Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Гундяев Владимир Михайлович и Украина ч.3 ч.3


3
Рейтинг
3


Голосов "за"
10

Голосов "против"
7

Святейший Патриарх Киевский и всей Руси-Украины ФИЛАРЕТ. (Авторская попытка создания правдивой биографии).

 Гундяев Владимир Михайлович и Украина ч.3 ч.3
ч.3

Святейший Патриарх Киевский и всей Руси-Украины ФИЛАРЕТ

Настало время рассказать о третьем главном действующем лице нашего повествования Патриархе Киевском и всей Руси-Украины ФИЛАРЕТЕ.

Как руководитель украинской общественной религиозной организации Патриарх Филарет, имеет паспорт гражданина Украины на имя Михаила Антонович Денисенко.

Во второй части этой работы мы рассмотрели в общих чертах вопрос, как и почему Митрополит РПЦ Филарет, стал Патриархом новой церковной организации УПЦ Киевского Патриархата, но личность и я бы сказал, уникальна в современной истории Украины деятельность М.А. Денисенко по организации и становлении украинской православной церкви независимой от РПЦ МП, заслуживает того, чтобы подробно рассказать о его биографии.

Вначале официальная часть, которую можно найти в любой общедоступной базе данных.



"Родился М.А. Денисенко 23 января в 1929 г. в селе Благодатному Амвросиивского района Донецкой области в семье рабочего.

В 1946 г., по окончании средней школы, вступил к 3-у классу Одесской духовной семинарии, которую закончил с отличием и того же года поступил в Московскую духовную академию.

Учась на II курсе, 1 января в 1950 г. принял монашеский постриг с именем Филарета.

15 января в 1950 г. Святейшим Патриархом Московским и всей Руси Алексием Первым был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня в 1951 г. (днем Св. Тройци), – в сан иеромонаха.

В 1952 г. закончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московскую духовную семинарию.

Одновременно исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

В 1953 г. занял пост преподавателя в Московской духовной академии.

В 1953-54 учебном году Ученый Совет Московской духовной академии присвоил иеромонаху Филарету звание доцента.

Того же, в 1953 г. был назначен на должность старшего помощника инспектора Московской духовной академии и семинарии.

В 1956 г. назначенный инспектором Саратовской духовной семинарии в связи с возведенням в сан игумена.

В 1957 г. переведенный на должность инспектора Киевской духовной семинарии, а 12 июля в 1958 г. возведений в сан архимандрита и назначенный ректором Киевской духовной семинарии.

В 1960 г. архимандрит Филарет назначен управляющим делами Украинского Екзархату и настоятелем Свято Владимирского кафедрального собора в м. Киеве, а с июня 1961 по января в 1962 г. он был настоятелем двора Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в городе Александрии (ОАР).

12 января в 1962 г. принятием более Святого Патриарха Алексия и Священного Синода архимандрит Филарет был избран епископом Лузьким, викарием Ленинградской епархии, с поручением руководить Рижской епархией.

4 февраля в 1962 г. состоялась его хиротония на епископа в м. Ленинграде, в которой приняли участие митрополит Пимен (Извеков), архиепископ Никодим (Ротов), архиепископ Киприан (Зернов), епископ Мисаил (Воскресенский), епископ Михаил (Чуб), епископ Никодим (Русняк) и другие архиереи.

13 июня по октября 1962 года исполнял обязанности Экзарха Средней Европы.

После образования епархии Русской Православной Церкви на территории Австрии в октябре в 1962 г. назначенный епископом Венским и Австрийским.

12 декабря в 1964 г. назначенный епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая в 1966 г. возведений в сан архиепископа и назначенный Экзархом Украины, архиепископом, Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода.

25 февраля в 1968 г. Святейшим Патриархом Алексием возведений в сан митрополита.

В 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом удостоенный права ношения двух панагий.

В 70-80-ые годы митрополит Филарет вел активную церковную общественную деятельность. Он руководил и принимал участие в работе многих отечественных и международных конференций, комиссий, в частности, в работе II (в 1963 г.), ПИ (в 1968 г.), IV (в 1971 г.) и V (в 1978 г.) Всехристиянских Мирных Конгрессов в Праге. В 1977 году стал одним из вице-президентов Христианского Мирного Конгресса.

В1970 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на Всемирной религиозной конференции "Религия за мир" (м. Киото, Япония).

В 1974 г. принимал участие в II Всемирной Конференции "Религия за мир" в м. Лувени (Бельгия). На III Ассамблее в Принстони (СЕМЬ) избранный вице-президентом Всемирной Конференции "Религия и мир". в 1982 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на Всемирной Конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

В 1965 г. был на Хельсинском Всемирном Конгрессе на защиту мира. в 1967 г. на Берлинском конгрессе, а в 1973 г. принимал участие в работе Московского Конгресса миролюбивых сил. Принимал участие в Международной конференции за европейскую безопасность в м. Вене (Австрия).

В июне в 1983 г. был на Пражской Всемирной Ассамблее "За мир и жизнь, против ядерной угрозы". Принимал участие в работе Конференции негосударственных организаций за разоружение (Женева, в 1978 г.).



В 1982 г. в составе делегации ХМК принимал участие в II Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН из разоружения.

В 1966 г. избранный заместителем председателя общества дружбы "СССР – Греция". Принимал участие в работе советов союзов советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, правление общества "Украина", Украинского Комитета защиты мира и комиссии содействия Советскому фонду мира.

В 1970 году Советом Академии избранный почетным членом Московской духовной академии, в 1973 г. – почетным членом Ленинградской духовной академии.

14 октября в 1979 г. Будапештская реформаторская духовная академия удостоила митрополита Филарета степени почетного доктора богословия "Гонорис кауза", а 20 мая в 1980 г. он получил диплом доктора богословия "Гонорис кауза" Пряшивского богословского факультета.

В изданиях Московского Патриархата ("Журнал Московской Патриархии") и Украинского Екзархату ("Православный вестник") разного времени печатались его богословские статьи, доклады, послания, проповеди.

22 января в 1979 г. указом Президиума Верховной Рады СССР за патриотическую деятельность на защиту мира награжденный орденом Дружбы народов. За церковную и общественную деятельность митрополита Филарета награжденного также орденом Трудового Красного Флага.

Митрополит Филарет принимал участие в конференции ЮНЕСКО, посвященной празднованию 1000-лиття Крещения Руси. Через болезнь Патриарха Пимена всю работу по подготовке и проведению празднования 1000-лиття Крещения Руси вел митрополит Филарет.

После смерти Патриарха Пимена 3 мая в 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованиям избрали митрополита Филарета Мисцеблюстителем на Московский Патриарший Престол". Был председателем Поместного Собора РПЦ 7, 8 июня в 1990 г."

Тоесть мы видим, что небыло, до 1990 г. в Русской православной церкви после Патриарха Алексия, что Первого, что Второго, более авторитетного и уважаемого среди церковного клира и прихожан, священнослужителя чем митрополит Филарет!

Но в том же 1990 г. судьба и биография митрополита Фирарета, кардинально резко меняется.

И он из как бы "с Первого заместителя Русского Патриарха", попадает в разряд изгоев и заканчивает свое служение в РПЦ МП- получением АНАФЕМЫ!

Это кстати, второй украинец, после Ивана Степановича Мазепы, подвергнутый московитами самой страшной кары в христианстве!

Вот и давайте разберемся в этом вопросе!


В октябре 1990 г. Епископат Украинской Православной Церкви, по инициативе митрополита Филарета, принял обращение к Патриарху Московскому и всей Руси Алексия II и архиереев Русской Православной Церкви о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении.



25-27 октября в 1990 г. Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет, единогласно избранный украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всей Украины.

26 октября в 1990 г. в Софийском соборе после Божественной литургии Патриарх Алексий II объявил решение Архиерейского Собора РПЦ и вручил митрополиту Филарету Патриаршую Грамоту на право быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Тоесть независимость от РПЦ МП была не полной и подотчетной РПЦ МП.И пока всех все это устраивало! И в Москве и в Киеве! И Филарет был хороший!

Но, затем случился ГКЧП и начался парад суверенитетов.

Украина вышла с СССР и уже после принятия Верховной Радой Украины 24 августа в 1991 г. решение о провозглашении Украины независимым государством, по инициативе митрополита Филарета 1-3 ноября в 1991 г. состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, который основываясь на решении законодательной власти Украины Верховной Раде, единогласно принял решение о полной канонической независимости, то есть автокефалию Украинской Православной Церкви.

Собор обратился к Патриарху Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 1, 2 апреля в 1992 г. отказал предоставить Украинской Православной Церкви автокефалию. Да и как не отказать, ведь с автокефалией от Москвы отходила почти половина православных прихожан!

Патриарх Алексий II, толи сам толи с подачи тогдашнинего властителя РФ Б. Ельцина, решил, невзирая на все заслуги Филарета, и беспорочную его службу, неканоническим средством устранить митрополита Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и поставить на его место своего ставленника – митрополита Владимира (Сабодана).

Сначала в ход пошел компромат. Вот пример.

"В 1991-1992 гг. в российской периодической печати неоднократно появлялись публикации, в которых утверждалось, что Филарет (Денисенко) фигурирует в отчетах КГБ как агент под псевдонимом "Антонов". (См. книгу: Александр Нежный. Комиссар дьявола. Часть II: Его Блаженство без митры и жезла; Третье имя, стр. 145-177; там же – Архив II, стр. 195-217.) Москва, "Протестант") 1993.

А. Нежный сопоставил данные, взятые им из Архива КГБ СССР с официальной хроникой Журнала Московской Патриархии, где например, сообщалось, что митрополит Филарет, будучи в Риме, встретился с Папой Иоанном Павлом II и беседовал о проблемах греко-католической Церкви на Украине. В отчетах КГБ то же самое событие описывалось с упоминанием агента под псевдонимом "Антонов".

Шантаж не помог! Документы КГБ ССР так и небыли опубликованы. Тогда российские власти пошли путем, проторенным еще в 1919 г. большевиками!

26 июня в 1992 г., с нарушением канонов, Устава УПЦ и постановлений Архиерейского Собора РПЦ, о самостоятельности и независимости в управлении УПЦ, за указанием Патриарха Алексия II в Харькове был сзываемый "собор", который незаконно избрал еще одного митрополита Киевского.

Им стал митрополит Владимир (Сабодан), который был перед избранием Управляющим делами Московской Патриархии РПЦ.

11 июня в 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ решил таким образом наказать митрополита Филарета за намерение отделиться от Русской Православной Церкви для образования Поместной Украинской Православной Церкви, но митрополит Филарет не признал за собой вину и не покорился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным. Тогда в ход пошло последнее оружие РПЦ. Предание Филарета Анафеме. Вот копия этого документа:

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что "в случае продолжения... бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование".

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти – лишением сана, он продолжал совершать святотатственные "богослужения", в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины", в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви", а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

2. Освященный Архиерейский Собор ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призывает их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: "Аще же, не исправив себе, дерзнеши коснуться священнодействия, то будеши анафема пред всем народом, и приемлющии тебе будут отлучены от всей Церкви".

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко).

Этот документ как бы был предупреждением для всех православных избегайте контакта с Филаретом, как больным чумой!

Но давайте посмотрим, как же на это отреагировали что сами представители клира РПЦ и прихожане особенно из числа облаченных в Украине и в мире верховной власть и влиянием!



25 июня в 1992 г. состоялся Всеукраинский Поместный Собор, на котором провозглашено объединение части Украинской Православной Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви в единственную Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата.

Собор признал незаконным решение Архиерейского Собора РПЦ и избрал Патриархом Киевским и всей Руси-України митрополита Мстислава (Скрипника). Митрополит Филарет был избран Заместителем Патриарха Киевского и всей Руси-України.

Митрополит Филарет невзирая на все нападки и интриги продолжает бороться за создание в Украине Поместной Православной Церкви Киевского Патриархата.

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всей Руси-України.

"Поместный собор" УПЦ КП, проходивший 20-21 октября во Владимирском соборе в Киеве. В итоге тайного голосования 160 делегатов из 174 присутствующих отдали свои голоса за Филарета, который стал третьим по счету "Патриархом" УПЦ КП.



Как видим из московской "АНАФЕМЫ" Филарету вышел пустой пшик!

Никто в Украине и за ее пределами от него не отвернулся и не проклял. Ибо все понимали, что за московской "Анафемой" стоит политика и ничего более! А политика как известно" грязное дело" особенно если она делается грязными руками.

Патриарх Филарет нашел в себе силы и мужество плодотворно работать над перестройкой Поместной Православной Церкви в Украине.

Далее снова информация из официальной биографии Филарета:


"Был Освящен Архиерейский собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата 12 декабря 1996 года под председательством Святейшего патриарха Филарета после старательного исследования жизни и святительского служения Киевского Митрополита Петра Могили канонизировал и присоединил к лику святых большого Киевского Митрополита.

В заседании сессии ЮНЕСКО в Париже, посвященному юбилею 400-лиття митрополита Петра Могили, принимал участие и Святейший Патриарх Филарет, выступив с речью о святительском пути славного митрополита и его взносе в перестройку украинского православия.

3 июля 1996 года у Софии (Болгария) Патриарх Филарет принял участие в работе Церковно народного собору Болгарской Православной Церкви, на котором присутствовали 95 делегатов, с каких 90 проголосовали за выбирание наистаршего за вменением епископа, митрополита Неврокопского Пимена, Патриархом; а 4 июля того же года в храме св. Параскеви в Софии – в интронизации Святейшего Патриарха Пимена.

По приглашению Его Святости Украину неоднократно посещал Предстоятель Черногорской Православной Церкви – архиепископ Цетинский, митрополит Черногорский Михаил.

К 2000-лиття Рождеству Христов по инициативе Святейшего Патриарха Филарета было создано церковно общественный комитет для проведения мероприятий, посвященных знаменательному юбилею в истории христианства.

Первым таким мероприятием на пути к юбилею стала Всеукраинская Международная Христианская Ассамблея, проведенная при участии Киевского Патриархата в феврале 1998 года.

В работе Ассамблеи, ее круглых столов приняли участие большое количество научных работников, церковных и общественных деятелей. Киевский Патриархат наладил постоянный диалог с интеллигенцией и находит в ней широкую поддержку в своей деятельности в духовной сфере.

За годы патриаршества он объехал с архипастырскими визитами почти всю Украину, встречался из епископатом, духовенством, верующими всех епархий, в Украине, а также за ее пределами. При действенном участии Святейшего Патриарха Филарета появились из руин Михайловский Золотоверхий монастырь, храмы Успення Пресвятой Богородицы (Пирогоща), Рождества Христово и много других храмов в Киеве и по всей Украине.

Из 2000 г. вышло 7 томов полного собрания посланий, проповедей, выступлений, обращений и докладов, Святейшего Владыки.

В своем выступлении на Поместном Соборе в январе в 2001 г. изложил основы социальной доктрины УПЦ Киевского Патриархата.

Патриарх Филарет поддержал визит Папы Римского Ивана Павла ІІ в Украину, принял участие во встрече более Святого Отца с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.

В конце 2003 г. был членом-основателем Совещания представителей христианских Церквей Украины.

15 июля 2004 года в стенах Михайловского Золотоверхого монастыря состоялся Поместный Собор, на котором Святейший Патриарх просуммировал достижения УПЦ Киевского Патриархата за девятилетний период, показав динамику ее роста, начертил перспективы на будущее.

Собор канонизировал преподобных Иова (1550 – 1621) и Феодосия (вторая пол. ХVI ст. – 1629) Манявских и святителя Арсения Мациевича (1697 – 1772), митрополита Ростовского.

С 24 по 26 июля в 2005 г. Патриарх Филарет находился с визитом в м. Триполи (Ливия), где в рамках конференции Ассоциации Всемирного Исламского Призыва имел встречи с исламскими деятелями, а также с представителями римо-католицеской и коптской обществ.

13 декабря в 2005 г. в Государственном оперном театре Украины состоялся I Всеукраинский церковно общественный форум "За Украинскую Поместную Православную Церковь". Главным событием Форума стало выступление Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета. Аналитический и одновременно общедоступный доклад Патриарха осветил генезис драматичного разделения православия в Украине и его опасное влияние на современную историю.

13 мая 2006 года решением Священного Синода под председательством более Святого Патриарха и всей Руси – Украины Филарета взят курс на реформу образования в духовных учебных заведениях Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Плодотворно функционируют Киевская и Львовская Православные Богословские Академии, семинарии в Луцке и Ровно, Богословский институт в Ивано-Франковске, Теологическое отделение Философско-теологического факультету Черновицкого Национального Университета.

15 апреля 2007 года под председательством Святейшего Патриарха Филарета состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, одним из основных решений которого было принятие Историко-канонической Декларации "Киевский Патриархат – Поместная Украинская Православная Церковь".



12 июня 2007 года в "Украинском доме" состоялся ІІ Всеукраинский церковно общественный форум "За Украинскую Поместную Православную Церковь", который в полной мере поддержал и одобрил Историко-каноническую декларацию. Его Святость в своем докладе отметил, что Единственная Поместная Церковь – это задание как Церкви, так и государства, а потому высоко оценил деятельность действующего Президента Украины Виктора Ющенко в инициативах по поводу объединения разделенного Православия в Украине.

Благодаря настойчивому труду Патриарха было переведено все богослужбови книги, которые нужны для службы богослужений; он войдет в историю как четвертый переводчик Библии украинским языком. Из благословения Патриарха Филарета было бесплатно напечатано и распространено близко миллиону экземпляров Закона Божьего. Целью акции является то, чтобы эта книга из основ божественного учения попала к каждому жилищу, пожаловала в каждую семью.

За годы предстоятельства Святейшего Патриарха Филарета Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата значительно выросла.

Если в 1995 году Патриархат имел 1200 парафий, то сегодня – свыше 4 тысяч; тогда в составе Церкви было 15 архиереев, в настоящий момент – 38, что отвечает численности епархий: в 1995 году их было 12, теперь – 33.



За социологическими опросами Киевский Патриархат пользуется поддержкой свыше 30% человек взрослого населения Украины (для сравнения – Московский Патриархат в Украине поддерживают около 20%, то есть 6,5 миллионов человек). В декабре в 2006 г. в столице Украины Киеве 52% опрошенных отнесло себя к Киевскому Патриархату и только 8% – к Московскому Патриархату".



Но, Патриарх Филарет не отсиживался в обороне от нападок РПЦ МП и вскоре сам перешел, говоря языком военных, в "контрнаступление" на территории непосредственного противника.

В 1995 г. Филарет, не довольствуясь созданием своей структуры лишь на Украине, создает в России параллельную структуру, получившую название – "Российская православная церковь Киевского патриархата" (своего рода "российский экзархат" УПЦ-КП).

Российские "филаретовцы" присвоили своей группе и другое имя – "Истинно-православная церковь Киевского патриархата" (ИПЦ-КП),

Первыми своими "епископами" в России Филарет ставит архим. Адриана Старину из г. Ногинск (Московская обл.) и архим. Иоасафа Шибаева из г. Обоянь (Белгородская обл.), а также "митрополита" Варуха (Владимира Тищенкова) из Тобольской обл.

Позже, при содействии. Варуха Тищенкова, к этой структуре примкнули "епископы" – Рафаил Прокопьев (Красноярск), Сергий Моисеенко (С.Петербург) и Тихон Филиппов (Коломенск).

Помимо т.н. "российского экзархата", УПЦ-КП имела также свои анархические "экзархаты" в других странах.

Среди них греческая автономная "церковь" во главе с "митрополитом" Евлогием (Klaus Hessler). Митрополит Миланский" Евлогий.

Вместе с Евлогием к УПЦ-КП присоединились "архиепископ" Вигилий (Вижиль) из Франции, "архиепископ" Лазарь Оттавский (Канада) и "епископ" Василий Остийский.

Также в составе УПЦ-КП пребывали некий "митрополит Парижский" Михаил (Филипп Лярош) и Патрик (Брук де Траль) из Германии, а в США – т.н. "епархия Хьюстона и всего Техаса", состоящая из двух приходов и двух "епископов" Макариоса и Тимофея.

Рукоположил Филарет Денисенко отдельного "епископа" и для Белоруссии – Петра Гущу.

Не отвергли Патриарха Филарета и главы других православных церквей.

Так, за церковные заслуги он был награжденный орденами, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Болгарского, Грузинского, Польского, Чехословацкого Патриархатов и Церквей, а также Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Светская власть в Украине при всех ее трех, разноликих Президентах, так же отметила заслуги Патриарха Филарета, высокими государственными наградами Украины – Орденами князя Ярослава Мудрого V (1999), IV (в 26.06.2002 г.), III (в 23.01.2004 г.) и ІІ (в 18.10.2006 г.) степеней.

Закончив на этом месте и перечитав набранный текст, автор, поймал себя на мысли, что все очень формально и выглядит скучно как бы с элементами предвзятости.

Чтобы исправить положение, автор, говоря фигурально, хочет пригласить для дачи "свидетельств" в отношении личности Патриарха Филарета, на суд читателей двух свидетеле. Со стороны защиты и со стороны обвинения.


Что из этого получилось судить Вам.

Итак, свидетель защиты. Комаров Евгений Викторович.

И вот отрывки с его интервью: "Московский патриархат пошел по "югославскому пути". http://www.krotov.info/spravki/persons/21person/1964komarov.htm "Украинское православие", 24 ноября 2006 г.

"- В 1987 году я пришел в Издательский отдел Московского Патриархата и к 90-му году я работал заведующим отделом церковной жизни в "Журнале Московской Патриархии".

Когда избрали патриарха Алексия ІІ, то примерно через год, к 1991-му, я еще возглавил и его мобильную пресс-группу.

Я фактически выполнял часть функций пресс-секретаря, но в штате у патриарха как не было, как и нет должности пресс-секретаря, и моя должность так не называлось. Я за патриархом везде ездил, ходил, и мои подчинённые потом обрабатывали по факту те речи, которые он произносил без подготовки. А то, что он готовил заранее, концептуальные выступления – это было под Кириллом (митрополит, глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), второе лицо в РПЦ – ред.), этим его ведомство занималось, там была своя пресс-служба.

Потом, с конца 1991 г., мы начали выпускать журнал "Официальная хроника", как отдельное издание. Сева Чаплин (Всеволод Чаплин, протоиерей, один из заместителей митрополита Кирилла – ред.) и Кирилл (со слов Севы) называли это издание "Журнал патриарших мод" – потому, что там патриарх так, патриарх сяк, и всё про него, а про Кирилла и про его заслуги ничего, да еще и выпускал не он. Они всегда ревностно относились к нашей работе.

Потом я был генеральным директором Издательского дома Московского Патриархата "Хроника". Это было закрытое акционерное общество с одним учредителем – Московской патриархией, и я там был назначенным директором.

В 90-м году было мне 26 лет. Был я молодой, наивный и глупый. Никуда я не лез, да и никуда меня особо не пускали. Про движение денег, про то, как кто ворует, сколько что стоит – я про это не знал, меня к этому не допускали, а сам я искренне не догадывался. Поэтому мои наблюдения – это скорее со стороны. И документов серьёзных у меня не могло быть, потому что я на совершенно другом уровне находился. Поэтому то, чем я могу поделиться – это, скорее воспоминания, какие-то эмоциональные впечатления.

- Как руководство патриархии относилось к вопросу автокефалии Украинской Православной Церкви?

– Я изложу вам умозаключения, само собой разумеющиеся для любого политолога, и то, что я говорю – мнение гражданина, некая средняя, результирующая линия, которая сформировалась из различных впечатлений, общения и бесед.

Патриархия к автокефалии УПЦ относились отрицательно, точно так же, как многие в правительстве, в руководстве России, отрицательно относились к независимости Украины и других бывших республик СССР.

В России Церковь никакой самостоятельной роли не играла.

Всегда в этой стране Церковь была абсолютно не самостоятельной – при всех царях, генсеках и так далее.

С одной стороны, одна часть политиков отпустила Украину в свободное независимое плавание, – а это естественный демократический процесс развития национально-освободительных движений, это полностью закономерно.

С другой стороны, другая часть – в первую очередь КГБ, ФСБ и люди, связанные этим мышлением, – они, конечно же, были против разделения и государства, и всех других структур, в том числе и Церкви.

Это, второе, крыло всегда рассматривало Церковь, как своё орудие – начиная с пресловутой "борьбы за мир" и кончая "построением работы" в бывших советских республиках.

В данном случае линия, которую осуществлял патриарх Алексий и его идеологи в отношении церковной политики, являлась отражением одного из течений в государственной политике России, связанного с мышлением гебистского типа.

Задачей этого течения была нейтрализация последствий распада Союза.

Будучи не в силах не отпустить Украину от себя, как самостоятельное государство, это крыло пыталось компенсировать свои потери контролем на неформальном, на общественном, на религиозном уровне.

- Что, по Вашему мнению, побудило митрополита Филарета добиваться автокефалии УПЦ?

– Я думаю, что Филарет стал добиваться автокефалии Украинской Церкви, уловив исторический вектор развития общества, страны, Церкви.

Ведь создание независимой Поместной Церкви в независимом государстве является исторической закономерностью.

Церковь состоит из души и из тела. С одной стороны она – Тело Христово, с другой стороны она – общественная организация, зарегистрированная в Минюсте. Поэтому её развитие в рамках общества происходит одновременно в силу законов двух видов – небесных и земных. Они причудливым образом переплетаются.

В данном случае всё сводится к следующему – вслед за возникновением независимого государства рано или поздно, так или иначе, возникает независимая Поместная Церковь. Это всегда так, это нормально.

И нет ничего страшного, если патриарх Филарет внес что-то своё, личное, эмоциональное, в принятие решений по этому поводу. В конце концов, он же живой человек.

Важно то, что он шел вместе с ходом истории общества, народа, людей. Он стал, если можно так сказать, орудием в руках Господа. И если Господь его выбрал орудием, Он его выбрал не за то, что он очень хороший, а потому, что Ему, Господу, нужно некое орудие.

- А в чём видел свою миссию патриарх Алексий?

– Патриарх Алексий часто говорил в те годы, что Церковь – единственный структура бывшего Советского Союза, которая не распалась на 15 независимых государств и 15 удельных княжеств. И так гордо поднимал голову и всех взглядом обводил.

Я уж не знаю, как это может греть душу христианину, да и любому нормальному человеку. Ну, какая разница: распался Союз, не распался, сохранилось единство РПЦ или нет. Людям то простым, верующим, какая разница – они ничего хорошего от борьбы за сохранение структуры РПЦ не получили. Стало только хуже, потому что попытки провести это имперское сознание привели к расколу на Украине, к расколу в Эстонии. Лозунгом такой политики стало: "Ни пяди родной земли врагу".

Советский Союз распался бескровно. И, слава Богу! Я считаю, что Господь указал людям, подписавшим Беловежское соглашение, что это нужно было сделать.

А Югославия является примером того, как союзу не дали распасться. И чем это кончилось? – кровью и войной. Советский Союз распался безболезненно, но Церковь пошла по югославскому пути – ни пяди родной земли заклятому врагу.

Всё равно национально-освободительный процесс всегда во всех странах ведёт к возникновению Поместных Церквей. Это азбука истории.

И всё равно так будет, и будет своя Церковь в каждом из этих отделившихся государств. Но сколько при этом крови и слёз прольётся – я думаю, что на сегодня это ещё не всё, что пролилось.

В 1990-м силы, олицетворявшие имперское прошлое, пытались сыграть на упреждение – Патриарх Алексий приезжал в Киев, даровал так называемую "самостоятельность во внутреннем управлении".

Слава Богу, что народ Украины это не обмануло, эта совершенно дутая самостоятельность.

В Москве говорили: "Мы денег с Украины не берём". Так дело то не в деньгах! Кроме денег есть другие какие-то ценности.

– Но официально в автокефалии Украинской Церкви не отказали, а перенесли решение этого вопроса на Поместный собор РПЦ.

– Поместный собор никто никогда не собирался готовить. Вы прекрасно знаете, что патриарх Алексий, когда он избирался, говорил в первой же своей речи о возрождении соборности.

Реально он её полностью ликвидировал.

Поместный собор 1990-го года его избрал – и больше Поместных соборов не было и не будет, уже по новому Уставу, – пока жив нынешний Патриарх.

Хотя по Уставу 1988 г. Поместные соборы должны были созываться не реже одного раза в пять лет. А со времени последнего прошло уже 16...

Когда был Архиерейский собор по вопросу автокефалии Украинской Церкви (весной 1992 г. – ред.), то в кулуарах патриарх Алексий радостно так говорил:

"Знаете что? Мы по этому делу не будем им говорить "нет". Мы отложи это до Поместного собора. А Поместный собор у нас в 1995 году!!!". Как замечательно! Такое соломоново, византийское решение. И "нет" не сказали, и в долгий ящик отложили. В 95-м это отложилось, в 2000-м это отложилось насовсем. Вот такие были настроения.

- И как проходил этот Архиерейский собор?

– Подготовкой документов занимался Кирилл.

Как там провели работу с епископатом, с архиереями, чтобы они правильно голосовали – это я видел уже только как результат. Я сидел на соборе в ложе в дальнем углу зала.

Из не-епископов там сидело только трое – Сева Чаплин от Кирилла, я как бы от пресс-службы Святейшего и иеромонах Никон (Белавинец), мой друг и коллега, мы с ним вместе работали. Я видел, что всё было разыграно, как по нотам, всё чётко работало. Ну, они же все люди послушные.

Сначала пригласили батюшку из Питера, который полностью провалился. Ему дали письма с Украины обработать, – в Патриархии несколько чемоданов писем было, я их видел.

Там были и настоящие серьёзные письма, но множество было писем, написанных по команде епархиального архиерея под копирку: вот, все приходы стройными рядами, мы против автокефалии, мы за единство с канонической Матерью-Церковью...

Ну и другая подобная фразеология. Ему дали это обработать, чтобы он статистику дал, но он выступил неудачно, не убедительно.

Как результат того, что я видел на соборе, я могу сказать, что Филарет проявил максимум выдержки.

Впрочем, не только он. Там и Кирилл проявил выдержку и талант.

Там вообще интересно было с точки зрения человеческой психологии.


Было много замечательных, с точки зрения ораторского искусства, выступлений. Замечательно говорили и Лазарь (в 1992 г. – архиепископ Одесский – ред.), и Агафангел (в 1992 г. – на покое, ныне – митрополит Одесский, последовательный противник независимости и Украинской Церкви, и Украины – ред.), и особенно Ювеналий Поярков (митрополит Крутицкий и Коломенский, управляющей епархией Московской области – ред.).

"Я по себе знаю, владыка, как непросто уходить" – сказал он, намекая на свой уход с поста главы ОВЦС. Многим очень запомнилась "защитительная речь" (как мы ее дружно прозвали) митрополита Филарета. В первый день он ее закончил так: "Умру, но не уйду!" Эту фразу ему потом многие злобно припоминали. Но в его речи было и много чего другого интересного: например, суровые слова о проблеме сексуальных меньшинств в Церкви. Когда же появилось предложение лишить Украинскую Церковь даже той самостоятельности, что уже была, Филарет чуть не ушел.

Было так. В первый день вечером всё затянулось. И кто-то из епархиальных архиереев, не помню кто – надо стенограмму послушать, – предложил вообще лишить Украинскую Церковь даже той автономии, самоуправления, что у неё была, и всё отыграть назад.

В этот момент Филарет встал из президиума, стал собирать свои бумаги и сказал – я эту фразу хорошо помню, дословно:

"Ну, на таком соборе мне вообще делать нечего, где даже собираются независимости лишать".

Встал, собрал бумаги и начал уходить. Алексий растерялся полностью.

Кирилл, который сидел чуть-чуть сбоку, на краю президиума справа, тут же взял слово, собрался, – он самый оказался сообразительный, и говорит:

"Я хочу, чтобы все ясно себе представляли, что сейчас здесь происходит. А происходит страшный раскол Церкви".

И сказал еще несколько слов, очень убедительно, ярко, мне понравилось. В итоге Филарет сел обратно на место, и стали дальше говорить.

С Филаретом ушел только один епископ, Яков. Когда Филарет вставал из президиума, Яков вообще успел выйти из зала.

Он там видимо подождал, Филарет не вышел, и он минут через 15 вернулся. Некоторые даже рассмеялись.

И вот когда Филарет, наконец, пообещал ради мира церковного уйти в отставку, раз его фигура так мешает, после этого у всех как бы камень с плеч свалился, все такие радостные-довольные были.

И у меня сложилось впечатление, может я тогда такой наивный был, но у меня сложилось впечатление, что так оно и будет, что он уйдёт в отставку.

Алексий потом много раз в кулуарах говорил, когда светским объяснял: "Ну, вы понимаете, Филарет, когда вернулся в Киев, – его же шантажировали, его шантажировал этот Кравчук, личной жизнью его шантажировали, ну мы же знаем...". Вот так Алексий обычно говорил потом, я много раз это слышал.

– А как проходил собор 11 июня 1992 г., на котором приняли решение "лишить митрополита Филарета священного сана"?

– Вот, первый собор был такой интересный, живой, на нём что-то живое и реальное происходило, чувствовалось, что действительно решалась какая-то реальная судьба Церкви.

Я сидел там, и ни есть, ни пить не хотелось. Мы сидели до полуночи и чувствовали, что это действительно история.

На следующем соборе всё было режиссировано в духе Кирилла и ОВЦС. Настолько пересушено, и все пришли такие, знаете, кислые, всё было с заведомо известным результатом, всем скучно, не интересно. Хуже, чем партийный съезд КПСС.

Кто-то встал, вяло повякал дежурные слова. Проголосовали единогласно, и всё. Скучно, не интересно. И они хотели этому придать какую-то помпезность, значимость, но этого не получилось. Всем всё понятно. И разочарование.

– Что думали об "украинском вопросе" после этих событий?

– Могу только предполагать. Патриарх человек увлекающийся. У него вода из этой темы ушла, и ему стало не интересно.

Он занялся другим – ну, например, стали сжирать Питирима (митрополит, бывший глава Издательского отдела и главный редактор "Журнала Московской Патриархии"; патриарх Пимен хотел видеть его своим преемником; ныне покойный – ред.), в чём я тоже был вынужден принять активное участие.

Потом – он же человек болезненно самолюбивый, Алексий, он этого Киева, Украины, бояться стал, как удара по самолюбию. Не скажу, что он трус, но он человек с больным самолюбием.

Ему когда "девятка" (9 управление КГБ, обеспечивало охрану высших лиц государства – ред.) расчищала дорогу в Софийский собор в 1990-ом, он это очень хорошо запомнил.

- Поэтому и не приезжает в Киев?

- Мне кажется, он боится. Он же не хочет, чтобы его там тухлыми яйцами закидали и освистали. Он хочет во славе, в почёте приехать.

Чтобы толпы народа его встречали. Как он всегда говорил, когда я у него работал: "Массовость, массовость!".

А тут массовости не будет, еще и оскорбят, или чего-то еще. Он умеет себя вести, когда он "царь зверей", а когда он не первый и не единственный, и в рот ему не смотрят, он теряется. У многих такая, типично архиерейская болезнь. Питирим покойный такой же был.

Поэтому и не едет Алексий в Украину, совершенно ясно. Да и с чем он поедет? Визит должен иметь какой-то результат, быть подготовленным.

А чего он скажет?

О Сабодане ходят упорные слухи, что он якобы спился, пресса пишет, что часть епархий, по слухам, превратилась чуть ли не в рассадник гомосексуализма.

Вопросы об этом будут ставить, а на них надо будет отвечать. И на Украине ему не будет приём приготовлен, как в России. Здесь он относится к числу государственных лиц, принимаемых за счет бюджета, а на Украине он будет такой же, как все.

Приведу один пример, ярко иллюстрирующий отношение Алексия как к визитам, так и к своей персоне.


В первые годы его патриаршества многие удивлялись, почему он так часто служит, ездит по епархиям. Будучи митрополитом, он так часто никогда не служил. Всё объясняется очень просто – у него блокнотик был, где он подсчитывал, сколько служб, поездок у него, и он иногда сравнивал: а сколько, например, у папы (Иоанна Павла II). И у папы все время больше получалось. Как-то по наивности мы в одном издании напечатали, сколько зарубежных поездок совершил папа. Так патриарх мне на это попенял! Такое вот было заочное "соцсоревнование".

– Из Ваших слов следует, что в Москве хорошо знают о тех проблемах, которые есть в жизни УПЦ МП. Почему же не наведут порядок? Неужели так строго придерживаются статуса "независимости и самостоятельности в управлении"?

- Они у себя на месте порядок навести не могут, в "континентальной части" РПЦ.

Я уверяю, что никому не хочется ещё и порядком на Украине заниматься. "Пусть, мол, Сабодан сам со своими голубыми разбирается". Насколько я помню, ни у кого особого желания жизнь и карьеру класть на наведение порядка на Украине никогда не было.

- Какую оценку Вы можете дать митрополиту, а теперь патриарху Филарету?

- Если брать Синод РПЦ по срезу на конец Советского Союза, то Филарет, безусловно, наиболее талантливый и умный аппаратчик, с ним можно сравнить отчасти только Ювеналия Пояркова. У него наибольшая штабная культура, наибольшая административная культура. Внутренняя дисциплина и работоспособность наибольшая среди всех. То, что он смог создать работоспособную структуру, Церковь, выжить в условиях тяжелейшего на него человеческого давления, сохранить при этом и здоровье, и трезвость ума, – это у меня, безусловно, вызывает человеческое уважение. Я считаю, что человек, который смог противостоять системе – это личность, заслуживающая уважения в любом случае. Для меня, если сказать в двух словах, он – видный деятель украинского национально-освободительного движения. Как государственный деятель, он наиболее адекватный, способный и талантливый. Не без недостатков, конечно – но кто же из людей без недостатков?

Хотя в результате того расклада политических интриг, которые были в 1990 году, у него не было ни одного шанса стать Московским Патриархом, жизнь потом показала, что он был бы наилучшим кандидатом на Московский Патриарший престол.

Это не только моё мнение, я его слышал от многих, в том числе от архиереев. Году к 2000-му, не сразу, стало ясно, что если бы его избрали Патриархом Московским, то, во-первых, не было бы украинского раскола, во-вторых, многих бы болезней в Московском Патриархате тоже не было бы. Многое пошло бы по-другому.

Он более сильный руководитель, чем Алексий, тем более чем Сабодан. Но в истории сослагательного наклонения нет, и гадать, как было бы на самом деле – дело неблагодарное".



А теперь свидетель обвинения: Павел Адельгейм. Вот отрывки с его интервью. http://orthodoxy.org.ua/uk/nevydumannye_istorii/2008/04/04/15337.html

"Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко". Беседа с отцом Павлом Адельгеймом 05 апреля 2008Александр Щипков



- Вы были послушником в Киево-Печерской Лавре, как Вы попали туда, если можно, расскажите о том, какова была жизнь и устройство обители в то время?

– Из Казахстана Бог привёл меня в Киев.

В Киеве жил мой дед Павел Бернардович Адельгейм. Под Киевом он имел землю и заводы в Турбово и Глуховцах.

В Киеве у него был дом. После революции его отняли. Семья осталась жить в двух комнатах. Потом всех разметали жизненные бури. Дедушку расстреляли в 1938, бабушка умерла в инвалидном доме.

В Киеве оставались родственники. Приехал я к ним. В 1954 году я стал послушником Киево Печерской Лавры и поселился в монастыре.

Приняли меня неофициально. Тогда я был ещё несовершеннолетним. Жил в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора.

Левым клиросом управлял епископ, настоятель монастыря. Епископ был большого роста, с хорошим басом. Его я видел только издали.

Позднее всех монахов выписали, и монастырь закрыли, по-моему в 1961 году. Проповедником в Лавре был отец Пафнутий (Россоха).

За всенощной он в мантии и епитрахили обычно читал шестопсалмие. Иеромонах Пафнутий дружил с отцом Феодосием. Мне повезло участвовать в их келейном правиле до – и после богослужений.

Богослужения были очень торжественными и долгими. Мне дали послушание чтеца. Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью.

Хоры пели антифонно, а на догматик, на Великое славословие и т.д. сходились вместе на средине храма и звучало торжественное пение обоих хоров. Литургии служились многократно: в центральном храме и других храмах на Дальних и Ближних пещерах, служились в пещерных храмах.

Жизнь монастыря была размеренной, строгой и содержательной. Рано утром совершали "полунощницу" и Литургию, в 8 часов давали рабочим завтрак, пили чай и шли на работу.

Вторым послушанием была обычная физическая работа. На дальних пещерах копали и носили землю, в 13 часов был обед, до пяти часов работали. Потом бежал в храм читать Малое Повечерие и начиналось богослужение. Так изо дня в день, но как-то находилось время для общения и чтения книг.

Я был постоянным чтецом за ранними и вечерними богослужениями. У меня была хорошая дикция и "луженая глотка". Читал я неутомимо и с наслаждением. Мог читать по многу часов. Позднее, в Ташкентском Соборе на мне лежали все чтения. Я так втянулся, что чтение не было обременительным.

С утра я прочитывал всю Утреню, Часы и Вечерню за Преждеосвященной Литургией.

Третье послушание мне тоже нравилось: водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре я прожил до 1956 года.

Атмосфера монастыря, чтение Патериков и Житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь.

– В 1956 году вы поступили в Семинарию, откуда вас в 1959 году исключил по "политическим мотивам" Филарет Денисенко. В советское время под этим термином скрывались совершенно разные вещи, не могли бы Вы рассказать об этом эпизоде из своей жизни?

– Из Лавры я поступил в Киевскую семинарию, когда мне исполнилось 18 лет. Семинарская жизнь была следующим светлым и радостным периодом моей жизни.

У нас были замечательные педагоги. Ректор протоиерей Николай Концевич и инспектор протоиерей Константин Карчевский. Незабываемые люди. Мне нравилось учиться, учился я отлично.

Много времени проводил за чтением. Изобилие книг, о которых можно было только мечтать в те годы. Нам давались темы по всем дисциплинам, и нужно было написать несколько сочинений в течение года. За каждую пятёрку по сочинению платили пять руб. Это были деньги, дополнявшие стипендию, тоже пять руб.

Потом сменили Ректора и инспектора, на третий год снова поменяли, и пришёл игумен Филарет (Михаил Денисенко).

Ему тогда было тридцать лет. Инспектором назначили священника В. Муратова (позднее он снял с себя сан и работал на каком-то заводе). У меня был круг близких друзей. Нас было пятеро, и Муратов называл нас "благочестивыми негодяями".

Было несколько эпизодов, которые приписывали мне, хотя я о них узнал спустя несколько лет после ухода из семинарии. Участвовал я в двух эпизодах.

Первый, с крестиками. Лёня Свистун предложил сделать всем семинаристам значки из бронзы, завинчивающиеся на чёрном семинарском френче. Ребятам понравились желтые полированные крестики на черном фоне. Нашли токаря, который вытачивал их по 5 руб., собрали деньги. Семинарское начальство с удивлением увидело значки на всех семинаристах и начало борьбу со значками, применяя физическую силу для их изъятия.

Второй эпизод связан с празднованием Первого мая.

В 1959 году оно пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении хор с патриотическими песнями. Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом.

Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: "я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?

Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит..." и т.д.

Это была последняя капля. Инициативу разговора, видимо, приписали мне. Леня был социально близким, сын рабочего, отец погиб на войне, а моего отца расстреляли как "врага народа".

Конечно, я был на торжественном собрании 1 мая, слушал речь Филарета о солидарности трудящихся, пел с хором "Коммунистической партии хвала", кстати, красивое музыкальное произведение и другие песни.

Протест был последней каплей, и Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии "по собственному желанию".

На этом можно было бы и закончить цитирование интервью с данным священником, если бы не его крайне любопытные, для нес "неофитов" рассказы о внутиреней жизни церковного клира в РПЦ времен СССР. Рекомендую всем, это особо ретивых "православных" может избавить от некоторых иллюзий.

-"В конце 70-х мне довелось служить в армии в Туркестанском военном округе, в Ташкенте и я ходил на службу в собор, построенный архиепископом Ермогеном (Голубевым), который вас рукополагал.

– Архиепископ Ермоген был незаурядным архиереем. Он любил Церковь и служил её интересам вопреки своим личным интересам вплоть до самопожертвования. Он действительно построил в Ташкенте собор.

В 1958 году, когда хрущёвская власть запрещала в храмах даже косметические ремонты, архиепископ построил в Ташкенте великолепный кафедральный собор. Он выстроил Новый собор вокруг прежнего, оставив старый собор внутри, а затем его разобрали и вынесли. Внутри собор был отделан золотом и мрамором, рассчитан тысяч на 7 народа.

Рядом был придел во имя вмч. Пантелеимона. Сейчас храмы строят десятками, их строительство никого не удивит в наши дни. То, что похвально сегодня, в то время считалось преступным и могло стоить не только свободы, но и жизни. Строительство Ташкентского собора было подвигом, за который Владыка заплатил своим положением.

Последние 17 лет он провёл в Жировицком монастыре. Мне посчастливилось видеть епископов, которые не искали личного благополучия. Они отдавали жизнь за свою паству: "душу Мою полагаю за овцы".

Пройдя через все испытания советской репрессивной машины, архиепископ Ермоген (Голубев) до конца жизни сохранил верность интересам церкви.

Совет по делам религий при Совете Министров СССР завёл жёсткий порядок регистрации духовенства. Епископ должен был "согласовывать" кандидатуру священника прежде его рукоположения и назначения.

Архиепископ Ермоген не подчинился этому порядку. Он сперва рукополагал и назначал священника, а затем с Указом на руках посылал за регистрацией к уполномоченному Совета. Такая практика вызывала раздражение уполномоченного.

Архиепископ организовал епархиальную гостиницу. Приезжая в Ташкент по вызову архиерея или по личной нужде, каждый клирик бесплатно получал уютную комнату, завтрак, обед и ужин. Гостиница не имела коммерческой цели. Владыка заботился о клириках.

Архиепископ распорядился приобрести причтовый дом для каждого храма Ташкентской епархии. Были выделены епархиальные средства и куплены дома. Каждый священник и диакон ташкентской епархии, приезжая на приход, получал благоустроенное жильё.

Своим Указом архиепископ запретил младшим клирикам делать подарки старшим по положению. Только старшие могли одаривать стоявших ниже на социальной лестнице. Такое положение исключало симонию и коррупцию.

Вскоре после назначения на кафедру епископ Ермоген написал Распоряжение:

"Ко мне обратился настоятель одного из приходов с приглашением совершить богослужение в день Престольного праздника. При этом он выразил озабоченность по поводу расходов, необходимых для приёма архиерея и сопровождающих клириков.

Довожу до сведения всех настоятелей храмов, что архиерей будет посещать каждый храм своей епархии и совершать богослужение.

Приходы не несут никаких расходов, связанных с посещением архиерея. Все расходы по приёму архиерея и сослужащих ему клириков возлагаются на Епархиальное Управление".

Где нашёл епископ средства для столь щедрой благотворительности?

В пятидесятые годы духовенство РПЦ получало доходы от "кружки".

Деньги за требы и пожертвования клались в кружку, опечатанную приходской печатью. Раз в месяц "кружку" делили.

Собирался весь причт, снимали печать, считали деньги. Две части оставляли на храм, одну часть отдавали причту.

В то время духовенство облагалось по ст. 19 Налогового кодекса, исчислявшей процент налога по прогрессирующей шкале.

Размер налога мог вырастать до 95 % от суммы годового заработка.

В качестве налога духовенству приходилось отдавать суммы, превышавшие заработок.

Причём, духовенство, как и осуждённые в СССР, было лишено социального страхования: пенсий, бюллетеней, оплаты инвалидности, обеспечения жилищем и транспортом, санаторно-курортного лечения и прочих социальных льгот.

Архиепископ Ермоген ввёл новую форму оплаты.

Всё духовенство Ташкентской епархии перешло на твёрдые денежные оклады. Оклады были минимальными, в пределах 100-150 рублей.

Все приходские средства епископ сосредоточил в своих руках, купил на них облигации 3 % золотого займа, который ходил в свободном обращении и начал выдавать премии всему епархиальному духовенству к каждому празднику по 1000-3000 рублей. Кроме двунадесятых и Престольных праздников он давал премии к Покрову, Рождеству и Усекновению Иоанна Предтечи, свят. Николая и другим праздникам великих святых.

К рождению ребёнка, на свадьбы или похороны выделялись духовенству деньги в размерах 5000-10 000 руб.

Когда финансовые органы потребовали выплаты налогов от премиальных средств, архиепископ обратил их внимание на государственную гарантию, обеспечившую каждую купюру: "не подлежит обложению никакими налогами и сборами". Ограничусь одним аспектом многосторонней деятельности архиепископа Ермогена, поскольку подробное освещение его деятельности не вместят рамки интервью.

– В 1964 году вы закончили Московскую духовную семинарию и стали священником, в 1969 году вас арестовали и осудили по 190 статье. В чем была причина Вашего ареста?

– Почему меня арестовали теперь можно только гадать.

Первая причина, предположительно, строительство храма. Слишком я примелькался со строительством. Постоянно летал из Бухары в Ташкент, в Москву, добывал то стройматериалы, то иконостас взорванного в Москве Преображенского собора, то возил мрамор для внутренней отделки и т.д.

Вторая причина – донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна, который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом.

Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев рассказал мне, что именно Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году. Этот донос был внесён в мой Приговор:

"В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства.

Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями" (Лист дела 178, т. 2).

Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку сам донос хранится в уголовном деле. Почерк и подпись исключают сомнения в авторстве. А смысл доноса я не мог себе объяснить, ведь в 1956 году на XX-ом съезде КПСС текст гимна был запрещён, и его никто нигде не пел. Это был клеветнический донос.

При обыске у меня изъяли много литературы и стихов. И обвиняли, что я сам написал поэму "Реквием" и ряд других "нехороших" произведений, а приписываю их Ахматовой, Волошину, Вячеславу Иванову и даже Евгению Евтушенко ("К 50-летию комсомола").

Вы освободились в 1972 году из лагеря в Кызыл-Тепе, там вы потеряли ногу. Потом (об этом вы пишете в своей книге) вы пришли к архиепископу Варфоломею, который встретил вас с большой любовью и наградил протоиерейским крестом. Не могли бы Вы рассказать об этом человеке?

– К сожалению, я мало что могу сказать о нём из опыта личного общения. Мы чаще общались по телефону, когда говорить можно не обо всём.

При архиепископе Варфоломее я служил в епархии три года. Ему приходилось быть очень сдержанным в общении. О каждом его шаге постоянно доносили уполномоченному. Человек он был чрезвычайно кроткий.

В Кафедральном соборе остались сперва два, а затем один священник. Владыка нес седмицу поочерёдно со священником. Сам служил молебен и панихиду, сам отпевал и исповедывал.

Торжественных встреч перед богослужением не было. На буднях он служил в священническом облачении и малом омофоре. Сам облачался. При этом всегда был жизнерадостен и доброжелателен.

Мне кажется евангельским такой образ жизни архиерея. К нему я всегда обращался, когда было трудно с уполномоченным и казалось, всё погибло. Он всегда умел найти слова поддержки, а иногда и вступиться перед сильными мира сего.

Ему можно было довериться во всём. Такой вопрос даже не вставал. Разумеется, его не интересовали деньги, доходы.

Он не был меркантилен, хотя государство отнюдь не поддерживало тогда церковь материально.

Теперь я даже не могу вспомнить, какие мы платили взносы в епархию. Платили или нет? В Фонд мира мы платили, и много, а в епархию?"

(конец 3 части)





Комментарии









© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua