Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Как посредники победили энергетику

Vladimir | 28.05.2008 00:50

5
Рейтинг
5


Голосов "за"
7

Голосов "против"
2

Неприятной особенностью сознания масс является зацикленность на личностях. Из истории известно, что крупные сдвиги в жизни разных стран связывались с идеями (социальными или религиозными), с образом жизни, с борьбой за налоги. Только в неразвитых обществах борьба велась за то, какой Правитель лучше.

Абсолютное большинство обсуждений политических событий у нас в стране сводится к выяснению, кто из троицы двух Вить и Юли хороший, а кто – плохой. В последнее время многих стала угнетать ограниченность выбора и обсуждать стали и других (Гриценко, Тягнибока и пр.). Уровень обсуждения примерно такой: "честный", "продался", "слабый",

"уголовник" и т.д. Очень редко можно увидеть логические силлогизмы (см. Аристотель). Чаще – выплеск своего эмоционального состояния через ярко окрашенные определения – ничего больше.

Правительство, Парламент, Президент, губернаторы, иные лица, принимающие решения ежедневно совершают множество поступков, прямо или опосредованно влияющих на нашу жизнь. Но внимания активной публики они не привлекают.

Данный материал посвящен анализу конкретных решений Правительства в области энергетики и финансов. Знаю, что многие читатели анализируют по одной схеме – все, что делает мой политик, хорошо, все кто с ним не согласны – плохие. Таким читать данный материал бессмысленно. Только зря они обижаются, когда их позицию называют примитивной.

Энергетическая политика.

Очевидным приоритетом в этой области должно было бы быть

- сокращение потребления энергоресурсов во всех сферах

- обеспечение надежных поставок энергоресурсов в Украину по прогнозируемой цене

- увеличение добычи энергоносителей на территории Украины

Правительство с самого начала установило себе иной приоритет:

"позбутися кримінальних посередників". На практике речь шла о единственном посреднике – РУЭ и его дочерних фирмах. Потому что посредники при продаже электроэнергии, нефти и других ресурсов как были, так и остались, про них никто никогда не вспоминал.

Избавилась ли страна от РУЭ? Не вполне. До границ Украины этот посредник как поставлял туркменский газ, так и продолжает поставлять. Внутри страны вместо дочки РУЭ и Нефтегаза посредником является сам Нефтегаз. Это лучше для страны? Как правительство определяет, какой посредник криминальный? Если ему известно, что, выполняя свои функции, посредник совершает уголовные преступлении, следует сообщать в Прокуратуру. Было ли такое сообщение? Ничего об этом не известно. Так почему УГЭ было криминальным посредником, а Нефтегаз – нет? Каждый, кто работал с Нефтегазом, знает, какие откаты существуют в этой структуре (как и в каждой государственной монополии). Так ради чего Правительство устроило кризис в газовых отношениях в начале года? Что было улучшено в результате этого кризиса?

В феврале Президенты Украины и России договорились о решении газовой проблемы. После этого Премьер заявила, что соглашение плохое, и она добьется лучшего. Это "лучшее" было подписано в Москве 12марта. Давайте сравним.

Президенты договорились, что до границ Украины газ будет доставлять СП-1 Газпрома и Нефтегаза. Кабмин "улучшил" договоренность – газ доставляет РУЭ, т.е. СП Газпрома и Фирташа.

Президенты договорились, что на внутреннем рынке будет работать СП-2 Газпрома и Нефтегаза, имеющее лицензию на поставку до 7.5млрд.м3 газа. Кабмин "улучшил" контракт – теперь на рынке Украины Газпром работает сам и Нефтегаз обязался обеспечить ему лицензию не менее, чем на 7.5млрд.м3 газа.

Что же улучшилось? Только одно. Условия продиктовала лично Премьер, а не Президент. Конечно, ради такого счастья, Украина может потерпеть худшие условия контрактов.

Иногда говорят, мол, откуда известно, о чем договорились Президенты, ведь договоренности были устными. Были, однако, их публичные заявления. И есть еще один письменный документ. 19марта Правительство рассмотрело итоги переговоров Нефтегаза с Газпромом и внесло предложения по корректировке договора. Эти предложения Газпром проигнорировал. Но правительственный текст подтверждает, что договоренности Президентов были. Именно на них ссылается Правительство, настаивая на изменении договора.

П О С Т А Н О В А від 19 березня 2008 р. N 268

1. Схвалити в цілому Угоду про розвиток відносин у газовій сфері між Національною акціонерною компанією "Нафтогаз України" та відкритим акціонерним товариством "Газпром" (Російська Федерація), від 12 березня 2008 р. за винятком положень, які не відповідають домовленостям Президента України і Президента Російської Федерації, досягнутим під час переговорів 12 лютого 2008 р. у м. Москві, зокрема:

пункту 1 щодо визначення компанії "ROSUKRENERGO AG" можливим

продавцем природного газу Національній акціонерній компанії

"Нафтогаз України" з 1 січня по 31 грудня 2008 року;

абзацу четвертого пункту 7 у частині самостійного визначення

відкритим акціонерним товариством "Газпром" промислових споживачів

України, що закуповуватимуть природний газ у дочірньої або

афілійованої компанії Товариства...;

абзацу п'ятого пункту 7, редакція якого допускає неоднозначне

тлумачення, що у разі практичного застосування може призвести до

виникнення розбіжностей у позиціях сторін.


Ссылается с опозданием, ведь оно с самого начала отказалось работать в соответствии с этими договоренностями. Получило худшие условия. Зато сделало, как само хотело, чтобы продолжать утверждать, что ему "мешают работать".

И, все-таки, что получила Украина в результате замены посредника с УГЭ на Нефтегаз? Увеличение цен на газ. В разгар борьбы Премьер объясняла стране, что посредник берет деньги за свои услуги. Когда посредника не будет, газ подешевеет. Почему же он подорожал? Кому теперь идут увеличенные средства? На границе Украины газ как стоил 179.5$ за 1000м3, так и стоит. Но за свои услуги УГЭ брал 5 $ за 1000м3, а государственный посредник берет 25. Кроме того, Правительство ввело целевую надбавку к цене в пользу Нефтегаза. Эта надбавка была и ранее, но она была небольшой, до 4$ за 1000м3, а теперь выросла до 12$ за 1000м3 и растет каждый месяц. В результате промышленное предприятие в марте при УГЭ платило порядка 1240гр за 1000м3 (это с учетом НДС, транспортировки и целевой надбавки), в мае 1431.85, а с июня целевая надбавка еще увеличивается и платить придется 1476.71гр за 1000м3. Премьер как-то на пресс-конференции объяснила, чего она добилась. На нашем рынке "нет уже ни Чуйченко, ни Панченко, ни Воронина, ни других экзотических фигур", рассказала Премьер о своих достижениях. "Экзотические фигуры" неплохо устроились в Администрации нового Президента России. Но ситуация, при которой Премьер лично определяет, кто может работать на рынке, кто нет, достойна не европейской страны, а восточной деспотии.

Итак, посредники остались, деньги покупателей пошли честным менеджерам Нефтегаза, цена газа для украинской промышленности, коммунальной сферы повысилась. Выросла себестоимость производства сахара, хлеба, кирпича, цемента – всего, в чьем производстве используют газовые печи. Правительство, борясь с инфляцией, хочет контролировать % прибыли. Но % считается от себестоимости, а себестоимость растет, т.к. растет цена газа. Не от россиян растет, а от своего Правительства. Это цена, которую платит Украина за то, чтобы Премьер лично контролировала, кто работает на рынке.

Добыча собственных энергоносителей в течение года сокращалась. Добыча газа природного росла до 2007г., в прошлом году рост остановился на уровне 1.7млрд.м3 в месяц, в апреле уже добыли меньше, чем 1.6млрд.м3 Добыча нефти сырой с 300т.т. месяц уменьшилась до 254т.т. и т.д. Политика Правительства по контролю над ценами на собственные газ и нефть, рост рентных платежей лишает добывающие предприятия всяких стимулов и ресурсов для роста добычи.

Перспектива начать добычу нефти и газа на шельфе Черного моря Правительство разрушило, взявшись за изгнание фирмы Ванко из Украины. Сначала Правительство Януковича год заключало с ней договор. Этот год фирма могла вести поиск и подготовку к бурению. Вместо этого шла борьба с чиновниками. Как только договор подписали, Правительство поменялось, новое вместо утверждения Программы работ, взялось изгонять Ванко из страны. 2 года потеряно и будет потеряно больше, ведь впереди суды, выплата огромной компенсации. Более того, ни одна приличная фирма не придет больше на наш шельф, а украинские не бурят глубже, чем на 60м.

Охотно верю (хотя и не знаю этого), что Правительство Янковича не зря год тянуло с договором. Вполне могли внести туда какие-то неправильные моменты. Например, подключить к нему своих спонсоров. Если новое Правительство их оттуда изымет, откорректирует договор, никто возражать не станет. Например, исключит спонсоров Януковича, заменив своими. Пусть там участвуют Жеваго с Губским. Но нельзя же мешать работать специалистам. Надо прекратить попытки изгнания Ванко, надо рассмотреть и согласовать программу работ, чтобы они начали искать нефть, газ, готовить бурение. Если оба главных кандидата в Вожди озабочены возвратом долгов своим спонсорам, кто-то же должен озаботиться развитием добычи нефти и газа на шельфе!

Наряду с этой деятельностью по контролю над участниками рынка, происходят другие события. На энергетическом форуме Президент договорился о поставке Азербайджаном нефти для Одесса-Броды. Глава Нефтегаза Дубина заверил Президента, что к концу июня нефтепровод будет готов к работе в аверсном направлении и начнет прокачку азербайджанской нефти на НПЗ "Галичина" и Надворнянский (задача ставилась – к началу форума, но по техническим причинам это оказалось невозможным раньше июня). Параллельно намечена прокачка на завод в Словакию. Польша пообещала начать достройку трубы до Плоцка, как только нефть реально пойдет на Броды. Снова начались работы по строительству НПЗ в Бродах.

Как писала советская пресса "Два мира, два образа жизни".

Нет, я согласен с каждым, кто скажет, что Президенту следовало бы раньше и активней заниматься аверсом нефтепровода и договором по работам на шельфе. Я тоже так считаю. Но мне в данном случае интересен ход мысли и полученные результаты, пусть и с опозданием.

Да, если кому-то хочется побороться с коррупцией, то есть достойное место приложения сил. Укртранснефть по решению Кабмина на бюджетные деньги закупила у ООО "Сахарное производственное объединение" С.Тищенко 40т.т. дизтоплива для поставки крестьянам. Закупила без тендера у посредника, с отсрочкой поставки в 2 недели, хотя НПЗ могли поставить сразу. Дизтопливо до сих пор не поставлено, крестьяне покупают его на рынке. А фирма г-на Тищенко появилась на людях второй раз. Первый – в 2005г. именно она закупала сахар по "левым" схемам в Госрезерв. Тогда был огромный скандал. Поменялось Правительство, и ее забыли. И вот – второе явление публике. Казалось бы – простор для выявления коррупции неограничен. Но Кабмин эта тема, почему-то, не интересует.

Что мы видим в итоге.

Собственная добыча топлива в стране снижается.

Работы по добыче на шельфе заблокированы.

Цены на газ для промышленности растут, разница идет чиновникам Нефтегаза.

Государство показало всему миру, что подпись украинского Правительства не стоит и той бумаги, на которой она поставлена. Мы это, конечно, всегда знали.

На этом фоне светлым пятном выглядит возможное начало работы Одесса-Броды в аверсном направлении.

На самом деле, нормального человека, не желающего вникать в технологические тонкости, интересует основной вопрос. Отношения в стране стали цивилизованнее или более дикими? Чиновник присмирел или, наоборот, усилил произвол?

Во всех рассказанных историях чиновник побеждает человека, произвол власти побеждает производителя. Это главный итог.

В следующем номере, разберем, что у нас с финансами.

Комментарии









© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua