Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Тризуб и Мечь

goutsoullac | 26.05.2010 00:37

3
Рейтинг
3


Голосів "за"
3

Голосів "проти"
0

Культура вины и культура стыда в украинском социуме

Тризуб и Мечь
Директор Института философии НАН Украины, академик Мирослав Попович предлагает сместить, очистить фокус взгляда украинцев на самих себя в моральной плоскости. Для этого он апеллирует к исследованию американского культуролога Рут Бенедикт "Хризантема и мечь" (1946), которая обнаруживает разделение культур по двум регуляторам – "культуру вины" (guilt culture) и "культуру стыда" (shame culture) [*], соответствующие ближневосточно-европейской и японской цивилизации [Попович М. Григорій Сковорода: філософія свободи / 2-е вид. – К.: Майстерня Білецьких, 2008. – С. 24-25].

Если в украинском социуме доминировала "культура вины" (главный регулятор поведения – внутреннее чувство вины пред Богом и пред собой, решение является внутренним, индивидуальным и самостоятельным вне зависимости т того, как к этому отнесутся другия, даже своя группа и свой коллектив), то на периферии, на задворках, все же, находила себе место и "культура стыда" (ответственность личности перед общностью, стыд перед своими). Сам М. Попович считает, что разница между крестьянами ("селянами", "посполитыми") и казаками" ("козаками") состояла в том, что первые, тяготея к семейно-клановой организации, были репрезентантами "культуры стыда" ("сорому"), в то время как этакие "бобыли"-казаки-индивидуалисты – к "культуре вины" [Попович М. Григорій Сковорода: філософія свободи / 2-е вид. – К.: Майстерня Білецьких, 2008. – С. 34].

Но с этим нельзя согласиться, так как именно христианство составляло мирововосприятие и мировочувствование обеих групп (казачество еще было й куда больше, чем крестьянство, наделено комплексами "крестьянина"-семейственника, с добавлением шляхетности) и именно оно более соотноситься с "культурой вины" (с его концепцией индивидуального спасения грешника).

Тогда как именно "культура стыда" имеет явное соотнесение с "народным язычеством" (коллективно-племенное благоденствие). Этот тип культуры как раз и доминирует на эпической стадии развития многих этносов. Гомеровские поэмы, достаточно ярко иллюстрируют тип "культуры стыда" (ср. с др-рус. эпическим "мертвые сраму не имут").

Аналогичное превращение наблюдаем в Америке: основана она была пуританами с их возведением "культуры вины" до утонченности, а сейчас имеем Америку как апофеоз "культуры стыда": "...Американская культура – по преимуществу "культура стыда". В Америке не принято быть несчастным. У нас – не принято быть счастливым" [Фрумкина Р. Жить не по "глянцу". – С.146].

Таким образом, собственно "расказачивание" украинцев привело их к скачиванию к архаическому миросозерцанию, к доминированию периферийной "культуры стыда".

__________________

* Cтыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд – основа нравственности, говорят они. Лишь человек, чувствительный к стыду, способен в точности следовать предписаниям добродетели. "Человек, знающий стыд", – так говорят о человеке с высокими моральными качествами, о человеке чести. если стыд есть эмоция, то вина есть осознание, т.е. продукт сознания и мышления. Если стыд функционирует на бессознательном, рефлекторном уровне, то вина – на сознательном. Но осознание вины может вызывать чувство стыда, а также подавленное настроение, что все вместе можно назвать чувством вины. Чувство стыда преодолеть сложно, а вот с виной справится легче: надо покаяться в грехе – вас простят и вам полегчает. В связи с этим подразделение культур на "культуры стыда" и "культуры вины", да еще и с признанием последней высшей степенью добродетели вызывает искреннее недоумение. Стыд отличается от вины именно физическим коррелятом, дискомфортом, но он быстро проходит при исчезновении вызвавшей его причины. Стыд нельзя контролировать. А вина может ощущаться очень долго, но проходить при покаянии.










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua