Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Неразгаданные тайны Вавилона ч.7


4
Рейтинг
4


Голосів "за"
7

Голосів "проти"
3

в той же Вавилонии нашлись и недовольные. Их можно назвать ПЕРВЫМИ ДИСИДЕНТАМИ после потопного человечества.

Неразгаданные тайны Вавилона ч.7
ч.7

Первые диссиденты

Пока все подданные великого вавилонского царя Хамураппи чистосердечно и главное за реально ощутимое божественное покровительство, выразившегося в небывалом расцвете своей страны, чтили Великого Бога Мардука, в той же Вавилонии нашлись и недовольные.

Их можно назвать ПЕРВЫМИ ДИСИДЕНТАМИ после потопного человечества.

И тут мы снова вынуждены обратится к Книге Бытия, поскольку речь пойдет о начале истории еврейского народа, хотя такими они сами себя еще и не считали.

Библия нам сообщает, что в Вавилонское царство, а точнее в г. Ур Халдейский один из его больших городов, переселился в составе других шумерских племен и некий послепотопный "библейский патриарх" -Фарра.

О нем нам Библия говорит, что он был потомок некого Нахора, а предком, которого свою очередь был Евер, который уже и происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя.

А"Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;

11 по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей [и умер].

12 Арфаксад жил тридцать пять [135] лет и родил [Каинана. По рождении Каинана Арфаксад жил триста тридцать лет и родил сынов и дочерей и умер. Каинан жил сто тридцать лет, и родил] Салу.

13 По рождении Салы Арфаксад [Каинан] жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер].

14 Сала жил тридцать [130] лет и родил Евера.

15 По рождении Евера Сала жил четыреста три [330]года и родил сынов и дочерей [и умер].

16 Евер жил тридцать четыре [134] года и родил Фалека.

17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать [370] лет и родил сынов и дочерей [и умер].

18 Фалек жил тридцать [130] лет и родил Рагава.

19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей [и умер].

20 Рагав жил тридцать два [132] года и родил Серуха.

21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей [и умер].

22 Серух жил тридцать [130] лет и родил Нахора.

23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер].

24 Нахор жил двадцать девять [79] лет и родил Фарру.

25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать [129] лет и родил сынов и дочерей [и умер].

26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.

27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана".


Апологеты иудаизма, а за ними и христианства, уверяют нас в следующем: "Поисходя их такого славного рода и будучи его прямым представителем, Фарра крепко держался отеческих преданий и хранил не только истинную веру в Бога и связанное с нею обетование, но и все законы Ноевы.



Неизвестно, что именно побудило Фарру переселится в Халдею, но во всяком случае, известно, что он поселился в Уре и жил там значительное время.

У Фарры за период его проживания в Уре образовалось свое собственное семейство.

Причем патриархе Фарре было 130 лет, когда родились Аврам (позднее Авраам), Нахор и Аран.

Братья родились в Уре Халдейском, где Аран позже умер в доме своего отца. Перед этим у него родились трое детей: сын Лот и дочери – Милка и Сара. Нахор взял в жёны Милку, а Аврам женился на Саре, которая была бесплодна и долгое время не могла иметь детей".

Ну а дальше строго по Библии:

"И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханнанскую, но дойдя до Харрана, они остановились там"



Все, вышеприведенное, это общеизвестная информация, кочующая из одного учебника истории в другой.



Но, при этом она же и содержит много важных точек отсчета, опираясь на которые, можно по новому посмотреть на события связанные с переселением в Вавилонское царство "патриарха" Фарры, а затем на попытку его иммиграции в г. Ханаан.

И поэтому мы, чтобы следовать дальше в исследовании вавилонских тайн в этой части должны разобраться с такими вопросами:

Что мы знаем о вавилонском городе Уре или Уре Халдейском? Один это город или два?

Какую религию, вернее какого Бога особо чтили в Уре Халдейском?

Какие "отеческие предания и все законы Ноевые" хранил патриарх Фарра?

Как жизнь Фарры и его сыновей соответствовала законам царя Хаммурапи, по которым жили все вавилоняне?


Начнем с первого вопроса: Ур-Халдейский

Большая часть Ирака обширная пустынная равнина, однообразная, если бы не реки Тигр и Евфрат.

Приблизительно 6500-6200 лет назад между реками Тигр и Евфрат около Персидского залива возникла цивилизация главным центром которой был город Ур.



Сейчас опираясь на данные современной археологии и других смежных с ней наук, можно утверждать, что это поселение есть по своей сути, колыбель всей нынешней цивилизации Старого Света.

Именно там где зародились сельское хозяйство и письменность. Именно там постепенно деревни расположенные вокруг Ура постепенно превращались в города, города в царства, а царства в империи и все это расширялось на все четыре стороны, захватывая все большие территории, пока и не достигло Нового Света (Америки), где столкнулись с людьми уже совсем другой цивилизации и веры...

Ур нам был известен по Библии, как Ур Халдеев. Но это библейское название относится к народу халдеев, заселивших область приблизительно в 900-е гг. до н.э.

А появление там Фарры и его сыновей было значительно раньше, когда в городе жили шумеры.

Город Ур долгое время не был известен историкам в том смысле что они не могли укать его местонахождение на карте, но пришло время, когда ученые еще раз доказали, его существование.

Ныне этот участок территории современного нам Ирака и известен как Тель аль-Мукайар (al Muqayyar). Он находится к югу от Евфрата на его правом берегу, в 16 километрах от Насирии и недалеко от древнего Эриду.





А вот заново отрыла для нас Ур в 1923-1929 гг. англо-американская археологическая экспедиция под руководством Чарльза Леонарда Вулли.

Именно они раскопали за первые 7 лет упорного труда, в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский – родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоянием всего мира.



Справка: Сэр Чарльз Леонард Вулли (Charles Leonard Woolley) (1880-1960) был руководителем раскопок бывшей столицы фараона Эхнатона близ Телль-эль-Амарны

(Египет) в 1921-1922.

С 1922 по 1934 Вулли руководил работами археологической экспедиции в Уре. В ходе этих раскопок был открыт ряд важнейших памятников периода I и III династий Ура, а также времени Саргона Аккадского.

Важнейшим открытием Вулли и его экспедиции были найденные Царские усыпальницы в царских захоронениях.



Сравнимое по значимости с гробницей Тутанхомона, но гораздо более древнее, захоронение (2600-2400 до н.э.)

Наиболее известные:золотые украшения Ура, Царская игра из Ура,т.н. Штандарт из Ура

Тщательные раскопки показали, что Ур Халдейский был могущественным и процветающим, красивым и деловым столичным городом в начале второго тысячелетия до Рождества Христова.

Далее автор, следуя своему правилу знакомить своего читателя с лучшими первоисточниками сведений, по описываем им историческим фактам, а не простым перессказыванием той или иной истории, хочет предложить читателю яркое описание Ура Халдейского, сделанное посетившим это место немецким писателем Вернером Келлером (http://apologia.narod.ru/create/Keller/Keller_1_2.htm). Текст приводится с сокращениями...

"... И вышел с ними из Ура Халдейского" – христиане слышат эти слова почти две тысячи лет.

Само название "Ур" звучит для нас столь же таинственно и легендарно, как и ошеломляющее множество имен царей и завоевателей, могущественных государств, храмов и дворцов из золота, которые преподносит нам Библия. Никто не знает, где находится Ур.

Эпитет "Халдейский" определенно указывает на Месопотамию.

Шестьдесят лет назад никто не мог догадаться, что поиски Ура, упоминающегося в Библии, приведут к открытию цивилизации, благодаря которому мы смогли погрузиться в потемки доисторических времен еще глубже, чем уходят следы древнего человека, обнаруженные в Египте.

В наши дни Ур – это железнодорожная станция на расстоянии около 120 миль к северу от Басры, возле Персидского залива, одна из множества остановок на Багдадском железнодорожном пути.

По расписанию поезд останавливается здесь серым предрассветным утром. Когда стук колес, направляющихся к северу, замирает вдали, пассажира, сошедшего здесь, окружает молчание пустыни.

Его взгляд скользит по бесконечному, однообразному желто-коричневому песчаному пространству.

Кажется, будто он стоит посередине огромного плоского блюда, которое пересекается лишь железнодорожным полотном. Только в одной точке нарушается мерцающая гладь пустыни.

Когда лучи поднимающегося солнца становятся ярче, они высвечивают массивный красный холм со срезанной вершиной. Кажется, будто какой-то титан вырубил в нем большую расщелину.

Этот одинокий курган – давний друг бедуинов. Высоко в расщелине гнездятся совы.

Арабы знали это место с незапамятных времен и дали ему название "Телль-эль-Мукайяр".

У подножия этого кургана их предки разбивали свои стоянки. До сих пор с незапамятных времен этот холм служит удобным укрытием от опасных песчаных бурь. А когда после дождей земля, будто по волшебству, покрывается травой, у его подножия по-прежнему пасутся стада.

Когда-то – четыре тысячи лет назад – здесь колосились безбрежные поля пшеницы и ячменя.

Повсюду, насколько можно было охватить взором, простирались фруктовые сады, рощи финиковых пальм и фиговых деревьев. Эти обширные угодья могли бы с успехом выдержать сравнение с нынешними канадскими пшеничными фермерскими хозяйствами или садами и фруктовыми фермами Калифорнии.

Пышные зеленые поля и огороды были оплетены сетью ровных искусственных каналов и рвов – шедевром оросительной системы. Давным-давно, еще в каменном веке, наиболее опытные из местного населения научились использовать воду великих рек. Искусно и систематически они отводили драгоценную влагу от речных берегов и превращали, таким образом, чахлую пустыню в богатую и плодородную землю.



Почти укрытый зарослями тенистых пальм, Евфрат в нынешние дни течет мимо этого места. По этой великой животворной реке поддерживалось оживленное движение между Уром и морем. В те времена Персидский залив врезался гораздо глубже в устье Евфрата и Тигра.

Телль-эль-Мукайяр устремлялся в голубое небо еще до того, как на Ниле была построена первая пирамида.

Четыре прямоугольные каменные плиты, поднимающиеся ступенями, образовывали 75-футовую (22,86м) башню из ярких разноцветных кирпичей.

Над лежащим в основании квадратным блоком черного цвета (со сторонами в 120 футов (36,58 м)) сияли красные и синие верхние ступени, засаженные деревьями. Самая верхняя ступень представляла собой небольшую площадку, увенчанную святилищем с золотой крышей, прикрывающей его от лучей солнца.

Безмолвие царило в этом святилище, где жрецы совершали обряд поклонения богу луны Нанне.

Шум и суета богатой столицы Ура едва проникали сюда.

В 1845 году караван верблюдов с необычным грузом лопат, кирок и топографических инструментов, возглавляемый британским консулом в Басре, подошел к одинокому красному кургану.

Мистера Дж. И. Тэйлора вдохновляла не страсть к приключениям и не личные мотивы.

Он организовал экспедицию по предложению министерства иностранных дел, которое, в свою очередь, выполняло просьбу Британского музея, чьи поиски были нацелены на древние монументы Южной Месопотамии, где тесно сходились друг с другом Евфрат и Тигр перед впадением в Персидский залив.

В Басре Тэйлор часто слышал об удивительной огромной каменной груде, к которой его экспедиция сейчас и приближалась. Она казалась ему подходящим местом для исследования.

......

Однако вернемся к каравану, приближающемуся к Телль-эль-Мукайяру. Тэйлор разбил свои палатки у подножия красного холма. У него не было ни научных амбиций, ни багажа знаний.

С чего же начать? Как определить лучшее место для раскопок?

Огромный курган из кирпичей, который мог быть шедевром архитектуры скрытого в полумраке времен прошлого, ни о чем ему не говорил. Может быть, то, что находится внутри холма, вызовет интерес у лондонских экспертов и войдет в число экспонатов музея?

В голове Тэйлора теснятся неясные мысли о старинных статуях, оружии, украшениях и даже, возможно, зарытых сокровищах.

Он пристально вглядывается в загадочный холм. Шаг за шагом простукивает его поверхность. Никаких признаков полости внутри. Огромное сооружение выглядит совершенно цельным.

На тридцать футов вверх прямо из песка поднимался торец нижней плиты. Два широких каменных ската вели к меньшей плите, над которой возвышались третья и четвертая "ступени".

Под палящим солнцем Тэйлор ползал на четвереньках вокруг стен и по скатам, но находил только обломки кирпичей. Наконец он добрался до самой верхней площадки, однако вспугнул лишь несколько сов, гнездившихся в руинах.

Вот и все. Но Тэйлор не пал духом. В своем стремлении найти ключ к разгадке секрета кургана он принял решение, о котором мы можем сегодня лишь глубоко сожалеть. Он перевел свою партию рабочих от основания холма на его вершину.

То, что, уцелело за столетия, что выстояло в песчаных бурях и под палящим солнцем, теперь было принесено в жертву неутомимым киркам. Тэйлор приказал снести верхний ярус башни.

Уничтожение памятника началось одновременно с четырех сторон. День за днем дробились массы кирпича, и стены яруса становились все ниже.

Спустя много недель на вершине холма внезапно смолкли голоса, и прекратился лязг и стук кирок.

Сбивая друг друга с ног, несколько человек ринулись вниз по склону холма к палатке Тэйлора.

В руках они держали небольшие бруски цилиндрической формы из обожженной глины.

Тэйлор был разочарован. Он ожидал большего. Когда он осторожно очистил свои находки, то увидел, что глиняные свитки все сплошь покрыты надписями – клинопись! Он не разобрал ни одной из них, однако пришел в большой восторг. Тщательно упакованные цилиндры отправляются в Лондон.

Но ученых с берегов Темзы эта находка не впечатлила – и не удивительно. В те годы внимание специалистов было приковано к северной Месопотамии, где под их зачарованным взглядом из-под холмов Ниневии и Хорсабада на верхнем Тигре возникали дворцы и монументальные ассирийские рельефы, тысячи глиняных табличек и статуй.

В какое сравнение с ними шли маленькие глиняные цилиндры из Телль-эль-Мукайяра!

Еще два года Тэйлор с надеждой продолжал исследования этого памятника. Но никаких дальнейших результатов не появилось, и экспедиция была прекращена.

Прошло семьдесят пять лет, прежде чем мир узнал, какие бесценные сокровища лежали под этим древним холмом.

Что касается специалистов, Телль-эль-Мукайяр был еще раз забыт.

Но это не означало потери интереса. Не успел Тэйлор уехать, как нагрянули толпы других гостей.

Разрушенные стены и почти весь верхний ярус, который раздробили рабочие Тэйлора, оказались подходящим и неисчерпаемым строительным материалом для арабов, которые годами приезжали отовсюду и увозили с собой столько кирпича, сколько могли нагрузить на своих вьючных мулов.

Эти кирпичи, вылепленные руками людей тысячи лет назад, до сих пор хранили имена Ур-Намму, первого великого строителя, и Набонида, вавилонского завоевателя, восстановившего ступенчатую башню, которая называлась зиккуратом.



Песчаные бури, дожди, ветер и палящее солнце внесли свою долю в процесс разрушения.



Во время первой мировой войны, когда британские войска подошли к Багдаду и стали лагерем возле этой древней постройки, обнаружилось, что ее прежний вид полностью изменился.

За период с 1854 года здесь настолько все разрушили и растащили, и ступенчатая форма башни, которая прежде была так четко обозначена, теперь так стерлась, что один из солдат смог позволить себе небольшую шалость: верхом на своем муле он сумел проехать прямо через вершину холма.

По счастливой случайности, среди офицеров этого отряда находился ученый Р. Кэмпбелл Томпсон, принадлежавший к разведслужбе армии в Месопотамии. В мирное время он был работником Британского музея.

Томпсон окинул взглядом огромную кучу кирпича и был поражен ущербом, причиненным древнему памятнику.

Исследование местности привело его к предположению, что в окрестностях телля (холма) находились и другие места, заслуживающие внимания, – руины поселений, погребенные в песках.

Томпсон изложил свои соображения в письме и срочно отправил его в Лондон. Это побудило ученых сдуть пыль с маленьких, бесполезных с виду глиняных цилиндров, которые были уже почти забыты, и повнимательнее снова взглянуть на них. Обнаружилось, что надписи на цилиндрах содержали крайне важную информацию, а также некую любопытную историю.

За две с половиной тысячи лет до Тэйлора кто-то еще рылся на этом же самом месте и с такими же целями – Набонид, царь Вавилона VI в. до н. э., ценитель древностей, прославленный муж, правитель могущественного царства, наткнулся на эту башню.

В свое время он установил: "Зиккурат уже обветшал". Но он действовал не так, как Тэйлор. "Я восстановил этот зиккурат и вернул ему прежний вид при помощи известки и обожженного кирпича".

Когда одряхлевшая ступенчатая башня была восстановлена, Набонид велел вырезать на небольших глиняных цилиндрах имя ее первого строителя.



Имя это, насколько вавилоняне сумели расшифровать его на поврежденной надписи, было – царь Ур-Намму. Ур-Намму? Был ли строитель огромной ступенчатой башни царем Ура, о котором упоминает Библия? Был ли он правителем Ура Халдейского?



Это казалось весьма вероятным. Спустя некоторое время обнаружилось это же самое библейское имя.

В древних записях, найденных в других городах Месопотамии, также упоминается Ур. Из клинописных надписей явствовало, что Ур был столицей великих шумеров.

Сразу же возник большой интерес к разрушенным остаткам Телль-эль-Мукайяра. К археологам из Британского музея присоединились ученые из музея Пенсильванского университета, чтобы провести новые исследования.

Ступенчатая башня на нижнем Евфрате могла хранить тайну об этих неизвестных шумерах – и о библейском Уре.

Но совместная американо-британская экспедиция смогла отправиться туда не раньше 1923 года.

Они обошлись без утомительного путешествия на колышущихся верблюжьих горбах – они отправились по Багдадской железной дороге. Поездом ехало также и их оборудование: вагонетки, рельсы, кирки, лопаты, корзины.

У археологов было достаточно средств, чтобы перевернуть вверх дном всю округу. Они приступили к своим тщательно распланированным раскопкам на большой территории.

Ожидая значительных находок, ученые рассчитывали потратить на работу несколько лет. Во главе экспедиции стоял сэр Чарльз Леонард Вулли.

Этот сорокатрехлетний англичанин уже приобрел имя благодаря экспедициям и раскопкам в Египте, Нубии и Кархемыше на верхнем Евфрате.

А теперь Телль-эль-Мукайяр стал для этого талантливого и удачливого человека делом всей его жизни.

В отличие от рьяного, но недалекого Тэйлора, работавшего здесь несколько десятилетий назад, для Вулли ступенчатая башня вовсе не являлась главной целью. Он был одержим желанием исследовать холмы с плоскими вершинами, выступавшие вокруг из безбрежной песчаной равнины.

Наметанным глазом Вулли не преминул заметить их необычную форму. Все они напоминали Столовую Гору в миниатюре: плоские вершины и склоны, похожие друг на друга, как близнецы. Большое количество таких же курганов, больших и маленьких, находилось на Ближнем Востоке, по берегам великих рек, посреди плодородных долин, на обочинах караванных путей, проложенных еще в древности.

Никто не в состоянии был сосчитать их. Мы находим их от дельты Евфрата и Тигра у Персидского залива до плоскогорий Малой Азии, где река Галис врывается в Черное море, на восточном побережье Средиземного моря, в долинах Ливана, на Оронте в Сирии и в Палестине на берегах Иордана.

Эти небольшие возвышенности – огромный, почти неисчерпаемый источник археологических находок.

Это не сотворенное природой, а искусственно созданное наследие бесчисленных предшествующих поколений: массы кирпичных обломков и мусора, скопившиеся за века остатки хижин и домов, городских стен, башен и дворцов. Каждый из этих холмов постепенно, на протяжении веков и даже тысячелетий, одинаковым образом приобретал определенную форму.

В некоторых местах первые поселения людей здесь были уничтожены войной, или сожжены дотла, или покинуты их обитателями. После этого приходили завоеватели или новые поселенцы и строили на том же самом месте. Поколения за поколениями возводили свои поселения и города, одни поверх других.



Постепенно, слой за слоем, фут за футом росли руины и каменные обломки бесчисленных жилищ, образовывая достаточно высокий холм. Сейчас арабы называют такие искусственные холмы "теллями".

Это же название использовалось еще в древнее Вавилоне. "Телль" означает "холм". Мы встречаем это понятие в Библии (Нав. 11:13). Когда говорится о завоевании Ханаана, упоминаются его города, "лежавшие на возвышенности", – это и есть эти самые "Тулул" (множ. от "телль"). Арабы делают четкое различие между теллями и естественными возвышенностями, которые они называют "джебел".

Каждый телль – это безмолвная книга истории. Его напластования для археолога – все равно что листы календаря. Страница за страницей он может оживить прошлое. Каждый пласт, если мы прочтем его правильно, расскажет о своем времени, о жизни и обычаях, о мастерстве и умениях его людей. Это искусство некоторых ученых в умении расшифровывать послания археологических напластований достигает порой удивительных высот.

Камни, обтесанные или необработанные, кирпичи и следы глины, оставшиеся от строений...

---------------

Только в нашем столетии археологи стали работать в соответствии с научно разработанными методами.

Начиная с вершины телля и постепенно спускаясь вниз, они исследовали каждый квадратный дюйм земли, каждый крошечный предмет, внимательно осматривая каждый кусок керамики. Вначале они выкапывали в холме глубокий котлован.

Перед ними, подобно разрезанному бисквиту, открывался разноцветный срез слоев, и опытный глаз специалиста даже при беглом взгляде мог определить по их виду, к какому историческому периоду относятся поселения, находящиеся в них.

По этому испытанному методу работы и начала свое исследование Телль-эль-Мукай-яра англо-американская экспедиция в 1923 году.

В начале декабря поднялось облако пыли над лежавшей к востоку от зиккурата кучей каменных обломков и несколькими ступенями широкого ската, по которому древние жрецы торжественной процессией поднимались к месту поклонения богу Луны Нанне. Это облако, подхваченное легким ветром, распространилось по всей местности, и уже начало казаться, будто все пространство вокруг древней ступенчатой башни окуталось туманом.

Песочная пыль, кружась, поднималась от сотен лопат – великие раскопки начались! Как только первая лопата погрузилась в землю, над каждым извлеченным обломком сгущалась атмосфера возбужденного оживления. Каждая полная лопата была подобна путешествию в неизвестную страну, где никто не знал наперед, какие сюрпризы его ожидают.

Волнение охватило даже Вулли и его коллег.

Станет ли наградой за их тяжкий труд какая-нибудь важная находка? Раскроет ли Ур перед ними свою тайну?

Никто из этих людей не догадывался, что до самой весны 1929 года они будут пребывать в неизвестности.

Те далекие времена, когда в дельте двух великих рек появились первые человеческие поселения, открывались в ходе крупномасштабных раскопок в Южной Месопотамии постепенно.

Благодаря тщательным расследованиям ученых, события и имена, записанные в Библии, неоднократно обретали подтверждения.

Первое, что обнаружили археологи, было святилище с остатками пяти храмов, окружавших полукругом зиккурат царя Ур-Намму.

Стены храмов были толстыми, как у крепостей. Самый большой из храмов, площадью 100x60 ярдов, был посвящен богу луны Нанне

Другой был возведен в честь богини луны Нингаль, жены Нанны".



Справка: Нанна (или Наннар, аккадск. Суэн, позднее это имя стали произносить как Син) – в шумеро-аккадской мифологии бог луны, сын Энлиляи Нинлиль, отец бога солнца Уту и богини планеты Венеры Инанны. Кроме того, Нанну почитали как бога оказывающего влияние на рост и размножение животных. С

Супругой Нана почиталась Нингаль (у семитов Никкаль). Главный центр почитания Нанна – город Ур, где в его честь был построен великолепный храм Экишнугаль. Один из эпитетов Нанна – Магур (в пер. с шум. – "корабль").

Считался сыном Ану. Первенец Эллиля, отец бога огня и света Нуску. Символ Нанны – полумесяц, основной атрибут – барка, на которой он путешествует вокруг земли.

Была у этой божественной супружеской пары и прекрасная дочь Инанна! Взгляни современный читатель на ее статую!



Инанна – шумерская богиня плодородия, любви и войн. Под именем Нинсианы она почиталась как астральное божество – "звезда утреннего восхода" (она отождествлялась с планетой Венера).

Из шумерского пантеона она перешла в аккадский под именем Иштар.

Но продолжим описания Ура!

"У каждого храма был внутренний двор, окруженный рядом помещений. До сих пор сохранился древний фонтан с заасфальтированным длинным желобом для стока воды.

На большом кирпичном столе остались глубокие царапины от ножей, которыми убивали жертвенных животных.

Их зажаривали как жертвенную пищу на очагах храмовых кухонь. Сохранились даже печи для выпечки хлеба. "Через 3 800 лет, – записал Вулли в своем дневнике, – мы смогли опять разжечь огонь и вновь привести в действие древнейшую в мире кухню".



Справка: Великий зиккурат в Уре – наиболее сохранившийся храмовый комплексДревнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. в городе Ур местными царямиУр-Намму и Шульги как храм Экишнугаль в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и кутиев.

Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город. Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Три подъёма наподобие приставных лестниц вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище.

Надстройка эта не сохранилась Первый исследователь сооружения,Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам Экишнугаль, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни

Продолжение описания Ура.

"В наше время церкви, суды, государственные конторы и фабрики – это отдельные, самостоятельные учреждения.

Но в Уре было совсем по-другому.

Священная территория – огороженный храм – была предназначена далеко не только для почитания богов.

У жрецов, помимо священной службы, было много других занятий.

Они не только совершали жертвоприношения, но и собирали десятину и налоги, что обязательно фиксировалось письменно.

Каждая уплата записывалась на небольшой глиняной табличке (возможно, это были первые известные нам расписки о сборе налогов).

Писцы заносили полученные суммы в еженедельные, ежемесячные и годовые отчеты.

Чеканка денег еще была неизвестна.

Налоги выплачивались натурой: каждый житель Ура платил своим собственным товаром.

Масло, злаки, фрукты, шерсть и скот стекались в огромные хранилища, а скоропортящиеся продукты – в храмовые лавки. Множество товаров производилось в мастерских, принадлежавших храмам, – например, в прядильнях, которыми управляли жрецы.

Одна мастерская производила 12 различных сортов ткани.

На обнаруженных табличках встречаются имена прядильщиц и записи о пайке, который они получали. Скрупулезно записывались данные о весе шерсти, выданной каждой работнице, и количестве платьев, изготовленных из нее. В одном из административных зданий нашлись даже копии судебных приговоров, аккуратно сложенные стопками, – точь-в-точь как в современных судебных конторах.

Три зимних сезона работала англо-американская экспедиция на том месте, где находился древний Ур, но этот необычный музей ранней человеческой истории все еще не раскрывал всех своих секретов. За храмовой территорией ученых ожидал еще один невероятный сюрприз.

Когда археологи расчищали ряд холмов к югу от ступенчатой башни, из-под обломков камней внезапно появилось целое сооружение: ряды стен, один над другим, и дома – фасад за фасадом.



Когда все это очистили от песка, обнаружилось, что здесь находился целый квартал жилых домов, распложенных в шахматном порядке, от которых сохранились руины высотой до десяти футов. Между ними тянулись небольшие узкие улицы, линии которых прерывались открытыми площадями.

Потребовалось несколько недель тяжелой работы, пришлось вывезти бесчисленное количество вагонеток с камнями и обломками, прежде чем.перед археологами открылось необычайное зрелище.

Под красным склоном Телль-эль-Мукайяра, пробужденный после долгого сна многих тысячелетий упорными стараниями археологов, лежал целый город, залитый ярким солнечным светом. Вулли и его компаньоны были вне себя от радости: перед ними предстал Ур, "Ур Халдейский", о котором упоминалось в Библии.

"Как же хорошо, в каких просторных домах жили его горожане! Ни в одном месопотамском городе не было обнаружено настолько красивых и удобных жилищ.

По сравнению с ними древние жилые дома, сохранившиеся в Вавилоне, скромны и поистине убоги".

Во время немецкой экспедиции начала нашего века профессор Колдвей не обнаружил ничего, кроме трех-четырех-комнатных одноэтажных сооружений из кирпича-сырца, окруженных открытым двором.

Вот так жили люди около 600 г. до н. э. в столице Навуходоносора, которой восхищались и которую превозносили более всех других городов, – в великом Вавилоне.



А за полторы тысячи лет до этого горожане Ура жили в больших двухэтажных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Прочные нижние этажи были построены из обожженного кирпича, верхние – из сырцового.

Стены были аккуратно оштукатурены и выбелены.

Посетитель заходил через дверь в маленькую прихожую, где находился бассейн, в котором можно было омыть руки и ноги от дорожной пыли. Затем он проходил во внутренний двор, красиво выложенный камнями.

Вокруг двора были расположены зал для приема гостей, кухня, жилые комнаты и семейное святилище.

По каменной лестнице, за которой скрывалась уборная, посетитель поднимался к галерее, вдоль которой располагались комнаты, принадлежавшие членам семьи, и комнаты для гостей.

Из-под обломков кирпича и штукатурки на свет появлялись разные предметы, котрыми обычно пользовались в этих аристократических домах.

Бесчисленные обломки горшков, ваз и маленьких глиняных табличек, покрытых записями, складывались в мозаичный узор, по которому, фрагмент за фрагментом, могла быть восстановлена повседневная жизнь Ура

. Ур Халдейский был могущественной, процветающей, яркой и оживленной столицей второго тысячелетия до нашей эры.

Вулли не давала покоя одна мысль. Авраам, как говорится в Библии, пришел из Ура Халдейского.

Следовательно, он должен был родиться и вырасти в одном из этих двухэтажных аристократических домов.

Вулли бродил по узким улочкам, мимо стен большого храма, а когда поднимал глаза, то мельком замечал огромную ступенчатую башню с ее черными, красными и синими плитами, окаймленными деревьями.

"Мы должны полностью изменить, – с энтузиазмом записал он в своем дневнике, – наше представление о древнееврейском патриархе, учитывая, что его ранние годы прошли в такой изысканной обстановке.

Он был жителем крупного города и воспринял традиции древней и высокоразвитой цивилизации. Дома в Уре были удобные, даже роскошные.

Мы обнаружили записи гимнов, которые пели во время службы в храме, а также математические таблицы. В этих таблицах было все – от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.

На других табличках писцы зафиксировали надписи, обнаруженные на стенах древних городских строений, и составили таким образом краткую историю храмов".

Авраам... Он не простой кочевник, этот Авраам, а сын великого города второго тысячелетия до нашей эры!"

Это явилось сенсационным открытием, все последствия которого трудно было осознать. Газеты и журналы печатали фотографии разрушенной древней ступенчатой башни и руин столицы.

Они вызвали огромный ажиотаж. Люди с изумлением глядели на рисунок с подписью: "Дом времен Авраама", который был сделан для Вулли одним художником. Это была реконструкция, основанная на находках археологов. На рисунке виден внутренний двор дома-виллы.

На черепичном полу стоят два высоких кувшина. Верхний этаж охватывает деревянная балюстрада, отгораживающая комнаты от двора. И это – картина жизни патриарха Авраама, которого целые поколения привычно представляли себе в пасторальной обстановке, в окружении домочадцев и скота?!



(конец ч.7-1)










© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua