Поиск по сайту:
Найти



Народные блоги

Добавить ленту статей сайта в свой iGoogle
Последние публикации

Актеры с синдромом Дауна лечат зрителей

Александр Шиманский Перепечатка | 23.05.2007 09:35

13
Рейтинг
13


Голосов "за"
14

Голосов "против"
1

То, чем занимается Игорь Неупокоев, – арт-терапия для инвалидов и шоковая терапия для публики. Своим искусством они демонстрируют предел искренности, допустимой в театре.

Пресс-релиз Театра Простодушных гласит: "Единственная в мире драматическая труппа актеров с синдромом Дауна". Звучит пафосно и дает повод заподозрить авторов проекта в спекуляции. Тем не менее странный театр существует уже три года, не получая никаких доходов от своей деятельности. В труппе восемь человек, в репертуаре один спектакль – "Приходите... завтра!?" по Гоголю, играют его редко и где придется. То, чем занимается Игорь Неупокоев, – арт-терапия для инвалидов и шоковая терапия для публики. Впрочем, люди берегут свои нервы и мало ходят в их театр, хотя участники благотворительного проекта "Театр Простодушных" и ласковы к чужим до крайности. Своим "искусством" они демонстрируют предел искренности, допустимой в театре.



Подобный опыт был у Бориса Юхананова (проект "Сад", 1995), и тогда всех потрясла "жизнерадостность и вера в магию театра" взрослых детей (Moscow Times, 25.04.96). В отличие от проекта Юхананова Театр Простодушных относится не к авангардному искусству, а больше похож на гуманистическую акцию. Игорь Неупокоев, руководитель Театра Простодушных, рассказал о своем проекте корреспонденту газеты "Время новостей" Кристине Матвиенко.



- С чего вы начали?

- Лет пять назад я был в подмосковном доме отдыха, где группа ребят из ассоциации "Даун Синдром" училась кататься на лыжах. Мне предложили сделать с ними спектакль. Мы сделали "Дюймовочку", сыграли ее на прощальном вечере и разъехались. Я было выбросил это из головы, но мне говорили: это же очень интересно, попробуй продолжать.

И мне подумалось, что может получиться драматический спектакль по классике. И выбрал Гоголя, потому что мне кажется, что они и есть гоголевские герои, слабые и беззащитные. Они так же не приспособлены к жизни, как и все эти его Акакии Акакиевичи.

- Как вы с ними работаете – как с профессиональными актерами?

- Это была совершенно авантюрная идея, и я сам не знал, во что она выльется. Прошел год репетиций, а мы почти не сдвинулись с места. Я был в отчаянии. Текст был выучен быстро, мы сразу же вышли на сцену. И я думал, если такими же темпами пойдем дальше, очень быстро все сделаем. Но тут все затормозилось, и как я ни бился, ничего не выходило. Я уже играл за всех, чуть ли не по потолку вокруг них бегал, и все равно никакого движения. Я думал, что все безнадежно.



- В чем была проблема?

- Им надо было почувствовать себя артистами. Текст они выучили, но надо ж было играть, а не просто его произносить. А они не профессиональные актеры, да и вообще не актеры. Теперь так про них уже сказать нельзя: они не до конца обучены, но все же артисты, они играют. Одного парня пригласили в кино, девочка играет в радиосериале.

- Они отдают себе отчет в том, что играют не себя, а другого человека?

- Они играют роль, как драматические артисты. Но чтобы это произошло, нужно было время. На опыте этого спектакля мы прошли драматические курсы, освоили речь, движение и мастерство актера.



- У вас, как у педагога, есть какая-то методика?

- Никаких специальных методов у меня нет. Я пытался работать с ними так, как меня учили во ВГИКе. Долго, упорно и ласково добивался от них одного и того же. Как ни странно, для них у меня всегда доставало терпения – я понимал, что только так могу добиться результата. Теперь я уже стал нетерпелив, знаю, что все железно отработано, и становлюсь на репетициях резковатым.

- Где граница между искусством и социальной работой?

- Грань есть. Она то увеличивается, то уменьшается. Я ценю нашу работу как художественное произведение, но иногда значение психологической, человеческой реабилитации участников становится важнее качества спектакля. Важно, чтоб они почувствовали себя полноценными людьми, артистами и так далее.



- Что дает им актерская работа?

- У нас есть артист, который поначалу вообще не мог говорить, теперь у него роль со сложными репликами. У других такого явного результата нет, но они стали живее и энергичнее ощущать себя в жизни. Любой актер нуждается в сцене – она его встряхивает, преображает, дает энергию. Та же модель действует и здесь, потому что способы воздействия те же самые.

- На какие средства вы живете?

- К сожалению, с этим полная катастрофа – никакого финансирования, никакого помещения нет, даже декорации и костюмы негде хранить, да и нет костюмов – все выпрашивается по театрам.



- Сколько лет вашему театру?

- Три года. А премьеру сыграли в мае прошлого года в Центре Высоцкого, где вынуждены были платить за аренду, поэтому теперь играем там, куда пускают бесплатно. Билеты не продаем: ставим большую рюмку, и люди бросают деньги, чтобы было чем заплатить за свет и музыку. Все наши артисты живут дома, с родителями, это любимые дети. Родители переодевают их за кулисами, занимаются костюмами и реквизитом, и без них ничего бы не было.

- Как реагирует на ваш спектакль публика?

- Многие идут на спектакль с опаской, боясь увидеть что-то некрасивое и искаженное. Но уходят совершенно с другим ощущением, тронутые непосредственностью этих людей, их искренностью, которую редко увидишь на профессиональной сцене. Профессиональный театр сегодня часто не трогает и не задевает самых основ человека, а на нашем спектакле это иногда происходит.



- То есть зрители получают ощущения не совсем театрального свойства?

- Нет, театральные, но необычные. Это все же спектакль.

- Выходит, современный театр должен пользоваться крайними средствами?

- Получается так. Мне нравятся новые формы, например ТЕАТР.DOC, когда театр современен в полном смысле этого слова. Наш театр – хоть и театр простодушных – тоже современен. Главной задачей его изначально было интегрировать инвалидов в современную культуру. Современный театр может быть разным, и часто действительно он живет на границе с маргинальным. Театр респектабельный, коммерческий мне совершенно не интересен.

Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной, 47-й хромосомы. Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться говорить, читать, писать и вообще делать большую часть того, что умеют обычные дети. В политкорректной Америке таких людей называют альтернативно-одаренные.

Аглая Романовская – режиссер и театральный педагог, специалист по биомеханике. Живет и работает во Франции (Монпелье), является одним из руководителей театра Maison Rouge и ведет студию для детей с психическими отклонениями и синдромом Дауна. Занятия оплачивает государство. Романовская считает, что это дает ей серьезный и уникальный в своем роде опыт.

- Они меня учат тому, что такое человеческая природа. У них нет чувства стыда, и они не пытаются быть красивыми со сцены, поэтому они абсолютно свободны в импровизации. Они чутки, но не имеют выносливости. С ними невозможно фиксировать точные мизансцены, но можно и нужно развивать принцип игры. Это и есть поэзия творчества – они сделают по-своему, а не по-моему, не стандартно. Для режиссера главное тут не пробовать нормализовать их и ничего не выдумывать, а идти по их следам. Они все равно предложат образы намного интереснее, а мы, зрители, тогда попадем в их мир и узнаем то, чего не знали. Иначе получится "театр даунов", то есть больные люди будут пытаться повторить обыкновенный театр, что пошло и даже безнравственно.

Театр ли это вообще? Да, если понимать под театром не представление, а работу над собой, по Станиславскому. Иначе получается зоопарк и сочувствие к бедным черепашкам: смотрите, как они мило танцуют! Им актерство дает возможность выразить себя, хотя не думаю, что они отдают себе в этом отчет. Но они чувствуют внимание и могут что-то сказать – а значит, они ощущают себя не обузой общества, но выразителями феномена человеческого "я".

Беседовала Кристина Матвиенко

Перепечатка с сайта vremya.ru




Осенью этого года "Театр Простодушных" выступит в Киеве в рамках акции "Люди как люди, только с синдромом Дауна".

В рамках акции:
- выставка плакатов двадцати известнейших мировых дизайнеров;
- выступление "Театра Простодушных";
- фотовыставка известных киевских фотографов;
- демонстрация художественных и документальных фильмов;
- демонстрация фото- и видеоматериалов, отснятых родителями детей с синдромом Дауна.

Акция организовывается группой киевлян, родителей детей с синдромом Дауна.

Приглашаем к сотрудничеству родителей, а также всех, кто хочет помочь в организации этой акции.

Узнать подробнее об акции можно по телефонам:

8 (050) 254-03-21;
8 (067) 254-91-69;
8 (067) 776-53-49.

Комментарии









© 2007 - 2012, Народная правда
© 2007, УРА-Интернет – дизайн и программирование

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на "Народную правду" и указанием автора. Использование фотоматериалов раздела "Фото" — только по согласованию с автором.
"Народная правда" не несет ответственности за содержание материалов, опубликованых авторами.

Техническая поддержка: techsupport@pravda.com.ua