Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
натуралистическая социология   социальный кризис   социальный прогресс

Социальные науки как отрасль естествознания (тезисы к новой социальной теории)

Olexandr | 3.08.2008 17:16

0
Рейтинг
0


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
1

Сегодня социальная жизнь во всем мире, в том числе и в Украине, находится в кризисе. Для того, чтобы выйти из него нужна новая социальная теория, которая освещала бы путь. Поэтому сейчас уже недостаточно дискутировать – надо конструктивно искать путь к такой теории, как это было в эпоху Просветительства.

Социальные науки как отрасль естествознания (тезисы к новой социальной теории)


Мать-Природа – Высший Законодатель

для всего сущего на все времена


Тезис 1.

Сегодня есть достаточно симптомов, указывающих на кризис социального порядка в современной цивилизации


Состояние социального порядка сегодня в мире (и в Украине), в частности распространенность: а) злоупотреблений законодательством власть имущих (так называемое "правовое своеволие", в том числе, например, создание законодательства, благоприятствующего эксплуатации человека человеком или политическим махинациям, легализация однополых браков, ошибочно трактуемая как реализация прав человека) и б) правовых иллюзий граждан, что проявляется в виде социального бескультурья (например, участие граждан в коррупции, в преступлениях в сфере экономики, проявляющихся в виде псевдопредпринимательства, псевдодемократические выборы), есть свидетельством кризиса современной социальной науки. На заострение проблем современной социальной жизни людей указывали, в частности, Г. Форд, К.Ясперс, Е.Фромм, Ф.Хайек, Хосе Ортега-и-Гассет, Ф.Фукуяма, С.Капица, П.-А. Альбрехт, религиозные деятели и другие. В частности, вызовом для цивилизации сегодня стала проблема соотношения свободы и безопасности человека, от решения которой зависит концепция нового социального порядка в условиях глобализации.

Тезис 2.

Социальное своеволие и социальные иллюзии, заключающиеся в игнорировании природных законов общественной жизни людей порождает кризис социального порядка


Причиной кризиса соииального порядка является пораженность людей социальным своеволием и социальными иллюзиями, что в частности проявляется в виде социального своеволия и социальных иллюзий, в том числе в игнорировании законов естественного права. Именно это порождает кризис социального порядка. Юридическое своеволие и юридические иллюзии (разновидность социального своеволия и социальных иллюзий), как признание источником права исключительно воли и сознания людей, становится господствующим в общественной жизни тогда, когда жизнь людей вследствие кризисного состояния общества не согласуется с законами социальной природы, в частности при тоталитаризме или при криминализме. Юридическое своеволие и юридические иллюзии – симптом социального регресса, а натуралистическая социология – единственное средство устранения этой патологии.

Тезис 3.

Для преодоления кризиса социального порядка нужна новая социальная теория


Преодолению кризиса в современной социальной науке призвана способствовать новая социальная наука, имеющая способность открывать природные законы общественной жизни людей, игнорируемые теми, кто ограничивается социальным волюнтаризмом и социальным утопизмом. Научное исследование, в том числе и социальное, невозможно без использования определенной теории, имеющей своим предназначением открывать закономерности, недоступные непосредтвенному восприятию. Кризис практики всегда является следствием кризиса теории. Чем лучшей теорией пользуется исследователь – тем практичнее будет его исследование. Познание без теории является "слепым". Исследователь, который не имеет теории для своего научного исследования, – это "всадник без головы". Только с помощью новой теории может быть преодолен кризис современной социальной науки.

Тезис 4.

Новая социальная доктрина может быть продуктивной, если будет основываться на принципе социального натурализма, являющимся развитием идей Просветительства


Следовательно, выход из кризиса социальной жизни людей должен осуществляться путем основания ее на доктрине, которая устраняла бы социальное своеволие и социальные иллюзии. Такая доктрина может быть разработана на основе теории социального натурализма, которая является результатом развития, в частности, идей стоиков, идеологов эпохи Просветительства, Григория Сковороды, Эмиля Дюркгейма, Ф. Хайека и других мыслителей. Для преодоления кризиса юриспруденции, как "концентрированного выражения" социальных наук, актуальным является также обращение к идеям юристов-натуралистов прошлого: Цицерона, Гуго Гроция, Пуффендорфа, Локка, Радбруха и других.

Тезис 5.

Для создания продуктивной социальной доктрины нужно решить проблему N1 современной цивилизации, которая формулируется так: "Является ли социальное природным?"


Для обретения такой доктрины следует решить проблему N1 современной цивилизации, которую можна сформулировать так: "Является ли социальное природным? Или, иначе говоря, в чем состоит социальная роль человеческой воли и сознания в мире, существующем по законам Матери-Природы?". Предлагается следующее решение этой проблемы: "Социальные феномены есть не менее природными, чем физические и биологические, а социальная роль человеческой воли и сознания состоит в том, чтобы приспосабливать человеческую жизнь к законам Матери-Природы!". Это – основание для теории социального натурализма. Социальный натурализм не ведет к редукционизму, то есть не означает физикализацию или биологизацию социальных феноменом, ибо социальная природа не сводится им к физической или биологической природе. Соцальная природа признается как третья (наряду с двумя другими – физической и биологической), самостоятельная форма природы, генетически связанная с физической и биологической природами, но существующая по своим, присущим только ей законам природы. Теория социального натурализма заключается в признании социального природным (естественным) в соответствии с идеей природной целостности мира, которая означает, что ничего в мире не существует вне законов Матери-Природы, в том числе и социальные явления, порождаемые волей и сознанием людей. Любое другое представление следует квалифицировать как волюнтаризм и утопизм, то есть оно признает источником законов для социальных феноменов волю и сознание людей, которые могут находиться в состоянии своеволия и иллюзий. Всякое социальное зло – это проявление комплекса своеволия и иллюзий, поражающего людей в результате несогласованности их воли и сознания с природними законами, присущими социальной жизни людей. Согласно теории социального натурализма дихотомия "природа и общество" является ошибочной, потому что общество – это тоже природа. Из этой теории вытекает следующее положение: "Мать-Природа – Высший Законодатель для всего сущего на все времена". Только Мать-Природа может дать критерии для различения добра и зла, справедливости и несправедливости, права и неправа, истины и неистины, красоты и некрасоты, предпринимательства и псевдопредпринимательства и т.д. С этим положением должна согласовываться и новая социология, которая может быть названа "натуралистической" социологией. (Этот подход более подробно изложен в кн.: Костенко О.М. Культура і закон у протидії злу. – Київ: Атіка, 2008).

Тезис 6.

Социология сможет обеспечить прогресс социального порядка, если станет естественной наукой, то есть начнет познавать законы природы, по которым существует общественная жизнь людей (законы социальной природы)


Из теории социального натурализма следует, что все науки должны признаваться естественными (природными), в том числе и науки о социальных феноменах – социология, а также ее "концентрированное выражение" юриспруденция. Поэтому юриспруденция должна стать "натуралистической" юриспруденцией, как и социология. Они должны познавать природные законы жизни людей, по которым существуют социальные и юридические феномены. "Натуралистическая" юриспруденция призвана способствовать формированию согласованности воли и сознания людей из законами природного права, которая и образует то, что называется правовой культурой человека. Понимаемая таким образом правовая культура людей выше любых конституций, кодексов и законов – она определяет их действие в обеспечении правопорядка в обществе. Отсюда формула: "Культура – мать порядка!". В соответствии с этой формулой основой социального порядка и социального государства является социальная культура граждан. А если это так, то судьбу народов определяют не партии, правительства и парламенты, а университеты, формирующие социальную, то есть правовую, а также экономическую, политическую, моральную культуру граждан. Из принципа социального натурализма следует, что жизнь людей определяется мерой согласованности их воли и сознания с природними законами, по которым существует человеческое общество. Эту согласованность мы называем социальной культурой людей, включая в нее в частности экономическую, политическую, правовую, моральную культуру людей. Существует следующая закономерность: "Какая культура людей – такая и их жизнь". Кризис социальной культуры граждан приводит к кризису общественной жизни, проявляющемуся в частности в том, что правовое государство превращается в псевдоправовое государство, права человека – в псевдоправа человека, демократия – в псевдодемократию, равенство людей – в псевдоравенство (в социальную уравниловку), предпринимательство – в псевдопредпринимательство (то есть в эксплуатацию человека человеком), религия – в псевдорелигию, моральность – в псевдоморальность, искусство – в псевдоискусство, общественный прогресс – в псевдопрогресс и т.п.

Тезис 7.

Учреждаемая на основе социального натурализма "натуралистическая" социология открывает новое социальное воззрение, основанное на новом решении "основного вопроса социологии"


"Натуралистическая" социология, которая учреждается на теории социального натурализма, дает основания для нового решения "основного вопроса социологии", который формулируется следующим образом: "Социум – это произведение Матери-Природы или воли и сознания Людей, или и того и другого?". Это решение воплощается в воззрении, согласно которому: а) "Социум – это продукт воплощения в жизнь людьми законов тех природных законов, которые даны Матерью-Природой для общественной жизни людей; б) "Любое нарушение социального порядка (в частности правопорядка, как "концентрированного выражения" социального порядка – это проявление комплекса своеволия и иллюзий человека в виде нарушения законов социальной природы (в том числе законов "естественного (природного) права", воплощенных в действующем законодательстве"); в) "Социальный порядок – это состояние, которое образуется в результате применения людьми в соответствии с их социальной (в том числе правовой) культурой законов социальной природы (включая применение действующего законодательства, в котором воплощенные законы "естественного права"; г) "Законодательство – это лишь инструмент в руках людей, который применяется в соответствии с их социальной культурой, а не самодействующий фактор в обеспечении социального порядка (и правопорядка). Отмеченное социальное воззрение является полностью пригодным для применения как в теории, так и в практике всех отраслей общественной жизнилюдей: в экономике, политике, праве, морали и тому подобное.

Тезис 8.

Теория "натуралистической" социологии отличается от других социальных теорий тем, что является приложением к социальным явлениям принципа социального натурализма


"Натуралистическая" социология отличается от других социальных теорий (теологических, позитивистских, исторических, антропологических, психологических, реалистических, постмодернистских и тому подобное) тем, что она учреждается на теории социального натурализма, согласно которой социум со всеми его атрибутами (в том числе политика, религия, экономика, право, мораль, искусство и тому подобное) должен признаваться "третьей природой", рядом с двумя другими: физической природой ("первая природа") и биологической природой ("вторая природа"). Поэтому юриспруденция (как и все социальные и гуманитарные науки) станет действительно наукой тогда, когда она обретет статус естественной науки (естествознания), как физика и биология. Искусственная граница между так называемыми естественными науками и науками социальными (гуманитарными) должна бать устранена. Только в этом случае социальные (и гуманитарные) науки станут действительно науками, открывая законы социальной природы так же, как сегодня открываются законы физической и биологической природы. Тогда и в социальных науках, в том числе в юриспруденции, будут возможны открытия законов социальной природы (в частности законов природного права), как в физике и биологии. (Кстати, понятие "закона", которое теперь используется в естествознании, было впервые создано в юриспруденции и перенесено в естествознание философом Анаксимандром.)

Тезис 9.

Роль "натуралистической" социологии в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий, являющихся источником кризиса социального порядка, предлагая формулу "Культура – мать порядка!".


В соответствии с теорией социального натурализма никакой Президент, Правительство, Парламент или политические партии и другие институты "гражданского общества" не могут вывести Украину на путь прогрессу без решающей роли граждан, вооруженных развитой на основе идеологии социального натурализму социальной (экономической, политической, правовой, моральной) культурой. Значение теории социального натурализма заключается в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий в обществе, в том числе правового своеволия и правовых иллюзий. Указанные своеволие и иллюзии и является источником кризиса социального порядка, и в частности кризиса правопорядка. На этом и учреждается "натуралистическая" социология, что своим назначением имеет противодействие социальному своеволию и социальным иллюзиям, являющихся источником кризиса социального (то есть экономического, политического, правового, морального) порядка. В соответствии с "натуралистической" социологией предлагается новая доктрина обеспечения социального (экономического, политического, правового, морального) порядка, заключающаяся в формуле: "социальная культура граждан плюс законодательство".

Тезис 10.

"Натуралистическая" социология позволяет адекватно отвечать на новые вызовы времени, в частности способствует решению проблем, которые появляются в связи с процессом глобализации социальной жизни людей


Эта теория побуждает рассматривать глобализацию социальной жизни людей как приближение национальных социумов к "общему знаменателю" – к природным законам общественной жизни людей, яляющихся общими для всех народов.

Александр Костенко,

эксперт по проблемам идеологии










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua