Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Украина избирательная. Остатки парламентаризма

Антон Дмитрієв | 8.10.2012 10:19

1
Рейтинг
1


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
0

В Украине 28 октября текущего года состоятся выборы седьмого созыва Верховной Рады Украины. Когда-то Верховная Рада была украинским парламентом.

Украина избирательная. Остатки парламентаризма
В выборах принимают участие как маститые игроки вроде Партии регионов и Объединенной оппозиции, куда вошли "Батькивщина" Юлии Тимошенко и "Фронт изменений" Арсения Яценюка, так и молодые политические проекты. Традиционно в выборах участвуют коммунисты и Всеукраинское объединение "Свобода" (крайний национализм), социалисты и "зеленые". Однако, по подсчетам социологов, будущий состав Верховной Рады не особо будет отличаться от нынешнего и предыдущих, ведь новых людей в списках партий не добавилось, а административный ресурс на местах не даст попасть в ВР независимым мажоритарщикам.

Проблема заключается в другом – парламента в Украине не существует. Причем, случилось это достаточно давно, с укреплением финансово-промышленных групп и расширением "круга избранных". Теперь же общеизвестно, что Верховная Рада Украины – никакой не парламент и не высший представительский или законодательный орган: это – исполнительный орган Администрации Президента Украины и Кабмина. Законопроекты депутатов могут пылиться в аппарате Верховной Рады месяцами и годами, особенно оппозиционные, правительственные и президентские – проталкиваются практически незамедлительно. Причем, обсуждения или прения, поправки и предложения стали в последние годы ненужной формальностью, из-за которой законоприемочный процесс не останавливается, а законоштамповщики не отвлекаются на мелочи. В политическом плане в Верховной Раде уже долгие годы царит идиллия: если власть предлагает какие-либо инициативы, оппозиция никоим образом не поддерживает их, пусть даже внесением поправок или предложений, и наоборот. Таким образом, даже благие намерения и хорошие вещи проваливаются или "кладутся под сукно" из-за того, что их инициатор не угоден правящему в то или иное время режиму.

На постсоветском пространстве (это проблема не только Украины) нет и политических партий, как таковых. Партии являются движущими силами политической демократии и основой общественно-политической деятельности, но украинские партии – это ловкий симбиоз бизнеса и общественных организаций, целью которого является не достижение гражданского согласия и формирование будущего порядка развития страны, а захват власти для обогащения, передела и закрепления собственности и кратковременных выгод. Поэтому все тенденции выборов только по партийным спискам, какими бы они ни были, являются заведомо проигрышными для государства, так как в Украине не существует ни одной партии в ее классическом виде, и ни одна партия не финансируется ее членами посредством взносов, как того прямо требует законодательство. Пропорциональные выборы – соперничество кошельков и автопарков, а не идеологий и философий и программ.

Другая немаловажная проблема – высший законодательный орган Украины с самого начала представляет собой корабль без парусов. В государстве, где основная проблема 20 лет кряду не выживание и развитие, а передел собственности и власти, законодательная ветвь власти с момента создания оказалась заложницей обстоятельств, принятых собою же законов и разногласий между руководителями высшего звена. Орган, который должен быть источником законодательного обеспечения расцвета и укрепления, стал органом узаконивания беспредела, хаоса и бесправия.

В Украине, как и в большинстве постсоветских стран, нет стратегии развития. Нет перспективного плана и желания его выполнять. Народ устал от постоянных дрязг и непрекращающегося гнета государства, хотя, по правде говоря, актуальным до сих пор является монолог Михаила Жванецкого "Государство и народ", где показано, что оба субъекта живут в разных измерениях и плоскостях, а их интересы и заботы практически не пересекаются.

Украинцы устали от выборов, когда нет выбора. Дряхлеющие "красные директора" и отъедающиеся их потомки, "мажоры", преступники и презрительно малое количество профессионалов, которым стыдно называться народными депутатами Украины – вот лицо Верховной Рады Украины, которое не меняется последние 15 лет.

Однажды Рузвельт сказал, что многие нации могут отринуть демократию и ее институты для того, чтобы чувствовать себя защищенными и сытыми. Украинцы, как никто, воплощают эту фразу американского президента. Да, огромнейший потенциал был и остается в Украине, но бизнес бежит отсюда из-за драконовских законов и фискальной политики; инвестиции не придут из-за всеобщей коррумпированности, отсутствия законности и активного использования "телефонного права"; молодые специалисты, которые могли бы послужить стране, не нужны; а развитие науки не является приоритетным ни для кого, кроме Национальной академии наук. Среднестатистическая семья едва сводит концы с концами и не имеет возможности ни поехать на море летом, ни купить что-то большое для дома. В свете этого, народу в своем большинстве абсолютно все равно, кто придет к власти. Главное для украинцев – чтобы не стало хуже, а на лучшее уже просто никто не надеется.

Если в западных странах доминирует состязание идей, то в постсоветских странах – борьба личностей за право перераспределить собственность и власть. В демократиях западного образца избирателей интересует стратегия, поэтому появляются феномены Паликота в Польше, Пиратской партии в Германии и тому подобное. В Украине же избирателей интересует лишь кратковременный театр, абсолютно отрешенный от реальности и не направленный на стратегическое развитие. Поэтому и политики, ориентируясь на спрос, создают соответствующее предложение. Ни больше, ни меньше. Кому интересны философские размышления и далеко идущие планы модернизации и инновации, если курс доллара растет, китайских товаров все больше, работа становится низкооплачиваемой и труднодоступной, а качество еды и воды падает все ниже и ниже? Образование, некогда бывшее лучшим, сейчас становится сродни китайским товарам, а медицина, ЖКХ и промышленность, оставшиеся в наследство от Советского Союза, представляют собой старый вагон эпохи раннего Брежнева, который отцепили от состава и бросили.

Но никто из украинских топ-политиков, которые, несомненно, являются умными и понимающими, не осмеливается сказать народу то, что народ и так давно знает: государство фактически висит на волоске и ничего, что может его реанимировать, ни один из политиков сделать не в силах. Проблема не в путях решения – все они были в западных странах и видели, как это можно сделать и как можно остановить разложение. Но никто из них этого не то, что не сделает, но даже и не предложит. Ответ прост – это никому не нужно.

Различные темы, активизирующие публику и заставляющие ее на момент вспоминать о политиках, – языковой вопрос, запрет пропаганды гомосексуализма, клевета, зона свободной торговли с СНГ и т.д., – все это лишь отвлекающие и привлекающие маневры одновременно. Отвлекающие внимание от того, что существенные вопросы не решаются, а жизнь становится хуже, привлекающие – о политиках вспоминают, и они получают возможность лишний раз попасть в экран телевизора, который является для большинства украинцев единственным средством информации, которому они доверяют. Нужно при этом заметить, что такими поводами пользуются и злоупотребляют как власть, так и оппозиция. Однако, если власть последние два года ведет жесткую зачистку всех сторон и сфер жизни, то оппозиция лишь проигрывает с самого начала президентства Виктора Януковича. "Харьковские соглашения" Януковича-Медведева, Налоговый кодекс, арест и тюремные сроки Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, совместное голосование закона о выборах, принятие "языкового" и сотни других законов, которые проталкивала власть, а оппозиция не смогла противостоять – все это поражения политиков, которые не учатся на своих ошибках. Более того, из-за неспособности оппозиционных сил предъявить новые лица и новые идеи, народ разуверился в способности оппозиционеров предложить альтернативную программу развития. Ни одна митинг или другое массовое мероприятие, собираемое оппозиционными силами, уже не является движущей силой в переговорах и торгах, в принятии или отмене решений. Многие протестные акции заканчиваются неудачами именно потому, что сами политики не могут их довести до конца, а политические цели слишком узки и недальновидны, чтобы их поддержали широкие слои населения. Зачастую, даже самые активные протесты не продолжаются больше месяца, потому что в конечном итоге сами политики просят "свернуть акцию и сосредоточится на дальнейшей работе".

Нельзя, однако, отрицать, что в списках и в мажоритарных округах есть достаточно людей, выдвинутых оппозицией, которые являются профессионалами и отличными людьми. Но их масса не критична и даже их трезвомыслие в будущем созыве Верховного Совета Украины обречено на забвение из-за других тактических задач. Это легко проверить хотя бы на содержании программ ведущих политических сил: ни в одной из них не говорится о стратегии развития на ближайшие 10-15 лет, ибо временщики не могут предположить, что народ их оставит при власти дольше 5 лет. Поэтому и приоритеты направлены на "проедание" и истощение ресурсов страны, а не на развитие, созидание и создание нового, инновации и привлечение инвестиций.

В нынешней политической кампании есть всего лишь несколько людей моложе 30 лет, да и те – "золотая молодежь" или вовремя вскочившие на "подножку уходящего поезда" авантюристы. Все это признаки того, что изменений не будет, ведь только новые люди могут предложить качественно новые идеи и не быть обязанными никому. Но из-за имущественного ценза и массы искусственных преград для молодых людей в законе о выборах, который поддержала и власть, и оппозиция, новым идеям никогда не пробиться в Верховную Раду. Что ж, может оно и к лучшему – зачем тратить свои силы, энергию и молодость там, где ничего не изменить и где процесс гниения развивается в геометрической прогрессии? Возможно, нам всем стоит стать в стороне и подождать, пока этот "колосс на глиняных ногах" разобьется сам? Только вот будет ли кому потом строить будущее на его обломках, коль это будущее не хочет жить в такой стране и с таким "парламентом" и верховной властью?










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua