Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Чернобыль   Припять   Зона Отчуждения

Чёрное и белое: ЧЕРНОБЫЛЬ

Овод | 23.09.2009 19:41

3
Рейтинг
3


Голосів "за"
6

Голосів "проти"
3

За последние годы появилось много других символов, по которым Украину идентифицируют в мире, среди которых, к счастью, есть и позитивные. Но всё же самым простым способом объяснить человеку из другой страны, что такое Украина – сказать одно единственное слово...
Это слово Чернобыль.


Чёрное и белое: ЧЕРНОБЫЛЬ
Впрочем, мало кто из них знает что-то конкретное об этой трагедии, кроме того что она была. А на много ли больше знаем мы сами?

Три способа пробраться

Однажды, совершенно спонтанно, меня посетила мысль о том, что я обязательно должен побывать в этом месте. Она переросла в навязчивую идею, и я уже ничего не смог с этим поделать. В Интернете я нашел несколько способов попасть в ЧЗО. Один из них – незаконный. Доехав на автобусе до близлежащих сёл, например Иванков или Зелёный Мыс, можно попросить кого-то из местных жителей, чтобы те за умеренную плату провели через бреши в колючей проволоке, хорошо им известные. Но Зона объект режимный и такой способ грозит штрафом в размере от 340 до 510 гривен, и то, если не найдётся повод заподозрить в контрабанде, мародёрстве или шпионаже.

Второй способ – чересчур официальный. Можно за определённую сумму легально получить разрешение в Администрации ЗО, которая является подразделением МЧС. В заявлении нужно указать цель поездки и предоставить множество справок и документов.

Поразмыслив, и решив, что лишние проблемы на известное место мне сейчас не нужны, а бюрократии в жизни хватает и без того, я выбрал...

Третий способ

Ранним субботним утром возле Южного терминала киевского железнодорожного вокзала небольшой пассажирский автобус наполняется странными людьми, одетыми в старую одежду. Все они приехали с разных городов и стран с одной целью – побывать в месте, окутанном легендами.Кто-то находится под впечатлением от компьютерной игры С.Т.А.Л.К.Е.Р., действие которой проходит в виртуальной Чернобыльской Зоне (впрочем, весьма условной), и он всерьёз рассчитывает увидеть там мутантов и артефакты. Кому-то по душе субкультуры пост-индастриал и пост-апокалиптик. Кто-то хочет похвастаться своей храбростью перед друзьями, а кто просто сделать забойные фотографии. Среди них и я.

На свой страх и риск

Организаторы экскурсии просят каждого входящего в автобус перед тем, как занять своё место расписаться в документе о том, что каждый едет в ЧОЗ на свой страх и риск, и выдают инструкцию по правилам поведения в Зоне. В ней настоятельно рекомендуется находится в ЗО только в закрытой одежде, чётко выполнять все инструкции сопровождающих, не отставать от группы, соблюдать режим фото и видео съёмки. И настоятельно не рекомендуется употреблять во время поездки спиртные напитки, а в 10-километровой зоне – курить, принимать пищу и пить.

В дороге на мониторе показывали уникальные кадры из разных мест Зоны отчуждения. Побывать везде у нас не получится – слишком мало для этого одного светового дня. Показывали быт самосёлов – людей, которые на свой страх и риск перебрались жить на свою родину. Таких в Зоне около 150. В основном это старики, которым терять уже нечего, но есть среди них и молодые семейные пары и даже... дети.

За просмотром сюжетов никто и не заметил, как автобус подъехал к КПП "Дитятки" Такое далёкое место оказалось так близко!

Врата в Зону

"Дитятки" – главные ворота в Зону отчуждения. Здесь установлена открытая часовня в ознаменование 20-летия трагедии. Фотографировать здесь, как и на любом КПП в Украине – запрещено... Но запретный плод так сладок.

Перекурив, все уселись в автобус, предъявили паспорта дежурному милиционеру, и автобус двинулся дальше... в Чернобыльскую Зону Отчуждения. Многих удивила ровная дорога, которая запросто могла бы потягаться с трассой Киев-Борисполь. Как оказалось – её построили после аварии и постоянно поддерживают в порядке, поскольку она также как и упомянутая бориспольская трасса, часто принимает высокопоставленных чиновников и даже гостей из международных организаций.

Путь лежит в город Чернобыль, в котором некоторые пассажиры рассчитывают увидеть хаос, разрушения и саму ЧАЭС в жутком состоянии стоящую посреди города... Проезжаем огромный луг, сопровождающие рассказывают, что здесь часто можно увидеть табун лошадей Пржевальского. Их завезли в зону в количестве 20 штук, с целью эксперимента. Животные должны были служить естественными очистителями – поедать радиоактивную траву. Эксперимент провалился, но лошади прижились и расплодились в несколько раз.

Сразу за лугом и практически до самого Чернобыля начинается село с говорящим названием. После того как село оставили люди, оно постепенно заросло деревьями и оказалось скрытым ЗА ЛЕСОМ. Летом, когда на деревьях присутствует листва, его вообще не видно с дороги, но сейчас, весной (по этой-же причине вообще весна и поздняя осень – лучшее время для поездки в Зону) ещё можно различить ветхие хатки и постройки и даже структуру населённого пункта – его улочки и площадки. Село называлось ЗАЛЕСЬЕ...

Живой и мёртвый Чернобыль

И наконец, въезжаем в Чернобыль. В тот самый город, название которого известно едва ли не каждому жителю планеты Земля. На удивление – город оказался красивым, чистым и ухоженным. По дорогам то и дело проезжают машины, в окнах
многоквартирных домов присутствуют признаки того, что там живут люди. По дороге попадаются магазины, кафе и даже гостиница. Единственная странность – все городские коммуникации проложены поверху, а не под землёй. Что это? Тот самый ЧЕРНОБЫЛЬ? Что здесь делают ЛЮДИ? Но и об этом – дальше.

Первй пункт назначения в городе Чернобыль – агентство "ЧернобыльИнтерИнформ" – оно занимается предоставлением информации для всего мира о всём что касается Чернобыльской Зоны Отчуждения. Оно же ведает и такими как наша туристическими поездками в это место – фирмы обязательно согласовывают их с ЧернобыльИнтерИнформом. Здесь нам прочитали небольшую лекцию, из которой стало многое понятно.

Например, то, что ЧАЭС называется Чернобыльской потому, что находится в Чернобыльском районе, а не в самом городе. Она находится в 20 километрах на север от Чернобыля, а непосредственно возле неё расположен город Припять, в котором нам тоже предстоит сегодня побывать.

В Чернобыле временно проживают работники Станции и разных предприятий Зоны Отчуждения. А трубы проложены поверху потому, что старые подземные коммуникации пришли в негодность по причине загрязнения радиацией. Земля вообще – самое грязное место, поскольку с водой она впитывает все радионуклиды.

Главной задачей работников ЗО является недопущения распространения радионуклидов за пределы Зоны. И это очень тяжелый и кропотливый труд. На Станции же, которую отключили, как известно в 2000 году, работники занимаются "процессом вывода станции из эксплуатации", который как оказывается тоже очень нелёгкий и займёт ещё не одно десятилетие. Кроме того, она является, чуть ли ни единственным источником социальной привязки жителей города Славутич, поэтому штат станции сокращать не спешат, хотя в таком количестве после прекращения работы он и не требуется.

В здании агентства некоторые переоделись в костюм хим-защиты c очками и причудливым противогазом. От радиации он особо не защитит. Зато какие улётные фотки получатся! Впрочем, сопровождающие попросили не делать глупых фотографий. Из уважения к героизму тех, кто спасал мир от беды и к боли людей, переживших здесь эту трагедию и лишившихся родины.

Послушав лекцию, переодевшись и, пока что просто ради прикола, проверив себя на напольном дозиметре, мы уселись в автобус и двинулись дальше. Следующие станции – стадион, он же отстойник техники, Единственная церковь в ЗО – Свято-Ильинская, чернобыльская пожарная часть и речной порт.

Городской стадион, используется сейчас как отстойник зараженной техники, который по ошибке многие называют кладбищем техники. В отличие от кладбища, где зараженные предметы закапывают в землю, на отстойнике техника якобы проходит естественный процесс очищения – под дождями и снегами радионуклиды постепенно уходят в землю. Впрочем, за это время её успеют трижды разобрать на запчасти, не говоря уже о моральном старении.

Возле стадиона местная аллея славы героев ВОВ. Здесь запомнилась надпись на памятнике, которую можно трактовать неоднозначно – "Героям-освободителям чернобыльского района от рабочих"... Да уж, были тут одни "герои" которые навсегда освободили этот район от рабочих (это я иронизирую не о ликвидаторах, а о тех, кто так легкомысленно отнесся к силе атома).

Свято-Ильинская церковь – единственный действующий храм на территории зоны отчуждения. Возле церкви смотровая площадка с умопомрачительным пейзажем на город и речку Припять. Здесь же стоит "Колокол скорби", который призывает склонить голову перед древлянской землёй, где веками жил народ и как песок рассыпался по миру. В Храме много людей – идёт служба. Здесь запомнилась икона "Чернобыльский спас", на которой людям в химзащите падает звезда, а за этим с небес наблюдает Спаситель, Богородица и архангел Михаил.

Сразу вспомнились слова Иоанна Богослова из Святого писания:

"Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда,

горящая подобно светильнику, и пала на третью часть

рек и на источники вод. Имя сей звезде Полынь; и

третья часть вод сделалась полынью, и многие из

людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (Апокалипсис, 8:10-11)


Кто не знает, "Чернобыль" это один из видов полыни.

Дальше, по дороге на речной порт, мы подъезжаем к чернобыльской пожарной части. Именно отсюда в ту роковую ночь пожарники одними из первых выехали на борьбу с аварией. Не осознавая всей её серьёзности, на них не было никой специальной защиты (кроме обычной пожарной), и почти все они вскоре погибли от лучевой болезни. Здесь им установлен памятник.

В порту запомнились ржавые, на половину затопленные баржи и катера. Когда-то здесь был яхт-клуб, отсюда ходили "ракеты" на Киев. Теперь всё это навсегда мертво.

Проехав мимо зачеркнутого дорожного знака "ЧЕРНОБЫЛЬ", мы направились на станцию. По дороге остановились на мосту через речку Припять. Отсюда ЧАЭС видна как на ладони. А ещё видна девственная полесская природа – такой красоты я ещё никогда не видел. Жаль что эта красота убивает... Если поехать по этой дороге дальше, то очень скоро можно попасть на территорию другого государства – Беларуси, чтобы снова по ней же въехать в Украину. Эта дорога ведёт в город Славутич. И чтобы до него добраться от сюда, – нужно дважды пересечь государственную границу, со всеми вытекающими от сюда бюрократическими последствиями.

Впрочем, нам туда не надо. Мы двигаемся дальше. На ЧАЭС фотографировать строго запрещено (кроме одного ракурса – по направлению на Саркофаг) – режимный атомный объект. Зачем нужны такие глупости, если всё это прекрасно видно на Гугл-земле, вопрос в никуда. Но, правила есть правила. Да и сладость запретного плода ещё никто не отменял;-).



Чтобы все-таки сделать легальные фотографии, мы остановились там, где станцию УЖЕ хорошо видно, но фотографировать ЕЩЁ можно. Здесь когда то было ещё одно село с кричащим названием. Оно оказалось настолько заражено, что его пришлось снести и ЗАКОПАТЬ. А называлось село – КОПАЧИ.

От сюда также хорошо видны антенны РЛС "Чернобыль-2". Этот военный объект был оной из трёх в Союзе загоризонтных РЛС, призванных следить за пуском ракет в западном полушарии. После аварии на ЧАЭС его пришлось закрыть. Поэтому одно время ходили слухи, что Чернобыльская авария получилась в результате американской диверсии.

Станция

И вот мы подъезжаем к главному корпусу Чернобыльской Атомной ЭлектроСтанции им. В. И. Ленина. Фотоаппаратов в руках ни у кого не видно. Лишь из карманов торчат обьективы...

Здесь стоит памятник Прометею – символу энергетиков. Ведь они тоже, в какой-то степени дарят людям огонь. Этот памятник когда-то стоял под одноимённым кинотеатром в городе Припять, но чтобы спасти его от мародёров, было принято решение перенести монумент сюда. Здесь же находится аллея славы героев-ликвидаторов.

Рядом мост через охладительный канал станции. С него невооруженным глазом видно, что канал просто кишит рыбой. Вряд ли кто-то отважится её здесь ловить, а между тем рыбины достигают в размерах полуметра.

Дальше по территории станции мы отправляемся на ту самую смотровую площадку, откуда можно фотографировать Саркофаг. Здесь установлен памятник его строителям. Дух просто захватывает – до 4-го реактора не больше 100 метров.



Вот он – саркофаг, на строительство которого было угроблено сотни тысяч жизней. А что творится внутри него и представить себе страшно. Говорят – все беды, которые мы имеем – лишь от 5% сгоревшего топлива. 95% всё ещё там...

Город-призрак

Ну и наконец, наша дорога лежит в мёртвый город Припять. Это здесь совсем рядом – 10 минут езды от станции. Припять является "зоной в зоне", то есть особо режимным объектом в Чернобыльской Зоне Отчуждения, поэтому при въезде стоит КПП, где нам предстоит пройти ещё один контроль. Сразу бросается в глаза девятиэтажка, на которой лозунг: "Партия Ленина, сила народная – нас к торжеству коммунизма ведёт"... Привела...

По главной улице Ленина, которая сегодня больше напоминает просёлочную дорогу, мы движемся к центральной площади Припяти.

Здесь мы разделяемся на группки и отправляемся бродить пешком по городу... Со всех сторон в глаза смотрят окна домов. В них когда-то жили люди. Кажется ещё вчера. Вот на улице стоят автоматы по продаже воды, вот таксофонные будки... Время здесь остановилось на уровне моего детства. Вот больница, над которой красуется ещё один лозунг – "Здоровье народа – богатство страны"... Не в глаз, а в бровь...

Вот школа. В её библиотеке нетронутыми рядами стоят книги, а на доске ещё не стёртая тема последнего урока.

Вот жилой дом, где на первом этаже висит табличка с фамилиями всех жильцов... Помните, когда-то были такие везде? Почтовые ящике в подъезде совсем как в моём родном... Только в этих как-то странно пусто. Даже рекламок "Гречка-мука с доставкой на дом" нигде нету. В одной из квартир на стене висит календарь. 1986 год...

Вот отделение милиции, перед входом в которое, когда-то в клумбочках росли две маленькие ёлочки... Теперь это большие ели.

Описать что чувствуешь, когда видишь всё это, наверное, невозможно. В Припяти нас застал вечер и пришлось двигаться обратно.

По дороге домой каждый, с какой бы целью он сюда не ехал, думал уже совсем о другом. Не о фотографиях, не о СТАЛКЕРЕ... А возможно, о том, что в любой день, его родной город тоже может превратиться в город-призрак...















З.Ы. А ещё в дороге мы размышляли о том, когда же в этом прекрасном краю снова смогут жить люди... По научным оценкам не раньше чем через 2000 лет.

Но кто-то сказал так – с такими темпами уже лет через 100 Чернобыльская Зона будет санаторной зоной для випов, потому, что весь остальной мир будет намного грязнее.

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua