Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

ОСНОВЫ БУДДИЗМА ч.1


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Вот истинный Закон жизни", – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло!

ОСНОВЫ БУДДИЗМА ч.1
ОСНОВЫ БУДДИЗМА

(популярное изложение основных догм и доктрин буддизма)

""Вот истинный Закон жизни", – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло!

Вступление

В этой работе автор попытается представить на суд читателя своего рода очерк-эссе на тему буддизма в том виде, как лично он воспринял это великое религиозное учение следуя основам которого автору удалось решить на своем жизненном пути немало сложных жизненных ситуаций.

Возможно, что и вам уважаемый читатель после ознакомления с данной работой удастца применить советы Будды для решения своих сложных личных проблем.

В таких случаях я как автор буду рад получить от вас отзывы и комментарии по тому или иному моменту.

Теперь о том кому не рекомендуется дальше читать этот текст! Считайте это строгим авторским предупреждением!

В первую очередь данный текст не рекомендуется читать тем из вас уважаемые читатели кто считает себя "воцерколеным" в то "ПРАВОСЛАВИЕ" как его ныне толкует Русская православная церковь МП и к тому же состоявшим в разных православных братствах воинствующего типа!

У вас "православные" своя вера, а мы будем говорить о другой, которая хоть и не придерживается доктрины насилия и никогда не заточала лиц, "отпавших от веры" в гибельные для них темницы типа "Соловецкого монастыря" и не сжигала на кострах за отказ крестница тремя пальцами, но тем не менее по своему учению являющаяся полным антагонистом- православия!

Поэтому если вы все же открыли эту страницу и начали читать, то сразу заставьте себя трижды вслух сказать – "Чур меня! Чур меня! Чур меня!" потом плюньте через левое плечо и закройте страничку.

Но поскольку вы все же невольно согрешили (может и по моей неосторожной вине) то покатайтесь вашему батюшке на ближайшей исповеди!!!

Часть первая

БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В поисках истиной веры ваш автор лет так десять тому назад активно заинтересоваться учением буддизма как такого. Начал я естественно с изучения истории по появлении БУДДЫ (вернее проверил насколько историчны эти сведения). Затем начал изучать разные учебники-пособия по основам буддизма и завершил так сказать личными беседами с лицами, активно принявшим учение Буды до той степени, что оставили мирскую жизнь в Украине и переселились на Тибет в один из мужских ламаистских монастырей.

А поскольку многие из вас уважаемые читатели, решившие читать данный текст дальше (не смотря на авторское предупреждение) хотя и слышали о Будде и его учении, но как то, где боком и по несерьезному! То тут я предлагаю вам сразу и твёрдо усвоить тот минимальный минимум исторических данных, которые каждый буддист доложен знать так же как вы таблицу умножения!

Итак, БУДДИЗМ возник в VI век до н. э. в Древней Индии.

Его основатель Сиддхартха Гаутама, именуемый Буддой (Просвещенный), 563-483 гг. до н. э.

Священные книги:

Только она и это Трипитака ("Три корзины мудрости"), разделенная на проповеди, правила для священнослужителей и уточнения учения Будды. Данную книгу вы можете найти и прочесть вот по этой ссылке: http://dhamma.ru/canon/index.html А об истории написания этой книги хорошо рассказано вот тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трипитака

Со времен появления Трипитаки список остальных священных книг буддизма пополнился таким большим количеством томов, что простое их перечисление заняло бы не одну страницу, а это нам совершено не нужно тем более и как это не парадоксально, ибо все последующие книги хотя с одной стороны разъясняли слова БУДДЫ, но с другой стороны еще больше его затемняли...

Распространение будизма: большинство буддистов живет в Китае, Японии, на Цейлоне, в Таиланде, Бирме, Индокитае, Корее и Монголии.

Небольшое количество буддистов есть в мире повсюду, в том числе в Соединенных Штатах Америки. В Индии, где зародился буддизм, буддистов очень мало.

Религиозные течения: буддисты делятся на последователей Хинаяны и Махаяны, которые можно сравнить с общепринятым и реформистским направлениями в других религиях.

На Тибете буддизм развился в ламаизм. В Китае и Японии он объединился с конфуцианством, таоизмом и синтоизмом.

Вот тот минимум что вам надлежит твердо знать, приступая к изучению основ БУДДИЗМА!

Теперь нам пора походить к вопросу о предпосылках возникновения БУДДИЗМА в том смысле в силу каких причин индийский принц Сиддхартха Гаутама, будущий король индийского (народа) племени ШАКЬЯ добровольно отказался от религиозной веры ИНДУИЗМА и добровольно отрёкся от истин, содержащихся в священных книгах ВЕД.

В самый краткий пересказ биографии БУДДЫ (а ваш автор никак не претендует на титул биографа БУДДЫ!) это можно передать следующим образом.

Около 2500 лет тому назад на земле Индии, на равнинах Ганга, у подножия Гималайских гор обитало племя шакья, а правителем был царь Суддходхана Гаутама.

Царь Суддходхана жил во дворце в Капилависте. Он был богат, здоров и любим своим народом. И все-таки царь Суддходхана не был счастлив. У него не было детей. Но когда царю уже было около пятидесяти лет, царица Майя родила сына, которого назвали Сиддхартха – принц Сиддхартха Гаутама.

Когда весть о рождении принца разнеслась по всему небольшому царству народа шакья, люди со всех концов страны пришли поздравить царя и царицу.

Среди множества гостей во дворец пришли семь святых с Гималайских гор. Когда им показали принца Сид-дхартху, все семеро одновременно воскликнули:

"Такой красивый ребенок еще никогда здесь не рождался!"

Затем снова посмотрели на маленького принца и вместе воскликнули:

"Он вырастет великим человеком!"

"Что вы предсказываете моему сыну?" – величественно спросил царь Суддходхана.

"Если он изберет мирскую жизнь, – ответили семеро святых, – он станет царем всего мира!"

Великое будущее, предсказанное его новорожденному сыну этими святыми людьми, сделало царя Суддходхану очень счастливым. Он приказал принести еще больше жертв богам, еще больше раздать милостыни бедным, а празднества во дворце должны были продолжаться еще семь дней.

Рос наш принц здоровым и очень добросердечным мальчиком как на те дикие и давние времена и с учетом его царского происхождения!

Когда принц Сиддхартха достиг своего двенадцатого дня рождения, в царском дворце устроили пышное празднество и не случайно, поскольку в этом возрасте, будучи сыном добропорядочного индуса, принц должен был надеть священную нить – это было чем-то вроде конфирмации.

Перед всеми гостями принц, как и все мальчики его возраста, надевшие священную нить, дал клятву ревностно изучать священные книги религии своего отца.

Когда мальчик надевает священную нить и дает клятву верности своей религии, согласно верованиям индусов, он рождается заново, и с того дня его называют Дважды Рожденным.

Как только Сиддхартха стал Дважды Рожденным, будучи сыном царя, его отправили на 4 года получать своего рода "высшее образование" к самым известным и ученым жрецам в царстве шакья для получения образования.

В те времена изучали литературу, грамматику, математику, астрономию и другие предметы. Но большая часть времени была посвящена изучению религии по Ведам – священному писанию индусов и как только принц Сиддхартха освоил санскрит, его учителя-жрецы начали посвящать его в священные книги, трактующие их религию – ИНДУИЗМ. (Кстати о санскрите и украинском языке! Современные ученые дают прелюбопытные параллели! Советую пересмотреть вот эту публицкацию-http://www.liveinternet.ru/users/zara_yara/post148684123/

Но раз мы затронули тему ИНДУИЗМА как религии, на которой изначально воспитывался сам БУДДА то нам все же не обойтись без того чтобы не сказать несколько слов и об этом. А поскольку так или иначе идеи ИНДУИЗМА, заложенные учителями в голову юного принца, повлияли на его развитие и построения затем новых логических суждений, приведших БУДДУ к формулированию основ новой религии!

Религия под названием "Индуизм"

"Главный постулат индуизма заключается в существовании бесконечного Мирового Духа Брахмана, или Души Мира. Душа Мира, в свою очередь, также называется Тримутри – Триединый бог, поскольку он воплощен в:

1) Брахме – Создателе,

2) Вишну – Спасителе,

3) Шиве – Разрушителе.

Согласно верованиям индусов, Брахма создал первого человека и назвал его Ману, затем первую женщину – Шатарупа. От них и произошло все человечество.

Не все люди в мире были равны, хотя произошли от Ману. С самого начала существует четыре категории людей.

Из головы Ману появились самые лучшие и святые люди в Индии – жрецы, которых называют брамины.

Руки Ману произвели еще одну категорию самых лучших людей – царей и воинов.

Из бедер Ману вышли ремесленники, а из ног – люди из самого низшего сословия.

Эти категории стали именоваться кастами.

Чем выше каста, тем больше преимуществ и привилегий от рождения получал человек, и наоборот. Только представители высшей касты могли быть жрецами и учителями религии.

Представители самой низшей касты не имели права стать жрецами, правителями или занимать какие-либо важные посты.

Со временем четыре основные касты раздробились, образовав тысячи новых каст.

А касты отличались тем крайне неприятным фактом, что из них нельзя было перейти в высшую!

Древнеиндийские мудрецы неоднократно обсуждали эту тему и пришли во к таким выводам:

"Если представитель низшей касты очень добропорядочный, умный и храбрый, есть ли у него шанс получить те же преимущества в жизни, которыми обладают представители более высокой касты?" – спросили люди.

"Нет, – отвечали жрецы, – если человек родился в одной касте, он никогда не сможет пользоваться преимуществами более высокой касты".

"Тогда нет смысла быть добропорядочными", – решили некоторые.

"Нет, есть! – сказали жрецы. – Если вы добропорядочны в этой жизни, вы будете вознаграждены за это в следующей жизни".

"Какой жизни?"

""Как вы все знаете", – сказали жрецы, – у каждого живого существа есть душа. Она проистекает из Мировой Души, Брахмана. Ведь Брахман бессмертен, верно?

Так и души живых существ, которые происходят из Мировой Души, никогда не умирают".

"Тогда что же случается с душой, когда умирает человек?"

"Когда умирает человек, его душа выходит из его тела и немедленно входит в тело новорожденного младенца. Если человек ведет добропорядочную жизнь, он рождается заново в более высокой касте. Если его жизнь дурна, он вновь рождается в низшей касте".

"Что, если человек будет жить дурно на протяжении нескольких жизней?"

"Тогда он с каждым разом будет рождаться во все более низкой касте. Он может вообще родиться больным и страдать всю жизнь – и это будет наказанием за дурное поведение. Более того, в новой жизни он может родиться бессловесным животным.

Скажем, очень-очень плохой человек – слоном. И если он будет плохим слоном, то в следующей жизни может родиться собакой. Если он будет плохой собакой, опустится еще ниже по ступеням развития, пока не родится блохой или москитом".

Вера в то, что души рождаются заново много раз, принимая тот или иной земной облик, называется реинкарнация (перевоплощение).

"Что заставляет души добропорядочных людей входить в тела людей из высших каст, а дурные души – в тела людей из низших каст или животных?" – захотели знать люди.

"Есть Закон Жизни, – объяснили жрецы, – согласно которому добро должно быть вознаграждено добром, а зло наказано злом.

Этот закон называется КАРМОЙ, что означает "закон действия".

Если человек творит добро, он вознаграждается за свои добрые дела в следующей жизни, а если человек делает зло, его наказывают за это в следующей жизни. Такова КАРМА".

"Так и должно быть, – подумали люди. – Добро должно быть вознаграждено, а зло наказано". Закон Действия, именуемый КАРМОЙ, им показался правильным.

"Но что, если человек остается добропорядочным на протяжении одной жизни за другой?"

"Тогда он вознаграждается, – ответили жрецы, – родившись в следующей жизни в более высокой касте".

"А если он продолжает оставаться добропорядочным?"

"Тогда он рождается в еще более высокой касте".

"А если он все же продолжает вести добропорядочный образ жизни?"

"В таком случае уровень его сословия повышается до тех пор, пока не станет жрецом, брамином!"

"А если жрец продолжает делать в жизни добро, то кем он родится в следующий раз?"

"Он больше не будет рождаться заново, поскольку на этом его цикл жизней заканчивается".

"Но что происходит с той душой, которая продолжает оставаться добропорядочной все время?"

"Как известно, души живых существ произошли от Брахмана – Мировой Души. Следовательно, когда душа заканчивает цикл жизней, она возвращается в Мировую Душу и соединяется с Брахманом. Такое состояние души называется нирвана.

И это величайшее счастье, на которое может надеяться душа. Поэтому вы все должны вести добропорядочный образ жизни и не делать зла, чтобы, в конце концов, получить надежду на соединение с Мировой Душой и войти в нирвану"...

Но это все как бы философские премудрости, а в наше время один известный российский поет-песенник и исполнитель, все тоже самое что и древнеиндийские мудрецы! А их бывает очень трудно понять!!!

Но более кратко изложил вот в этих стихах и если вы знаете слова этой песни то поздравляю вас вы почти что стали на тропу познания БУДДИЗМА как религиозного учения и вам осталось сделать только несколько последующих шагов в этом направлении!

Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса

Кто ни во что не верит, даже в черта назло всем

Хорошую религию придумали индусы –

Что мы, отдав концы не умираем насовсем.

Стремится ввысь душа твоя-

Родишься вновь с мечтою,

Но если жил ты как свинья -

Останешься свиньёй.

Пусть косо смотрят на тебя – привыкни к укоризне, -

Досадно – что ж, родишься вновь на колкости горазд.

И если видел смерть врага еще при этой жизни,

В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько –

Есть повод веселиться:

Ведь, может быть, в начальника

Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником – родишься вновь прорабом,

А после из прораба до министра дорастешь, -

Но, если туп, как дерево – родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить,

Гадюкой с длинным веком, -

Не лучше ли при жизни быть

Приличным человеком?

Так кто есть, кто, так кто был кем? – мы никогда не знаем.

С ума сошли генетики от гена и хромосом.

Быть может, тот облезлый кот – был раньше негодяем,

А этот милый человек – был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,

Я обхожу искусы, -

Удобную религию

Придумали индусы!

Учения о сотворении мира Брахманом и происхождении человечества от Ману – Первого человека, а также о кастах и перевоплощении, карме и нирване были записаны в книгах. В них также прописаны имена всех индусских богов и все гимны, которые им следует петь.

Позднее было написано множество книг, трактующих все эти верования и объясняющих людям, зачем им должно вести добропорядочную жизнь, как подобает религиозным индусам.

Жрецы обучали доктринам своей религии – индуизма – и принца Сиддхартху.

В течение четырех лет принц оставался со своими учителями.

В возрасте шестнадцати лет он возвратился домой в царский дворец, наделенный многочисленными сведениями об индуистской религии, подобно любому человеку в царстве шакья.

Потом состоялась его свадьба, рождения сына и жизнь его потекла в достатке, спокойствии и полном безделий. Я преднамеренно упускаю все ненужные читателю бытовые подробности жизни БУДДЫ: с кем дружил с кем спал, и т. д и т.п. но зато сразу прейду к описанию четырёх случаев в жизни, БУДДЫ, которые оказали на его в общем то неподготовленную к восприятию реальности окружающей жизни негативное влияние!!!

Если это можно и назвать по-современному СТРЕСОМ, то это был большой СТРЕС и так случилось на протяжении одного года четыре раза!

Четыре зрелища

Первый случай!

Принц очень любил охоту и часто выезжал со своим телохранителем Чаннахом.

Однажды, возвращаясь с охоты, он увидел изможденного человека – кожа да кости, корчившегося от боли на земле.

"Что случилось с этим человеком?" – спросил принц Чаннаха.

"Этот человек нездоров, и его мучают сильные боли, мой принц!" – ответил Чаннах.

"Но почему он болен?"

"Так бывает в жизни, мой принц. Любой человек может заболеть".

Принц не задавал больше вопросов, но сильно опечалился.

Второй случай!

На следующий день, когда принц и Чаннах снова вышли на охоту, они встретили старика, такого древнего, что его спина была согнута, как лук с натянутой тетивой, и он все время кивал.

Его руки тряслись, как пальмовые листья на ветру, и даже с помощью двух костылей он едва мог ходить.

"Что с этим человеком? – спросил принц Сиддхартха Чаннаха. – Его что, тоже мучают боли и болезнь?"

"Нет, мой принц! Но он стар, этот человек, и так люди выглядят в очень преклонном возрасте".

И снова принц возвратился домой в большой печали.

Третий случай!

На следующий день, когда принц Сиддхартха и Чан-нах снова вышли на охоту, им повстречалась похоронная процессия. Тело умершего мужчины везли к месту сожжения, а вслед за ним шли вдова и дети покойного, горько плача.

Принц попросил у Чаннаха объяснений.

""Это, мой принц, ждет любого человека", – сказал Чаннах. – И не важно, царь он или нищий, смерть приходит ко всем".

Все эти, казалось бы, как на взгляд современного читателя совершено бытовые ситуации так повлияли на БУДДУ, что он засомневался в истинности религиозного учения которое основывалось на индийских священных ВЕДАХ и которому его специально обучали в течении четырех лет!

И вот к каким выводам путем долгого размышления пришёл БУДДА!!!

1. Вероятно, что-то в жизни устроено неправильно, думал он, если существуют болезнь, старость и смерть.

Его интересовало, откуда появились страдания. Ни одна из священных книг, которые он изучил, не объясняла ровным счетом ничего. Принц не понимал, почему все люди в его царстве не могут быть такими же счастливыми, как он и его семья.

И, подумав обо всех людях в своей стране, он, наконец, начал понимать, как тяжела и несчастна жизнь бедных людей.

2. Он задался вопросом: почему Брахма Создатель разделил людей на такое большое количество каст?

Это показалось ему несправедливым. И все, что он почерпнул из священного писания и религиозных книг, показалось ему неправильным. И неизвестно к каким бы выводам тогда 2500 лет тому назад пришел бы БУДДА если бы с ним не случился и четвертый стрессовый случай!

На следующий день он снова вышел из дворца с охранником Чаннахом.

На этот раз не в лес на охоту, а на рыночную площадь, очень многолюдную днем.

Там, среди торговцев, принц увидел старого монаха, одетого в грубое одеяние желтого цвета, который просил подаяние.

Несмотря на то что монах выглядел старым, был бедно одет и вынужден был просить еду, его лицо казалось спокойным и счастливым.

Этот монах был одним из тысяч людей в Индии, которые оставили свои семьи и дома и ушли жить в горы в одиночестве, туда, где они могли думать без помех. Лишь время от времени они приходили в города просить пищу.

"Если бы я мог жить как один из таких монахов, – подумал принц Сиддхартха, – и проводить время за размышлениями, возможно, узнал бы правду о том, почему люди страдают и как вести добропорядочную жизнь. Пока я не открою эту истину, не буду счастлив".

И тогда принц решил покинуть дворец и семью, оставить свои богатства, отправиться в леса и жить подобно монахам.

Когда принц Сиддхартха объявил, что он собирается покинуть свой дом и стать нищим монахом, это стало сильным ударом для его отца.

Но принц Сиддхартха знал, что, если не убежит из дома, прежде чем любовь к маленькому сыну и возможность стать царем после смерти отца поглотит его, он никогда не откроет истинную Мудрость Жизни.

Однажды ночью он позвал Чаннаха и велел ему приготовить свою любимую лошадь для долгого путешествия.

Он покинул дворец вместе с Чаннахом, и оба они отправились в направлении царства Могадах.

Когда они отъехали на большое расстояние от Капилависты, то остановились и слезли с коней. С помощью Чаннаха Сиддхартха побрил голову и бороду.

Увидев своего хозяина выбритым, как нищий монах, Чаннах заплакал.

"Теперь, Чаннах, возвращайся во дворец, а я пойду один, стану просить милостыню и искать Правду Жизни".

"Да, мой принц!"

"Я больше не твой принц, Чаннах! Я больше не хочу быть правителем над людьми. Я хочу стать одним из моих соплеменников и выяснить, что они должны делать, чтобы привнести в свою жизнь добро и счастье".

"Да, мой принц!" – прорыдал Чаннах.

Чаннах вернулся во дворец в Капилависте, а Сиддхартха пешком отправился в путь по пыльной дороге.

По дороге он встретил нищего.

"Послушай, – сказал принц нищему, – давай поменяемся одеждой!"

И отдал нищему свою красивую одежду, взамен надев нищенские лохмотья.

Отправился дальше, став нищим в поисках Мудрости Мира, которая объяснит ему жизнь.

Та ночь, когда принц Сиддхартха Гаутама на двадцать девятом году жизни покинул свой дом, известна как Благословенная Ночь Великого Отречения.

На этом я чтобы не утомлять внимание заинтересовавшегося читателя прерву свое повествование. А пока наш принц Сиддхартха Гаутама, пожелавший сделаться бродячим монахом чтобы открыть все премудрости МИРА идет своей пыльной дорогой палимый жарким Солнцем, вам уважаемые читатели на сегодня уже пора вернутся к своим привычным занятиям...

Дополнительные материалы к ч.1

Они тоже относятся к справочным материалам в которых нуждается в первую очередь читатель уже заинтересовавшийся поднятой автором темой и у которого уже могли появится какие-либо вопросы.

"Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где находились древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I тысячелетия до н. э. Скудность научных данных об индийском обществе того времени не позволяет дать ясных ответов на многие вопросы, однако можно предположить достаточно очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе:

Середина I тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведийской религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. Одним из них и был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.

В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовало повышения авторитета царей и воинов (варны кшатриев) в противовес брахманам (на наличие такого конфликта между светской властью и жречеством косвенно указывают произведения поздневедийской и пуранической литературы).

Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он и был выбран для укрепления власти кшатриев.

Что буддизм в Индии был "царской религией", свидетельствует такой пример.

В VII-XIII вв. цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм и он стал там исчезать. Но в странах, управители которых продолжали покровительствовать буддизму (династия Пала), его расцвет продолжался.

В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно. Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописание Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таких, как "Жизнь Будды" Ашвагхоши – I в. н. э. или махаянская "Лалитавистара").

Так же хочу отметить, что наш "разговор" с читателем об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания!!!

Дело в том, что никакого "буддизма" как такового, "буддизма вообще" не существовало и не существует!!

"Буддизм (исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии.

Особенно это справедливо относительно Махаяны, которая, по существу, представляет собой обозначение весьма разноплановых и разнородных течений и направлений.

Поэтому всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный "буддизм вообще".

В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий "истинный буддизм" (что, например, в 90-е годы пытаются сделать в Японии так называемые "критические буддисты" – Хакамая Нориаки, Мацумото Сиро и их немногочисленные последователи); по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать "буддизмом" любое учение, считавшееся буддийским самой традицией.

Но тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным).

Именно этот круг базовых идей мы и будем называть "основами учения буддизма" и к ним теперь и обратимся.

К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады ("не-души") и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.

Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако если тхеравадины ("хинаянисты") считают их полной и окончательной истиной, то для большинства махаянистов они есть лишь некоторые условно истинные положения, провозглашенные Буддой в пропедевтических целях, чтобы подготовить учеников к восприятию ими истин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары и нирваны или наделенности всех живых существ природой Будды.

Но в любом случае рассмотрение учения буддизма следует начинать именно с них.

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение.

Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению – нирване.

И действительно, первая Истина (Истина о страдании) – констатация болезни и постановка диагноза; вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни (то, что в современной медицине называется "этиология и патогенез"), третья (Истина о прекращении страдания) – прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения.

Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа, страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное.

Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы сказали с известной долей метафоры – психотерапевтический) характер, и его создателем, или первооткрывателем (с той оговоркой, что, согласно учению буддизма, Будды были и до исторического Сиддхартхи Гаутамы), был Будда Шакьямуни".

Ну, а сам рассказ о Четырех Благородных Истинах и не только о них у нас идет в следующей части. Где мы вновь встретимся с Буддой и последуем за ним дорогами древней Индии.

(конец.1)










© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua