Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

История христианской церкви или"Finis sanctificat media" (Часть пятая)

Киянин | 9.09.2014 17:02

0
Рейтинг
0


Голосов "за"
0

Голосов "против"
0

Князь Святослав после разгрома Хазарии отправил послание своей матери в Киев с предложением изгнать из Руси всех "чёрных клобуков" которые окружали её. В противном случае он обещал по приходу в Киев "разогнать их по лесам аки волков".- Зная, что слова князя не расходятся с делом, монахи начали быстро "эмигрировать" из Киевской Руси.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ НА НАШИХ ЗЕМЛЯХ,

Отравление Князя Святослава Хоробро церковниками Византии.

Князь Святослав после разгрома Хазарии отправил послание своей матери в Киев с предложением изгнать из Руси всех "чёрных клобуков" которые окружали её. В противном случае он обещал по приходу в Киев "разогнать их по лесам аки волков". – Зная, что слова князя не расходятся с делом, монахи начали быстро "эмигрировать" из Киевской Руси.

Л. Н. Гумилёв пишет, – часть киевлян были вполне довольны правлением Ярополка, близкого христианам. Они также не желали появления в Киеве Святослава. Язычники его дружины недавно расправились с русскими христианами, которых они объявили виновниками военных неудач армии. Тогда и погиб брат Святослава Глеб.

Гумилёв считает, что этим Святослав подписал себе смертный приговор.

А привёл в исполнение этот смертный приговор посол из Византии.

Он отравил князя, когда угостил его вином в знак примирения.

Способ отравления, со знанием дела, описывается Львом Диаконом: монах закладывает шарик яда себе под ноготь, сам отпивает из кубка, потом роняет в кубок яд и передаёт кубок тому, кого хочет отравить. Через неделю наступает смерть.

Именно через неделю после встречи с византийским "послом" умер Святослав.

В подтверждение этой версии говорит то, что печенежский хан Курей, который якобы организовал засаду и убил Святослава ни ранее, ни позже этого события, ни в одном источнике не упоминается, – то есть является полностью вымышленным персонажем. В дополнение, – если бы Святослав погиб в бою, с ним бы полностью полегла и его дружина преданная ему всецело. И некому было бы поведать о смерти князя...

Но этого не произошло, – что и подтверждает версию отравления. На эту тему есть более подробное исследование, но здесь его уже не разместить...

Крещение Руси огнём и мечём князем Владимиром.

Недаром Святослав хотел изгнать монахов...

– Начал Владимир с Киева, где большая часть киевлян крещение не приняла. Жители бежали по лесам и по степям, не предав своих старых богов.

... Вначале Владимир с его дружиной поубивали всех языческих волхвов, хранителей народной мудрости.

Потом Владимиром были приглашены священники из Царьграда для борьбы c "поганым язычеством", каковым эти попы называли солнечное мировоззрение наших отцов и дедов.

Тысячами сжигались деревянные дощечки и берестянные грамоты с древними сказаниями наших летописцев, с историей, с литературой, с поэзией.

Все исторические источники времен христианизации принадлежат перу духовенства. Летописание находилось всецело в руках церкви. Воцарившись на обломках языческой Державы Святослава, она начала создавать свою, новую историю русов, изъяв из нее или облив грязью всё ей неугодное.

Русы несколько десятилетий сопротивлялись насильственной христианизации. На Руси то и дело вспыхивали восстания против иудохристианского ига. В то время христианизация сопровождалась фактически Гражданской войной.

"Добровольное" принятие христианства сократило население русских в Киевской Руси с 12 миллионов до 3 миллионов, из которых 6 миллионов погибло до монголо-татарского ига, а 3 – при помощи ордынцев – 75% населения Руси. (Н. Н. Островский "Святые рабы", стр. 10)

– Продолжил, в пятницу, 29 августа 990 года – крещением новгородцев. Князь Владимир при крещении учинил резню в Новгороде.

... Дядя князя Добрыня, воевода Путята и епископ Иоаким Корсунянин крестят огнем и мечом новгородцев.

Раскопки подтвердили, что при крещении было сожжено полгорода.

Вот что рассказывает нам Иоакимовская летопись:

"В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идёт крестить их, учинили вече и заклялись не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришёл, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречён Соловьем, запрещал людям покоряться.

Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крёстное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей".

Обратите внимание на терпимость этих "дикарей"-язычников, ходят какие-то христианские проповедники и "сеют слово божье", а язычники вместо того, чтобы их разорвать на части, не причиняют им никакого вреда.

"Тоща тысяцкий новгородский Угоняй ездил повсюду и кричал: "Лучше нам умереть, нежели богов наших отдать на поругание!". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышлёный и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошёл в город, и никто не остерёгся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей, тотчас послал к Добрыне за реку.

"Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5.000, обступили Путяту, и была меж ними злая сеча. Некоторые пошли в церковь Преображения Господня, разметали дома христиан и стали грабить".

То есть, в Новгороде преспокойно стояли христианские церкви, как и в других городах Руси, и их никто не трогал, но как только христианские проповедники захотели "ниспослать" свой "дух святой" – поднялся вполне естественный гнев против насильственного крещения!

"А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь. И тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.

Добрыня, собрав воинов, запретил грабёж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжёг, а каменные, изломав, низверг в реку, и была нечестивым великая печаль. Мужи и жёны, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете" (в XX веке попы чего-то очень обижались, когда-то же самое с их церквями делали большевики – S.C.). И послал всюду, объявив, чтобы все шли к крещению. И пришли многие, а не хотевших креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин – ниже моста (таким способом очень "убедительно доказывалась правота христианства" – S.C.). И так крестя, Путята шёл к Киеву. Поэтому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнём".

Однако христианизация Руси происходила крайне медленно. Кое-как оно закрепилось в городах, подвластных Владимиру. Да и то, не во всех.

Смоленск был подвергнут христианизации только в 1013 году. И в остальных местах христианство никак не могло закрепиться в одночасье. Оно было совершенно чуждо исконному язычеству наших пращуров. И насаждалось оно "сверху", государственной властью.

Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому "двоеверию" – синтезу христианства и язычества.

Кардинал д'Эли в начале XV века писал в Рим:

"Русы в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение".

"Этапы большого пути" христианизации:

В 1008 году уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским.

В 1024 году началось славянское восстание в Суздале. Волхвы, возглавлявшие восстания, убивали выродков, прятавших хлеб. Восстание было подавлено. Зачинщики были схвачены и казнены.

В 1050-х годах монах Авраамий (красивое русское имя, однако) низвергнул в Ростове кумира Велеса с помощью "Иоанна Богослова" и начал активно насаждать христианство, поставив на этом месте церковь.

В 1071 году произошли антихристианские восстания в Ростовско-Ярославской земле, в Новгороде. Были попытки поднять восстание в Киеве.

В Ростовской области волхвы были схвачены Яном Вышатичем и после пыток казнены.

Ещё одного волхва, пришедшего в Киев, убили. Точнее, он пропал без вести и оказался во рву.

Не без участия "бесов" погиб ещё один волхв, явившийся в Ростов в 1091 году.

В этом же году в Новгороде за волхвом пошёл весь город, поднялось восстание. Епископ взял крест, облёкся в ризы, встал и сказал:

"Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, кто же верует (во Христа), пусть ко кресту идёт".

Толпа разделилась надвое:

ВСЕ (!) люди пошли за волхвом.

Князь Глеб со своей дружиной встали около епископа.

Между ними начался мятеж. Видя такое дело, князь Глеб взял топор, спрятал его под плащ и пошёл на переговоры с волхвом. В самый разгар переговоров он поступил как настоящий христианин:

"...вынув топор, разрубил волхва, и пал он мёртв" (Лаврентьевская летопись).

1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: "Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели".

1250 г. "Святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).

1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.

1411 г. Псков. Сожжены 12 "вещих жонок" (колдуний, ведьм).

1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.

1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, Как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде – Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.

1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.

1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен "за содружество с нечистой силой".

1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.

1640 г. Христианские ханжи из группы "ревнителей благочестия" побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. "В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли".

1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:

Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский

Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде

Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге

В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек

В Нижнем сожгли народу много

В Казане – 30 человек

В Киеве – стрельца Иллариона

А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали под меч тысячами

1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (...и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).

1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний

Конец XIII века.

Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей.

Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами", указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных – заключеньем в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.].

Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно.

1285 г. Кормчая книга –. "отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам".

1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.

XV век.

Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: "Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал – завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции..."

1490 г. Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал.

1499 г. Книга "Поучение священнослужителей". Против язычества.

Начало XVI века.

Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы).

1504 г. Собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено.

1515 г. Сожжено и уничтожено более 500 ведьм.

1505 г. Поучения против язычества в "Грамоте митрополитов Фотия и Даниила", "Домострой" и "Стоглав" предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.

1551 г. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: "В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить".

Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных.

1552 г. Поучения против язычества в "Судебнике".

1564 г. Иван IV, письмо Курбскому: "Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому".

Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг.

Из них НЕ религиозных – всего 7 (семь).

1648 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось о вреде скоморохов, предписывалось ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка.

РАСКОЛ:

После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены (более 50 человек).

И это далеко не полный список.

Как можно называть веру святой и от Бога, если она насаждается путями далёкими от Божиих деяний творения и дарения жизни, путями безжалостного террора не взирая ни на женщин, ни на детей, ни на стариков. Как можно называть веру якобы от Бога если носители этой веры уничтожают учёных, философов древности, объявляя все дохристианские знания и дохристианскую эпоху тьмы и мракобесия, сжигают библиотеки, людей носителей уникальных знаний в огне. А ведь именно истинные знания являются причинами и средством создания нашего мира и нас.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Современным названием Русская православная церковь начала называться лишь с 1945г, когда Иосиф Джугашвили даровал народу-победителю непризнаваемый большевиками с 1917г "опиум для народа".

До 1917г РПЦ официально называлась Российская Греко-Кафолическая церковь или же Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда. Интересно, что слово "кафолическая" по староруски можно прочитать и как "католическая".

Когда и как появилась на Руси Церковь достоверно неизвестно, равно как и то, какого она была толка.

Здесь мы не будем детально касаться того, что все термины РПЦ при службе и в обиходе сплошь состоят из латинских, а большей частью из греческих слов. Взглянем на несколько иные рудименты РПЦ.

Многими исследователями обращалось внимание на сходство архитектуры русских христианских храмов и мечетей, а также на сходство в религиозном подходе. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что и христианство, и ислам были созданы на основе одной религии-иудаизме.

Если посмотреть на старинные христианские церкви России, то можно заметить многообразие венчающих их крестов. Надо полагать, что это вовсе не полет творческой мысли древних строителей, а весьма точные данные по идентификации сих храмов, ибо в культовых сооружениях как раз-таки именно символам отдается первоочередная роль и импровизиции там недопустимы.

Но как же объяснить такое многообразие венчающих крестов на церквях и как объяснить кресты с мусульманскими полумесяцами?

Символика креста естественно вписывается в христианские представления – она соответствует самой функции христианского храма и, очевидно, не нуждается в разъяснении. Но что означает полумесяц? Почему столь устойчиво само это сочетание? Вопрос этот волновал еще Максима Грека, который посвятил ему специальное рассуждение "Сказание о том, что под крестом на церкви окружен аки месяц млад". И, наконец, встает еще один вопрос: является ли эта композиция чисто русским явлением?

Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Но тогда приходится признать, что на Руси было мусульманство и поверх исламских полумесяцев просто установили кресты.

Возникают вопросы, какая же религия была на Руси с 13 по 17вв? Или же их было много, в виде причудливой смеси религий, а разнообразие крестов и крестов с полумесяцами на храмах-это отражение этих сект?

Недавно довелось услышать от Алексея Кунгурова, известного исследователя загадок истории, что крест с полумесяцем (рожки которого подняты вверх) -это крест... белых суннитов. А крест с полумесяцем, чьи рожки опущены вниз-это крест шиитов. Но ведь сунниты и шииты-это два основных течения ислама. Причем мусульмане России исповедуют ислам суннитского толка. Получается, что старинные христианские храмы с полумесяцами в основании крестов все же были когда-то суннитско-мусульманскими?

... Свою историю РПЦ официально выводит от крещения Руси в X столетии. Однако на самом деле существование этой церкви начинается после нападения монголов на Киев в 1240 году, когда погиб киевский митрополит Иосиф, а в 1299 году митрополит Максим перенёс свою резиденцию (сидалище) поближе к властителям Золотой Орды, – во Владимир на Клязьме. В те времена организовывается Сарайская епархия, где прилучаются к православию ордынские князья и знать.

Следующие митрополиты находились в Москве, которая стала центром сбора дани в ордынском улусе. Вместе с усилением Московии, её митрополиты старались уйти от зависимости от Константинопольского патриарха, в юрисдикции которого и дальше оставался Киевская митрополия.

Отделение Московской Митрополии от Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и её фактическая автокефалия были самостоятельно завершены 15 декабря 1448 года, путём постановления Собором епископов Великого княжества Московского епископа Рязанского Ионы,Митрополитом Киевским" (фактически – Московским). Этот акт провозгласили без благословения Константинопольского Патриарха и определяется как раскол Киевской Митрополии.

Через десять лет московский собор явно манифестировал отрыв РПЦ от Киева. Это было проявлением длительного существования двух отдельных восточно-словянских церквей-митрополий: Киевской (украинско-белорусской) и Московской (российской). Наследник Ионы Теодосий уже именовал себя митрополитом "Московским (а не Киевским) и всея Руси"

Оборвав связь с центрами восточного христианства московская Церковь всё больше становилась орудием государственной власти и не имела евхаристического единения со всем православным миром и 141 год (1448-1589) пребывала в схизме. (Считалась раскольнической церковью,,)

В конце XV столетия, когда Москва частично освобождается от подданности Золотой Орды, создаётся концепция, что Москва – это наследница давнего и нового Рима – Цареграда, и страж чистоты православия. Этому способствовал упадок Константинополя в 1453 году, а ещё перед этим попытка воссоединения Восточных и Западных церквей (Фиорентийская уния 1439 года). Когда в Москве не приняли приверженца унии, Киевского митрополита Исидора.

Концепция теории III Рима в Москве, была сформулирована в писаниях псковского ченца Филофея, о том, что все православные земли теперь собраны под властью единого православного московского царя; два предыдущие Рима упали, третий Рим- Москва, стоит, а "четвёртому не бывать" и негоже ему теперь противостоять. Царя начали считать главой Церкви, что особенно проявилось, начиная с царствования Ивана Грозного.

Церковные реформы Ивана Грозного.

В православии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей; православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозные традиции раннего христианства, решала все основные вопросы богословской, богослужебной и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности.

Отсюда возникает необходимость сильной централизованной монархической власти, освященной церковными полномочиями. Автокефальный, то есть самостоятельный статус различных церквей восточного христианства означал их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV веке церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства.

В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства.

Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений... Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союза, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий.

Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию; практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного

Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих – создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

Еще при деде Иоанна Грозного церковь обратила внимание на улучшение нравственности духовенства, следствием чего было известное постановление о вдовых священнослужителях; в царствование Иоанна IV еще сильнее обнаружилось стремление уврачевать нравственные язвы, которыми страдало русское общество.

Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, "выводились" назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

Однако такие компромиссные меры не удовлетворили государственную власть. В январе феврале 1551 г, был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава.

Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

В его задачи входила унификация церковных обрядов (в разных землях наметились мелкие различия в порядке церковной службы), принятие мер по улучшению нравов духовенства в целях повышения его авторитета, обсуждение морального состояния служителей церкви, проблемы церковного землевладения и привилегий церкви.

Собор унифицировал церковные обряды. Так, он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и "сугубую аллилуйю". Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Собор резко осудил настоятелей, которые растащили монастырские богатства, разврат в монастырях, пьянство духовенства.

Принятие единого пантеона святых способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации.

Царя и его окружение волновало, "достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты". По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в "рост" и хлеб в "насп", т.е. – под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. через несколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель "без доклада" царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г.

Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

Важнейшей государственной задачей явилось ограничение владельческих прав церкви. Молодой царь предложил свою программу. Однако митрополит Макарий, который имел определяющее влияние на царя (в годы детства и отрочества Макарий был фактическим опекуном и защитником Ивана от боярских притеснений), удалось исключить из решения Собора наиболее радикальные пункты. Тем не менее, в соответствии с принятыми решениями церковь теперь могла приобретать земли только с разрешения царя.

Однако не надо думать, что церковь в лице Митрополита Московского, в те времена (да и в другие тоже!), очень уж перенималась моральными и нравственными приоритетами... "В деле Шемячича вероломство московской политики компрометирует и достоинство (русской) церкви... когда его вызвали вторично, он, обеспокоенный, потребовал гарантий, "опасной грамоты". Такие "опасные грамоты", обещающие ему беспрепятственное возвращение, (домой) были выданы Василием (III) и митрополитом Даниилом. Несмотря на это, Шемячич был арестован (в) Москве и заключен в одну из башен Кремля, где и умер... Владыка (Митрополит Московский) был посвящен в заговор против Северского князя и сознательно приложил к нему свою руку...".

И боярин Берсень напомнил Владыке Московскому в беседе: – "А сам позабыл, прибавляет Берсень, как Шемячичу грамоту писал за своею подписью и печатью, клялся ему (Шемячичу) образом (святых) Пречистыя и Чудотворца, да на свою душу".

/Г.П. Федотов "Святой Филипп митрополит московский", Москва, стр. 10-11./

Вот такие они пастыри, Митрополиты Московские. Шли на самые страшные греходеяния ради московского величия и собственной выгоды.

Но вернемся все же к взаимодействию Московского князя с Митрополитом. Мы понимаем, став на путь жестокого подавления соседей и захвата их земель, князю нужна была неограниченная власть и беспрекословная поддержка церкви. Василий III стал первым Московским князем, посягнувшим на Митрополита. А уж его сын Иван IV (Грозный) и вовсе не праздновал Митрополитов.

Вот, как об этом пишет Г.П. Федотов.

"Если взять 9 (девять) иерархов, занимавших московскую кафедру (Митрополита) за время Василия III и Ивана IV, то мы увидим, что из них лишь трое умерли в своем сане. Остальные были лишены его насильственно или "добровольно" отреклись: один из них (св. Филипп) оставил не только кафедру, но и самую жизнь"... "Василий III мог дерзнуть на то, перед чем остановился его...отец. Митрополит Варлаам стал первой жертвой новых отношений. Когда прецедент был создан, пользоваться им стали с чрезвычайной легкостью".

/Г.П. Федотов "Святой Филипп...", стр. 19, 18./

Так Московские князья узурпировали церковную власть и приняли на вооружение догму о богоизбранном Московском Царе.

Хотя в Московских Церквах и после прихода Ивана IV к власти, продолжали молиться за единого Царя – великого Крымского Хана. На втором месте стали упоминать и своего Ивана.

А здесь показано отношение церкви к Ливонской войне:

"...Иоанн... в общем совете Бояр и Духовенства объявил, что настала година великого кровопролития; что он... идет... на землю Немецкую и Литовскую; двинул все полки к западу;...кроме Россиян (Московитов), Князья Черкесские, Шевкальские, Мордовские, Ногайские, Царевичи и Мурзы древней Золотой Орды, Казанской, Астраханской день и ночь шли к Ильменю и Пейпусу".

/Н.М. Карамзин "История...", том IX, стр. 155-156./

И указано каким был состав Московских войск в 1577 году.

А вот (для сравнения!) национальный состав войск Стефана Батория, который противостоял тогда Ивану Грозному:

"Войско Стефаново... было составлено из... Немцев, Венгров, Ляхов, древних Славян Галицких, Волынских, Днепровских, Кривских и коренных Литовцев; Баторий... объявил, что извлекает меч на Царя Московского, а не на мирных жителей (Балтии и Московии)...".

/Н.М. Карамзин "История...", том IX, стр. 157./

...Вернёмся к составу войска Московского: – читатель должен понимать: за каждым из Князей и Мурз древних татаро-монгольских родов, осевших в Московии, стояли войсковые соединения и дружины. Надобно также помнить, что в длинном перечне Ивановых войск отсутствуют многие другие татарские названия, например, не упомянуты войска: Касымовских, Булгарских и Тульских татар, которые дислоцировались в непосредственной близости от самой Москвы.

Обращаю внимание читателей еще на два очень существенных момента, отраженных в вышеприведенной цитате.

Первое, как видим, в военных советах Московитов всегда принимали участие Иерархи Русской Православной церкви, благословляя и поощряя военные завоевания, пролитие крови, грабеж чужого имущества, и жестокий разбой.

Читатель по сей день не найдет фактов осуждения Русской церковью разбойных захватов чужих земель и чужого имущества. Наоборот, Церковь всегда требовала свою долю из захваченного чужого добра и чужих земель. Русская Православная церковь к началу XVII века была единственной в Европе, которая в своем владении имела рабов-крепостных. Отсюда каждому должен быть понятен уровень культуры и христианской морали, существовавший в этой Церкви в те времена.

И второе, во времена Иоанна Грозного, и позже, московиты ясно представляли себе, что на берегах Балтийского моря нет "земли русской". Иван IV устраивал "годину великого кровопролития" в "земле Немецкой и Литовской".

Из этого можем сделать обоснованный вывод, что обогащение Московской казны и Церкви шло наипростейшими жульническими методами – жестоким разбоем и простым воровством.

Послушаем на этот счет хвалителя "Московской государственности" Н.М. Карамзина:

"...иго Татар обогатило казну Великокняжескую (Московскую) исчислением людей, установлением поголовной дани и разными налогами, дотоле неизвестными, собираемые будто бы для Хана, но хитростию Князей обращенными в их собственный доход. Баскаки, сперва тираны, а после мздоимные друзья наших владетелей, легко могли быть обманываемы в затруднительных счетах. Народ жаловался, однако ж платил; страх всего лишиться изыскивал новые способы приобретения, чтобы удовлетворять корыстолюбию варваров".

/Н.М. Карамзин "История...", том V, стр. 197./

Церковные реформы Бориса Годунова.

Московская Церковь 141 год (с 1448 по 1589 гг.) не имела официального признания своей автокефалии, которую получила оригинальным способом: – правитель государства Борис Годунов предложил Константинопольскому Патриарху Иеремии (Траносу) переехать из захваченного турками Константинополя в Московию.

Патриарх приехал для переговоров, но на месте оказалось, что Годунов хочет оставить в престольном граде – Москве своего митрополита, а Патриарху предлагает предоставить резиденцию в "древней столице" – Владимире на Клязьме.

Когда Иеремия на это не согласился, тогда Годунов начал требовать от него предоставления Московскому митрополиту титула Патриарха. Интересно, что иерархи Московской митрополии даже не участвовали в решении этих вопросов. Наконец под нажимом светской власти и обстоятельств (после полугодичного удержания в плену в 1588 году), Патриарх Иеремия согласился на условия Бориса Годунова.

... В июле 1948 года в Москве торжественно отмечалось 500 летие автокефалии Русской Православной Церкви. К юбилею был приурочен Совет Глав и Представителей поместных Православных Церквей (сначала это действо замышлялось руководством СССР как вселенский собор "для решения вопроса присвоения Московскому Патриархату титула Вселенского", который бы осудил экуменическое движение и унию как средство экспансии папизма. Однако на совет не прибыли предстоятели Восточных греческих патриархатов.

Таким образом в 1589 году РПЦ стала патриархатом, однако это не изменило её зависимости от царской власти. Показательно, что подавляющее большинство подписей на грамоте Константинопольских иерархов об основании патриархии в Московском государстве являются поддельными.

Десятый из российских патриархов Андриан, умер в 1700 году, после него нового не поставлено, и более 200 лет РПЦ не была патриархией.

Церковные реформы Петра I.

В 1721 году патриархат РПЦ был упразднён Петром I и заменён на Святейший Правительствующий Синод. Это завершило формальную деградацию РПЦ, которая стала государственной институцией, которая действовала под руководством и по "указу" царя (императора).

Контрольной инстанцией Синода был его обер-прокурор, светский государственный служащий, которого называли "царским оком".

И лишь в 1917 году РПЦ на очень короткое время лишилось подчинения светской власти.

Такая ситуация в церкви сохранилась до революции 1917 г., и неудавшаяся революция 1905 г. не принесла иного изменения, кроме объявления свободы совести. За Синодом были сохранены все его прерогативы. Вот как звучит это в первой русской конституции 1906 г.: "Император отправляет свою самодержавную власть по отношению к церкви через учрежденный Святейший правительствующий синод".

Однако все это время слышались критические голоса против синодальной системы. Среди критиков были не только церковники, но и, например, литератор и историк Николай Карамзин (1766-1820), а также многие из славянофилов, патриотически настроенных мыслителей середины XIX в.

После революции 1905 г. появился еще один вариант возрождения патриархата. Когда епископы обратились с этим своим предложением к царю Николаю II, тот внес контрпредложение – избрать в патриархи его самого.

Так тесно срослись в России представления о светской и церковной власти.

После Февральской революции 1917 г., когда церковь вышла из-под императорской власти, 28 октября (11 ноября) 1917 года, был созван собор избравший патриархом Тихона. По иронии судьбы эти выборы произошли почти одновременно с приходом в результате государственного переворота в октябре 1917 г. к власти Ленина, а вскоре новая, советская власть начала управлять православной церковью еще более жесткими методами, чем Петр.

Новым в ее программе было стремление не только поставить церковь под свой контроль, но и ликвидировать ее. Точно так же, как Петр, Сталин на протяжении многих лет, последовавших за смертью Тихона в 1925 г., препятствовал выборам нового патриарха.

Лишь когда советская власть испытала во время Второй мировой войны нужду в церкви, выборы патриарха были дозволены. Как странный реликт эпохи Петра Великого, исполнительный орган русской православной церкви до сих пор именуется Священным Синодом.










© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua