Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Гундяев Владимир Михайлович и УКРАИНА ч.5-2


3
Рейтинг
3


Голосов "за"
7

Голосов "против"
4

Готовя данную часть, автор пришел к парадоксальному выводу.
Патриарх Кирилл как "опытный хирург", как бы своеобразное "медицинское светило" прибыв в Киев с Москвы, и осмотрел все болевые точки Украины, во всех местах сделал, как ему казалось, необходимые "операции" вскрыв накопившиеся в УПЦ МП "идеологические гнойники"...


Гундяев Владимир Михайлович и УКРАИНА ч.5-2
часть 5-2

Готовя данную часть, автор пришел к парадоксальному выводу.

Патриарх Кирилл как "опытный хирург", как бы своеобразное "медицинское светило" прибыв в Киев с Москвы, и осмотрел все болевые точки Украины, во всех местах сделал, как ему казалось необходимые "операции" вскрыв накопившиеся в УПЦ МП "идеологические гнойники"...

Правда сделано было сие не скальпелем, а исключительно "Словом Божьим", поскольку именно Кирилл является в системе русской православной церкви непосредственным представителем русских православных перед Всевышним.

Ну а теперь проследим за "деяниями" Патриарха Кирилла...

Донецкая область 30-31.07.2009

В аэропорту Донецка высоких гостей встречали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, другие иерархи Украинской Православной Церкви, духовенство, представители государственной и региональных властей, политические и общественные деятели, работники масс-медиа.



Отвечая на вопросы журналистов, Святейший Патриарх подчеркнул, что рад возможности посетить Донецкую землю. Напомнив, что это первый в истории визит Патриарха на восток Украины, он сказал:

"В каком-то смысле я совершаю сейчас то, что хотел сделать мой блаженнопочивший предшественник Патриарх Алексий II, но по состоянию здоровья он не смог прибыть в прошлом году в Донецк.

Я совершаю сейчас это паломничество и за него, и за себя; радуюсь возможности ступить на эту православную землю, встретиться с ее народом, с духовенством, вместе помолиться, подумать о нашей жизни, о нашем настоящем и будущем".

По просьбе представителей СМИ Предстоятель РПЦ поделился впечатлениями от первых дней визита.



"Что касается впечатлений от пребывания в Киеве, то они очень сильные.

Во-первых, это встреча с благочестивым украинским народом – с народом, который хранит свою веру, который пронес ее через очень непростое тысячелетие; конечно, и последние десятилетия тоже не были отмечены благоприятными обстоятельствами. Поэтому особенно чувствуешь силу веры, силу убеждений людей, и, думаю, этот горячий и сильный настрой оказывает благотворное влияние на любого человека, который с этим настроением встречается. Это самое сильное и самое яркое мое впечатление от посещения Киева".

Святейший Владыка вновь повторил, что с особым чувством посещает Донецкую землю, "потому что это земля православная, земля, на которой живет и трудится благочестивый народ".

"Я хотел бы передать благословение всем жителям Донбасса, особенно же шахтерам, – сказал Предстоятель Русской Церкви.

– Мне в своей жизни приходилось спускаться в шахты, это было на Шпицбергене. И вот когда я вышел из шахты на поверхность, то сам себе сказал, что труд шахтера, наверное, один из самых тяжелых, что есть на земле. Но вместе с тем это такой нужный труд: люди добывают уголь, дают нам тепло, свет, энергию. Очень часто в этой энергии – частицы человеческих трагедий. Поэтому мне хотелось бы помолиться и о шахтерах Донбасса, об их семьях, о людях, которые в непростых условиях добывают себе хлеб насущный и делают такое необходимое для страны дело".

"Я пролетал сейчас над полями Донбасса, и на меня произвело очень хорошее впечатление то, что я увидел: ухоженные поля, очень красивый сельскохозяйственный пейзаж, – отметил Патриарх.

– Дай Бог, чтобы развивалась экономика Украины, экономика Донбасса, и дай Бог, чтобы вместе с экономическими успехами были и успехи духовные, потому что мир в сердце, ясность в сознании приводят людей к построению гармоничных отношений друг с другом. Сегодня в гармонии бытия нуждаются Украина и многие другие страны. Смысл моего визита заключается в том, чтобы через молитву и пастырское слово содействовать миру, установлению гармоничных отношений между людьми, обострению религиозного чувства, пробуждению и укреплению веры. И дай Бог, чтобы совместными нашими трудами это удалось сделать во славу Божию".



После беседы с журналистами Предстоятель Русской Церкви направился в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где его ждали многочисленные верующие. Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения центрального храма города Донецка.

По окончании молебна митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Предстоятелю Русской Церкви со словами приветствия и преподнес ему Смоленскую икону Божией Матери "Одигитрия". В ответном слове Святейший Патриарх поблагодарил представителей Донецкой епархии за поддержку, оказанную ему на выборах в январе 2009 года, и пожелал Донецкой земле дальнейшего процветания.

Затем Патриарх Кирилл посетил главный духовный центр Донбасса – Свято-Успенскую Святогорскую Лавру.



В Успенском соборе Лавры Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении двадцати архиереев и многочисленного духовенства совершили праздничную Литургию. Затем участники богослужения крестным ходом пришли к памятнику Пресвятой Богородице у Святых Врат обители. В память о визите наместник Успенской Святогорской Лавры епископ Арсений преподнес Патриарху Кириллу икону Пресвятой Богородицы.

СЛОВО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В УСПЕНСКОЙ СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ

"Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня у меня действительно на сердце Пасха. Я радуюсь встрече со всеми вами, я рад вступить на землю Лавры, которая в своей истории пережила так много страданий и скорбей, что историю сей Святогорской лавры можно сравнить с историей нашего Отечества.

Были и разорения, и отступление от Бога, и неправильно понятое государственное благо, как то было во времена Екатерины II, которая решила закрыть многие монастыри, в том числе и монастырь Святогорский.

На земле этой и кровь пролилась, затронув даже чудотворный образ, который явился здесь в XIX веке. Мы знаем, что во времена недавних гонений этот образ бережно хранился в домах благочестивых людей, которые пострадали за свою веру и погибли, в прямом смысле слова обагрив своей кровью чудотворный лик Божией Матери.

Еще живы люди – их среди нас большинство, – которые помнят, что было на этом месте; ныне же мы, взирая на вознесшиеся к голубому небу золотые кресты и купола, взирая на эту богодухновенную красоту, в первую очередь учимся понимать действие десницы Божией в истории рода человеческого и в судьбе каждого из нас.

Исторический опыт, пережитый этим святым местом и всеми нами, является величайшей побудительной силой к тому, чтобы, несмотря ни на какие трудности и препятствия, хранить веру Православную в своих сердцах, полагать ее в основу своей личной, семейной и общественной жизни, научиться руководствоваться в жизни не мудростью человеческой, которая очень часто на поверку выходит глупостью, но мудростью Божественной, которая никогда не посрамляется, какими бы внешними обстоятельствами ни окружалась жизнь верующих людей.



Мы совершили сегодня Божественную литургию, причастились Тела и Крови Спасителя. В Литургии Василия Великого есть молитва, которую священник читает сразу после освящения Святых Даров.

Молитва эта содержит такие удивительные слова: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие".

Святая Евхаристия, Божественная литургия, которая есть центр и средоточие жизни Церкви, не только соединяет человека с Богом, потому что через хлеб и вино даруется нам истинное Тело и истинная Кровь Спасителя; причащаясь от единого Хлеба и единой Чаши, мы причащаемся во общение Святого Духа, соединяемся друг с другом невидимой, но реальной Божественной силой, и из простой группы людей становимся Церковью Божией, таинственным Телом самого Спасителя, пострадавшего и воскресшего ради нашего спасения.

Если нас во едином Хлебе и Чаше сам Бог соединяет, что может нас разлучить? Какими человеческими аргументами, какими человеческими мечтами, какими человеческими ценностями может разделиться Тело Христово? Нет такой мечты, нет таких ценностей! Тем более не может быть таких общественных, национальных или политических идеалов, ради которых было бы позволительно разделять то, что сам Бог соединил.

Никому в голову не придет политическими, национальными, культурными или другими аргументами оправдывать распад семьи, развод мужа и жены, сиротство детей при живых родителях. Когда это происходит, мы содрогаемся от ужаса, мы понимаем губительную скверну этого деяния и молимся о том, чтобы Господь простил людей, дал им силы жить вместе.

Что же говорить о единстве Церкви?

Никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол? это нарушение слов Господа о единстве Его наследия. Зачем же тогда в расколе совершать литургию и произносить кощунственно эти слова: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие"?

За лицемерие Бог наказывает – и тех, кто в расколе, и народ, который не понимает истины и Божественную заповедь о единстве Таинства Евхаристии предает во имя человеческих мечтаний и идеалов.

История показывает, что еще ни одна человеческая мечта, ни одна политическая или национальная идея за две тысячи лет существования христианства не была достигнута и реализована через разделение Тела Христова.



Там, где разделение, – проливается кровь, теряется энергия, утрачивается единство и появляется дробность на месте целостности; там теряется способность достигать целей, поставленных перед народом, перед нацией и перед государством, потому что разделенные в самом главном и святом люди становятся неспособными объединиться, в том числе, вокруг политических лозунгов и политических программ.

Я говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам, к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле.

Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю!

Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе.

Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины.

И как Патриарх, в том числе, и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад.

Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня не только к вам, жители Донбасса, но и к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в разделении.

Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие".

"Хочу сердечно поблагодарить всех вас, мои дорогие братья и сестры, за вашу молитву, за вашу верность единству Церкви, за вашу любовь ко Христу, и Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает со всеми нами!" – завершил свою речь Святейший Патриарх Кирилл.



После праздничной трапезы состоялась встреча Патриарха Кирилла с братией Святогорской Лавры. Затем Его Святейшество отбыл в Горловку – второй епархиальный центр, расположенный на территории Донецкой области.

Святейший Патриарх Кирилл отслужил молебен в Свято-Николаевском кафедральном соборе, после чего Преосвященнейший Митрофан, епископ Горловский и Славянский, от лица всего духовенства и прихожан храмов Горловской епархии поприветствовал Предстоятеля нашей Церкви.

31 июля Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир посетили Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области.

Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери, который построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, и возложил святой антиминс на центральный престол собора.

Наместник монастыря схиархимандрит Алипий преподнес в дар Патриарху образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких – келейную икону основателя обители схиархимандрита Зосимы (Сокура), а также подарочное художественное издание об истории Никольского Васильевского монастыря.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Блаженнейшего Митрополита Владимира и митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона за поддержку трудов отца Зосимы, а также обратился к присутствовавшим за богослужением жертвователям обители:



"Совершенно особое слово благодарности я хотел бы обратить в адрес жертвователей, тех, кто помогал – Виктора Федоровича Януковича, Виктора Леонидовича Нусенкиса и многих других, имена которых я, может быть, не знаю, но которые оставляли здесь свои средства, а вместе с ними – и часть своего сердца; и вот сегодня мы видим эту Божию рукотворную красоту".

Преподав верующим свое благословение, Святейший Патриарх Кирилл отправился в Донецкий аэропорт, откуда вылетел в Крымскую епархию.





Автономная Республика Крым 01-03.08.2009г.

По прибытии в Симферополь Святейший Патриарх Кирилл сразу направился в Свято-Троицкий женский монастырь, где поклонился мощам святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Приветствуя высокого гостя, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поблагодарил Его Святейшество за пастырский визит в Крым, ибо "420 лет Патриархи не были здесь".



На память о посещении Свято-Троицкого монастыря он вручил Патриарху Кириллу мощевик с частицей мощей святителя Луки Крымского.

Праздничное Богослужение в Херсонесе. Так написано в отчете церковных журналистов из РПЦ МП.

Хотя никакого Херсонеса, как населенного пункта в Украине нет. А есть город Севастополь!

Тут мы видим типичный двойной подход русской истории к проблеме Севастополя "как города русской славы". Поскольку за 2000 лет до появления Указа царицы Екатерины II на этом месте располагался греческих город-государство Херсонес. В поздней истории известный еще как Корсунь. Где собственно и крестился киевский князь Владимир!

1 августа у Предстоятеля Русской Церкви был выходной, а утро шестого дня визита в Украину началось богослужением у Свято-Владимирского храма Херсонеса.



Патриарху Кириллу и Блаженнейшему Митрополиту Владимиру сослужили более ста архиереев из Украины, России, Беларуси и других стран. Вместе с духовенством молились тысячи жителей города и паломников, ряд официальных лиц и депутатов украинского парламента.

СЛОВО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ХЕРСОНЕСЕ

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10).

Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе – одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником – одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом.



И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком – воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия – борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви – все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово.

А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) – полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство.

Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восьмьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?



Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой.

Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол – это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности – мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу.

Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни – загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни.

В сознании современного человека жизнь с избытком – это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.



А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга – материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, "перемывать кости" другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: "Вот этот плохой!", а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие – дружить против другого.

Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то – это диавольское объединение.

Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем.

Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все – идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни.

Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ – и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе.



Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, – какие потрясающие слова Апостола!

Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови.

Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который вспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство.

Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь".



Как видим красивая речь и видно, что писалась задолго до визита Патриарха в Украину, как в КВН обычно готовят конкурс под названием "домашнее задание".

Прочитав же речь Патриарха Кирилла, автор все же поймал себя на мысли, о том, что не слишком ли Патриарх Кирилл, "Священного Элея" вылил в своей речи, говоря о киевском Князе (Кагане) Владимире Ясно Солнышко?

Ведь достоверно установленные, исторические обстоятельства рисуют нам совершено другого князя! И Патриарху Кириллу, как доктору богословия эти факты так же достоверно известно.

Так почему же он как глава РПЦ МП, возвышает личность князя Владимира? Который, кстати приняв крещение, сменил и свое имя, взяв в честь тогдашнего Византийского императора новое имя Василия, коим стал в дальнейшем подписывать все свои договора как Василий II!

Ведь не называют же патриархе Кирилла принявшего при принятии монашеского чина, имя Кирилл, по прежнему Владимиром?

И раз так, и Патриарх Кирилл, в силу только ему известных причин, исказил историю крещения князя Владимира, то автор попытается, тут кратко, дать свою версию подлинной биографии Князя Владимира Красно Солнышко (он же Василий Второй) и его заслуг перед русской православной церковью.



Влади́мир I Святосла́вич (др.-русск. Володимеръ Свѧтъславь, ок. 960 – 15 июля 1015) – киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбралправославие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий.

Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии – 15 июля по Юлианскому календарю.

Происхождение и воспитание

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир – сын рабы ("робичич" по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними.

Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын ВладимираВышеслав – около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине подПсковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче.[4] Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Киевское княжение

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополкомбыл раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода.

Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк.

По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян.

В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга "подняли его мечами под пазухи". Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова ("Память и похвала князю Владимиру", 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена видимо при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган принял меры к реформации языческого культа.

Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.[9]

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси – варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

"Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны [...], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц."

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Крещение

Летописное повествование о "выборе вер" ("испытании вер") Владимиром носит легендарный характер.

Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного "латинского" христианства, но Владимир после беседы с "греческим философом" остановился на православии.

Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно.

Так, Владимир говорит "немцам": "Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть" (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли).

В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они "еле спаслись".

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:

"Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее.

Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырех человек из приближенных их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир – подобно тому, как царь тюрков называется хакан [...]

И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам."



Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении "по закону греческому".

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоровВасилия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь.

Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца.

Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем "Повесть временных лет", князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по другому.

Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

"... и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положениии. И согласился он на это.

И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий [...] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя [...]

И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей."

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой.

Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

"Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек – пеших, вооружённых копьями и щитами, – которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.".

А Патриарх Кирилл своим авторитетом призывает нас поверить в следующее:

"И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни.

Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ – и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе.

Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса".

Но продолжим исследовать биографию князя Владимира.

Детали хронологии – на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне – были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления "Повести временных лет", о чём летописец прямо сообщает.

Тем более, дискуссионен этот вопрос в современной историографии.

Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.

В Ростовско – Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.

Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным – в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников.

Владимир был до крещения известен как "великий распутник" (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках – с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной "мачехой Ярослава", попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Дети (всего 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису.

Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей – Святополк туровский и Ярослав новгородский – почти одновременно восстали против отца в 1014 году.

Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Похоронен был в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.

В 1632-36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь.

Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.).

Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены.

Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет.

Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.

По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (чудесным образом ослепшего и исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени.

Уже в "Похвале кагану Владимиру" митрополит Иларион именует князя "блаженным" ("О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!"), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации нежели свершившимся фактом.

Официальная канонизация подразумевает установление соответствующего праздника, составляется служба (в составе Миней), житие вносится в Пролог для богослужебного чтения, имя вносится в синодик для поминания с другими святыми.



Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось.

Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку:

Все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля.

Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира.

Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира.

Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888.

Указом Святейшего Синода 1888, "для запечатления навсегда в благоговейной.

памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа", день памяти св. Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге – "имже бдение совершается"; до того полагалась полиелейная служба.

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления – 15 июля по Юлианскому календарю.

В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

Известный в Российской Федерации, своими громкими заявлениями "Союз православных граждан" предлагает объявить день памяти князя государственным праздником.

Однако соответствующий указ, в случае его принятия, вступит в противоречие с Конституцией Российской Федерации, устанавливающей светский характер государства.

31 октября 1929 года Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви постановил учредить день святого князя как общий русский церковно-национальный праздник.

24 июня 2008 года, на Архиерейском Соборе РПЦ, Патриарх Алексий II в своём докладе сказал, в частности:

"Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, "идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго" (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как "средний" праздник.

А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой.

Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник.".

Вот Президент Украины В. Ющенко и ввел, к приезду Патриарха Кирилла, как всегда "по просьбе трудящихся", в Украине такой официальный праздник.

Ему видно советники с Секретариата не разъяснили, что его указ вступил в противоречие с Конституцией Украины, устанавливающей светский характер украинского государства.

(конец ч.5-2)










© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua