Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Беларусь   независимость   газотранспортная система   ГТС   Минск   Украина   Киев   Лукашенко   Российская империя   Москва   Кремль   Путин   Белтрансгаз   Газпром   экономический дефолт   Единое экономическое пространство

БЕЛАРУСЬ – ПРИДАТОК РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ИМПЕРИИ

Ивица Гжевска | 12.02.2012 14:21

3
Рейтинг
3


Голосів "за"
4

Голосів "проти"
1

Недавно Беларусь сделала еще один исторический шаг в вопросе обретения национальной независимости.

БЕЛАРУСЬ – ПРИДАТОК РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ИМПЕРИИ
В период усугубляющего мирового финансово-экономического кризиса, эта восточноевропейская страна стала полностью независимой (!) от собственной газотранспортной системы – стратегического объекта национальной экономики, важнейшего источника наполнения государственного бюджета, а также инструмента внешнеполитического влияния.

Справка: Национальная газотранспортная система (ГТС) Беларуси включает 7.490 километров газопроводов, пять линейных компрессорных станций, три подземных хранилища газа, 233 газораспределительных станции, 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 7 газоизмерительных станций. Ее пропускная способность составляет порядка 14-16 млрд.куб. газа в год.

До недавнего времени единственным владельцем и оператором белорусской ГТС являлась национальная компания ОАО "Белтрансгаз", которая обеспечивала газоснабжение потребителей республики и участвовала в международной системе транспортировки газа, осуществляя транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область РФ, Литву, Украину и Польшу. В 2006 году активы ОАО "Белтрансгаз" были оценены в $5 млрд.


В ноябре 2011 года Россия и Беларусь заключили контракты на поставки и транзит газа в 2012-2014 годах. А также, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь подписал договор с "Газпромом" о продаже второй половины пакета акций белорусской кампании ОАО "Белтрансгаз". Стоимость сделки составила $2,5 млрд. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе российской кампании (первую половину акций ОАО "Белтрансгаз" Россия выкупала частями на протяжении 2007-2010 годов за $2,5 млрд).

Таким образом, Россия в лице ОАО "Газпрома" стала единоличным владельцем 100% пакета акций ОАО "Белтрансгаз" и собственником всей газотранспортной системы Беларуси.

Уступка национальной ГТС Москве преподносится белорусскими официальными лицами и некоторыми СМИ как весьма выгодная сделка и бесспорная победа Минска в затянувшейся на долгие годы "газовой войне" с "братской" Россией. Однако, не все разделяют повышенный оптимизм белорусских властей.

Отчуждение объекта стратегического значения в пользу иностранного государства свидетельствует о плачевном состоянии белорусской экономики, которая действительно переживает далеко не лучшие времена. Золотовалютные резервы страны стремительно истощаются. Призрак экономического дефолта заставил А.Лукашенко начать спешную приватизацию государственных активов, чтобы получить реальные деньги для поддержания на плаву тонущей экономики страны и своего падающего рейтинга.

Многие иностранные и отечественные эксперты приходят к общему мнению, что А.Лукашенко выиграл локальную битву, но проиграл стратегическую войну, так как в долгосрочной перспективе контроль над белорусской ГТС принесет Москве дополнительные экономические и политические дивиденды.

В частности, политолог Валерий Карбалевич отмечает, что после того, как "газотранспортная система Беларуси перешла в руки "Газпрома", использовать ее в качестве рычага давления на Россию не удастся". Сейчас белорусский лидер лишился основного инструмента политического влияния на Россию. По мнению эксперта, "Беларусь попала в кредитно-долговую ловушку, и отстаивать свой национальный суверенитет ей будет все труднее".

Комментируя продажу 100% акций белорусской ГТС, экс глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич отметил, что "белорусские власти сами спровоцировали такое развитие событий. Они неоднократно допускали обострения с транзитом российского газа в Европу, и Россия построила газопровод в обход Беларуси. В результате значимость белорусской ГТС резко снизилась".

Начиная с 2012 года Беларусь, будет получать российский газ со скидкой, в обмен на присоединение к Единому экономическому пространству (Россия, Казахстан, Беларусь) и передачу контроля над стратегическим предприятием ОАО "Белтрансгаз" России. Для поддержки своей экономической стратегии и амбициозных стремлений возродить хотя бы подобие Советского Союза на просторах СНГ, России придется раскошелиться на $3 млрд. Такова цена возвращения Минска на орбиту российского влияния.

Возможно, Беларусь добилась для себя максимальной выгоды от этой сделки, учитывая тот факт, что национальная ГТС находилась в далеко не лучшем состоянии и часто, из-за слабой загруженности, работала в убыток. Однако, надо принимать во внимание возникающие риски и угрозы национальным интересам.

Контроль над рынком внутренних цен на энергоносители, который теперь получил "Газпром", очень опасен для слабой экономики Беларуси. Необходимо учитывать также и тот факт, что прокачивая через белорусскую ГТС несколько миллиардов кубометров своего газа, "Газпром" будет также единолично принимать и решения относительно использования трубопроводов на территории вроде бы суверенного государства. За счет этого газовый монополист сможет существенно сократить объемы инвестиций в обходные газотранспортные маршруты ("Северный поток" и "Южный поток"), что будет с его стороны большим подарком Кремлю. Помимо экономических рычагов влияния на Минск, Москва приобретает и широкое поле для геополитических сражений с соседними государствами и с западными странами, зависящими от поставок российского газа.

Следуя логике газо-экономической экспансии России на всем постсоветском пространстве, можно с уверенностью прогнозировать, что следующая стратегическая цель "Газпрома" – установление полного контроля над ГТС соседней Украины, чего Россия с особым упорством добивается на протяжении последних лет. Глава газового монополиста Алексей Миллер неоднократно заявлял, что отношения с Украиной в газовой сфере будут выстраиваться по белорусскому сценарию. Он заявил, что "Россия уже предложила такую схему, и Украина должна будет отдать России контроль за управлением своей ГТС".

Вместе с тем, по оценкам ряда авторитетных экспертов, при нынешних условиях международной экономической и политической конъюнктуры, у Украины нет острой необходимости передавать свою ГТС в единоличное владение России, как это недавно сделала Беларусь. Объясняется это, прежде всего, тем, что роль Украины в газовом вопросе, а самое главное ее позиции, выгодно отличаются от белорусских. Во-первых, Украина находится в ситуации, близкой к монополии на транзит углеводородов в Европу. У соседней Беларуси таких возможностей практически нет, следовательно, отсутствуют и соответствующие рычаги влияния (Беларусь обеспечивает перекачку нескольких десятков млрд. м3 газа в год, Украина поставляет европейским потребителям несоизмеримо больше – порядка 140 млрд. куб м3 газа). Во-вторых, Украина имеет уникальные нефтегазовые хранилища с обеспечивающей инфраструктурой. И наконец, "газовые" позиции Беларуси были серьезно подорваны в результате реализации Россией проекта "Северный поток", предназначенного для транспортировки "голубого топлива" в северные страны ЕС. Украина не пострадала существенно от введения в действие "Северного потока", а реализация нового российского газового проекта "Южный поток", который может представлять потенциальную угрозу ее транзитному потенциалу, в настоящее время еще находится под вопросом.

Политологи небезосновательно прогнозируют, что если Украина пойдет по пути Беларуси, то тогда Россия будет не просто контролировать "газовую трубу" Украины, а и всю ее внешнюю политику. Более того диктовать свои условия европейским потребителям российского газа.










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua