Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Химии и металлургии – поспешные госгарантии


-5
Рейтинг
-5


Голосів "за"
2

Голосів "проти"
7

Минпромполитики вдруг вспомнило о важности нашей химической и горно-металлургической промышленности и озаботилось ее конкурентоспособностью.

Химии и металлургии – поспешные госгарантии
Единственное, что спасет эти отрасли во время кризиса – выдача им кредитов под госгарантии. А история нашей страны показывает, что это скользкий путь.

Как сообщается в пресс-релизе Минпромполитики от 27 ноября, главной целью законопроекта "О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов" стало проведение структурной перестройки этих базовых отраслей экономики с переориентацией на инновационно-инвестиционный путь развития, ускорением технического и технологического переоснащения производств, внедрением современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, снижением загрязнения окружающей среды и перехода на новые стандарты охраны окружающей среды и ресурсосбережения, увеличением доходной части государственного бюджета за счет обеспечения рентабельной работы металлургических и химических предприятий.

Проект документа, в частности, предусматривает предоставление предприятиям ГМК и химии права на привлечение кредитных ресурсов в течение пяти лет (2010-2014 годы) под государственные гарантии.

Также отмечено, что право на получение государственных гарантий предоставляется для реализации индивидуальных инновационно-инвестиционных программ (проектов), утвержденных в порядке, установленном Кабинетом министров Украины, а также при условии взятия на себя соответствующих обязательств относительно применения современного оборудования с перечнем технологических, энергетических и экологических требований.

Закон о государственном бюджете в 2009 году предусматривает выдачу правительством государственных гарантий по кредитам коммерческих банков для предприятий Украины в размере 37 млрд. грн. На сегодняшний день сумма предоставленных гарантий превышает 60 млрд. грн.

Что касается разработанного Минпромполитики законопроекта, то он является классической отраслевой профанацией, которой в планируемом виде не суждено состояться. А все дело в том, что льготы прежних лет для металлургов и прочих промышленников (эксперимент в ГМК 1998 – 2000 годов, льготные портовые, транспортные и энерготарифы разных лет) базировались на "проедании" амортизационного запаса инфраструктурных отраслей экономки.

Ведь Украина начала активно работать с механизмом привлечения инвестиций под госгарантии еще в 1996 году. Тогда специально созданное Национальное агентство Украины по вопросам развития и европейской интеграции, возглавляемое Романом Шпеком, занималось выдачей госгарантий.

Процедура предусматривала детальный анализ представляемых предприятиями бизнес-планов и последующее коллегиальное утверждение проектов. Для обеспечения прозрачности заседания были полностью открыты для прессы.

Однако в силу большой коррумпированности процессов в ведомстве, которые с течением времени начали приводить к большим невозвратам кредитов, работа структуры была прекращена в 2000 году. Через месяц после приостановки выдачи гарантий при странных обстоятельствах погиб заместитель Романа Шпека г-н Медолыз, которого считали техническим исполнителем 10%-й откатной схемы, лежавшей в основе работы учреждения (неофициальные данные). Позже Роман Шпек на долгие годы был назначен Постоянным представителем Украины при ЕС.

В то же время с конца 90-х и всю первую половину 2000-х годов госбюджет продолжал выплачивать существенные суммы по кредитам, надежность возврата которых ранее гарантировал. Именно эти выплаты, часто осуществляемые за вполне платежеспособные предприятия, которые просто сменили вывеску (например, Криворожсталь), служили "прививкой" от выдачи новых госгарантий.

Однако в середине 2000-х старые долги были погашены, и сторонники растягивания бюджета по схеме госгарантий начали строить новую схему. Ее результат – увеличивающаяся из года в год цифра в госбюджете, определенная как лимит выдачи гарантий правительства по кредитам.

Сегодня же железная дорога, порты, энергокомпании уже не могут откладывать на потом инвестиции в изношенные до предела основные фонды. Поэтому инициативу Минпрома если и утвердят в преддверии выборов, для покупки голосов в промрайонах, то уже через полгода-год будет принят другой закон, который заставит промышленников платить за обновление инфраструктурных компаний, но не прямо через размер тарифа, а немного под другим предлогом.

Например, чиновниками уже применялась схема (и таких много), когда предприятия заставляли покупать для своих перевозок вагоны или производить их ремонт. Ведь при этом "нерушимость" согласованных тарифов на перевозки не нарушается.

Сегодня правительство в предвыборной лихорадке необдуманно дискредитирует такой мощный инструмент экономического развития, как государственные гарантии по кредитам для коммерческих компаний. Как минимум, каждая из заявок на получение госгарантий должна открыто обсуждаться несколько месяцев – так как важных проектов, требующих финансирования, масса, но нужно отобрать самые надежные и важные. Сегодня никто ни о каких продуманных проектах не слышит – их название просто появляется напротив суммы в постановлениях Кабмина.

Мы видим, что предоставление госгарантий происходит хаотично и не системно. Они вообще выдаются для того, чтобы достичь успехов на стратегических направлениях комплексного экономического развития страны или для того, чтобы облегчить жизнь отдельным предприятиям?

Умело используя такой механизм, как госгарантии по кредитам, вполне возможно серьезно минимизировать влияние мирового кризиса на Украину. В ситуации дефицита ресурсов внутри и вне страны, госгарантии могут сохранить критически необходимый поток инвестиций в реальный сектор экономики под приемлемый процент, что немаловажно. Но работа по такому проекту должна идти обдуманно, прозрачно и почти безрисково для бюджета. Сегодня же правительство показывает прямо противоположный пример.

Если кому-то интересно знать, к чему в нашей стране приводит раскручивание механизма поспешной выдачи госгарантий, то можно изучить историю некогда действовавшего в Украине Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции (1996 – 2000). Тогда тоже раздавались гарантии, а потом бюджет годами за них рассчитывался, забирая деньги у бюджетников и пенсионеров.

Иван Матвеев










© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua