського обговорення".

Когда несогласованные с жителями новостройки окончательно доводят людей до белого каления, они либо идут на застройщиков врукопашную, либо как "физические лица" обращаются в суды с исками о запрете строительных работ и отмене решений горисполкома. Первая мера – крайняя. Вторая, в общем-то, тоже. Поскольку ничего хорошего бизнесу и инвесторам не сулит даже в случае признания иска необоснованным. Время-то всё равно потеряно, а время – деньги. А уж как при этом авторитет и имидж городских властей роняется – и говорить не приходится. Достаточно полистать "Громадську правду"...

Но всех этих неприятностей и "негараздов" не было бы и в помине, если бы в "Правилах застройки г. Донецка" депутаты предусмотрели специальное Положение об общественном обсуждении градостроительных проектов. Или, как его назвали мы в своем предложении от ДГО "Громадська рада" – Положение об учете прав и интересов физических и юридических лиц.

В проекте данного документа мы, представители общественной организации, постарались учесть все моменты, которые возникают по ходу общественного обсуждения градостроительных планов. Это и обеспечение доступа жителей к документации и экспертизам, и гарантии права людей не только услышать, что им говорят чиновники и предприниматели, но и быть услышанными. И, наконец, право общественности донести свое коллективное мнение и позицию, а также выступить с предложениями непосредственно перед депутатами горсовета на сессии. По терминологии Закона о местном самоуправлении это право называется "местной инициативой", и процедура её реализации по этому же закону должна являться составной частью уставов территориальных громад Украины. Вот только в донецком уставе в этой части – пусто. Зато что ни сессия – перед зданием горсовета густо. От пикетов протеста и возмущенных новостройками граждан.

Другой пример – жилищно-коммунальные тарифы. Это не менее горячая и конфликтная тема в отношениях между городскими органами власти и населением. Что с того, что последнее "приведение тарифов" в Донецке благодаря "молчанию ягнят" (имею ввиду местные, зачастую подконтрольные городскому голове СМИ) прошло тихо и незаметно. В июле, когда дончанам принесут новые счета за воду и вывоз мусора, секрет Полишинеля раскроется сам собой, и предугадать реакцию простых граждан, и без того издерганных инфляцией, предугадать будет несложно.

Однако возмущенные новыми коммунальными поборами люди на этот раз к горисполкому не пойдут. Их протест будет выражен в куда более примитивной, но действенной форме. Они просто перестанут платить по новым тарифам. Сейчас почти не платят, а скоро и вообще не перестанут. И не потому, что несознательные или "варвары", как говорит заместитель директора "Донецкгортеплосети" Александр Семченко. А потому, что поднятые до уровня европейских расценки на местные жилищно-коммунальные услуги совершенно не соотносятся с качеством нашего донецкого ЖКХ-сервиса. Чем это грозит? Я думаю, что ответ на этот вопрос дало недавнее отключение от газа городских котельных. Если подобное произойдет с наступлением нового отопительного сезона, наш "город-лидер" запросто сможет переплюнуть славу Алчевска.

"Хорошо, – спросят меня, – а что вы можете предложить взамен? Разве тарифы на коммунальные услуги не нуждаются в повышении, когда вокруг цены растут буквально на всё?!".

К сожалению, это чистой воды фантазия. В том смысле, что никто из чиновников меня и других жителей города об этом так и не спросил. Хотя имитация была. В виде проведенных по распоряжению городского головы А.Лукьянченко общественных слушаний. Однако кто был на этом мероприятии, тот знает, не даст соврать: председательствовавший на нем Николай Волков за два часа заседания ни разу не предложил рядовым участникам выступить по обсуждаемой теме. Даже когда представитель нашей общественной организации стал настаивать на слове, призывая голову четко следовать регламенту, Николай Иванович остался непреклонным и, кабы чего не вышло, срочно закрыл "дебаты". При этом завершил слушания такими словами:

- Мы обсудили тему... И теперь все замечания и предложения, высказанные участниками слушаний, будут внесены в протокол... С тем, чтобы их учесть в дальнейшей нашей работе.

Так вот: те так называемые "слушания" состоялись 7 мая. А 15 мая, как я уже говорил, без какого-либо обсуждения депутаты новые тарифы утвердили. Но ни в период между слушаниями и сессией, ни после (вплоть до сегодня) протокола общественных слушаний так никто и не увидел. Смею полагать, что его вообще нет в природе, потому что никого из власть имущих в нашем городе общественное мнение, точка зрения громады не интересует. У них есть своя... кочка сидения. И с её высоты чиновникам абсолютно начхать, что люди думают об их "приведениях".

А между тем, два года назад по этому вопросу громада Донецка уже высказалась. И в специальном решении горсовета четко зафиксированы 12 позиций, по которым граждане настоятельно требовали предпринять соответствующие меры: от утверждения Программы модернизации местного ЖКХ на основе структурной перестройки и энергосберегающих технологий до всестороннего аудита коммунальных предприятий. Под этим решением – личная подпись городского головы А.Лукьянченко. Под перечнем рекомендаций – собственноручный автограф секретаря горсовета Н.Левченко. Но уже второй год "Громадська рада" добивается от этих должностных лиц ответ на вопрос, что сделано депутатами и исполкомом по каждому из 12 пунктов – а в ответ глухое тупое молчание.

Я не берусь предсказать, что будет с новыми тарифами. Как начальники коммунальных предприятий будут стараться наклонить дончан, чтобы они более-менее сносно и вовремя платили за более-менее представляемые им услуги. Зато я абсолютно уверен, что даже при поголовном охвате населения судебными исками в суд городские водопроводы и теплосети исправнее не станут, "Гринко-Дон" по-прежнему будет тормозить с вывозом накапливающегося во дворах мусора, и дворники будут отравлять кострами и пепелищами окружающую среду уже не только осенней порою, но и в разгар летнего зноя. Так есть и так будет, потому что городской голова и его окружение в упор не желают замечать, что люди не хотят платить за жУльё. Поэтому рано или поздно, но взрыв приглушенного пока еще конфликта между коммунальными властями и жителями города обязательно состоится.

III

И в этой связи я опять хотел бы заострить внимание на том, что если бы мэр и другие "отцы города" четко придерживались законодательства, если бы чтили и уважали право граждан прямо и опосредованно участвовать в работе органов местного самоуправления, если бы шли и работали навстречу инициативе и интересам горожан – строительство Европы в Донецке гораздо бы ускорилось. По крайней мере, обе движущие силы – власть народная и власть чиновная – действовали бы сообща, согласованно.

Но сегодня, к сожалению, власть последняя (в буквальном, правовом и фигуральном значении этого слова) делает всё для того, чтобы обособиться и стать единоличным хозяином города. С таким прицелом, в том числе, шла и работа над Уставом территориальной громады: сказать рядовым гражданам "нет".

Кстати, эта направленность донецких чиновников и чинуш на то, чтобы оградиться от жителей частоколом отказов и запретов, наблюдается практически в каждом публичном выступлении нашего городского головы. Как только речь заходит о критических замечаниях в его адрес, Александр Алексеевич непременно подчеркнет, что "это происки определенных политических сил", которые проиграли ему на выборах, и что он не обязан считаться с ними, поскольку они – не его избиратели.

Стоит ли указывать на то, что подобная логика действий и мышления не только противоречит действующей Конституции, которая запрещает делить граждан по признаку их политических убеждений, но и сама по себе деструктивна? Нынешнее время явило достаточно примеров того, как даже самые любимые и рейтинговые политики буквально за считанные дни теряли весь свой запас популярности, как только теряли связь и взаимопонимание со своими почитателями. И я неоднократно слышал, каким "незлым тихим словом" поминали Лукьянченко его вчерашние избиратели во время стычек с застройщиками придомовых территорий.

Однажды, доказывая в беседе с начальником юридического управления горсовета Анатолием Устименко деструктивность блокирования городскими властями инициативы и гражданской активности горожан, я услышал в ответ, что, мол, у служб и должностных лиц горисполкома и так забот полон рот, чтобы еще и поощрять хождение народа во власть со своими обращениями. Я тогда сказал, что понимаю, в чем чиновничья корысть в такой позиции. По закону Паркинсона: чем чаще и больше коммунальный отдел говорит "нет" своим посетителям, тем скорее его реорганизуют в управление. Что, собственно, и подтверждается практикой последних лет: за время правления городом господином Лукьянченко количество всевозможных управлений и служб (коммунальных предприятий) с аналогичными правами существенно превысило штат, существовавший еще при Владимире Рыбаке. И объясняется этот "рост" легко: при всех своих недостатках – а у кого их нет? – Владимир Васильевич гораздо легче и охотнее шел на контакт и диалог со своими критиками и оппонентами, чем его "наследник по прямой".

Возможно, причиной плотной "задраенности" Лукьянченко от представителей общественных организаций и инициативных групп граждан является недостаток политического образования (всё-таки Рыбак долгие годы работал в партийной системе), возможно – неуверенность в собственных силах и знаниях. Потому и укрылся в своем рабочем кабинете, как в бункере. А теперь еще и липовым Уставом территориальной громады загородился, как филькиной грамотой. И все равно сидит на валерьянке, как это было во время протестов жителей домов на бульваре Пушкина против строительства "футбольных" офисов, или совсем недавно, когда вынужден был срочно давать "полный назад" непродуманному, не обсужденному предварительно со школьной общественностью решению о классах с украинским языком обучения.

Я не уверен, что всё, о чем я сейчас попытался рассказать, будет понято и воспринято правильно. Я знаю депутатов горсовета, которые и по сей день, даже после "просветительских" бесед, не знают, что такое "местная инициатива", и почему положение о ней обязательно должно быть прописано в Уставе громады. Но я также знаю, что я лично и члены нашей общественной организации "Громадська рада" – нормальные люди. Что наши чаяния и устремления направлены на благо Донецка и дончан. Что наши знания и силы могут принести посильную пользу развитию и совершенствованию города. И не могу понять, почему на протяжении уже трех кряду лет городской голова ни разу не спросил у нас: а какие ваши предложения?

...

До чего же по-хорошему я завидую жителям депрессивной Макеевки, у которых при любом мэре и под властью любой политической партии есть право самим участвовать в управлении родным городом. Это право гарантировано им Уставом...

Александр КОЛЧАК,

голова "Громадськой рады".











© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua