Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Мелко плаваете, господин Медведев

Ант. | 2.09.2009 13:44

12
Рейтинг
12


Голосів "за"
14

Голосів "проти"
2

Продолжение статьи о том, какое же отношение имеют москвичи к славянству и к Руси

Мелко плаваете, господин Медведев
(первая часть статьи)

...

Подумайте! Одна пустынность места,

Сама собой, готова привести

К отчаянью, когда посмотришь в бездну

(У. Шекспир, "Гамлет")


...

Архимед когда-то сказал: "Дайте мне точку опоры и я переверну землю" и тем на века вдохновил на поиски подходящих точек многих желающих что нибуть попереворачивать. Одной из таких точек приложения сил и стала "Киевская Русь" – уж если не всей земли, то заметной ее части, именуемой Московией. Насколько удачным оказалось это переворачивание можно судить хотя бы с того, что появилась обширная, густо заселенная территория, жители которой не скрывают что были покорены – оказались в подчинении, под властью, под гнетом, под каблуком, – одним словом, оказались в под Московье или, как принято по-современному (с акцентом на подчинении) – в Подмосковье. И не просто оказались в состоянии подчинения, но даже гордятся этим. Вот и интересно посмотреть из чего же эта гордость ковалась, вот потому и желательно глянуть на тот человеческий материал, потомки которого гордятся, что они "под".

Для того и пойдем далее, и посмотрим, кто же был соседями Руси, и, прежде всего, – на северо-восточном, московском направлении. Вот что по этому поводу говорит ПВЛ (http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm):

А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке... А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках

Как видим, в землях северо-восточнее Москвы (и Ростов, и "Клещино"-Плещеево озеро, находятся к северо-востоку от Москвы – в Ярославской области) и восточнее Москвы ("по реке Оке – там, где она впадает в Волгу", да и Муром к востоку) жили уже не славянские, а финские племена. Москва, правда, среди этих земель не упоминается (что финнов наверняка не ободряет), но и среди русских земель до этого она тоже не числилась (так что и не огорчает). Ну а раз не упоминается – придется "копать". Легче конечно же было бы "не копать", а "копнуть" – остановиться на самом названии "Москва", близком по звучанию словам "мордва" и названию одной из составляющих мордву народностей – "мокша" (вторая народность, эрзя, при этом тоже без "столицы" не останется: Рязань – эрзя), но нам смогут возразить: мало ли кто и в честь кого не называл города, – и будут правы. Так что мы выберем дорогу посложнее – тем ценнее будет достижение цели!



Итак, прежде чем пойти на Москву (в переносном, только в переносном смысле!) посмотрим, а кто же такие "русские", и выясним это на Википедии (почему на Википедии? – так современное, так сказать, веяние). Вот как это выглядит на данный момент (Википедия.Ру, "русские"):

Русский этнос сформировался из слияния следующих составляющих – славян...: русь, словене ильменские, кривичи, вятичи, северяне и радимичи... В меньшей степени на формирование русского народа сказалась позднейшая ассимиляция части финно-угорских племен (чудь, меря, мещера, мурома) живших на северо-восточных территориях колонизируемых славянами.

Если посмотреть места расселения указанных славянских племен, то окажется, что ближе всех к Москве, а потому и наиболее интересными из перечня славян оказываются вятичи. Вот, например, что говорится о вятичах все в той же Википедии (Википедия.Ру, "вятичи"):

Вя́тичи – восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). Фактически, наряду с Кривичами, это и есть этнические русские.

Из привеленной цитаты отметим для себя место расселения: "в бассейне Верхней и Средней Оки".

Давайте теперь дополнительно сверимся с "классиками" – например, с Соловьевым (http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/131/1_3_4.htm):

...в половине IX века южные границы финского племени с славянским можно положить в области Москвы-реки, где финны должны были сталкиваться с славянским племенем вятичей, селения последних мы имеем право продолжить до реки Лопасни, потому что, как видно, все вятичи принадлежали к Черниговскому княжеству, а город Лопасня был пограничным городом этого княжества с Суздальским. Селения вятичей должны были уже соприкасаться с селениями финских племен, потому что в Бронницком уезде Московской губернии находим реку Мерскую или Нерскую, которая именем своим ясно показывает, что протекала чрез старинную землю мери.

Правда, не совсем понятно, почему "в половине IX века", если упоминаемая Лопасня была основана куда как позже – в 1175 году? Не потому ли, что автору совершенно неловко от того, что столь замечательное племя вятичей, принявших посильное и (как будет показано далее) совершенно непосильное (!) участие в "формировании русского этноса" просто исчезло, растворилось...

Ну да ладно, оставим рассмотрение этого вопроса на потом. Итак, Соловьев указывает, что река Нерская (Мерская – по имени жившего на ее берегах племени) и Бронницы находятся уже на землях племени меря. Современные Бронницы находятся все там же – в каких нибудь 50км. на северо-восток от Чехова и на те же 50км. на юго-восток от Москвы.

Причем, Соловьев географически достаточно точен – он называет крайний северо-восточный рубеж Руси, за которым уже простирались владения финских племен. И рубеж этот – город Лопасня, или современный, Московской области, город Чехов, – основан (как указано в Википедии) в 1175 году и находится на расстоянии 75км. к югу от Москвы, – а это значит, что на север и на восток от него сплошь финские земли.

А теперь посмотрим еще и на временной ряд: город Москва был основан (упоминается в летописях – в данном случае разницы нет) в 1147 году, т.е., еще до основания Лопасни. Что же следует из того, что именно Лопасня (основанная после Москвы и находящаяся к югу от Москвы), а не Москва упоминается как пограничный город Черниговского княжества? А следовать из этого могут только две вещи: либо о Москве в то время никто не знал, либо... Либо она находилась за пределами Черниговского княжества, т.е. – в финских землях!

Версию о том, что о Москве после 1175 года и слыхом не слыхивали отбрасываем сразу – ведь сказано же, что "первое упоминание о Москве относится к 1147 году". Вот и Ипатьевская летопись об этом говорит (http://izbornyk.org.ua/ipatlet/ipat15.htm):

Иде Гюрги воевать Новгорочкои волости. и пришедъ взя Новъıи Торгъ. и Мьстоу всю взя а ко Ст҃ославоу присла. Юрьи повелЂ емоу Смоленьскоую волостъ воевати. и шедъ Ст҃ославъ. и взя люди Голядь верхъ Поротве. и тако ополонишася дроужина Ст҃ославля. и приславъ Гюргии. реч̑ приди ко мнЂ брате въ Московъ

Упоминание конечно не очень приятное – "стрелку забили", – но уж какое есть. В 1147 году Юрий Долгорукий, как известно, был князем Суздальским. А раз "приди ко мне, брате, в Москву", то и выходит, что Москва находилась не в Черниговских землях Руси, а в населенных финскими племенами Суздальских, в которых княжил Долгорукий и с которыми Русь граничила. После этого еще раз можем перечитать ПВЛ где перечислено, кто жил на Руси, а кто рядом с Русью (и платил дань Руси); или того же Соловьева, который так просто и говорит, что Лопасня была приграничным городом Руси и должна бы была "уже соприкасаться с селениями финских племен".

Вот после этого и настало самое время вернуться к цитатам из Википедии про "русский этнос... живший на северо-восточных территориях" и про "этнических русских" вятичей, которые жили по соседству – в Черниговских землях, – и задаться совершенно простым вопросом: как так вышло, что Москва стала центром "русского этноса", пошедшего от вятичей и других славян, хотя строилась финнами и на финских землях? Как так вышло, что будущую столицу строили одни, а пользоваться с налогов в казну довелось совсем другим, к тому же жившим вообще "за границей"?

Одним словом, хотелось бы найти ответ на совершенно простой вопрос: как так вышло (зачем понятно), что инородцев вятичей к "русскому этносу" приписали, а исконных строителей Москвы финнов списали...

(продолжение следует)

Коментарі









© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua