Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Украина и ВТО   рапс   биотопливо   экономическая зависимость   ГМ-растения

Попадет ли Украина в "рапство"?

Волощук Роман | 11.03.2008 15:10

-2
Рейтинг
-2


Голосів "за"
2

Голосів "проти"
4

Предстоящее вхождение Украины в ВТО и последующий за этим вал импорта дешевых продовольственных товаров поставит значительную часть отечественного сельхоз производителя на колени. Одним из возможных направлений развития украинского села в этой ситуации может стать переориентация на выращивание рапса.

Предстоящее вхождение Украины в ВТО и последующий за этим вал импорта дешевых продовольственных товаров поставит значительную часть отечественного сельхоз производителя на колени. Одним из возможных направлений развития украинского села в этой ситуации может стать переориентация на выращивание рапса. Это считается перспективным направлением, особенно в контексте роста мировых цен на нефть, вызванного такими факторами как политикой добывающих стран и ограниченностью ресурсов ископаемого топлива. Однако существуют не только положительные, но и отрицательные аспекты в случае такого развития событий.

Согласно стратегии ЕС по использованию биотоплива (EU Strategy for Biofuels), к 2010 году рыночная доля биотоплива на рынке транспортного топлива должна составить 5,75%. Более 50% европейских легковых автомобилей в Евросоюзе оснащены дизельным двигателем, который потенциально может быть использован для биодизельного топлива.

В Европейском Союзе 80% биотоплива делается из рапса, большинство стран региона сейчас его импортируют из Бразилии и США, где биотопливо производится из кукурузы, сои и сахарного тростинка. Что касается Украины, то она взяла на себя обязательство уже в 2010 году потреблять свыше 520 тыс. тонн биотоплива.

Технология получения биодизеля, следующая: рапсовое масло смешивают с метиловым спиртом и добавляют катализатор (обычно – щелочь). Смесь доводят до температуры 60 градусов, и в результате образуется метиловый эфир и другие побочные продукты. Используется только рапсовое масло, поскольку именно оно (в отличие от подсолнечного и др.) позволяет добиться требуемого (невысокого) коэффициента помутнения и кристаллизации конечного продукта

Пока что отечественные аграрии планируют выращивать рапс исключительно для экспорта в европейские страны, в которых всё растет доля потребления топлива на его основе, в то время как посевных площадей уже не хватает.

Производить биодизель на территории Украины не выгодно, так как его ввоз в Европу более проблематичен, чем ввоз сырья (рапсового масла), которое не только не облагается пошлинами, но и закупается в Украины по мировым ценам.

В украинской программе развития производства дизельного биотоплива до 2010 года задекларировано намерение построить как минимум 20 заводов суммарной проектной мощностью не менее 623 тыс. тонн биотоплива в год. Германия, а за ней Чехия и Австрия уже прошли этот путь и построили значительное количество заводов по производству биодизеля, но теперь им уже не хватает своего рапсового масла. Поэтому эти страны платят более двух тысяч гривен за тонну семян рапса, а наши аграрии активно этим пользуются. Если мы будем строить собственные заводы по производству биодизеля, мы будем конкурировать за сырье с западными компаниями-производителями биотоплива:, тогда придется платить украинским аграриям не меньше западных конкурентов.

Однако по мнению многих ученых стратегия ЕС по использованию биотоплива (EU Strategy for Biofuels может только ухудшить глобальную экологическую и экономическую ситуацию. Более реальной и приемлемой альтернативой называется ветряная, солнечная энергия и использование твердой биомассы.

В Стратегии признается, что получение биотоплива на территории ЕС слишком дорого и потребует большого количества земли (для перевода 10% транспорта на биотопливо необходимо использовать около 70% пахотных земель ЕС, по состоянию на 2006 г.), гораздо дешевле использовать развивающиеся страны в том числе Украину в качестве сырьевой площадки.

Более того по словам еврокомиссара по экологии Ставроса Димаса Евросоюз намерен пересмотреть планы по переводу автомобильного горючего на биотопливо в связи с удорожанием продовольствия в мире и началом новых экологических проблем.

Также одним из наиболее острых вопросов, поднимаемых экологами, общественными организациями, сельхозпроизводителями, производящие натуральные продукты, считают использование для получения биотоплива генетически модифицированных (ГМ) растений.

Активную роль в производстве таких растений, играют биотехнологичекие корпорации, в частности известно о их намерении принять активное участие в производстве биотоплива, это направление названо "белой" биотехнологией. Во многих странах. ГМ-кукуруза, соя, масличный рапс уже выращиваются для производства биотоплива. Биотехнологичекие корпорации безусловно используют этот шанс для завоевания новых рынков.

Готова ли Украина к подобным перспективам?

Волощук Роман

Коментарі









© 2007 - 2020, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua