Народні блоги
http://narodna.pravda.com.ua/history/50be25943b341/

АМУРСКАЯ ДУГА ч.1

Бровко Владимир | 4.12.2012 18:32

История Албазинского острога

АМУРСКАЯ ДУГА ч.1
АМУРСКАЯ ДУГА

Вступление

Если посмотреть на карту РФ, то хорошо заметно, что в Забайкалье, между городами Читой и Благовещенском, государственная граница России с Китаем отступает вглубь российских пределов, образуя на карте большой отступ.

Для этого есть две причины. Первая это то, что граница РФ с Китаем проведена по реке Амуру, а именно он в своем течении сначала резко отклоняется на Север, а затем плавно спускаются на Юг к г. Благовещенску, образуя своего рода Амурскую дугу.

Вторая причина политическая. Ведь не всегда граница Московского царства, а затем Российской империи с Китаем, проходила только по рекам Аргуни и Амуру. И в таком виде она была установлена только в 1689 года по Нерчинскому мирному договору с Китаем. Нерчинский договор для тех, кто не помнит, в свою очередь был первым договор между Россией и империей Цин о границе, торговле и по другим вопросам.

Но, перед этим на р. Амуре и приамурских территориях, происходили большие дела и случались кровопролитные военные сражения. Которые, по своей итоговой геополитической значимости не смотря на прошедшие с тех пор 362 года, и сегодня крайне важны как для РФ, так и Китая.

Но, о событиях на Амурской дуге с 1650 по 1689 годах очень мало и неохотно пишут в Россию. Ведь тогда Китаю удалось остановить российскую экспансию на свою территорию и российским историкам, хвалится "силой русского оружия" как это обычно заведено в России, было собственно нечем.

Именно после этого (1686 г.) китайский император Канси, сделал важнейший геополитический прогноз, полное исполнение которого может произойти уже в наше время.

А сказал он следующее:

"Русское государство никогда не имело связей со Срединным государством. Русские по своему характеру чрезвычайно свирепы, и их трудно подчинить.

Однако в настоящее время они проявляют покорность и искренне желают обратиться к культуре.

Земли, на несколько тысяч ли лежащие на обращенных к Срединному государству (склонах) Хингана, начиная с крайнего севера, и пустынные, целиком станут принадлежать Срединному государству
".

В Китае эти слова были восприняты как его политическое завещание.

А теперь посмотрите на карту, где желтым цветом выделена территория подвластная Китаю на 1650 год, возвращения которой Китай будет всегда добиваться от России.



В дальнейшем, вы уважаемый читатель более подробно узнаете, кто такой император Канси и почему его почитают и в нынешнем Китае.



А лично меня, вопрос с Амурской дугой и всех прошедших и будущих, связанных с ней событий в росийско-китайских отношениях, заинтересовал вначале только косвенно, поскольку я начал собирать материл об истории "Албазинской иконы Божией Матери "Слово плоть бысть", для продолжения, серии своих статей, о чудотворных иконах Божией Матери.

Далее я полностью привожу официальное "Житие" иконы, размещённое на одном из официальных сайтов РПЦ МП http://days.pravoslavie.ru/Life/life602.htm с тем, чтобы думающий читатель, прежде чем он будет воспринимать дальнейший авторский текст, смог бы уже составить для себя общее представление о месте развития событий и главном предмете, нашего дальнейшего исследования.

Для читателя ознакомление с этим материалом будет полезным еще для того чтобы он мог понять кто, когда, как и зачем переписывает и фальсифицирует российскую историю!

А пример с "Албазинской иконой Божией Матери" является прекрасным параллельным сюжетом в нашем повествовании, дополнительно показывающим как в России – "Русская православная церковь", руководствуясь отнюдь не христианской маралью и заповедями, оказывала помощь империи, в захвате и насильственной колонизации все новых и новых территорий.

Одновременно, прикрывая все эти свои действия влиянием и заступническом самой Богородицы, одновременно внушая российским подданным мысль, что благодаря ей (Богоматери) и произойдет долгожданное "воссоединении Приамурского края с Российскими владениями"!

И как важно знать всем гражданам РФ свою подлинную историю, чтобы в будущем не наступать на одни и те же политические грабли, прося потом у Богородицы очередного "заступничества".



ч.1

Житие "Икона Божией Матери ''Слово плоть бысть'' (День памяти: Март 9)

" Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" – великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь.

В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами.

Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле.

В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской.



В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города – Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь – Спасский.

Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем.

В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен.

Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных – архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом".

Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение.

После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость.



В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной.

Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града.

Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей.

Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами.



Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы.

Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне.

И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно.

В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина.

Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви.

Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока.

За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин.

Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды.

В послании к пленному священнику Максиму, "проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве", митрополит Игнатий писал:

"Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается".

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы.

Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура.

В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре.

Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами.

Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении.

За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий.

Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города.

По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что "отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями".

Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.



Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

... Летом 1900 года, во время "Боксерского" восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей.

Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском.

Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику.

Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери.

Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей.

Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов – "дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от не истощаемого источника святыя иконы Албазинския".

(конец ч.1)




© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua