Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Очередные задачи украинской власти

Vladimir | 14.04.2008 03:13

3
Рейтинг
3


Голосів "за"
5

Голосів "проти"
2

Насколько далеко ушла Украина от советского прошлого? Что следует сделать, чтобы сделать возврат невозможным? Что делает возврат возможным? Влияние России? Ориентация на нее многих граждан, отсутствие национального самосознания? Или внутреннее устройство государства, которое не сильно изменилось с советских времен?

В начале 90-х переводил соседке письмо от американского кандидата в женихи. Американец объяснял достоинства их образа жизни, приводил доступный, в его понимании, пример. Если в Нью Йорк приедет балет Большого театра, он из своего Техаса может заказать билет на спектакль и на самолет в обе стороны, а при необходимости – и гостиницу. Ему это дорого и он не такой большой любитель балета. Но может. Это вызывало его гордость за Америку и американский образ жизни. Прошли годы, если сегодня балет Большого театра приедет в Киев, я тоже смогу заказать билет на спектакль и на экспресс в обе стороны. Мне это тоже дорого, я тоже не такой большой любитель балета, но могу себе позволить. И многочисленные знакомые могут. Но гордости за Украину это не вызывает ни малейшей.

Почему большое число наших сограждан не чувствуют себя своими в независимой Украине? Почему независимость государства сейчас, на 17-м году своего существования, приходится доказывать, почему она вызывает сомнения у наших соседей, да и у многих соотечественников?

Нация – это, прежде всего, образ жизни. Это тот порядок, который Вам знаком с детства, в котором Вам привычно и комфортно, который позволяет Вам реализовать себя, при котором Вы успешно решаете свои проблемы, кормите семью. Язык, песни, одежда – способ существования этого порядка. Конечно, всегда есть и были люди идейные, готовые отдать не только комфорт, но и жизнь за идею. А.Сахаров или И.Дзюба, прекрасные профессионалы, востребованные властью, имели достаток и возможность самореализации, но, пожертвовали всем ради идеи. Такие люди – золотой фонд человечества, именно поэтому их не может быть много. Есть люди, для которых сам по себе комфорт и семейный уют немного стоят. Но для абсолютного большинства ценности семьи, самореализации, достатка и душевного комфорта являются главными. Иначе бы жизнь на земле была совсем другой. Национальная идея сводится к вопросу, как правильно жить, чем наша жизнь отличается от жизни наших соседей и почему нам так лучше. Беда огромного количества наших соотечественников в большей мере заключается в том, что привычный с детства порядок вещей, образ жизни оказался разрушенным, а новый, такой же или более удобный и понятный, не сформировался. Миллионы людей не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, а кто-то, и в сегодняшнем. Они знали, к кому идти, что делать, как получить квартиру, путевку, устроить ребенка, где доставать продукты. Смотрели на пожилых в семье, на работе и представляли какой будет их старость. Ничего этого нет. Даже успешно ведущие бизнес опасаются, вдруг он пойдет хуже, старой специальности нет, что делать непонятно. Существующие в стране порядки не устоялись, не логичны, коррупционны и неэффективны. К ним трудно приспособиться, они постоянно меняются. Поэтому и новые возможности, появившиеся в последнее время, не ценятся. Возможность заказать билет на балет не вдохновляет, в отличие от находящегося в родных и привычных условиях американца. Ведь не балет вызывал у него патриотические чувства, а уверенность в той жизни, в которой он знает, как реализовать свои, судя по всему, не очень большие таланты, обеспечить семью. Миллионы людей вспоминают старые порядки как понятные им, эффективные. Это были их порядки. В той мере, в какой люди инстинктивно тянутся к прежней советской организации жизни, они остаются советскими людьми. Именно в этой мере остается опасность возрождения советской власти, пусть и под другими названиями. Все заявления и усилия российских политиков опасны ровно в той мере, в какой они воспринимаются советскими, по своей ментальности, людьми.

Давайте проведем инвентаризацию нашей жизни, посмотрим, что в ней изменилось, а что осталось из СССР.

- Свободные СМИ. При всех недостатках, государство не может обеспечить их единомыслия.

- Политический плюрализм. Выборы действительно проходят, партии и кандидаты действительно конкурируют друг с другом.

- Сформировалась новая финансово-банковская система, валютное регулирование. Система успешно преодолевает мировые финансовые кризисы, поддерживает уровень гривны, и, с учетом состояния нашей экономики, вполне соответствует требованиям мирового рынка.

- Прошла приватизация ряда отраслей промышленности. Приватизированные металлургия, пищевая промышленность откликнулись на рост цен и спроса, обеспечивают приток валюты, превзошли уровень 1991г. по объему производства, потребляют меньше сырья и топлива. Приватизированные предприятия машиностроения увеличивают производство на 30-50% ежегодно, Украина выпускает больше автомобилей, автобусов, вагонов, чем в 1991г. Новые небольшие швейные фабрики, работают с прибылью, успешно конкурируют с китайско-турецким импортом, сами экспортируют продукцию. Аналогичные процессы в производстве стройматериалов, в ряде других отраслей.

При росте цен на газ, частные предприятия сами решают свои проблемы, не лимитируя действия государства

Однако, сфер жизни не изменившихся с советских времен куда больше.

- Чиновничья вертикаль. Чиновники по-прежнему всесильны, бесконтрольны и подчиняются только верхним чиновникам, но не обществу. Сами себе принимают инструкции, которые, фактически, выше закона.

- Судебная, правоприменительная система. Старые кадры, структуры, образование, требования, подходы, критерии оценки – ничего не изменилось.

- Пенсионная система. Та же солидарная система, основанная на стаже и зарплате по основному месту работы, не учитывающая ни демографических проблем, ни новых форм трудовой активности.

- Социальная сфера. По прежнему предусматривает льготы многочисленным слоям населения, необходимость каждому обращаться к чиновникам, собирать справки, не учитывает никаких новых реалий.

- Здравоохранение. Те же участковые, способные только выписывать больничные, со всем, что страшнее ОРЗ, отправляющие в больницу. Те же больницы, заполняющие койкоместа.

- Транспорт основан на госмонополиях. На всех уровнях взятки, откаты, протекционизм. Технический уровень остался с советских времен. Дороги, портовое хозяйство, составы не улучшаются и все больше отстают. Все, кто имеет дело с транспортом, как клиент, поставщик товаров или услуг, возвращаются в СССР. Те же отношения, те же правила, техника, компетентность.

- Энергетика, ЖКХ, земля – все в точности то же что и в отношении транспорта. Госмонополии, убогий технический уровень, неспособность удовлетворить современным требованиям, зависимость от дешевых энергоресурсов, коррупция и расточительство. Список того, что у нас осталось со времен СССР можно продолжать и продолжать. Стало привычным утверждение, что после 2004г. у нас ухудшились суды, госуправление. На самом деле, они остались прежними. Это страна ушла вперед, отошла от авторитаризма, возникла иная политическая система. Степень несоответствия судов и госуправления новым реалиям стала недопустимой. Пока оставалась политическая система похожая на СССР, судья мог поступать по аналогии. Чиновник ему заменял партийного руководителя. Чиновник ориентировался на более высокого чиновника. Когда появилось действительное разделение властей, а пресса может достать любого, судьи и чиновники потеряли ориентиры и не знают, как им поступать. Отсюда представление о разрушение судов и госуправления. Они разрушаются не чьими-то действиями, а несоответствием времени. То же касается транспорта, ЖКХ, энергетики. Частные предприятия выходят на мировой уровень, появляются богатые люди, желающие качественных услуг, на мировом рынке появляются новые возможности. Госмонополии не в состоянии удовлетворить эти потребности, их неспособность становится все более вопиющей. Невозможность купить или арендовать землю блокирует возможности экономики.

Опыт России показывает, что возврат к советской практике в таких условиях очень вероятен. Там преобразования в финансовой сфере и появление частного сектора произошли быстрее, чем в Украине, несоответствие старой системы управления, деятельности госмонополий новым реалиям проявилась очень сильно, и создало условия для возвращения к советской системе жизни и управления. При этом чиновничья, судебная системы оказались вполне готовыми, армия чиновников стала основным двигателем реставрации. Желания людей возвратиться к привычному порядку вещей облегчили усилия чиновников. Путин в этом отношении лишь выполнил социальный запрос. Проходил кастинг, кто лучше сможет удовлетворить чиновников, восстановить прежнюю систему власти. Путин выиграл его у Лебедя, Степашина, Примакова. Чиновники бегали от Лужкова к Березовскому, пытались угадать, где записывают в новую номенклатуру.

Факторами реставрации советских отношений в России явились сохранившаяся чиновничья, судебная системы, госмонополии, ожидания населения, а также борьба с олигархами и приватизацией. Нас много лет убеждали, что собственность в СССР принадлежит народу. Мы не верили. Прошла приватизация – многие вдруг поверили. Поднялся крик "У народа украли собственность". Как можно украсть то, что Вам не принадлежит? Я, члены моей семьи, родители и прочие родственники десятилетиями работали на советских предприятиях. Принадлежали ли эти предприятия кому-нибудь из нас? Нет, конечно. Мы пользовались имуществом, инфраструктурой этих предприятий пока работали на них. Фактически там распоряжались директор, чиновники министерства, райкомов (обкомов, ЦК – в зависимости от масштаба), исполкомов. Вот эти несколько чиновников и были хозяевами предприятия. Это у них украли собственность олигархи, а не у нас. Даже если новый собственник – сам бывший чиновник, получив предприятие, он стал собственником. Чиновничья вертикаль недовольна. Зачем ей помогать? Ведь она сама распоряжается собственностью гораздо хуже. Я согласен со всеми, кто говорит, что собственность захвачена нагло, аморально, задешево. Но я не могу согласиться, что ее надо вернуть чиновнику, как, фактически, произошло в России. Потому что возврат собственности чиновнику – это возврат в СССР, а частная собственность – залог демократии и рынка.

Восстановив советскую систему власти, Путин попытался провести прогрессивные реформы в других областях – социальной, пенсионной. Они блистательно провалились, несмотря на огромную власть Президента. Он может посадить кого хочет. Избрать, кого хочет, отменить выборы губернаторов. Провести современные реформы в социальной сфере – не может. Потому что в условиях советской системы власти невозможно реформировать какие-то сферы жизни. Как на советском заводе любая продукция оказывается пулеметом, так и любая реформа, осуществляемая чиновничьей вертикалью, приводит назад в СССР. Судя по риторике, это вполне понимает новый российский Президент Медведев. Другое дело, что он сможет сделать. Разрушение старой системы власти и создание новой – болезненный для населения процесс. Раз начав, его следует не растягивать во времени, а довести до конца.

Восприятие населением предприятий как своей собственности, которую у них украли, связано с невозможностью найти новое устойчивое место в жизни. На старых предприятиях люди имели заработок, социальную сферу, пенсию. На новых это имеет не более 1/3 населения. А причина все та же – деятельность чиновников, засилье госмонополий.

Отсюда следует, что невозврат страны в СССР, формирование национальной украинской идентичности у большинства населения, связаны с фундаментальными реформами государственной системы управления и экономических институтов.

Превращение чиновников из хозяев страны в технических исполнителей. Исключение чиновничьих инструкций из числа обязательных для населения документов. Все что требуется от граждан должно регулироваться законами, принимаемыми политиками.

Ответственность чиновников за превышение полномочий, за бездействие, за использование незадекларированных доходов – уголовная.

Дальнейшая приватизация, отмена Моратория на продажу с/х земли, упрощение процедур продажи и аренды.

Разделение госмонополий. Выделение тех сегментов, которые допускают конкуренцию. Во всем мире грузы и людей возят частные фирмы. Укрзализныця не может обновить парк локомотивов и вагонов, реконструировать пути. Оставить бы себе путевое хозяйство, передав перевозки в частные руки. Нет, все делается наоборот. То же касается портов. В бюджете нет тех денег, которые нужны на строительство глубоководных портов, но частники не допускаются. В результате грузы везут в румынскую Констанцу, перегружаются на мелкие суда. Борьба за энергомонополию искажает газовый рынок, рождает коррупцию и постоянные политические кризисы.

У нас половина экономики остается в неконкурентном секторе, с учетом бюджетников это больше половина населения. А еще те, кто поставляет им товары и оказывает услуги. Они ежедневно видят СССР. От них идет ощущение неустойчивости, неопределенности, беспорядка. Эти люди составляют основу ожидающих возврата в уютное прошлое. На них ориентируется пропаганда соседнего государства, когда изображает украинскую жизнь неполноценной, недоделанной, неуклюжей. Потому что эти люди как раз такой ее и видят, когда приходят на работу, пытаются решить жизненные вопросы, имеют дело с госмонополией, оформляют социальную помощь. А у нас все по-старому, говорят соседи. Присоединяйтесь.

Преобразование всех сторон нашей жизни – путь к утверждению независимости. Сильный Лидер – одна из опасностей на этом пути. Сильный Лидер получает полномочия, легитимность на основе выполнения ожиданий населения. А что ждет населения? Возврата советских порядков. Велико искушение попытаться запустить все эти не разобранные советские механизмы в работу как это сделал наш сосед. Чиновничья вертикаль простаивает и ждет, кто ее запустит. Судебная система просит – определитесь, кто нами будет командовать и не даст слива в прессу. Врачи и учителя, социальные и пенсионные службы, железнодорожники и коммунальщики просят – дайте денег, чтобы мы работали как при СССР и не меняйте ничего, не проводите реформ, оставьте, как раньше было. Сильный Лидер наводит порядок, восстанавливая старые механизмы, работники этих сфер довольны. Все это не может, и не будет работать. Но создает иллюзию, останавливает необходимые реформы. Совок возрождается не надолго, в тяжелой форме. И снова распадается. И снова те же проблемы. Новые поколения с детства видят этот ухудшенный вариант совка, а не демократические порядки.

Нужны не сильные Лидеры, а социальные технологи, способные каждую из не реформированных еще сфер нашей жизни реформировать на основе современных подходов. Надо, наконец, понять, что контролировать следует чиновников, а гражданам – создавать условия для деятельности. Пока вся борьба с коррупцией идет с точностью до наоборот. Чиновники контролируют граждан, создавая им невыносимые условия, улучшаемые путем взяток.

Чем разумнее будет наша жизнь, чем легче, удобней, понятней порядок решения жизненных проблем, тем успешней будет формироваться украинская национальная идентичность. Язык, культура, основывающиеся на этой жизни будут восприниматься как свои, а не как навязанные кем-то. А попытки соседских политиков нас разделять – как плохой анекдот. Возврат же старых форм организации жизни – это возврат в СССР. Даже без усилий со стороны соседей. Вот и весь выбор.

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua