Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Прогнимак Александр   Александр Прогнимак   Прогнимак   Александр Владимирович Прогнимак   А. Прогнимак   эколог   главный эколог Киева   Киев   экология

Главный эколог Киева Александр Прогнимак: "Человек нуждается в природе, а не наоборот. Поэтому в наших интересах беречь ее, как зеницу ока"

Анфиса Чехова | 3.09.2009 11:18

0
Рейтинг
0


Голосів "за"
7

Голосів "проти"
7

Начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Киеве Александр Прогнимак рассказал, что необходимо сделать для того, чтобы избежать экологической катастрофы в столице.

О плачевном состоянии экологии Киева говорят сейчас много и многие. "Информационных поводов" для этого достаточно: Бортническая станция аэрации, загрязнение атмосферного воздуха автомобилями, качество воды, уменьшение зеленых зон столицы. И это далеко не полный перечень проблем нашего города. Что необходимо сделать для того, чтобы избежать экологической катастрофы в Киеве? С таким вопросом "Киевское слово" обратилось к начальнику Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Киеве Александру Прогнимаку.

"КС": – Александр Владимирович, судя по сообщениям в СМИ, складывается впечатление, что хуже экологии, чем в Киеве, не сыщешь. Неужели все действительно так плохо?

А. Прогнимак: – Экология – это не исключительно киевская проблема, а всемирная. И проблема эта не нова: еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро на международной конференции ООН, при участии179 глав государств, был принят Всемирный стратегический план действий по экологии "Повестка дня на XXI век". На конференции говорилось о том, что Земля стоит на пороге глобального экологического кризиса, борьба с которым должна стать одной из приоритетных задач для всех государств. Дело в том, что наше общество высоких технологий загоняет себя в цивилизационную ловушку, нещадно эксплуатируя окружающую среду. А, между тем, надо понимать, что это человек нуждается в природе, а не она в нем. И если человечество планирует жить дальше, в наших же интересах беречь природу, как зеницу ока. Это касается и Киева, и любого другого города. И, кроме того, каждого конкретного человека. Кстати, на Западе люди активно включились в борьбу за экологию, применяя иногда достаточно нестандартные методы.

"КС": – Например?

А. Прогнимак: – Например, сейчас очень популярными становятся так называемые экодеревни. Люди собираются в коммуны, где основным принципом жизни становится максимальное природосбережение. В экодеревнях нет предприятий, автомобилей, других источников загрязнения окружающей среды, живут там, в основном, за счет натурального хозяйства. Без излишеств, но в гармонии с природой. По данным датского фонда Gaia Trust, в мире таких поселений сейчас насчитывается около 15 тысяч, и эта цифра растет.

"КС": – Вряд ли жители городов массово переселятся в такие деревни, даже во имя спасения природы... Это моментально разрушит всю мировую экономику.

А. Прогнимак: – Конечно, подобное развитие ситуации – это утопия. Но то, что у идеи есть сторонники – это факт. Речь не идет о крайностях, необходимо просто соблюдать баланс в отношениях человек – природа.

"КС": – Что касается Киева, какие факторы в нашем городе являются разрушительными для такого "баланса отношений"?

А. Прогнимак: – Во-первых, это состояние атмосферного воздуха, львиная доля загрязнения которого приходится на автотранспорт (более 80%). Только в 2008 году выбросы от автомобилей (передвижных источников загрязнения) составили более 200 тыс. тонн. Это касается не только основного потока машин, ежедневно передвигающихся по городу, но и транзитных авто, и иногородних машин, прибывающих в столицу на длительное время. Количество такого автотранспорта, по данным ГАИ Киева, колеблется от 80 до 100 тысяч в сутки. Город катастрофически перенасыщен машинами. Наибольший уровень загрязнения воздуха фиксируется на ключевых магистралях и в центре города. Например, уровень содержания оксида углерода, диоксида азота (продуктов работы автомобиля) в несколько раз превышает допустимую норму на Бессарабской площади (Шевченковский район), бульваре Леси Украинки (Печерский район), на проспекте Победы (район метро Святошино), улице Довженко (район метро Шулявка), Оболонском проспекте (Оболонский район), на ул. Межигорская (Подольский район).

Относительно чистым воздухом могут "похвастаться" проспект Науки, территории Экспоцентра Украины (Голосеевский район), а также территории Гидропарка (Днепровский район).

"КС": – Часто ли проводятся проверки, позволяющие определить, насколько и какими веществами загрязнен воздух?

А. Прогнимак: – Ежедневно и в каждом районе Киева. Наблюдения за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе проводит Центральная геофизическая обсерватория (ЦГО). Уровень загрязнения измеряется на 16 стационарных постах, несколько раз в сутки, по следующим показателям: содержание пыли, диоксида углерода, диоксида серы, фенола, хлористого водорода, аммиака, формальдегида.

Согласно результатам первого полугодия 2009 года, предоставленным Госуправлению экологии ЦГО, в атмосферном воздухе столицы наблюдалось повышенное содержание формальдегида – 2,0-5.0 ГДК (гранично допустимой концентрации), диоксида азота – 1,8-2,3 ГДК и фенола – 0,7-1,1 ГДК.

"КС": – Какие меры нужно предпринять, чтобы сделать воздух столицы если не чистым, то, по крайней мере, приемлемым для жизни?

А. Прогнимак: – Прежде всего, необходимо улучшить качество топлива, которое реализуется в Киеве, разработать государственные стандарты топлива, с определением допустимых норм вредных веществ: свинца, бензола, ароматических углеводов.

"КС": – Не так давно КГГА заявляла о планах снятия с эксплуатации мусоросжигательного завода "Энергия", мотивируя необходимость его закрытия, среди прочего, большим количеством вредных выбросов в атмосферный воздух. Насколько реальна эта идея?

А. Прогнимак: – Закрытие мусоросжигательного завода "Энергия" может привести к тому, что отходы будет вообще негде утилизировать. Да и данные о количестве вредных выбросов несколько преувеличены, завод наносит экологии города меньший вред, чем, например, автотранспорт. Конечно, оборудование "Энергии" действительно устарело и требует реконструкции. Но на сегодняшний день на заводе перерабатывается свыше 230 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО), и без завода Киеву не обойтись, так как работу полигона N5, куда также свозят отходы из столицы, часто приостанавливают контролирующие службы. В случае прекращения работы "Энергии" возлагать надежды на один только полигон N5 нельзя. Там тоже существует ряд проблем. С февраля 1999 года на полигоне, куда свозят на хранение ТБО, работает немецкая установка "Палл Рохем", которая позволяет очищать фильтрат, накопленный в специальных озерах. Но, поскольку одна установка проблему переработки фильтрата не решала, был построен еще и цех, мощностью 400 куб.м. в сутки. Цех запустили, но "на полную" он так и не заработал – из-за отсутствия финансирования. Главный же "камень преткновения" для полноценной работы полигона – это директива ЕС, согласно которой с 2011 года запрещается открытое захоронение отходов, а, значит, "жить" полигону осталось меньше двух лет.

"КС": – Существуют ли пути решения этой проблемы?

А. Прогнимак: – В такой ситуации самым правильным решением должно стать строительство второго мусороперерабатывающего завода в Деснянском районе. Под эти цели был даже выделен земельный участок площадью 5,05 га. Но для строительства такого завода необходимы значительные средства, которых в казне города нет.

"КС": – Вопрос финансирования подобных объектов всегда был болезненным. Взять, к примеру, Бортническую станцию аэрации, которая требует полной реконструкции...

11 А. Прогнимак: – Совершенно верно! БСА – одно из наиболее опасных для экологии предприятий. Причем, опасных не только для Киева, но и для всей страны. Госуправление экологии неоднократно предупреждало киевскую власть об экологической катастрофе, которой грозит прорыв иловых дамб на БСА, и о необходимости немедленной полной реконструкции этого предприятия. Реакция последовала только после "предупредительного выстрела" – локальной аварии, произошедшей на станции в конце июля. Только тогда начали более активно искать источники финансирования ремонта БСА.

"КС": – Александр Владимирович, кроме всего вышеперечисленного, существует еще один достаточно болезненный для Киева вопрос – это сохранение зеленых насаждений. Не успели поутихнуть страсти с застройками на территории парков и скверов, появилась идея благоустройства зеленых зон инвесторами, с передачей "благодетелям" 1-2% территории в частное пользование. Чем может обернуться такая инициатива?

А. Прогнимак: – Эта программа по благоустройству противоречит природоохранному законодательству. Дело в том, что в перечне зеленых зон, предназначенных для передачи инвесторам, есть объекты, которые относятся к природно-заповедному фонду (ПЗФ) Украины: это Парк им. Рыльского (Голосеевский район), парк "Партизанской славы" (Дарницкий район), Наводницкий парк (Печерский район), парк им. Пушкина (Шевченковский район). Земли ПЗФ, имеющие общегосударственное значение, а к таким, в частности, относится парк им. Рыльского, не могут передаваться в коммунальную собственность. Следовательно, город не имеет права распоряжаться этим парком по своему усмотрению, тем более, с целью передачи парка в частные руки. Кроме того, существует очень жесткий правовой режим природных заповедников, который позволяет проводить на их территории только научно-исследовательские и восстановительные работы. В Законе сказано: на землях природно-заповедного фонда и рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует использованию их по назначению, а также негативно влияет на природное состояние этих земель.

"КС": – Но в мэрии объясняют подобное начинание исключительно благими целями: инвесторов привлекают к благоустройству только потому, что в городской казне нет на это денег...

А. Прогнимак: – Возможно. Но, необходимо понимать, что деятельность инвесторов должна жестко контролироваться, иначе это превратится в легальное уничтожение зеленых зон. Вместе с тем, механизм контроля на сегодняшний день не разработан.

"КС": – Что Госуправление экологии делает для того, чтобы сохранить "зеленые легкие" нашей столицы?

А. Прогнимак: – Мы прилагаем все усилия для того, чтобы максимально сохранить зеленые зоны города путем присвоения им статуса заповедных территорий, которые, согласно законодательству, находятся под охраной государства. Так, на протяжении первого полугодия 2009 года еще семь объектов оглашено памятками природы местного значения, вследствие чего общая площадь объектов природно-заповедного фонда на сегодняшний день составляет 12,8 тыс. га, или 15, 4% от общей площади города.

http://www.ks.co.ua/index.php?id=46&no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=50287&tx_ttnews[backPid]=33&cHash=2cfad6c039

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua