Народні блоги
http://narodna.pravda.com.ua/politics/4889db0ed314e/

Керченский патриархат

Kopytko | 25.07.2008 16:54

В ближайшее время можно ожидать заявления о переходе УПЦ КП под высокую руку Константинополя. Но далее встанет еще более серьезный вопрос: как построить объединительный процесс украинских церквей? В этом контексте большим потенциалом обладает город Керчь. Вариант неожиданный, но в его пользу говорят несколько обстоятельств.

Керченский патриархат
Марк Антоненко, для "Главреда"

Уже несколько недель Украина активно готовится к празднованию 1020-летия крещения Руси. Мероприятия в контексте этой даты (которая возникла достаточно искусственно, ведь по традиции церковные юбилеи празднуют раз в 25 лет) могут сыграть большую роль в церковной жизни нашей страны и определить ход церковных процессов на десятилетия вперед.

Высочайший уровень гостей – визит в Киев Вселенского Патриарха Варфоломея І и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия ІІ – подчеркивают значимость события, которое не только дает Украине шанс закрепить за собой право на наследие Древней Руси, но и получить импульс для решения современных межконфессиональных проблем.

Основная интрига заключается в том, как инициативы украинской власти и переговоры церковных иерархов отразятся на процессе создания в Украине единой поместной церкви.

Какой будет судьба УПЦ Киевского Патриархата, значительно усилившего свои позиции по всей стране? Смогут ли украинские святые отцы на фоне общей тысячелетней истории подняться над действующим конфликтом и начать реальное сближение?

От противостояния между УПЦ Киевского и Московского патриархатов уже устали не только верующие, но и сами церковники. Наиболее здравомыслящие из них осознают, что конфликт между иерархами ослабляет обе Церкви, подрывает их авторитет. Паства, особенно молодежь, уходит в неопротестанские течения, к греко- и римокатоликам.

На сегодняшний день по данным Минюста из 33 тыс. зарегистрированных религиозных общин только 50,1% составляют общины православных конфессий. Еще немного и исконная православная территория, где веками безоговорочно доминировали христианские церкви восточного обряда, изменит свое свой религиозный облик. А это уже затрагивает интересы православия в мировом масштабе, которое рискует утратить одну из своих опор.

При этом все понимают, что объединение двух главных украинских православных конфессий невозможно на условиях одной из сторон. УПЦ Московского патриархата по формальным причинам не может признать УПЦ КП после многолетних утверждений о раскольничестве последней. В то же время миллионы верующих, поддерживающих Патриарха Филарета, не понимают, в чем они должны раскаяться.

Очевидно, что каждая из конфессий должна сделать шаг назад, чтобы найти общую основу, которая позволит всем сохранить лицо. Среди схем, которые помогут украинским Церквям выйти из тупика, все чаще говорят о такой: УПЦ КП становится митрополией в составе Константинопольского Патриархата, что создаст условия для ее официального признания в православном мире. Таким образом, ведущие украинские церкви окажутся под юрисдикцией разных патриархов, но в равном статусе.

Понижение статуса УПЦ КП в "обмен" на легализацию в церковной среде выгодно всем сторонам. В первую очередь – Вселенской патриархии, которая в данный момент сохраняет лишь символическое значение. По количеству верующих, материальным ресурсам и реальному весу среди христианских церквей она уступает многим, в первую очередь – Московскому Патриархату.

В данный момент в Украине разыгрывается интрига поистине мирового масштаба. Власть решает достаточно сложную задачу: максимально ублажить Вселенского Патриарха, дабы получить нужное решение, но при этом не обидеть Алексия ІІ. Ведь отношения предстоятелей и так сложно назвать дружескими. Поэтому для каждого из них разработана своя программа.

Сегодня Виктор Ющенко лично встретил Варфоломея в аэропорту. Это высшая степень уважения, которую глава государства может продемонстрировать гостю. Причем весь путь из Борисполя в Киев увешан бигбордами "Украина встречает Вселенского Патриарха". Варфоломей изображен на них или в одиночестве, или вместе с президентом. Также в официальной программе предусмотрен прием от имени президента и патриарха.

Встречи Ющенко с Алексием ІІ запланированы на 28 июля, а 29-30 предстоятель РПЦ отправится с визитом в Донецк.

При удачном исходе уже в ближайшее время можно ожидать заявления о переходе части украинских верующих под высокую руку Константинополя. Но далее встанет еще более серьезный вопрос: как построить объединительный процесс украинских церквей? Нужен какой-то символический ряд, который зафиксирует: появляется новая структура, а не одна конфессия вливается в другую.

Один из путей – это передача каких-то знаковых храмов новой поместной церкви, в которой по очереди будут служить священники ныне противостоящих сторон. Кандидатами на возвращение могут стать собор Св. Софии Киевской, вновь отстроенная Десятинная церковь или домонгольские храмы Чернигова.

Однако подобный вариант наверняка вызовет сопротивление в обществе. Ведь все эти храмы являются памятниками архитектуры национального значения. К сожалению, священники многократно доказывали, что обращаться со святынями, переросшими свое функциональное назначение, они не умеют. Плюс наверняка найдутся силы, которые начнут спекулировать и требовать, чтобы храм отдавали не виртуальной церкви, а конкретной конфесии.

В этой ситуации нужны нестандартные ходы, которые выведут диалог церквей из плоскости поддержания хрупкого баланса, дабы не обидеть какого-нибудь мнительного и ревнивого к успехам оппонентов-партнеров иерарха.

Принципы более перспективного сценария могут выглядеть так:

1) нужно не делить существующие религиозные центры, а совместно создавать новые;

2) следует вынести площадку для объединительного движения за пределы Киева, в один из знаковых регионов; в столице слишком много суеты;

3) почву для объединения следует искать не в сегодняшних потребностях, а в отдаленной истории, когда православная церковь была единой и сильной.

В этом контексте большим потенциалом обладает город Керчь. Вариант неожиданный, но в его пользу говорят несколько обстоятельств.

Во-первых, Керчь – чуть ли не единственный ныне существующий город в Украине, который посещали первые христианские апостолы. В столице Боспорского царства Пантикапее (сейчас его развалины находятся в самом центре Керчи) были Андрей Первозванный, Варфоломей (Нафанаил) и, по некоторым версиям, евангелист Матфей. Именно из Керчи апостол Андрей отправился к киевским холмам, которым предсказал особую роль в развития христианства и установил крест.

Во-вторых, в Керчи находится самая древняя в Украине действующая церковь – храм Иоанна Предтечи. Он построен в VII – VIII в н.э. на фундаментах римской базилики. Не исключено, что в этой церкви молились просветители славянства – братья Кирилл и Мефодий, которых византийский император Михаил отправил по просьбе хазарского кагана в его земли для ознакомления подданных с новой верой.

В-третьих, керченская земля хранит уникальные материальные свидетельства о первых шагах христианства на территории Украины. Так, в фондах археологического музея, входящего в состав Керченского историко-культурного заповедника, находятся 5 уникальных лекифов (сосудов) с изображениями Иисуса и христианских святых.

По мнению археологов, эти лекифы были созданы в 6 веке в керченской мастерской, которая действовала непродолжительное время. В мире известно еще три таких лекифа, которые также были найдены в Керчи, а потом вывезены. Один хранится в Эрмитаже, второй – в Одесском археологическом музее, третий – в одной из частных коллекций в Киеве. Во всем мире по историческому значению с ними могут сравниться лишь пара десятков вещей.

Таким образом, в Керчи христианские предания перестают быть легендами, а становятся частью реальной истории, с реальными людьми и реальными поступками. Причем истории, которая берет свое начало не только до раскола христианства на западную и восточную ветвь, не только за столетия до "официального" крещения Руси, а в самые первые годы существования новой религии. Чем не место для того, чтобы сделать конкретные шаги для объединения украинских конфессий?

Нынешний не очень высокий статус города не должен отпугивать. По всем признакам в ближайшие годы Керчь существенно повысит свое значение. Сейчас постепенно начинает раскрываться колоссальный историко-культурный потенциал бывшей столицы Боспорского царства. 5 античных городов, десятки курганов, уникальный "склеп Деметры", две крепости, которые находятся в Керчи – все это внушительный плацдарм для развития познавательного туризма.

В данный момент в Керчи начинается строительство крупнейшего в Восточной Европе археологического музея. Его планируют открыть через 3 года, если власть окажет должную поддержку. Тогда весь культурный комплекс города будет четко структурирован, свое место в этой системе найдут и полисы эллинов-основателей Керчи, и римские укрепления, и христианские святыни, и средневековые цитадели вместе с мемориальным комплексом "Аджимушкайские каменоломни" времен Великой Отечественной Войны.

Православные конфессии могут поучаствовать в возрождении культурного и духовного потенциала города. А ведь ни что так не сближает, как совместная деятельность. Все будет зависеть только от них.


© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua