Народні блоги
http://narodna.pravda.com.ua/politics/4eaaf62e8a65f/

Комплекс малой империи

Артем Бузіла | 28.10.2011 21:36

Экономически развитым, демократическим, соблюдающим права национальных меньшинств, успешным во всех отношениях государствам сепаратизм не грозит.

Дата публикации статьи – 06.07.11

Экономически развитым, демократическим, соблюдающим права национальных меньшинств, успешным во всех отношениях государствам сепаратизм не грозит. Именно это объясняет то, что до сих пор не распалась Канада, несмотря на несколько квебекских референдумов; всё ещё стоит на месте Великобритания, вразрез популярности национальных партий в Шотландии и Уэльсе; сохраняет территориальную целостность Испания, как бы этому не препятствовали боевики из Басконии. Сию простую истину следовало бы усвоить государствам, которые упорно не хотят смириться с независимостью своих бывших территорий, давно уже превратившихся по всем критериям в самостоятельные страны.

Наверное, существовал бы един и неделим Советский Союз и дальше, не будь в нём очередей в магазинах, опостылевшей привилегированной бюрократии и удушения свободы слова. Но СССР распался, а дезинтеграционные процессы продолжились уже в независимых государствах. Особняком среди других стояла Грузия: здесь ввиду жёсткой националистической политики нового руководства на пороге 80-90-ых отделиться возжелали сразу несколько новосозданных государственных образований. Волею судьбы и народа фактическую самостоятельность удалось получить и Абхазии, и Южной Осетии.

За почти 20 лет, а особенно после августовской агрессии 2008-ого года, никаких продвижений в диалоге между отколовшимися государствами и Тбилиси не наблюдалось. Грузинские политики жили словно в выдуманном ими же самими мире иллюзий, где абхазы и осетины только спят и видят, как бы поскорее вернуться в лоно матушки-Грузии. О признании независимости своих новых соседей, конечно же, и речи быть не могло – таковые высказывания легко потянули бы на государственную измену.

И вдруг как гром средь ясного неба – публичное заявление уважаемых грузинских деятелей о необходимости признать Республику Абхазия. Сначала об этом прямо говорит известный политолог Мамука Арешидзе, затем инициативу поддерживает... сам бывший президент Эдуард Шеварднадзе. Предложение обоих логично и предлагает новый подход к выходу из абхазско-грузинского тупика: признай Грузия сухумское правительство, и дальнейшие переговоры можно вести уже как с полноценным независимым государством, игнорируя позицию Кремля. И нужно отметить, подобный ход стал бы гораздо более сильным ударом по московской кампании на Кавказе, чем твердолобое нежелание считаться с абхазской государственностью.

Дело тут, впрочем, не только в возможности отодвинуть на задний план Россию, а в самой ситуации с Абхазией. Последняя отстояла свою независимость в практически одинаковом положении с Осетией, но мотивы у двух государств были совершенно разными. Если Республика Южная Осетия – страна "карликовая", на данный момент и в ближайшее время не способная прожить без солидной финансовой помощи извне (со стороны России, Грузии или ещё кого-либо), и стремящаяся, скорее, к интеграции в состав России, то Абхазия – по большинству параметров соответствует принципам именно независимого государства.

У этнических осетин по существу есть вторая республика – Алания, входящая в Российскую Федерацию. Немудрено, что настроения в сторону воссоединения двух разорванных частей осетинского народа будут со временем лишь популяризироваться, хотя их и сейчас разделяет большинство "южан". Абхазам же деваться некуда, никакой другой страны у них нет, зато присутствуют тысячелетние традиции независимой государственности (в виде Абхазского царства и Абхазского княжества), самобытная культура, отчётливо дистанцирующаяся от грузинской, более-менее устоявшаяся рыночная экономика, которая имеет все шансы на нормальное развитие в случае урегулирования международного статуса. Наконец, Абхазия, безусловно, самое демократическое из всех непризнанных (или частично признанных) государств на постсоветском пространстве. Здесь реально ведётся внутриполитическая борьба, присутствует естественная смена политических сил, в действующем парламенте представлено семь политических партий, четыре (!) из которых оппозиционные.

Единственное, с чем у Абхазии наблюдаются проблемы, так это с национальными меньшинствами, а именно – с грузинским, которое является второй по численности этнической группой после абхазской и составляет около 20 процентов всего населения. Их языковые и культурные права нарушаются: грузинский язык совершенно не представлен в средствах массовой информации, в стране нет ни одной школы с этим языком преподавания. Конечно, винить в этом нужно не только абхазский национализм, но и саму Грузию, которая не хочет признавать демократические, национальные, исторические чаяния абхазов, что априори вызывает отношение к грузинам как к оккупантам и пособникам Саакашвили.

Если Грузия на самом деле претендует на роль фарватера демократических, модернизационных процессов на Кавказе, как она сама не устаёт заявлять, то её главной задачей должно стать признание независимости Абхазии и дальнейшее урегулирование отношений, переход к полноценному мирному сотрудничеству на основе взаимного уважения суверенитета обеих стран. Это и есть ключ к решению этнических, экономических, исторических, в конце концов, проблем.

Но говорить об этом рано, пока грузинское руководство, как и грузинский народ в целом (за исключением отдельных представителей вроде Шеварднадзе или Арешидзе), всё ещё полны комплекса несостоявшейся империи. Или, как говорил всем известный правозащитник Сахаров, малой империи.

Источник – http://www.politcom.ru/


© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua