Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

САУ "Фердинанд" ч.2


0
Рейтинг
0


Голосов "за"
0

Голосов "против"
0

Краткая история боевой машины

САУ ''Фердинанд'' ч.2
ч.2

Боевой путь 653 и 654 батальонов САУ "Фердинанд"

Закончилась битва на Курской дуге и немецкие войска "выравнивая" линию фронта, начали медленное отступление в сторону Украины, где на р.Днепр немцами уже началось сооружение новою рубежа обороны "Восточный вал".

Что касается личного состава 653 и 654 батальонов САУ "Фердинанд военная судьба уготовила солдатам и офицерам опасную военную судьбу.

Они еще хорошо повоюют в Украине, Италии, Украине и будут сражаться до конца так же и в осажденном Красной армией Берлине и под конец войны в своем большинстве погибнут на полях сражений.

А возвращаясь к нашему повествованию о "боевом пути" вышеназванных батальонов, надо сразу заметить, что начиная со средины 1943 г. в Вермахте так сложилась ситуация с оперативными резервами бронетехники, что оба вышеназванных батальона, стали толи очередной "палочкой-выручалочкой" толи "пожарной командой" для верховного немецкого командования, поскольку их как "последний рубеж обороны" для отступающих немецких войск постоянно бросали с одного прорыва на другой.

Вот судите сами, как пришлось дальше повоевать "Фердинандам"

После боев на Курской дуге во второй половине августа 1943 г. был начат Вывод 656-го полка тяжёлых истребителей танков в тыл. А закреплённые в документах сведения, демонстрируют нам, насколько высшее немецкое командование и лично Гитлер дорожило "Фердинандами" как сильнейшей ударной силой...

13 августа 1943 г. Г. Гудериан записал:

"Фюрер решил вооруженный "Фердинандами" 654 батальон и 216 батальон штурмовых танков немедленно вывести и перебросить в Днепропетровск, чтобы снова восстановить их там, вблизи танковых заводов с их ротами-мастерскими, полную боевую готовность имеющихся танков.

А 653 батальон "Фердинандов" в качестве персонального (отдельного. – прим. Ред.) подразделения перебросить в Орлеан, чтобы переобучить его там на тяжёлые противотанковые "Пантеры"; Батальон подчинить 58 резервному танковому корпусу"...

Две недели спустя решение сменилось на прямо противоположное: оставшиеся в строю "Фердинанды" в количестве 50 машин и 19 самоходок понёсшего большие потери 654-го батальона передали в 653-й.

А вот его личный состав отправили в Орлеан для переучивания на новые типы истребителей танков "Ягдпантера".

Ремонтные роты двух батальонов "Фердинандов" также были объединены. Оберлейтенант 654-го батальона Вольфганг Ремер, военный чиновник Рудольф Шафранек разделили ответственность за ведение работ.

Между тем транспортировка батальона из Брянска вызвала множество трудностей. Нелегко было и подготовить в Днепропетровске подходящее место для ремонта но тем не менее уже 22 августа первые САУ "Фердинанд" уже выгрузись в Днепропетровске им был подготовлен и 1 сентября 1943 г. Вольфганг Ремер направлен по команде следующий рапорт:

В Курской битве уцелело 50 "Фердинандов", но каждый из них требовал ремонта.

1. Так как батальон находился в бою на протяжении трех недель без возможности осуществления технического обслуживания и ремонта, большая часть машин нуждается в капитальном ремонте (в целях недопущения подобного стоит отводить машины на техническое обслуживание каждые 5-6 дней).

2. Все машины нуждаются в улучшении конструкции. Приложение I содержит подробную информацию относительно этого вопроса. Наиболее важным является:

а) Улучшение защитных решеток двигателя.

б) Защита топливопровода.

в) Установка гибкого отводка на трубу подачи воды.

г) Модификация альтернатора.

III. Сколько машин может быть быстро подготовлено к бою без капитального ремонта?

I) Спустя неделю после прибытия в Днепропетровск десять "Фердинандов" уже были ограниченно боеспособны.

2) Срочный ремонт оставшихся "Фердинандов" был невозможен, так как все ремонтные работы, требующие снятия рубки, занимают длительное время.

3) Командир батальона высказался против частичного ремонта, добавив, что после подобного ремонта не может гарантировать надежность машин в бою.

4) Необходимо принятие немедленного решения – либо ускоренный ремонт этих 10 "Фердинандов", либо капитальный ремонт всех, так как каждое из этих решений потребует разных действий для его выполнения.

I. Ремонт и техническое обслуживание будут осуществлены:

1. В батальоне "Фердинандов":

а) Ротой технического обслуживание 653-го батальона тяжёлых истребителей танков.

б) Ротой технического обслуживания 654-го батальона тяжёлых истребителей танков.

Ценой немалого напряжения сил ремонтникам в течение семи дней удалось привести в боеготовность 15 "Фердинандов" и 25 штурмовых орудий. Конструкции машин не коснулись улучшения, но для большей части их была произведена замена гусениц и двигателей.

Невзирая на продолжение ремонта САУ "Фердинанд" снова потребовались в бою и э11 сентября 1943 г. 12 "Фердинандов" и 13 штурмовых танков) под командованием гауптмана Баумунка было отправлено в Синельниково и Павлоград, расположенные на направлении советского продвижения в северный сектор группы армий "Юг".

Вот кадры военной кинохроники показывают нам САУ "Фердинанд" и др. немецкие танки в реальном бою в1943 г. на Украине. Это уникальные кадры рассказывающие правду о войне!!! Настоятельно рекомендую ее всем у кого есть высокоскоростной Интернет посмотреть!

https://yandex.ua/video/search?filmId=IRUKe0W2UXI&text=

Боевой группе было приказано удержать железную дорогу Синельниково – Павлоград и дорогу Павлоград – Дмитриевка.

В середине сентября 1943 г. в связи с обстановкой на фронте пришлось прервать капитальный ремонт "Фердинандов" и штурмовых танков в Днепропетровске.

Весь батальон технического обслуживания, другие ремонтные службы и служба материального обеспечения перебазировались для продолжения срочного ремонта в Никополь.

19 сентября 1943 г. 656-й полк тяжёлых истребителей танков получил от Верховного командования приказ направить все готовые к бою машины на Запорожский плацдарм.

Этот плацдарм на восточном берегу Днепра необходимо было удержать любой ценой. Он прикрывал крупнейшую в Европе гидроэлектростанцию Днепрогэс с плотиной длиной 760 метров, чьи турбины вырабатывали электроэнергию для всей индустриальной зоны Украины...

Однако и тут "Фердинанды" в неблагоприятных для боя местности своей огромной огневой мощью оказали поддержку во многих боях по всему плацдарму.

Особенно ожесточенной оказалась схватка за город Ново-Александровку в южной части плацдарма. Именно там "Фердинанды" и штурмовые танки 10 октября 1943 г. отразили атаку советской бронетехники. Полк отрапортовал о 48 уничтоженных советских танках.

Ранним утром 13 октября "Фердинанды" были отозваны с плацдарма. Огромные боевые машины медленно переправились по плотине на западный берег Днепра, и вскоре после этого, 15 октября, плотина была взорвана.

В те же дни был эвакуирован плацдарм у Запорожья...

23 октября 1943 г. Командование ротой принял оберлейтенант Коннак.

Для 656-го полка тяжёлых истребителей танков начался очень беспокойный период. Полк был разделён между тремя армейскими корпусами.

Четырнадцать "Фердинандов" отправились в LVII армейский корпус возле Кривого Рога, из них 6 самоходок были прикреплены к 11-й танковой дивизии, укрепившейся в этом районе, чтобы предотвратить возвращение города советскими войсками.

Ещё четыре боевые машины были прикреплены к XXX армейскому корпусу, ещё три – к XVII армейскому корпусу.

Первое оборонительное сражение началось 20 ноября 1943 г.

Весьма важными для удержания немецкой оборонительной линии были бои за деревни Mareevka (20 ноября 1943 г.) и Катериновка (23 ноября 1943 г.). Особенно успешно "Фердинанды" проявили себя в бою у Мирополя.

Их экипажами было заявлено об уничтожении 54 русских танка, 21 из них – экипажем лейтенанта Франца Кречмера (наводчик унтер-офицер Алоиз Моосдиль; водитель унтер-офицер Гейнрих Аппель; радист обер-ефрейтор Петер Шейд; первый заряжающий канонир Отто Исен; второй заряжающий канонир Пауль Шмидт). За этот бой лейтенант Франц Кречмер 17 декабря 1943 г. был награждён Рыцарским крестом Железного креста.

К концу ноября ситуация с самоходками 653-го батальона выглядела следующим образом:4 – готовы к бою; 8 – в краткосрочном ремонте; 30 – в капитальном ремонте; 4 – потеряны безвозвратно.

Причем последние даже не были уничтожены в бою, а сгорели на марше вследствие самовоспламенения после среднего пробега в 2000 км.

Эта непростая ситуация с боевыми машинами, заставила Г. Гудериан докложить А.Гитлеру:

"Состояние 656 противотанкового полка, даже если это полноценное соединение должно сохраниться только на месяцы, требует немедленного вывода. Благодаря пополнению и собственному ремонту в тылу или в Генерал-губернаторстве может быть снова восстановлена боевая готовность за время пополнения около 8 недель"

В итоге было принято решение о выводе полка с фронта.

Его предполагалось отправить на капитальный ремонт, в Санкт-Пельтен и Санкт-Фалентин.

10 декабря 1943 г. 656-й полк тяжёлых истребителей танков получил следующий приказ:

"656-й полк тяжёлых истребителей танков выводится из сектора группы армий "Юг" (район Кривого Рога / Никополя), и вместе с 653-м батальоном тяжёлых истребителей танков и 216-м батальоном штурмовых орудий направляется в Санкт-Пельтен для проведения ремонтных работ".

В период с 16 декабря 1943 по 10 января 1944 г. весь полк на 21 транспортном составе был возвращен в Германию.

В Германии модернизации должен был предшествовать капитальный ремонт и модернизация...

Предпосылкой к ней стали выводы, сделанные ещё по итогам дебюта самоходок на Курской дуге представителем "Порше" в 653-м батальоне тяжёлых истребителей танков Хайнцем Грошлем и включённые в доклад компании от 26 июля 1943 г.:

"Наши машины провели в бою три недели, и, учитывая путь до этого, прошли в среднем по 500 километров на каждую. Мной было собрано достаточно информации, чтобы представить вам положительные и отрицательные стороны наших машин.

Я склонен согласиться с большинством господ из батальона, что оружие из них получилось удачное, и все сожалеют о том, что их было выпущено так мало. Учитывая, что на каждую машину приходится в среднем по 15 уничтоженных танков, мы и впрямь можем говорить об успехе.

Прежде всего, должен отметить, что эта цифра могла бы быть намного большей, но, к сожалению, основная масса машин постоянно находится в ремонте. Причем с каждым днем положение становится все хуже и хуже – запас запчастей, и так небольшой, окончательно истощился вместе с возросшим износом всех деталей машин.

А пополнения этого запаса практически не было, за редкими исключениями. Из первоначального состава в 44 машины батальон лишился 17. Семь из них по приказу полкового командования были переведены в другие батальоны. Еще 10 потеряны безвозвратно...

В приложении к рапорту от 1 сентября 1943 г. указывалось:

"Для улучшения боеспособности и надежности истребителей танков "Фердинанд" считается необходимым внесение следующих изменений:

A. Противопожарные меры.

1. Изменить защитные решетки для лучшей защиты от осколков.

2. Защитить топливопровод от воздействия выхлопных газов.

3. Улучшить соединения трубки для отвода выхлопных газов.

4. Щит от утечек масла на корпусе вентиляторов.

5. Защита от засорения выхлопных труб листьями и прочим мусором.

6. Упрощение доступа в двигательное отделение из отделения экипажа.

7. Установка противопожарной системы, состоящей из двух углекислотных огнетушителей емкостью 5 литров каждый.

B. Уменьшение повреждений от мин.

1. Упругая подвеска батарей.

2. Убрать с корпуса генератора жестко закрепленные ножки.

3. Улучшение крепления альтернатора.

C. Устранение источников неисправностей в низковольтной электрической системе.

1. Установка альтернаторов с новыми якорями, сконструированными компанией "Бош".

2. Подача на генераторы 12 вольт (вместо 24) для улучшения качества связи.

3. Снижение помех, вносимых рубкой и корпусом.

4. Защита амперметра от повреждений.

В. Двигательная система.

1. Замена плавающего фрикциона на жестко закрепленный.

2. Установка в двигательной системе зубчатых колес большего диаметра.

3. Доставка новых траков.

4. Замена резиновых площадок на траках.

Е. Высоковольтная электрическая система.

1. Подстройка сопротивления К 58.8 (защита от всплесков напряжения).

2. Замена высокоомного сопротивления с заземлением.

3. Полная чистка всего электрооборудования и выключателей.

4. Убрать корпус генератора из-под герметичной перегородки.

F. Рубка.

1. Установка водостоков на ее передней части.

2. Герметизация люков механика-водителя и радиста в ее передней части.

3. Герметизация шва между корпусом и рубкой.

4. Прикрытие решеток сеткой.

5. Усиление натяжения пружин люков механика-водителя и заряжающих.

6. Установка поручней на корпус перед рубкой.

7. Закрепление запасных траков, инструментов и ящиков со снаряжением на задней части рубки.

8. Установка противосолнечных и противодождевых козырьков над смотровыми щелями.

9. Установка герметичной перегородки в задней части корпуса.

10. Улучшение сварки на люке доступа к двигательному отделению.

G. Прочие изменения.

1. Изменение формы и углов наклонения маски орудия.

2. Защита от осколков за маской орудия.

3. Усиление брони или укрепление передней плоской части рубки. (Рекомендация: заварить люк заряжающих, но лишь в том случае, если будет выполнен пункт 4.)

4. Аварийный выход через люк для технического обслуживания в задней части рубки.

5. Башенка с наблюдательными приборами для командира.

6. Рекомендовано оснастить машины спаренным с орудием пулемётом.

7. Оснастить машины курсовыми пулемётами на месте механика-водителя.

8. Смотровой прибор для радиста.

9. Установка машинного телеграфа для связи межу командиром и механиком-водителем.

10. Лучшие резиновые прокладки для смотровых щелей.

11. Улучшение систем охлаждения и вентиляции.

12. Улучшить крышки горловин для набора воды, чтобы они плотнее закрывались; прикрепить крышки к горловинам цепочками.

13. Улучшить крепление задней дополнительной брони.

14. Изменение гаек на "пальцах" траков (затяжка шестиугольным ключом).

15. Изменение системы отвода выхлопных газов (необходимо отведение выхлопных газов от гусениц) "[92].

Модернизация проводилась с учетом боевого опыта, приобретённого в СССР. Она шла с января по начало апреля 1944 г.

. Модернизированные "Фердинанды" приказом от 1 мая 1944 г. получили официальное наименование "Элефант".

"Элефант" отличался от "Фердинанда" лишь в деталях, но то были очень важные детали.

На "Фердинандах" стояли двигатели "Отто" и "Майбах" HL-120 TRM, то есть силовые установки прошли унификацию. В лобовом бронелисте корпуса справа от орудия главного калибра была размещена шаровая пулемётная установка с KwMG-34.

Самоходка получила оружие самообороны и поражения лёгких целей – урок Курской битвы был усвоен[93]. Пулемётная установка прикрывалась накладной бронеплитой, в результате чего в этом месте толщина брони была доведена до 300 мм: 100 мм исходной брони корпуса "Тигра", 100 мм накладной брони "Фердинанда" и 100 мм новой бронеплиты. Бронеплита толщиной 30 мм была наварена на днище в районе места механика-водителя для увеличения защищённости при взрыве мины.

На крыше рубки поставлена командирская башенка, заменившая прямоугольный командирский люк "Фердинанда". Теперь командир машины мог наблюдать за полем боя без риска получить пулю в лоб.

Для упрощения смены маски пушки и ствола щиток на стволе теперь официально монтировался рёбрами наружу. Были усилены колпаки над жалюзи моторного отделения.

Внутреннее электронное переговорное устройство дополнено механической системой сигнализации между командиром и механиком-водителем ("машинный телеграф"), перископы механика-водителя снабжены солнцезащитными козырьками. В моторном отделении поставлены дистанционно два 5-литровых огнетушителя.

Взамен 600-мм траков Kgs-62/600/130 гусеницы набраны из 640-мм траков Kgs-64/640/130[94]. Боекомплект к пушке увеличен до 55 выстрелов. Весь инструмент и запасные траки перенесены на корму. Вертикальные поверхности корпуса и нижняя часть рубки были покрыты циммеритом – специальной обмазкой, использовавшейся для защиты бронетехники от магнитных мин и гранат кумулятивного действия, а также огнесмесей.

Пока самоходки проходили модернизацию, в 656-м полку сменилось командование. Барон фон Юнгенфельд был произведен в полковники и перешёл на штабную работу.

Должность командира полка занял полковник Рихард Шмитген. Юнгенфельд недолго оставался в штабах, войну он закончил кавалером Рыцарского креста в должности командира боевой группы.

Полк же после отправки в Италию 1-й роты 653-го батальона и 216-го батальона больше никогда не собирался в единое целое.

Бои в Италии

В январе 1944 года первая рота 653-го батальона в составе 11 "Элефантов" (модернизированных "Фердинандов"), одной ремонтно-эвакуационной машины также на базе шасси танка Tiger (P) и двух транспортёров боеприпасов была переброшена в Италию для противодействия наступлению англо-американских войск. Тяжёлые САУ участвовали в боях под Неттуно, Анцио, Римом.

Несмотря на господство авиации союзников и сложный рельеф местности, рота зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, так, по немецким данным, только 30-31 марта в предместьях Рима две САУ уничтожили до 50 американских танков, бронетранспортёров и автомобилей и были подорваны экипажами после израсходования горючего и боекомплекта.

26 июня 1944 года рота, в которой оставалось два боеспособных "Элефанта", была отведена с фронта и переброшена сначала в Австрию, а затем в Польшу на соединение с 653-м батальоном.

Одну САУ "Фердинад" американским войскам удалось захватить и как уникальный военный трофей она была для изучения отправлена в США. Там уже в наши дни эта машина была полностью восстановлена.

Вот видео фильм об этом:https://yandex.ua/video/search?filmId=zSJEKmsIUXI&text=&noreask=1&path=wizard

Вторая из сохранившихся в мире САУ "Фердинанд" хранится под Москвой в танковом музее.

Последние сражения в Западной Украине

Две оставшиеся роты САУ в апреле 1944 года были переброшены на Восточный фронт, в район Тернополя.

Кроме 31 "Элефанта", в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна - на базе танка "Пантера", а также три транспортёра боеприпасов.

В тяжёлых боях конца апреля роты понесли потери - было выведено из строя 14 машин; впрочем, 11 из них были быстро восстановлены, и число боеготовых машин даже возросло за счёт прибытия с заводов отремонтированных машин 1 роты. Кроме того, к июню состав рот пополнился двумя уникальными образцами бронетехники - танком Tiger (P) с усиленным до 200 мм лобовым бронированием и танком "Пантера" с башней танка PzKpfw IV, которые использовались как командирские машины.

В июле началось крупномасштабное наступление советских войск, и обе роты "Элефантов" были втянуты в тяжёлые бои.

18 июля они были брошены без разведки и подготовки на помощь дивизии СС "Хоэнштауфен" и понесли большие потери от огня советской противотанковой и самоходной артиллерии.

Батальон потерял более половины машин, причём значительная их часть подлежала восстановлению, однако, поскольку поле боя осталось за советскими войсками, повреждённые самоходки были уничтожены своими же экипажами.

3 августа остатки батальона (12 машин) были переброшены к Кракову. Где немецкое командование пытаюсь восстановить боеспособность экипажей САУ " Фердинанд" стали собирать все как в пословице " с миру по нитке голому рубашка"

Остатки батальона, 2-я, 3-я и штабная роты, ныне были усилены до шести истребителей танков (три было ранее, три вернулись из Италии).

Батальоном командовал гауптман Рудольф Грилленбергер, 2-й ротой командовал лейтенант Вернер Саломон, 3-й ротой – лейтенант Бернгард Коннак.

6 апреля батальон начал прибывать в Бережаны, где затем был придан XXXIV танковому корпусу и вошёл в оперативное подчинение штаба 9-й танковой дивизии СС "Гогенштауфен". Ей предстояло отбивать у Красной армии Тарнополь. На исходе второй недели апреля "Фердинанды" выдвинулись к передовой, где в районе Золотников приняли участие в ожесточённых боях с частями советского 10-го гвардейского танкового корпуса.

К 9 апреля в батальоне оставалось только четыре боеспособных "Фердинанда".

Эти машины включили в боевую группу "Саломон", которая обороняла Злотники, в то время как 3-я рота закрывала путь Красной армии в местечко Маловоды.

Маловоды отстоять не удалось, после чего рота с огромным трудом переправилась через реку Стырь. Германская операция в районе Тарнополя провалилась. Советские контратаки, проведённые в несколько последующих дней, заставили немцев полностью эвакуировать плацдарм в районе местечка Осовцы.

После короткого периода дождей погода наладилась и бои возобновились. Теперь "Элефанты" поддерживали действия 100-й егерской дивизии,

Как бы то ни было, тяжёлые времена настали для немецких танковых частей независимо от локализации фронта, и 653-й батальон не стал исключением.

Танки и самоходки вязли в грязи, ломались, подрывались на минах. Один "Элефант" зачерпнул стволом пушки грязь, а при попытке выстрела снаряд разорвался в стволе. Заряжающий погиб, командир получил серьёзные ранения.

Батальон отвели с фронта на короткий отдых под Бржежаны.

Передышка закончилась 22 июня 1944 г. с началом крупнейшего наступления Красной армии.

В ходе него 653-й батальон принимал участие в оборонительных боях под Поморянами и Рогатином, а затем вместе с 1-й танковой армией отступал к Лембергу. (Львову).

Только за две недели в конце июля батальон потерял не менее 22 единиц бронетехники (19 "Фердинандов", один "Тигр" Порше и два "Берге-Элефанта"), две трети своего парка.

После форсирования реки Сан 653-й батальон отступал дальше на Запад через Перемышль и Тарнув к Рабке, где его временно придали группе армий "Северная Украина".

К 1 августа в батальоне уцелело только 12 "Элефантов", собранных во 2-й роте лейтенанта Вернера Саломона.

Личный состав 3-й роты эвакуировали в Вену и Доллерсхейм, где роту планировалось вооружить тяжёлыми истребителями танков "Ягдтигр".

Пока 2-я рота стояла в Кракове, сюда прибыли две отремонтированные в Вене после итальянской одиссеи самоходки.

19 сентября 2-ю роту 653-го батальона передали в 17-ю армию группы армий "А" (бывшая группа армий "Северная Украина") и назначили в резерв, переместив роту в район Тарнува. 24 ноября командование ротой принял лейтенант (вскоре получил чин гауптмана) Бернгард Коннак.

В это же время 653-й батальон был переведен на "Ягдтигры", и была сформирована новая 2-я рота на "Ягдтиграх".

Вскоре оригинальную 2-ю роту переименовали в 614-ю отдельную роту истребителей танков. 22 декабря 1944 г. 614-я рота была придана 4-й танковой армии и передислоцирована в окрестности Кельце.

14 и 15 января роте довелось очутиться на острие очередного советского наступления, стартовавшего 12 января с Сандомирского плацдарма. В тяжёлых боях восточнее и южнее Кельце рота потеряла большинство своих "Элефантов".

Гауптман Риттер, новый командир роты, 30 января 1945 г. рапортовал генеральному инспектору танковых войск о четырёх боеспособных "Элефантах" и одной БРЭМ "Бергепантера", оставшихся в роте.

Далее рота отступила через Оппельн, Бреслау, Сорау, Шпротау к Франкфурту-на-Одере.

Здесь остатки роты были выведены в резерв, в район Вюнсдорфа.

Ещё существовали планы довести численность "Элефантов" до десяти машин, усилить роту "Ягдтиграми", сформировать новые экипажи из рядов Резервной армии...

Но всё это уже было невозможно – новых САУ данного типа не строилось.

Все четыре оставшиеся машины нуждались в серьезном ремонте. Не хватало даже запасных частей, которые приходилось доставлять из Линца.

Бои в Берлине и его окрестностях

До февраля 1945 года эта рота, состоявшая из 13 САУ, находилась в резерве. 25 февраля 1945 года роту перебросили к Вюнсдорфу для усиления противотанковой обороны немецких частей.

20 апреля 1945 г. начала формироваться боевая группа Риттера (который 22 апреля возглавил это соединение), состоящая из штаба 2-го танкового батальона 36-го танкового полка, 4-й роты 11-го танкового полка, роты бронеавтомобилей и 614-й батареи истребителей танков.

В последнем подразделении находилось четыре самоходки "Элефант", две из которых были брошены из-за неисправностей в районе Франкфурта-на-Одере. Оставшиеся машины вели боевые действия в пригородах Берлина в районе испытательного полигона города Цоссен.

Дополнительно в состав роты был включён трофейный советский танк Т-35, который вскоре был подбит... Много лет спустя он вспоминал:

"Мы воспользовались последним "Фердинандом", остававшимся в окрестностях Берлина.

Мы действовали отдельно, не располагая "Королевским тигром" или "Ягдтигром" и получив лишь танк с пятью башнями. В ходе последних боев на Цоссенском испытательном полигоне экипажи бросали свои машины.

Моя – была подбита, я оказался в плену вместе с гауптманом Риттером и возвратился домой только 2 ноября 1949 года..."...

В окружённом городе последние два самоходных орудия "Элефант" вели боевые действия в составе Берлинского гарнизона – на площади Карла-Августа и у Церкви Святой Троицы.

(конец ч.2)










© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua