Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Тайны Русской православной церкви Гл.8 ч.8


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Посмертное "житие" монахов

Тайны Русской православной церкви Гл.8 ч.8
Глава 6 ч.8

Посмертное "житие" монахов

Это последняя из задуманных и написанных автором частей данной главы в котором описывается внутренняя жизнь монастырей подконтрольных РПЦ СП. И если вы уважаемый читатель думаете ну вот жил скажем монах Иоанн и умер и ему стразу вот так прямой путь (ведь он совершил монастырский подвиг) в заветное Царство Небесное!?

И тут вы уважаемый читатель очень крупно ошиблись. Никакой такой специальный пропуск для монаха в связи с его вольной или невольной смертью святым апостолам Петром -начальником ангельского караула у ворот "Рая" автоматически не выписывается!

И тут получается, как раз наоборот и почти по словам Христа "Проще верблюду пройти через иглу, чем богатому войти в царство небесное... ". Просто во времена Иисуса на планете Земля небыли никаких монахов, но правило это так же распространяется и на них...









Но прежде чем мы с вами уважаемый читатель углубимся в изучение чина погребения монахов нам нужно с вами разобщатся с многими другими важными вопросами о том, как православие как одна из ветвей христианской религии понимает смерть и посмертное существование своих адептов!

А если говорить о РПЦ МП, то она не упускает своей выгоды и от факта смерти мирянина, числившегося прихожанином того или иного христианского храма.

Мало того, что священники РПЦ МП сопровождают жизненный путь человека от самого рождения, так Церковь не оставляет его и в предсмертные часы и после смерти!

И если следовать канонам православия, то полагается после смерти мирянина его тело принести в церковь где над ним совершалось заупокойное чинопоследование.

Тело усопшего родственники приносят к эпископу т.е. в храма.

Епископ принимает его и совершает то что по уставу священных служб должно совершаться над праведно усопшим.

Тело усопшего если он был священником сгладится перед жертвенником, если усопший был монахом или мирянином, тело кладется напротив алтаря.

Для совершения молитв над телом усопшего епископ "собирает лик" то есть созывает клириков и мирян и совершает благодарственную молитву Богу.

Затем первой из священнослужителей удаляет окрашенных. После чего предстоятель провозглашает имена прежде почивших святых вместе с которыми удостаивается и ново представившийся одинакового поминовения и приглашает просить ему блаженного совершения во Христе!.

По окончании молитв священ начальник сам дает целование усопшему и все присутствующие потому что совершивший подвиг жизни богоугодной возлюблен и досточестен для всех бог избранных мужей".

Посоле этого предстоятель выливает на усопшего елей.

Когда закончены все священно действия, предстоятель сотворивши святую молитву за всех, полагает тело в честном месте в ряду других священных тел людей одного с почившим чина.

Пор обычаю Православной церкви тело усопшего мирянина после кончины омывается и кладется в гроб.

Над телом мирянина и монаха принято читать Псалтырь. Он читается мирянинами, близкими покойного, непрерывно вплоть до начала погребения.

Погребение умершего в просторечии отпеванием совершается по обычаю на третий день после его кончины, хотя может быть совершено раньше или позже.

Теперь зная эти "АЗЫ" мы можем перейти и к описанию чина "Отпевание и погребение монахов"

Последование отпевания монахов имеет следующие отличия от отпевания мирских людей:

1. При отпевании монахов кафизма 17-я разделяется не на три статии?, а на две, и в них поются иные припевы, а именно, в конце каждого стиха 1-й статии: "Благословен еси, Господи"; в конце каждого стиха 2-й статии: "Твой есмь аз, спаси мя", а к стихам, начиная со 132-го: "При΄зри на мя и помилуй мя", поется припев: "Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего (рабу Твою) ".

2. Вместо канона за усопших поются антифоны степенны всех восьми гласóв из Октоиха (из воскресных последований), и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается смерть Господа нашего Иисуса Христа, как победа над смертью, и возносится моление о усопшем.

3. При пении "Блажен" поются особые тропари, напоминающие о монашеских обетах почившего.

В этих кратких тропарях братия гласом нежной любви умоляет о брате, более дорогом и близком, чем родные братья по плоти: "Постничеством работавшаго Тебе, Христе, и православием на земли, прослави, Спасе, на небеси΄. Мир оставльшаго и в честнéм жительстве пожившаго благочестно, прослави, Спасе, на небесех".

За "Блаженнами" следуют обычные заупокойные Апостол и Евангелие, но их предваряет прокимен в особой редакции: "Блажен путь, в оньже и΄деши, брате, днесь, яко уготовася тебе место упокоения".

4. Из стихир при последнем целовании некоторые (5-10) при отпевании монахов не поются, а заменяются особыми стихирами.

5. При выносе тела усопшего монаха для погребения поется не "Святый Боже...", а стихиры "Кая житейская сладость..." (Большой Требник).

6. Под пение на восемь гласóв этих восьми самогласных стихир (каждую по трижды) гроб с телом переносится на кладбище: у могилы произносятся ектения и молитва, и гроб с телом опускают в могилу.

7. В то время, когда братия бросает землю на гроб, положено петь тропари: "Землé, зи΄нувши, приими от тебе создáннаго рукою Божиею прежде..." Поющие взывают: "Раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче". "Яко же рекл еси, Господи, Марфе: Аз есмь Воскресение, делом слово исполнил еси, из ада призвав Лазаря: сице и раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче" и т. д. (см. Большой Требник).

Затем братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, "скончал временную жизнь, которая вся исчисляется двунадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи΄" ("Новая скрижаль", ч. 4, гл. 21, § 5).

Затем тело монаха хоронят как правило на монастырским же кладбище.

Но через три года для усопшего монаха настает как бы первый этап СТРАШНОГО СУДА! Его могилу в обязательном порядке раскапывают, гроб вскрывают и пытаются при личном присутствии игумена монастыря осматривая останки почившего определить ПРАВЕДНОЙ ЛИ ЖИЗНЬЮ ЖИЛ ТОТ ИЛИ ИНОЙ МОНАХ.

















И в зависимости от этой оценки уже еще только по воле настоятеля монастыря определяется дальнейшая посмертная "судьба" монаха

А критериями оценки "праведник" или грешник" является два фактора. Полное отделение тканей трупа от костей и цвет черепа. Светлый череп-праведник. Желтый или попорченный череп -нераскаявшийся грешник!

Бывает правда очень редки что гробокопатели находят мумию усопшего монаха!

Т.е. прямое свидетельство его высокой праведности, подтвержденное нетленностью его тела! В таком случает с ним поступают по особому обряду описание которого не вхолдит в предмет рассмотрения данной статьи.

И тут у нас возникает прямой вопрос:

"А откуда и когда в христианстве и частности в православии возник такой обычай?"

А возник он очень давно. Еще во времена жизни самого Христа. Что касается православия то тут надо отметить дно важное обстоятельство. Есть такая монастырская республика (автономное объединение 15 монастырей" на суверенной территории Греции под названием "Горы Афон".

И по сути это как бы верования Академия всего православного монашества! Они же являются и учителями для других монахов и законодателями образцовой монашеской жизни!

Так вот там был разработан и официально утвержден особый обряд захоронения для монахов, когда их хоронят не в гробах, а заворачивают в мантию и через три года раскапывают.

При этом считается, что если Господь принял душу монаха, то плоть отходит от костей!

После этого они помазуются елеем и вином и разделяются череп, на котором пишется та надпись, которая была на могиле, затем отделяются все остальные кости и благоговейно хранятся.

В действительности же этот обычай характерен не только для православия, а и для католической церкви. Но там по латыни он называется Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) – "кость") – ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения секретированных останков.

В русском языке существует синоним этого слова – ко́стница.

Сам же обычай отделения костей и черепа возник еще у зороастрийцев, потом е к иудеев, а от них к римским католикам и православным.

Традиция хранения черепов или костей предков в специальных помещениях или даже жилых домах встречается и у других народов, хотя термин "оссуарий" к ним обычно не применяется.

В самом Новом Завете оссуарии упоминаются, вероятно, дважды:

В первом случае Иисус Христос говорит: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:27). С учетом традиции погребений только в саване (как, например, был погребён и сам Иисус), гробы в данном случае и есть оссуарии.

"Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8:21-23). Опять же с учётом традиций, более вероятно, что речь идёт о "вторых похоронах".

В ходе археологических раскопок, проводившихся в XX веке в Иерусалиме, были обнаружены два оссуария I века, идентифицированные по надписям на ним как оссуарииапостола Иакова и первосвященника Каиафы.

Православные костницы

Хранение костей в специальных помещениях – давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:

"Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нём пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног).

Сделано все это тщательно, с той глубокой серьёзностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка "смертиотекаря" не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: "Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы".

Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл – если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет – то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.

Впрочем, костницы существуют не только на Афоне, но и в египетских (например, монастыре Святой Екатерины на Синае) и палестинских (например, лавра Саввы Освященного) монастырях, а также и во многих других православных монастырях[32], в том числе и российских. Киево -Печерской лавре, в ряде Черниговский монастырей – Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря, в старинных Муромских монастырях.

Использование оссуариев в православном монашестве связано с тем, что исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ.

Для целей погребения устраивалось несколько могил (например, в Синайском монастыре их семь[35]), которые использовались неоднократно.

Извлечённые через некоторое время кости помещались в костиницы, при этом скелеты, как правило, разделялись (известны и полные скелеты в православных костницах, например, преподобного Стефана в Синайском монастыре. Из уважения к синайским архиепископом их кости хранятся в монастыре в отдельных нишах.

Монастырские костницы имеют как правило аскетические интерьеры, но встречаются и украшенные фресковой живописью. Например, в костнице болгарского Бачковского монастыря стены украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства.

На православном востоке в Средние века костницы были не только монастырской традицией. Например, в Херсонесе после X века на месте многих разрушившихся крупных базилик были устроены десятки могил-костниц, в которых погребли кости покойников, ранее захороненных за городом.

Такие многочисленные могилы-костницы, расположенные среди жилых кварталов, были характерной чертой города в период позднего Средневековья.

Но этот обычай и сейчас применяется в РПЦ МП. Посмотрите вот на фото монастырского кладбища, расположенного в современной Киево-Печерской Лавре. Все могилы новопреставленных монахов без имени. И они подлежат раскапыванию на третий год. После проверки на чистоту и праведность над могилой может появится табличка с именем монаха.

Если он праведным не признан, то его тело пере захоронятся в безымённых могилах на территории лесопосадки того же монастыря. А монахи будут молится об упокоении его грешной Души...










© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua