Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Гундяев Владимир Михайлович и Украина ч.5-1


-2
Рейтинг
-2


Голосов "за"
8

Голосов "против"
10

Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине!
Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать – молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит.


Гундяев Владимир Михайлович и Украина ч.5-1
ч.5-1

Начиная написание этой предпоследней части, данного публицистического очерка, автор исходил из двух предпосылок.

Во-первых, что читатель уже ознакомился с 1-4 частями этой работы и как бы на 1/1 000 000 обновил свои знания о РПЦ МП, УПЦ МП и проводимой этими православными церквями политике в Украине.

Во-вторых, о самом визите Патриарха Кирилла в Украину уже написано тонны печатных статей, где, казалось бы, освещен каждый шаг и каждое слово Патриарха. Всвязи с чем, автор решил пойти нетрадиционным путем. А именно показать, как же проходил сам визит публикую фото и иллюстрируя в нужных местах, выдержками из речей самого Патриарха.

Потому как, самый верный путь к истине, в том или ином вопросе, лежит только через ознакомление с первоисточниками интересующей нас информации!

Итак, давайте вместе, проследуем по маршруту Патриарха Кирилла: Киев, Крым, Донецкая, Ровенская, Волынская т Тернопольская области.

Киев. 27.07.2009г.

Самолет Предстоятеля Русской Православной Церкви приземлился в аэропорту "Борисполь" в 8 часов 50 минут. Патриарха встречал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, собор архипастырей, клирики и монашествующие Украинской Православной Церкви.



Среди встречавших были и государственные деятели Украины: заместитель главы Секретариата президента Украины Юрий Богуцкий, глава СНБОУ Раиса Богатырева, руководитель Госкомнацрелигий Юрий Решетников, глава Партии регионов Виктор Янукович. В аэропорт также прибыли представители Посольства России в Киеве



Первым пунктом Патриаршего визита стал молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Его Святейшество встречали тысячи верующих. Собравшиеся пели православные песнопения, некоторые держали плакаты: "Братские народы – единая Церковь!", "У Украины один Патриарх – Кирилл". После появления Предстоятеля Русской Православной Церкви, верующие начали скандировать: "Наш Патриарх Кирилл!".



Благословив паству Его Святейшество совершил молебен Крестителю Руси. Патриарху Кириллу сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм иерархов и пастырей.

По завершении молебного пения Предстоятель Украинской Православной Церкви Владимир обратился к Святейшему Патриарху со словами приветствия:

"Ваше Святейшество, Святейший наш Владыка и отец! Благодать Святого Духа собрала нас с Вами сегодня здесь, в этих святых и прославленных местах, на крутых берегах святого Днепра, который стал для нас Иорданом, на крутых берегах которого, освященных трудами и подвигами многих и многих преподобных, воссиявших здесь святостью и совершенством, мы собрались ныне у подножия памятника нашему Крестителю святому равноапостольному князю Владимиру, чтобы вознести молитву благодарения, молитву славословия и молитву прошения. Мы приветствуем Вас, Ваше Святейшество, с приездом на Украину, которая ждала Вас и которая с радостью Вас встречает.

Ровно год назад президентом нашей страны был подписан указ о том, что церковный день памяти святого равноапостольного князя Владимира становится государственным праздником – Днем Крещения Руси. Таким образом, верующие и неверующие люди могут вместе приобщиться к этим вещам. Это наша история, наша культура, это наше будущее и настоящее.



Дай Бог, чтобы Ваш архипастырский визит в Украину принес, прежде всего, духовные плоды: плоды любви, плоды мира, плоды веры и добродетели.

Пусть Господь благословит Ваши входы и исходы. Помолитесь вместе с нами за нас, грешных, за то, чтобы наш народ боголюбивый, христолюбивый, трудолюбивый, который умеет молиться и хочет молиться всегда, жил в мире, благополучии, во взаимном разумении и понимании друг друга, при высоком христианском уважении, которое зиждется на заповедях святого Евангелия.

Ласкаво просимо, Ваше Святешество, в Украину, и да благословит Вас Господь от Сиона (см. Пс. 133. 3), а Вы да благословите нас всех от имени всей нашей Церкви благодатью, миром и человеколюбием!".

В ответном слове Его Святейшество поблагодарил Блаженнейшего Митрополита Владимира за приглашение посетить украинскую землю.



"Я прибыл сюда как паломник на берега Днепра для того, чтобы прикоснуться к тысячелетней истории нашей Церкви", – сказал Его Святейшество.

По свидетельству Патриарха Кирилла, это пастырское посещение станет для него, прежде всего, радостной возможностью общения с народом Божиим, ревностно хранящим веру своих отцов, глубоко преданным своей Церкви, которая духовно воспитала его и, от дней Киевской Руси доныне, сформировала замечательные черты национального характера Украины.

"Прибегая к небесному предстательству просиявших на этой земле святых, мы будем вместе молиться о благе и процветании Украины, о мире и согласии ее граждан, о дружбе и братстве родственных народов, вышедших из днепровской купели, о нашем нерасторжимом духовном и церковном единстве", – сказал Святейший Владыка.

"Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни". С этими прекрасными словами украинского духовного гимна отсюда, с Киевских гор, призываю Божие благословение на богохранимую украинскую державу и ее благочестивый православный народ, на все народы великой исторической Руси.

"Щастя дай, Боже, народу І многая, многая літа!", – такими словами завершил Патриарх Кирилл свое обращение у памятника святому Владимиру.

После молебна и возложения цветов Святейший Патриарх отправился в Киево-Печерскую Лавру, где на Ближних пещерах его торжественно встретила братия монастыря во главе с наместником архиепископом Вышгородским Павлом.

Посетив храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чтимому списку чудотворного образа Успения Пресвятой Богородицы, утраченного в годы Великой Отечественной войны.



Позже состоялось памятное фотографирование Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Владимира с братией Лавры.

В память о встрече Его Святейшеству был преподнесен Патриарший куколь.

Около полудня в резиденции Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.



В работе заседания участвовали постоянные члены Синода – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. На заседании также присутствовали митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Тульский и Белевский Алексий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Обращаясь к членам Священного Синода, Патриарх Кирилл сказал:

"Хотел бы сердечно приветствовать всех членов Священного Синода на этой исторической встрече – на историческом заседании в Киево-Печерской Лавре. Прошлое заседание было тоже историческим: мы провели его в Санкт-Петербурге, в здании Святейшего Правительствующего Синода. Это здание было отреставрировано и частично передано Церкви для ее нужд, в первую очередь, для заседаний Священного Синода.

Нынешнее заседание в Киеве, в южной столице русского Православия, также является историческим: первый раз за всю историю Синод заседает здесь.

Само по себе заседание не является ни экстраординарным, ни протокольным. Мы приехали в Киев по любезному предложению Его Блаженства для того, чтобы здесь провести очередное рабочее заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Сегодня мы должны будем рассмотреть важные вопросы, касающиеся внутренней жизни, внешней деятельности нашей Церкви, и от одного только воспоминания о великом значении Киево-Печерской Лавры для судеб Русского Православия становится легко на сердце, чувствуешь приток сил.

Мы действительно заседаем в святом месте для всей нашей Церкви, для братских православных народов, и дай Бог, чтобы решения, которые мы сегодня примем, послужили на благо Православной Церкви нашей, на благо всего православного мира".

В ходе заседания члены Священного Синода утвердили уставы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодального информационного отдела, а также Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; одобрили труды Рабочей группы по выработке программы и учебного плана Общецерковной аспирантуры; поручили Синодальной Богословской комиссии во взаимодействии с синодальными структурами начать подготовку современного Катехизиса РПЦ; решили ряд кадровых вопросов.

Пожалуй, наиболее значимым решением Священного Синода стало постановление об учреждении Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Это новый орган, который не имеет аналогов в предшествующей истории Русской Церкви.

Межсоборное присутствие учреждено по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла как постоянно действующий орган. Его главной задачей является общецерковное обсуждение наиболее актуальных вопросов церковной жизни.

Поскольку в соответствии с действующим уставом Русской Православной Церкви Архиерейские Соборы созываются один раз в четыре года, а Поместные Соборы могут созываться лишь по мере надобности (то есть без четко установленной периодичности), то в период между этими Соборами постоянным органом, разрабатывающим предложения и проекты решений для грядущих Соборов, как раз и призвано стать Межсоборное присутствие.

В повестку дня этого органа включен довольно широкий круг вопросов: от сугубо богословских и канонических до вопросов приходской жизни, приходской практики, церковного искусства, миссии, монашества, благотворительности и духовного образования. Для Украины особо важно, что одним из вопросов, в Межсоборном присутствии также будет обсуждаться проблема преодоления церковных расколов.

Священный Синод также утвердил и персональный состав присутствия. В него включено и несколько представителей Украинской Православной Церкви.

По окончании заседания Синода Святейший Патриарх и Блаженнейший Митрополит Владимир отправились на встречу с президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко.



Встреча состоялась в здании Секретариата главы Украинского государства. В ходе беседы обсуждались проблемы церковных расколов в Украине.

В заключение Святейший Владыка вручил президенту памятный дар – складень с образом Спасителя и иконами мученика Виктора и великомученицы Екатерины – небесных покровителей В.А. Ющенко и его супруги, а также сертификат на получение полного собрания сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах, которое выйдет в Издательстве Московской Патриархии.

Президент Украины преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви набор памятных монет, а также вышиванку и рушник, изготовленные руками украинских мастеров.

После официальной части Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир в сопровождении Виктора Ющенко, государственных деятелей и епископата прибыли в парк Славы, где возложили венки к могиле Неизвестного солдата.

Затем состоялось возложение венков к памятнику жертвам Голодомора 1932-1933 годов, после чего президент Украины, Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир посадили калину в аллее у памятника.

СЛОВО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА У МЕМОРИАЛА ЖЕРТВАМ МАССОВОГО ГОЛОДА

Благодарю Вас, господин Президент, за добрые слова в мой адрес.

Мне хотелось бы особенно ясно сказать сейчас всем, у кого, может быть, возникают сомнения по поводу правомерности моего присутствия на этом месте: мы вспоминаем жертв голода – того самого голода 1932-1933 годов, который лично ко мне имел самое непосредственное отношение.

Я сегодня рассказал господину Президенту о том, что мой дед – исповедник, около тридцати лет просидевший в тюрьмах и лагерях только за то, что он боролся за сохранение веры Православной, – был в это страшное время арестован.

И когда его забирали – а дело было в Поволжье – то бабушка обратилась к нему и сказала: "На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!". Тогда дед сказал: "Я иду страдать за Христа – волос не упадет с вашей головы".

И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: "Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать". А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и услышала моя бабушка голос: "Хозяйка, выходи, принимай товар". Вышла – никого, а рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне.

Я позволил себе рассказать эту историю потому, что голод – страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, – привел к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, на Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране.

Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб.

Вспоминая их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время.

Я хотел бы с удовлетворением оценить этот первый, еще не закончившийся день пребывания здесь, на Киевских холмах, в столице Украины. Я имел уже возможность соприкоснуться с нашим верующим народом, как в Лавре, так и на улицах Киева, беседовать с людьми, председательствовать на первом в истории заседании Священного Синода Русской Церкви в Киево-Печерской Лавре, иметь беседу с господином Президентом.

Мы обсуждали религиозную ситуацию здесь, в Украине. Конечно, разделение Православия является большим вызовом и большой проблемой.

Сегодня мы чествуем, и завтра будем особо праздновать память святого равноапостольного Владимира, князя и просветителя, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал тому, чтобы была основана наша Поместная Церковь, которая существует тысячу лет.

Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине!

Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать – молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит.

Но самое главное – исцеление придет тогда, когда мы сумеем в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина – в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории – это все паства единой Поместной Церкви.

Если мы не будем проецировать на церковную жизнь наши политические предпочтения, то освободим нашу дискуссию от того фона, который сегодня так отягощает размышления о будущем Православия в Украине.

Я верю в то, что так и будет.

Я верю, что размышления о Православии в Украине должны сопровождаться молитвой, духовным подвигом и что по милости Божией, по молитвам Киево-Печерских преподобных – мы в двух шагах от их мощей – будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника – от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром.

Я благодарю вас, господин Президент, за то что Вы подчеркнули духовный, пастырский характер моего визита. Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве. Но это Патриарх Московский и всея Руси.

И скажу больше, при образовании Московского Патриархата в Томосе, который был подписан Константинопольским Патриархом и который был принят потом всеми Восточными Патриархами, было сказано: Патриарх Московский, всея Руси и всех Северных стран. И до упразднения Патриаршества при Петре Первом так и подписывались Московские Патриархи."

А вот тут Киррил покривил душой! Титул последнего патриарха до отмены этой должности в РПЦ царем Петром Первым писался вот как!

"Так в в Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх Московский Иев (Иов) именовался различно:

"святейший патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия" и "патриарх царствующего града Москвы и всеа Русии".

Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.

На гробнице последнего допетровского патриарха Адриана вУспенском соборе московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Первый после восстановления титула Патриха в РПЦ -Святой Патриарх Тихон (Беллавин) (1917-1925) носил титул Московский и всея России. Видно очень уж невыгодна эта историческая правда для Патриарха Кирилла?.

Но продолжим цитирование речи патриарха Кирилла:

"В этом нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, но есть ясная православная экклезиология:

Патриарх – это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем, – он отец всех тех, кто принадлежит к Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию, возглавляемую Патриархом.

Я как Патриарх приложу все силы к тому, чтобы по милости Божией преодолелись разделения. Господь нам укажет пути, я верю в Его водительство. В отличие от светских политиков, я не склонен к тому, чтобы делать некие конкретные прогнозы. Нужно отдать свое сердце и свой ум Господу.

И пусть сила Святого Духа ведет нас по правильному пути. Сопрягая молитву с трудами и, что самое главное, с честным, открытым и ясным подходом к тем проблемам, которые существуют в Украине, думаю, с Божией помощью мы все вместе сможем преодолеть существующие преграды.

Пользуясь случаем, я хотел бы пожелать народу Украины мира, процветания, благополучия. Дай Бог всем вам многая лета, силы, крепости и помощи Божией в вашей жизни. Храни вас Господь!

Во время общения с прессой В. Ющенко поблагодарил Святейшего Патриарха за приезд в Киев, назвав его знаковым, и за то, что этот визит носит сугубо пастырский, неполитический характер.

Президент также отметил, что украинский народ желает жить в "объединенной Единой Поместной Первоапостольной Церкви".

Он признал, что путь к реализации этого желания весьма непрост, но пройти его необходимо.

Проблема церковного единства, отметил Виктор Ющенко, это не только церковная проблема: "Это проблема, которая накладывает отпечаток на социальную стабильность".

И поэтому власть, хотя она и не вмешивается во внутрицерковную жизнь, все же желает способствовать восстановлению церковного единства.

Президент также поблагодарил Патриарха Кирилла за то, что он посетил мемориал жертвам Голодомора 1932-1933 годов и почтил память невинных жертв тех трагических событий.

В завершение своей речи президент пожелал Патриарху Кириллу "счастливого пребывания в Украине".


После встречи с президентом Святейший Кирилл проследовал в Киево-Печерскую Лавру, где совершил всенощное бдение вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, сонмом архипастырей и духовенства.



28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Патриарх Кирилл возглавил праздничную Литургию на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры. Ему сослужили Блаженнейший Митрополит Владимир, а также многочисленные украинские и российские архиереи.

СЛОВО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В УСПЕНСКОЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое, я принял и научился не от человек, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1. 11-12). Мы только что слышали эти замечательные слова апостола Павла; он адресовал их древним Галатам, но через них – всему миру, утверждая великую истину, что Евангелие не есть плод человеческой мудрости, что Евангелие есть Божественное Откровение, то есть, слово Самого Бога.

Мы празднуем сегодня день памяти святого крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. И неслучайно эти апостольские слова Церковь предлагает нам в дни памяти святых равноапостольных мужей и жен. Святой князь Владимир жизнью своей явил правоту этих слов. Кем был Владимир до принятия крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невинных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались – чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.

А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем – он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.

А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это евангельское слово, а в центре этого слова – то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре евангельского послания – одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Эти слова остаются непонятными для многих людей – гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес – стремление быть богатым, сильным, могущественным.

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества – это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны – от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что даже не осознавая в полной мере Божественную истину умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека, и этот опыт помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения. Господь пришел и пострадал ради того, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком, как мы слышали только что в Евангелии от Иоанна (Ин. 10. 10), чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Себя, Свою жизнь, на поругание человеческой злобе, зависти, гневу и нечистоте. Он сделал это, движимый любовью к людям, к творению Своему, и через этот пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь – любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви – не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.

Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому – семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так, что за этим скрывается?

Может быть, он или она меня больше не любит? Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.

А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы – политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными?

Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, одурачивая людей призывами к счастью.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких "высших" целей! Это разделение являет самое ужасное, что может быть в жизни христианина, – отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач мирского устроения, разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.

Церковь провозглашает и ближним, и дальним, и всему миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Здесь, на берегу Днепра, в древних стенах Киево-Печерской Лавры, особенно ярко и сильно представляется нашему сознанию образ великого князя. Он не только телесную, но и душевную слепоту сбросил, выходя из купели крещения. Он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, он отказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло его поступки. Князь Владимир в этот момент переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.

Именно в этих стенах мы особенно сильно переживаем значение этой заповеди святого князя Владимира, церковного единства и жизни по закону любви.

Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего – мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе.

Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси.

И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое. Аминь".



По окончании Литургии Его Святейшество поздравил Блаженнейшего Митрополита Владимира с днем его тезоименитства и вручил ему крест и панагию.

Киево-Печерской Лавре Патриарх Кирилл подарил напрестольное Евангелие, украшенное драгоценными камнями.




Затем состоялся крестный ход к Дальним пещерам, был совершен молебен святому князю Владимиру, после которого Его Святейшество благословил многочисленных верующих с балкона здания Киевской Митрополии.

"Всех вас, мои дорогие, я еще раз сердечно поздравляю с праздником – с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира, – сказал Его Святейшество.

– Здесь, на киевских холмах, на месте русской купели крещения, мы с вами крепко молились о нашей жизни, об исцелении недугов, о споспешествовании в делах наших, о преодолении скорбей, о единстве Церкви нашей, о преодолении разделений. Мы молились о великой Святой Руси, которая пребывает сегодня духом своим на братских народах.

Мы молились сегодня о Блаженнейшем Владимире, Митрополите Киевском и всея Украины, дабы Господь в день его Ангела услышал нашу молитву и даровал ему телесное здравие, силу и крепость духа, мудрость и помощь Свою в служении народу Украины, в служении Святой Церкви.

Я навсегда сохранил в своей памяти эту совместную молитву и вашу любовь. Прошу вас молиться обо мне, дабы Господь давал мне силы нести Патриарший крест ради одного: чтобы слава Божия отражалась в жизни людей, чтобы вера православная была основной нашей жизни, чтобы христианские убеждения помогали находить правильные решения в нашем повседневном бытии".

По окончании молебна Святейший Патриарх отправился на праздничный прием в гостиницу "Киев".



На приеме, который был дан Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, присутствовали представители Администрации президента Украины, депутаты Верховной Рады, лидеры ведущих политических объединений страны, послы иностранных государств, а также представители ведущих украинских СМИ.

Третий день пребывания Патриарха Кирилла в Украине начался со встречи Его Святейшества с преподавателями КДАиС, духовенством и монашествующими.

Поводом для встречи, состоявшейся 29 июля в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, стало решение Ученого совета Киевской Духовной академии о присуждении Святейшему Патриарху Кириллу ученой степени доктора богословия.

Встречу открыл ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний. Он сообщил собравшимся о принятом Ученым советом решении и рассказал о научных и проповеднических трудах Патриарха Кирилла, которые послужили основанием для присвоения Его Святейшеству высокой ученой степени.

Затем Архиепископ Антоний зачитал диплом, подписанный членами Совета Академии, а Блаженнейший Митрополит Владимир вручил Святейшему Патриарху Кириллу докторский крест.

После этого Его Святейшество обратился к собравшимся со словом, посвященным проблемам современного академического богословия и перспективам развития системы духовного образования.













Святейший Владыка также ответил на вопросы, касающиеся, в частности, проблем приходской жизни, воцерковления уже крещенных людей, религиозной ситуации в стране, а также итогов встречи с Президентом Украины В.А. Ющенко.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ О ВСТРЕЧЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ В. ЮЩЕНКО

Я удовлетворен встречей с президентом, это был очень открытый и недипломатический разговор. К сожалению, под дипломатией у нас часто подразумевается некая кривда – человек думает об одном, говорит другое, а делает третье. Такая "дипломатия" всегда обречена на провал. Для меня дипломатия – это способность говорить на языке, который понимает собеседник. Если вы не используете язык, приемлемый для собеседника, вы просто вступаете в конфликт с этим человеком.

Поэтому я беседовал с Виктором Андреевичем с полным осознанием того, что передо мной – президент суверенного государства, человек, облеченный властью и полномочиями.

Я излагал ему свое понимание того, что происходит сегодня на Украине, он изложил мне свое понимание, и в этих позициях было нечто общее. Это общее сводится к тому, что необходимо искать пути выхода из церковного кризиса. Думаю, что мы будем вместе искать такие пути – в первую очередь при участии Его Блаженства, который несет особую ответственность за Церковь на Украине как ее Предстоятель; вместе с украинским епископатом и в диалоге с украинской властью.

Невозможно требовать и достигать единства, настаивая на победе своего частного мнения. Так не бывает. Это – самое важное, что должно войти в сознание всех православных людей (я говорю и о тех, кто сегодня находится в расколе). "Все или ничего" – это не разговор для Церкви.

Когда нам говорят: либо автокефалия, либо ничего; либо автокефалия, либо раскол – это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического Православия группы, не может ставиться в качестве категорического условия объединения всех православных. Это методологический нонсенс, что очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов.

Давайте переведем этот разговор на бытовой уровень. Муж с женой поссорились; из опыта известно, что если принимается только одна точка зрения, то конфликт не затихает; он будет исчерпан тогда, когда обе точки зрения будут приняты во внимание, когда вырастет чувство доверия, способность преодолевать трудности в семье.

К сожалению, я не мог прочитать все лозунги, которыми меня приветствовали оппозиционные политические группы, но какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Ведь это удивительно – чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у него есть иное видение положения дел! И при этом обращаются к Патриарху с просьбой:

"Вы, пожалуйста, удовлетворите все наши требования, а если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что Вы такой-сякой". Но ведь так не бывает! Во всей методологии, которая сегодня предлагается для уврачевания раскола, изначально заложена бессмыслица.

Поэтому мое слово ко всем православным заключается в следующем: Церковь должна осознать, что она – родной дом для всех, для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов – для всех. Исходя из своей миссии быть общим пространством для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром. Если сегодня идея автокефалии радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество с этим не согласно?

Значит, нужно объединяться вокруг общей идеи. Но автокефалия такой общей идеей не является, не потому, что якобы есть какие-то имперские происки Москвы (глупость, которую часто обрушивают на людей СМИ), а потому что такова наша история. Киев – это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии – Автокефальная Церковь, в Албании – Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви!

А Киев – это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни! И если закрыть глаза на тысячелетнюю историю и сказать: "Ничего страшного, мы уже двадцать лет независимы, давайте все здесь перекроим", то это будет не просто отказом от истории, это будет отказом от Предания Церкви. И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это?

Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34 Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего.

Вы все знаете своего старшего – Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь.


А теперь давайте перейдем к практике. Местная Церковь – это епархия. Там, где епископ – там Церковь. А дальше существуют различные формы объединения. Очень почтенной формой объединения епархий является Патриархат.

В древности существовала Пентархия, пять Патриархатов – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. И никогда Патриархаты не были ограничены границами государств. Патриархаты всегда распространяли свою юрисдикцию на несколько государств. Так было, так есть сейчас. Как известно, Московский Патриархат был создан после отпадения Рима, он занял место в Пентархии, и в Томосе, который был выдан Патриарху Московскому, значилось: "Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран", то есть всех, что лежали к северу от Византии. И это не происки Москвы, это экклезиологическое самопонимание Православной Церкви!

И сегодня Константинопольский Патриархат – это не одна Турция, а многие страны мира; Александрийский Патриархат – это вся Африка; Антиохийский Патриархат – это средний Восток; Иерусалимский Патриархат – Палестина, Израиль, Иордания.

Национальные Патриархаты, привязанные к государствам, возникли в XIX веке и раньше, конечно – Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных Церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм.

Осуждению подверглось не появление этих Церквей, а то, чем оно сопровождалось – осуждалась попытка тесно связать Церковь с государством и нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному, вот что подверглось осуждению Православной Церкви.

Поэтому в том положении, которое сейчас имеет место, когда Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран имеет попечение не только о Российской Федерации, отражается наша традиция. Она может кому-то нравиться или не нравиться, как кому-то нравится или не нравится сам факт существования христианства, но это традиция, а всякий слом традиции есть очень болезненное для Церкви дело. И всякий слом традиции порождает разделения.

Поэтому мне кажется, что Церковь, которая сегодня существует в Украине, соответствует реальным потребностям народа и страны. Украинская Православная Церковь является самостоятельной, во главе Церкви – ее Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Владимир, и Синод, который без всякого вмешательства Москвы решает все вопросы церковной жизни.

А наше единство – в том, что мы сознаем себя великой и единой Православной Церковью, к которой принадлежит 80% всех православных верующих в мире.

Кто-то может сказать, что это символика. Да, это символика, но она имеет огромное значение в диалоге Православия со всем миром. Мы действительно духовная скрепа и основа той цивилизации, которая только и может на равных говорить с миром.

Продать свое первородство легко, но никогда это не происходило безболезненно. Поэтому я думаю, что сегодня тема автокефалии так разделяет людей еще и потому, что многие понимают значение единой Русской Церкви и для каждой страны, и для всего мира.

И последнее, что мне хотелось бы сказать: самое неправильное в осмыслении нынешнего положения Церкви в Украине – это использование политической фразеологии и политических подходов. Вся аргументация в пользу автокефалии сегодня исключительно политическая: суверенная страна – суверенная Церковь. Откуда все это?

"Почему мы должны подчиняться Патриарху в Москве?", – говорят те, кто приглашает сюда Константинопольского Патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно? В этот хор вливаются голоса не только православных, но и греко-католиков, которые ни на одно мгновение не ставят под сомнение законность своего подчинения Риму. Не кажется ли вам, что здесь есть ясный политический подтекст?

Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает.

Огромный нерастраченный духовный потенциал! Украинской Православной Церкви удалось, в том числе благодаря мудрости Блаженнейшего Митрополита Владимира и других иерархов, пройти между Сциллой и Харибдой – между разными полюсами политического напряжения. Это не был какой-то политический маневр, это было пастырское движение. Именно поэтому так велик сегодня авторитет Украинской Православной Церкви.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Блаженнейшему Владыке Владимиру, всему епископату Украинской Православной Церкви стояния в Православии, любви ко всем, в том числе к тем, кто нас не любит. Потому что у нас нет и быть не может другого языка. Наше слово – это слово евангельское. А если слово наполняется неевангельским содержанием, как это бывает иногда, и мы видим это в полемике со стороны других – то это уже некая измена призванию.

Дай нам Бог в очень непростых порой обстоятельствах нашей жизни сохранить не только православную веру, но и любовь в сердце!"

Затем Его Святейшество вручил ряд высоких наград. В частности, орденами Преподобного Сергия Радонежского были награждены директор Института археологии НАН Украины П.П. Толочко и руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви В.С. Анисимов.

Торжественный акт в Трапезном храме Лавры стал последним официальным мероприятием, проведенным Святейшим Патриархом в столице Украины. Поклонившись святыням Покровского монастыря Предстоятель РПЦ, Блаженнейший Митрополит Владимир и сопровождающие их лица отправились в Донецкую епархию.

(конец 5-1 части)

Комментарии









© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua