Народные блоги
http://narodna.pravda.com.ua/rus/life/57ce79e3139eb/

ОСНОВЫ БУДДИЗМА ч.6

Бровко Владимир | 6.09.2016 11:10

Буддийские праздники

ОСНОВЫ БУДДИЗМА ч.6
ч.6

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Буддизм – исторически первая мировая религия и одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %.-примерно 2 280 616 000 человек.

Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира) примерно1 553 189 000 человек.

Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16 % населения планеты.

Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15 %) примерно 942 871 000человек, и буддисты (7 %) примерно 462 625 000 человек.

Впрочем, определение "религия" применительно к буддизму скорее номинативно.

И на это вам уважаемый читатель надо сразу обратить особое внимание! Особено тем из вас что считает себе "воцерковленным православным"!!! Тут буддизм и православие расходятся в корне!!!

Буддизм – это религия без Бога, философская система, чрезвычайно разноликая, но абсолютно единая внутри себя.

Интересен тот факт, что буддизм наиболее близок к миру науки – как своей тягой к познанию законов природы и жизнедеятельности, так и основным принципом перемещения жизни в новую ипостась, чем часто напоминает ученым закон о сохранении вещества или изменении его агрегатного состояния.

Можно также вспомнить А. Эйнштейна, назвавшего буддизм "самой наукообразной религией". Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией.

Поэтому БУДИЗМ так и привлекателен среди определённой социальной прослойки людей) которых называют в общем то одним словом "яйцеголовые" т.е. -научно-техническая интеллигенция в Северной Америка и Западной Европе!

Как я уже писал в предыдущих частях в центре буддизма как философской системы находится учение о "четырех благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Но в этой части у нас речь пойдет уже не о страданиях, а о праздниках!

И это правильно, ибо надо и отдыхать от трудов праведных! Ведь и БУДДА особенно не напрягался в своей земной жизни!

Но и тут как далее сам увидит читатель праздники у буддистов особые и мало похожие на те что были "насильно" путем подавления традиционных народных верований, внедрены в нашу цивилизацию в связи с распространением по миру христианской религии.

А что касается буддизма то и тут все шло своим логическим путем. В ходе развития буддизма в нем постепостепенно сложились культ Будды и бодхисаттв ("просветленных", наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины).

Одна из важнейших молитв (по сути КЛЯТВА БУДДИСТА) - благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания "принять Прибежище", звучит так: "Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха" – "Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине".

Но мы все тут пишем о буддистах в Индии.

И при этом забываем, что они есть и в России где собственно в плане религии лидирующее место занимает ПРАВОСЛАВИЕ.

Эта ветвь ХРИСТИАНСКОЙ религии занимает крайне нетерпимое и воинствующее положение ко всем своим основным соперникам за умы россиян – мусульманам и буддистам. Причем в борьбе с мусульманской религии православии заняло оборонительную позицию и постепенно в следствия косности религиозного мышления оставшегося на уровне средних веков и неэффективности своей деятельности теряет свою каноническую территорию.

Чтобы понят ь этот простой факт нужно выйти погулять по Москва в праздник РАМАДАНА!!! Москвичи сразу поймут, о чем тут я пишу!

С буддистами в РОССИИ для РПЦ МП по проще. Их меньше, (Численность "этнических буддистов" в России в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения составила: буряты – 445 тыс. чел, калмыки – 174 тыс. и тувинцы – 243 тыс. чел; итого – не более 900 тыс. чел) и они не воинственны и агрессивны.

Но они живут и развиваются согласно вызовам современного времени, а РПЦ МП нет. Поэтому и здесь для православия усматривается потери и прочие неприятности.

Так на сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России.

Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев – он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ.

Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной.

Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма.

Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом.

За каждое совершенное дело – как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем.

Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом – будущее за учеными и их свершениями.

Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром – безвредное существование – это цели каждого буддиста.

На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Да и ни одна мировая религия не обходится без многочисленных своих праздников.

Праздник для БУДДИЗМА это еще верный способ привлечь людей в храмы для слушания проповедей, поучений и взимания с верующих подаяний на пропитания монахов!!!

Причем праздники у буддистов исчисляются как по буддийскому так и по григорианскому календарях.

Справка: Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Использовался в Тибете до аннексии Китаем.

В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным, จันทรคติ, тьантхаракхати.

Начало летоисчисления буддийского календаря ведется с года ухода Будды Гаутамы в нирвану (ปรินิพพาน, париниппхан) и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

Таким образом, 2016 год по григорианскому календарю соответствует 2559 году по буддийскому календарю.

Официальное летосчисление в Таиланде ведётся по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев может быть сделано исключение, и год будет указан в соответствии с григорианским календарём.

Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце.

Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю.

Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку.

Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные – по-тайски:

1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю

2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю

3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю

и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง.

На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны – малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก).

Наравне с лунным календарём в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы.

Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Буддийские праздники связаны в первую очередь с событиями жизни Гаутамы Будды и в значительной степени едины для всех буддийских традиций. Из-за разницы в традиционных календарях у разных народов они могут приходиться на разные даты.

Для разных школ и традиций буддизма характерны также свои собственные праздники. Для традиций Махаяны это праздники, связанные с событиями из жизни вероучителей соответствующей традиции. Для традиций Тхеравады это более подробное рассмотрение событий из жизни Будды (путешествие на небо для свидания с матерью, демонстрация чудес и т. д.).

Для установления дат празднования буддийских праздников используются, как правило, традиционные буддийские календари соответствующих буддийских традиций (в Сингапуре – китайский, в Бурятии и Калмыкии – тибетский и т. п.).

Иногда используются два календаря: традиционный и григорианский (сообщество тибетских беженцев в Индии). В Японии для буддийских праздников, как правило, используется только григорианский календарь.

А всего в БУДДИЗМЕ 13 больших праздников.

1. Полнолуние 12 месяца Лой Кратхонг

В наполнившиеся водой реки и каналы запускаются сделанные из листьев тарелки со свечами и благовониями. Отплывая, они символизируют уход несчастий.

2.Майское новолуние День пахоты

Расписанный золотом плуг тянут 2 быка, перед которыми 2 девушки в белом раскидывают рисовые зёрна. Этот праздник связан с первым опытом сострадания, испытанным Буддой.

3.Полнолуние в середине 3 месяца (обычно февраль) Маха-пуджа, Маха-Буча Magha Puja Отмечается в Таиланде, Камбодже, Лаосе.

В этот день, через 9 месяцев после просветления Будды, он дал учение 1250 неожиданно пришедшим к нему архатам, ранее приведенных им к архатству.

4.Первое полнолуние 8 месяца Асалха, День дхаммы

5.Первый день, когда Будда дал Учение, 15 день 4 месяца Весак Vesak Day 卫塞节

6.Праздник в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану (нирвану) Гаутамы Будды.

7. Полнолуние седьмого месяца (апрель) День Абхидхаммы

В Бирме в этот день отмечается восхождение Будды на небо Тушита. Он совершил его, чтобы преподать своей матери учение Абхидхаммы.

После полнолуния одиннадцатого месяца, может длиться месяц Катхина Kathina

8. Тхеравадинский праздник окончания трехмесячного затворничества (вассы).

Миряне дарят монахам, выполнившим всё затворничество, новые монашеские одежды.

9. Весенний праздник Сонгкран

Миряне наводят чистоту в домах и брызгают ароматной водой на монахов. Устраиваются лодочные гонки.

10. третья суббота ноября Праздник слонов

Будда сравнивал обучение с общением учёного и дикого слона, подчёркивая важность присутствия рядом с новичком опытного монаха.

11. полнолуние в августе Праздник зуба Будды

Шри-ланкийский праздник, когда устраивается процессия в честь святыни Зуба Будды.

12.с первого по 15 день восьмого месяца Уламбана

13. День завершения поста сезона дождей: День предков, когда прошедшие ретрит монахи исполнены достоинств, и миряне приходят к ним с подарками, чтобы облегчить участь родственников и страдания мира претов.

Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки – "сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать".

В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей.

Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз.

Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.

Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах.

Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов.

Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру.

В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома.

Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем.

Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам.

В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета.

Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны.

Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца)...во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, Shutterstock)

Главными праздниками буддистов являются: Сагаалган – Новый год Дуйнхор-хурал – праздник Калачакры Дончод-хурал – День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни Майдари-хурал – Круговращение Майтреи Лхабаб дуйсэн – нисхождение Будды с неба Тушита Зула-хурал – День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником.

Одновременно этот праздник фиксированный – Далай-лама родился 6 июля.

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов – дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно.

Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима – хозяина великолепия и счастья, или Луса – хозяина воды.

На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня – помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб.

Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие

А в заключение небольшой рассказ о том, как в 2016 г. буддисты праздновали НОВЫЙ ГОД! Сравните это описание с теми своими воспоминаниями о том, как, где и с кем вы встретили Новый 2016 г., что у вас уважаемый читатель остались в памяти! И вы увидите все преимущества буддизма!

Ибо если вы честно сравните, то вы сами думаете думаю сами увидите, что будь вы буддистом вам бы не пришлось жалеть о том деньги ваши тю-тю и головка бо-бо

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА

САГААЛГАН – 2016

9 февраля 2016 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Красной огненной Обезьяны.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски – Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

5 февраля, пятница, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.

6 февраля, суббота, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения – Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

7 февраля, воскресенье, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал.

С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов.

Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст "Сутра Сердца" ("Шэрнин" – бур.яз.) и особый текст "Хамчу Нагбо" – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.

Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю.

Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками.

Тесто нужно сначала покатать по лбу – символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния.

Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер.

В то же время ламы готовят так называемый "соор" – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

8 февраля, понедельник – день поста (бутуу удэр, или "закрытый день"): с 10:00 – Сахюусан хурал, с 15:00 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 9 февраля – торжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

9 февраля, вторник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников – хуралов.

Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях.

К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти.

В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 9 февраля по 23 февраля.

При этом принято на второй день Сагаалгана, 10 февраля, среда, вешать хий морины – совершать обряд запуска "коней ветра удачи". Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов – Хий Морин Сан. "Конь ветра удачи" – это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо, 23 февраля, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 24 февраля, среда, будет прочитан Додудба – текст из сутры Праджняпарамиты. 25 февраля, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

(конец ч.6)


© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua