Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
образование   болонская система   болонська система   освіта

Заметки по поводу опроса киевских школьников

Александра Передрук | 17.06.2007 18:21

4
Рейтинг
4


Голосів "за"
17

Голосів "проти"
13

Мы постоянно слышим о европейских реформах, которые уже более 10 лет проводятся в учебных заведениях, но почему-то зачастую акцентируем внимание на внешних изменениях: плюсах и минусах тестирования, 12-балльной системе, "болонской" кредитно-модульной системе, необходимости ранней специализации.

Заметки по поводу опроса киевских школьников
Когда и кем была принята Конституция Украины?

"28 сентября, а кем не знаю". "26 сентября". "24 августа, кем НЕЗНАЮ". "НЕПОМНЮ". "В 1998 г.". "Каким-то дядькой".

Назовите фамилии трех личностей, которые, на ваш взгляд, внесли наибольший вклад в обретение Украиной независимости.

"Сталин". "Сталин и Горбачев". "Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко".

Приблизительная численность населения Украины.

"Не знаю". "4,7 тыс.".

Приблизительная численность населения США и России.

"Не знаю". "НЕЗНАЮ, 67 млн.". "Не знаю, 78 млн". "11 млн., не знаю".

Против кого воевали белогвардейцы и молодогвардейцы?

"Не знаю". "Против большевиков".

Кем была начата октябрьская революция?

"Не знаю". "Большевиками или против них". "Не помню".

Кем была начата "помаранчевая революция"? Ваше отношение.

"Полностью поддерживаю!!! Политиками, которые считали, что выборы в Украине были НЕ ЛЕГЕТИВНЫМИ". Людьми, вернее молодыми людьми которые думали, что выбрав одного президента мы улучшим себе и другим жизнь, а вышло разочарование".

Назовите героев Великой Отечественной войны.

"Сталин, Гитлер, больше к сожалению не знаю". "Маяковский". "Не знаю". "НЕПОМНЮ". "Их было много и всех неназовешь, а имен (насколько я помню) мы не учили еще. Еще недошли немножко".

Какой народ больше всего пострадал от холокоста и фашизма?

"Не знаю". "Не знаю, что такое холокост, от фашизма – Украина".

Какая партия была при власти в СССР?

"Не знаю".

Кто сделал больше для освобождения Украины – Красная Армия или УПА?

"Не знаю". "Красная Армия по своему больше сделала. А УПА по своему! Я думаю УПА". "УПА конечно".

Когда началась война в Ираке? Кто там воюет? Какая, на ваш взгляд, основная причина конфликта?

"Не знаю".

Сколько литров молока дает корова в день?

"3-5". "3".

Чем озимая пшеница отличается от яровой?

"Не знаю".

Расшифруйте аббревиатуру ЕС, ЕЭП, СНГ.

"Не знаю". "Европейский Союз, не знаю".

Служба в армии в Украине обязательная или добровольная?

"Добровольная". "НЕЗНАЮ".

Назовите три основные национальности, представители которых живут в Украине.

"Россияне – 40%, поляки – 12%, молдаване – 4%". "Россияне, евреи, китайцы". "Не знаю". "Россияне, украинцы, негры".

Живут ли в Украине мусульмане?

"Нет".

Какие должности занимают сегодня Ющенко, Янукович, Симоненко, Мороз, Луценко, Тимошенко?

"Президент, ПРЕМЕР-министр, другими ВПРИНЦИПЕ я не интересуюсь вообще". "ПРИЗИДЕНТ, премьер, не знаю".

Назовите первого космонавта Земли, первого космонавта Украины, первого космонавта, который осуществил высадку на Луну.

"Не знаю". "Высадки на луну НЕБЫЛО – это была полная ложь когда США сообщили, что они были на луне. Никто, вообще НЕБЫЛ на луне".

Назовите пять, на ваш взгляд, самых популярных печатных СМИ Украины.

"НЕЗНАЮ, что такое СМИ".

Назовите пять ваших любимых украинских и пять русских писателей.

"Шевченко, Пушкин, Гоголь, Рыльский, Тычина. А вообще я не люблю читать". "Шевченко, Украинка, Франко, Сковорода, Пушкин, ЛЕРМАНТОВ". "Тарас Шевченко, Григорий Сковорода, больше нет".

-----------------------------

То, что вы прочли выше, – типичные ответы киевских школьников на вопросы анкеты "2000". Поверить сложно, но так отвечали не третье- и не пятиклассники, не "двоечники", а ученики 10 класса, имеющие средний уровень успеваемости 8-9 баллов! То есть "хорошисты" – эта группа является самой многочисленной, пожалуй, в любом старшем классе.

На очень многие несложные вопросы десятиклассники ответили – "не знаю". И неграмотность тоже поражает. 20% опрошенных частицу "не" пишут слитно с глаголами.

Болонскую систему прозвали болванской. Несправедливо?

Дети... хотя какие они дети? – через год многие из них получат законное право обзаводиться семьями и избирать власть – взрослые уже ребята продемонстрировали катастрофически узкий кругозор, низкий уровень знаний и по истории, и по географии, и в области социально-общественной жизни.

Впору серьезно призадуматься над изъянами образовательной системы. Мы постоянно слышим о европейских реформах, которые уже более 10 лет проводятся в учебных заведениях, но почему-то зачастую акцентируем внимание на внешних изменениях: плюсах и минусах тестирования, 12-балльной системе, "болонской" кредитно-модульной системе, необходимости ранней специализации и т. п. На примере нашего, конечно же, не вполне научного, но весьма показательного исследования отчетливо видно, что реформы привели нас к тому, что:

а) школьники теряют нравственные ориентиры, интерес к социально-общественной жизни;

б) не хотят читать, потому становятся малограмотными;

в) практически ничего не знают о нашем героическом прошлом, зато сильны верой в справедливость и торжество революций.

Поставим еще и такие вопросы. Может, зря мы существенно сократили часы на патриотическое воспитание учащихся – на "уроки мира" и политинформации, регулярно проводившиеся в советские времена? Или с ними получили бы еще худшую картину?



Не знают, кто такой Гагарин


Подавляющее большинство опрошенных не знают фамилию действующего спикера ВР, не могут назвать ни одного героя Великой Отечественной, вспомнить фамилию первого космонавта Украины и считают, что белогвардейцы с молодогвардейцами были заодно.

30% не назвали даже фамилию первого космонавта Земли. Ни один не знает, кто первым (хотя бы гражданин какой страны) высадился на Луну.

Ученики заполняли анкеты под нашим строгим наблюдением, время на обдумывание мы не ограничивали. Думайте, сколько хотите, только отвечайте честно. Не знаете ответа на вопрос – так и пишите. Вопросы были заданы на украинском языке.

Школьники зачитываются Сковородой?

Практически все ученики "десятого-икс" класса знают, в каком возрасте в Украине официально разрешается жениться и выходить замуж. Разбираются в ценах на продовольственные товары, но 80% думают, что корова, как хорошая коза, дает в день от 3 до 6 л молока, и не ведают, чем озимая пшеница отличается от яровой.

"Дети асфальта" любят смотреть телевизор и слушать музыку. Бросается в глаза их вкусовое разнообразие: выделить самого популярного молодежного исполнителя или смотрибельную передачу по их ответам невозможно. Именно эти вопросы показались ребятам самыми интересными, на них они дали наиболее полные ответы.

Чаще других называли развлекательные передачи и сериалы: "Караоке на майдане", "Шанс", "Мелорама", "Тачку на прокачку", "Свадьба за 48 часов", Comedy Club, "Кадеты"... К серьезным программам о политике и новостям практически никто не проявляет интереса.

Музыкальные вкусы так же далеки от высокой классики: Киркоров, Сердючка, "Сектор газа", "Гражданская оборона", "Король и шут", встречается много Dj-исполнителей. Вечно живым остается имя Виктора Цоя.

В кинопредпочтениях на первом месте стоят голливудские фильмы ("Титаник", "Троя", "Гарри Поттер", "Человек-паук", "Американский пирог", "Из ада"), на втором – советские картины ("Любовь и голуби", "Чучело", "Кавказская пленница").

Школьники не любят читать и не скрывают этого, поясняя причину, почему не могут вспомнить имена любимых писателей.

Впрочем, с указанием пяти украинских авторов (подчеркнем – мы ставили задание назвать любимых писателей) проблем почти не наблюдалось. Списки же "любимых русских" оказались неполными или пустыми в 70% анкет!

Во многих был указан только Пушкин. Наиболее часто дети писали фамилии: Шевченко, Украинка, Франко, Сковорода и Тычина; Пушкин и Лермонтов, то есть очевидно, что ребята вспоминали не столько любимых, сколько известных из школьной программы авторов. Лишь один из заполнивших анкету вспомнил представителей популярных жанров – Конан-Дойла и Киплинга, отнеся их, правда, к классикам русской литературы.

Аббревиатуру ЕС (Евросоюз) не смогли расшифровать 10%, СМИ (средства массовой информации) – половина опрошенных, с СНГ (Содружество Независимых Государств) не справились 90% десятиклассников.

Чтение прививает грамотность. При таком раскладе не приходится удивляться большому количеству грубейших орфографических ошибок в ответах: "не" – слитно с глаголами, в слове "президент" – "и" вместо "е", "Лермонтов" пишется через "ан"...

Предположить страшно, какие бы перлы выдали старшеклассники, если бы мы предложили заполнить анкеты на русском языке. Опрошенные, как и подавляющее большинство современных киевских школьников, учатся по-украински, начиная с 1 класса. В быту большинство предпочитает разговаривать по-русски. И в основном родители смирились с таким двуязычием: "украинский – в школе на бумаге", "русский – дома устно". Как видим, напрасно.

Неужели ни чиновники от образования, ни разрабатывающая методологические подходы профессура, ни сами преподаватели не видят, к какой деградации приводит масштабное неприятие русского языка в учебных заведениях? Или считают, что партии видней?

Гитлер и Маяковский – герои Великой Отечественной

Впрочем, опрошенные неплохо разбираются в элементарной географии, в основном знают, с какими государствами граничит Украина, на сколько областей делится, сколько человек в ней проживает, однако затрудняются ответить на вопросы, которые лишь немногим сложнее.

Например, большинство не знает, какова численность населения в других государствах. Что в США живет свыше 300 млн., верно ответили всего 20%, что в России – более 140 млн., только 30%.

Лишь 50% учеников знают, какие национальности в Украине самые многочисленные. Многие из заблуждающихся к тройке основных отнесли китайцев, негров и азербайджанцев. 20% думают, что в Украине не проживают мусульмане. 50% не смогли ответить на вопрос об основных религиях в Украине.

С привитием того, что сегодня принято называть "національною свідомістю", педагоги в принципе справляются неплохо – практически все школьники прекрасно осведомлены, что от голодомора пострадал украинский народ. Но в то же время не знают, какой народ пострадал от холокоста. 90% учеников!

Думают, что фашизм принес больше всего горя "украинскому народу" (30%), "Советскому Союзу" (10%), "европейцам" (10%), "многим народам" (20%). 30% затруднились ответить на этот вопрос.

"Пострадала вся Европа, но украинцы смогли остановить фашистов. Другие народы быстро сдавались, чтобы понести меньшие потери", – это лишь один красноречивый пример, показывающий, что школьники страдают слепым патриотизмом.

Вот еще несколько.

Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать ни одного героя Великой Отечественной. Сталин, Гитлер, Штирлиц, Маяковский – вот имена "героев войны", "хранящиеся в сердцах молодого поколения".

Память о героическом подвиге нашего народа, как видим, успешно стирается. Зато дается много информации о голодоморе, и на место народа-победителя, царившего в сознании советских школьников, в сознание украинских внедряется народ-страдалец, на протяжении всей своей истории мечтавший об избавлении от ига "разноцветных" оккупантов.

И школа преуспевает в развитии этого национального духа: взять лишь тот факт, что о голодоморе рассказывают даже первоклассникам. Я помню, с каким страхом мой шестилетний сын делился со мной этой информацией, переживая только об одном: что с ним может случиться подобное. С одной стороны – очень хорошо, что детей с младых ногтей приучают ценить хлеб наш насущный, но стоит ли это делать на примерах, травмирующих неокрепшую психику? На мой взгляд, это столь же пагубно, как учить их "правилам безопасной жизни" на примере маньяков-насильников.

"Регионалы хотели присоединить Украину к России"

"Благодаря борьбе УПА с Красной Армией мы живем в мирной стране" – 50% учеников выразили позитивное отношение к "бандеровцам", только 20% – негативное, остальным – все равно.

40% считают, что УПА внесла больший, чем Красная Армия, вклад в освобождение Украины от фашизма.

В список выдающихся деятелей, боровшихся за независимость Украины, внесены Хмельницкий, Шевченко, Грушевский, Франко, Кравчук, Горбачев и Сталин. 50% поставили прочерк в этой строке.

Много школьников позитивно оценивают революции (и октябрьскую, и "оранжевую"), зная, что они были направлены против угнетающей народ власти.

"Революция была начата украинцами. Отношение позитивное", "люди восстали за Украину, за равноправие, не испугались жестокого режима", "за освобождение родного края, за свободу и независимость", "правительство было неспособное, и народ начал борьбу за свои права".

Не подумайте, что это ответы на вопрос о причинах помаранчевой революции. Нет. О революции 17-го! Которую, по словам детей, тоже начали украинцы, освобождая "рідний край".

(К слову, 50% учеников вообще не знают, за что боролись коммунисты, – "революция была начата большевиками или против них", "коммунистическая партия была в оппозиции, а большевистская при власти", а 75% не в курсе, какая партия была при власти в СССР. Довольно много учащихся уверены, что в Советский Союз входили такие республики, как Бессарабия, Германия, Чехословакия, Румыния, Болгария и др.)

60% опрошенных позитивно восприняли "оранжевую революцію", но 40% из них разочарованы ее итогами.

"Помаранчевая революция была начата украинцами во главе с лидером Ющенко, которого они хотели видеть президентом". "Была начата Ющенко, чтобы стать президентом". "Против регионалов, которые хотели, чтобы в Украине разговаривали на русском и страна входила в состав России".

"Если раньше мои родители поддерживали Ющенко, то сейчас разочарованы: в стране творятся сплошные недоразумения". "Ющенко многое обещал, все ему верили, что жизнь будет лучше, а он – как все: ворует и государственное имущество распродает".

Известно, что во многие школьные учебники по истории уже внесли разделы, посвященные выборам 2003-2004 гг., и, разумеется, действия "оранжевых" политиков приравниваются в них к успешной борьбе народа за свои права. Некоторые специалисты уже высказывали мнение, что эти события должны перевариться во времени, хорошо осмыслиться учеными, а затем уже попасть в учебный материал. Мысль вроде правильная, но наивная. По крайней мере неосуществима в стране, где в учебных заведениях доминирует "единственно правильная идеология".

Вспомним, что и деды-отцы сегодняшних детей взрастали сперва на подвигах вождя всех народов, потом на хрущевских развенчаниях Сталина, затем на пятилетках товарища Брежнева. В этой связи не приходится говорить о существенном изменении в подходах к патриотическому воспитанию в школах, разве что преподаватели сегодня "меньше ездят по ушам".

И вместе с тем многие 10-классники проявляют полное безразличие к политической жизни страны. Все знают поименно президентов Украины, какие должности занимают сегодня Ющенко и Янукович, но чем занимаются такие известные политики, как Тимошенко, Луценко, Симоненко, интересуются единицы.

Совсем уже скоро это в принципе аполитичное поколение придет на избирательные участки избирать президента и депутатов, власть, свое будущее. Очевидно, что оно имеет весьма размытые нравственные ориентиры, и те немногие сегодняшние выпускники, которые решат проголосовать, сделают это, что называется, на эмоциях, не особо углубляясь в общественно-политические аспекты.

Как это ни печально, мы вынуждены признать: большинство старшеклассников предпочитает культурному развитию попсовое времяпрепровождение. Не питают интереса к чтению, истории, произведениям музыкальных классиков. Не снимая ответственности с педагогов и родителей за неудовлетворительную грамотность школьников и их низкий уровень мышления (как отчетливо видно из ответов), стоит усомниться и в перспективности государственной идеологии, направленной на тотальное изъятие "всего русского" в учебном материале.

Радует, пожалуй, одно: многие ученики все же имеют, скажем так, интуитивно-критическое мышление (например, 80% знают, кто воюет в Ираке, и считают, что основная причина войны – это захват территории и энергоресурсов). Однако большая опасность таится в том, что забывшие о фашизме и о героическом прошлом "эмоциональные избиратели" будущего смогут легко уверовать в самые радикальные "народно-освободительные" идеи.

Наше исследование мы попросили прокомментировать министра образования Станислава Николаенко и надеемся вскоре получить ответ.

Также редакция приглашает к дискуссии на поставленную тему учителей, работников образования, школьников.

P.S. Кстати, 40% опрошенных нами старшеклассников готовы дать взятку за поступление в вуз, 40% – отказываются это делать категорически, остальные еще не определились.

Лана ЧАЙКА 2000 08.06.2007

Коментарі









© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua