Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Александр Юркевич   Ассоциации PR Ukraine   выборы

На выборах мухи будут раздуты до уровня слона

Hach | 29.12.2011 19:14

1
Рейтинг
1


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
0

О выборах, интернете, скандалах, политтехнологах и политтехнологиях рассказал вице-президент Ассоциации PR Ukraine Александр Юркевич, которого можно назвать "человек из тени"

На выборах мухи будут раздуты до уровня слона
О выборах, интернете, скандалах, политтехнологах и политтехнологиях PR-портал пообщался с вице-президентом Ассоциации PR Ukraine Александром Юркевичем. Он долго отказывался от интервью. Ответы на наши вопросы нам пришлось ждать около месяца. Учитывая скрытность, Александра Юркевича можно назвать "человек из тени".

В Украине в последние несколько лет "хоронят" пиар. Он скорее живой или, скажем так, скорее мёртвый?

Несмотря на частые в наше время споры о жизнеспособности пиара, я твёрдо придерживаюсь мнения, что пиар – это часть взаимоотношений людей, и умрёт он только с полным прекращением коммуникаций между людьми. Согласитесь, что такое сложно себе представить. Общество нуждается в общении, поэтому всегда найдётся тот, кто будет использовать это самое общение для донесения весьма определённых мыслей, выгодных кому-то мнений или подталкивающих в нужную сторону идей.

С развитием технологий процесс донесения этих мыслей, мнений и идей стал несравненно более быстрым, почти молниеносным, и соответственно увеличилось количество доносимой информации. А это не убило пиар, а только видоизменило его. Работать с аудиторией теперь нужно постоянно, подчеркну – постоянно!

Поэтому я настаиваю, что "хоронить" пиар ещё очень и очень преждевременно.



Что позволило пиару "выжить"?


Коктейль из традиционных и нестандартных методов. С технической революцией, а точнее с развитием Интернета, появился такой мощный инструмент как постоянная и мгновенная обратная связь. И это уже не та медленная обратная связь прошлого столетия. Интернет позволяет получить её уже через несколько минут после опубликования информации. Хотя бы в виде комментариев. Сразу же, интернет-аудитория реагирует на любую информацию-раздражитель. Попробуйте добиться такой обратной связи от размещения информации на биллборде.

Но и традиционные методы пиара никто не отменял. Мы всё так же читаем печатные СМИ, смотрим на биллборды, слушаем радио и т.д. Чем больше информации получает общество, тем быстрее придёт к нужному (читай оплаченному) выводу.

Ну и, наверное, зачахнуть пиару не дадут его "светлые головы" – блестящие специалисты, работу которых мы можем наблюдать ежедневно по всему миру.



Барак Обама выиграл выборы не в последнюю очередь благодаря интернету. В Украине такое возможно, учитывая количество пользователей?


Как сказал руководитель отдела новых технологий, советник госсекретаря США Алек Росс: "...процесс распространения новых технологий уже прошел рубеж, когда его можно было бы остановить или замедлить. Профессиональным политикам остается лишь подключиться к нему."

И это очень верное замечание. Тот, кто проигнорирует влияние новых технологий на электорат – может забыть о победе на выборах. Время агитации плакатами и транспарантами осталось в 20-м веке. Мысль передвигается со скоростью движения электронов и в считанные секунды может облететь весь мир. Используем это! Формируем мнение с помощью воздействия на самую активную часть населения – думающих и пишущих посетителей Интернета. А просто читающие, эти мысли прочитают, прожуют и подхватят.

И поэтому в Украине это не только возможно – это неизбежно. Украина вырастила массу талантливых блоггеров, журналистов и политтехнологов. К их мнению прислушиваются, их хвалят и ругают, с ними спорят и они спорят между собой. Но самое главное – они заставляют думать! А мысль ведёт к действию. И кто этой мыслью управляет – управляет действиями.



В Украине есть политики, которые, взяли на вооружение PR в интернете?


А как же! Полно! Неужели Вы думаете, что наши политики лишены чувства целесообразности и выгоды? Это не про них. Многие имеют не только хорошие сайты, но и ведут блоги. Это ведь лучший способ донести свои нужные мысли до читателя. Умный политик, да под присмотром умного политтехнолога может очень эффективно пиариться в Интернете. К нам в Ассоциацию "PR Ukraine" регулярно приходят запросы на консультацию именно по пиару в Интернете. Это уже тенденция. И чем ближе выборы – тем активнее желание потенциальных и действительных депутатов получить грамотную и профессиональную поддержку по продвижению в сети.

А что касается тех политиков, которые регулярно "светятся" в Интернете, то их уже весьма и весьма много. Например: Николай Азаров, Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко, Олег Ляшко (иногда его даже слишком много для интернета), Леся Оробець, Борис Колесников (очень активный, применяет даже ненормативную лексику, что на его взгляд делает его ближе к народу), Андрей Клюев (завёл блог) и многие другие.



Кого из политиков можно назвать "продвинутыми" или у кого хороший пиар в интернете?


Я бы уточнил понятие "хороший". Хороший пиар, на мой взгляд – это популярность. Тот пиар хорош, который видят, обсуждают, хвалят и ругают. То есть не игнорируют.

К таким я бы отнёс пиар Сергея Тигипко. Ведь это показательно, что я каждый день открывая свою страничку в Facebook, вижу предложение принять участие в каком-нибудь опросе или высказать мнение, предложение. То есть не оставаться безучастным, а совершить какое-то действие, которое будет полезно для моей страны.

Очень профессионально ведётся работа с блогом Николая Азарова.Это очень показательно, что блог ведёт даже премьер-министр Украины. Это лучшее доказательство того, что политики осознают силу социальных сетей.

И учитывая это осознание, я вообще предлагаю превратить сайт Верховной Рады в своеобразную социальную сеть. На страничках этой социальной сети депутаты ВР могли бы вести живой диалог с теми, кто их в своё время выбрал. И если сделать подобную централизованную социальную сеть наших политиков, я уверен, что и самим депутатам было бы что сказать обществу. И для них в первую очередь это было бы удобно. Своеобразный рупор ВР. Чем не мощный инструмент пиара? И избиратели в выигрыше. Это даст возможность не только задать вопросы напрямую законотворцам, но и участвовать в обсуждении законопроектов. Это и будет социальный вклад избирателя в свою жизнь и жизнь своих детей.

А с технической и организационной частью подобного проекта всегда смогут помочь члены нашей Ассоциации. Благо у нас огромный опыт по реализации сложных проектов.

Заходил на страничку в Фейсбук премьер-министра Николая Азарова? Твое мнение?

Как уже отметил, рад, что появляются такие странички. Да, ни для кого не секрет, что пишет не сам премьер-министр. Но тот кто пишет – пишет неплохо. И делают очень полезное для Азарова-политика дело. Это очень удачная иллюзия общения с "самим" премьер-министром. Многие на это "клюнут". А некоторые даже используют.

Ну и что, что не сам Азаров пишет? За Обаму тоже пишут, и за Яценюка пишут. У политиков и чиновников работа другая. Азарову просто некогда писать. Уверен в этом.



Можно ли сказать, что новые технологии сделали политиков "ленивыми": они не проводят встречи с людьми, не колесят по стране. Зато они агитируют за себя с экранов телевизоров, газетных полос или на просторах того же интернета?


В этом конечно можно усмотреть некую "лень". Но это не так. Учтите – страна у нас большая, а если вспомнить, что геометрия избирательных округов может к маю приобрести очень и очень причудливые очертания, то скажу просто – "не наездишься". Я продолжаю утверждать, что в предстоящих выборах одним из видов "усложнить жизнь оппоненту" будет именно нарезка округов. И не исключено, что некоторые места в округах будет просто тяжело физически охватить. Телевизор тоже вещь сомнительная. Многих от телевизора и то, что в нём показывают просто воротит (особенно молодёжь). Газеты сейчас читают далеко не все.

Вот и приходит на помощь сила интернета. Убеждён, и ещё раз повторю, что на предстоящих выборах политики с головой окунутся в мир интернета и социальных сетей. Если сами не додумаются – политтехнологи подскажут.

Интернет не только свободная площадка для общения, но и площадка для вброса черный PR-технологий, легализация "грязной" информации?

Увы. Народ жаждет видеть не только красивые картинки и полезные статьи. Интерес публики легко разжигается чернухой. Причём разжигается быстрее, и пламя будет более ярким. Расскажите на своём сайте не о том, что политик построил десять детских площадок, а о том, что политик был застигнут за развлечениями с несовершеннолетней, и вы получите в тысячу раз больше посетителей. Эту новость будут раздирать на части желающие запостить у себя в блоге или перепечатать у себя на сайте. И конечно такие методы не могут не привлекать "чёрных" пиарщиков. Это приносит деньги и не малые. А инфоповоды зачастую являются либо непроверенной информацией, либо выдернутой из контекста, либо просто надуманной.

В конце этого года специалистами Ассоциации "PR Ukraine" было проведено интересное исследование. Был определён ТОП-10 резонансных событий, которые можно отнести к скандалам 2011года. Так вот по мнению специалистов коммуникаций в десятку вошли не только те события, которые действительно влияют на жизнь страны, а те, которые были наиболее "распиарены" СМИ и Интернетом. Это говорит о том, что пиарщики сознательно выставляли напоказ и пиарили те события, которые отвлекут аудиторию от действительно серьёзных скандалов украинского общества. И в этом я тоже вижу работу "чёрных" пиарщиков. Признаю – это им удалось.

Кстати, можно встретить в том же интернете таких специалистов как политтехнолог-блоггер. Кто они такие?

Политтехнолог-блоггер – это разновидность специалистов, могущих влиять на мнение аудитории посредством ведения блога. Причём чем талантливее блоггер, тем сложнее выявить влияние на мнение других. Пишут они, пишут... О том, о сём... Размещаются в разных интернет-изданиях... Читаешь такого и понимаешь – "а ведь прав собака, логичен...". Потом даёшь себе команду "Стоп!". Но ведь до прочтения блога я же был иного мнения? В этом-то и талант – мягко заливать в мозги нужный наполнитель. А ведь далеко не все могут дать себе команду "Стоп!"...

Но политтехнологи-блоггеры весьма полезны. Они так же заставляют людей спорить, обсуждать, иметь своё мнение, наконец. Хотя каждый такой блоггер имеет своего заказчика. И не одного иногда. Это бизнес.



Блогеры занимаются "джинсой"?


Конечно. Причину я указал выше. Некоторые на одном из влиятельных интернет-ресурсов за размещение материала просят до трёх тысяч долларов, хотя можно найти и за полтысячи. Единого прайса нет. Всё зависит от связей и знания пиарщиком блоггеров, которые могут разместить заказной материал за определённую сумму.

Могут ли заграничные политтехнологи провести успешную кампанию в Укрине?

Вопрос спорный. С одной стороны есть яркий пример – французский политтехнолог Жак Сегела, работавший со многими украинскими политиками. С другой стороны не все настолько могут погрузиться в ментальность украинцев, чтобы безошибочно выбирать правильные решения. Я категорически против мнения, что пиар – это только технологии. Без понимания ментальности с аудиторией работать сложно. И ошибок будет на порядок больше. Даже близкий нам российский народ имеет другую ментальность. Поэтому я предпочёл бы работать с отечественными политтехнологами, благо своих профессионалов у нас предостаточно. Если уж приспичило потратить деньги – пригласите заморского или забугорного специалиста с функциями консультирования, но команда должна быть местной.



Можно ли ожидать, что интернет "проявит" себя на выборах в Раду -2012?


Ещё и как проявит! Кроме чистой и красивой информации о кандидатах, которую тщательно вылижут политтехнологи, в интернет польётся море нечистот и провокаций. Не сомневаюсь в этом. Мухи будут раздуты до слонов! Грязное бельё и скелеты из шкафов будут валиться тоннами. Все понимают, что выборы будут сложными, поэтому будут использовать любые возможности отбелить себя и вымарать оппонента. Но если заказная информация по телевизору, радио или газеты и стоит дорого и непроста в подаче, то интернет позволит вылить ведро нечистот на голову оппоненту в считанные минуты и малой кровью. А доблестная армия интернет-троллей тут же растащит информацию по всем соцсетям и сайтам.



Что делать с таким явлением как тролли?


Да ничего с ним не сделаешь. Явление троллинга слишком демонизировано. Не так страшен тролль, как его рисуют. Например, если нужно поддержать какую-то информацию или наоборот направить дискуссию в нужное русло, тут и появляются тролли. Но в то же время, я категорически против обливать кого-то "помоями" или использовать ненормативную лексику. Тролли тоже есть профессиональные и их инструментарий позволяет обходиться без этого. А вышеуказанные проявления демонстрируют низкий уровень организатора кампании. Кампания, даже ставящая цель разрушить что-то должна быть конструктивной – что-то разрушили, другое предложили.



У вас "на службе" есть тролли?


А как же. Инструменты есть инструменты. Мы не пытаемся забивать гвозди отвёрткой. У нас на службе есть "белые тролли", которые уважают мнение других комментаторов, привнося в комментариях что-то нужное нам.



Кстати, не является ли попыткой введения цензуры принятие изменений к Закону "Об общественной морали"?


На мой взгляд – однозначно является. Я писал по этому поводу в блоге на PR-portal. Не тем занялись политики. Это как в игре в "испорченный телефон". Пока гениальные идеи депутатов очистить информационное пространство дойдут до "низов", которые это будут исполнять, они превратятся в одну простую команду: "Взять!". И это будет ой, каким весомым методом скрутить шею неугодным... Вот вам и цензура.



Можно противостять PR-войнам в интернете?


Не "можно" а "нужно"! Вы же не будете стоять и просто смотреть, как кто-то бьёт Вас по лицу. Наверное, Вы хотя бы попытаетесь защищаться? Так и с PR-войнами. Клин клином вышибают. Любую информацию можно свести к абсурду.

Например, можно вспомнить историю пятилетней давности, когда в гомосексуализме обвиняли мэра Львова Садового. Тогда, как реакция на листовки с информацией о нетрадиционной ориентации Садового, появилась ответная, которая довела ситуацию до абсурда: "Садовый – негр".

Очень показательный пример на мой взгляд. Хотя ещё раз подчеркну – не занимайтесь самолечением – идите к специалистам. Самолечение в данном случае – вещь непредсказуемая. Как в случае с самопиаром Олега Ляшко. Человек из кожи вон лезет, землю ест в буквальном смысле слова, а что ни сделает – результат один. И этот результат – мнение, что Ляшко "нетрадиционный" – то коров любит, то земли наестся и мужикам гарбузы подносит...

Поэтому хочу пожелать политикам в следующем году хороших и профессиональных консультантов, которые будут облегчать их карьеру и жизнь. Берегите нервы – посоветуйтесь со специалистом.

Владислав Полищук










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua