Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

За год учебы в первом классе Сонечка научилась задувать свечку, а Ваня – выговаривать два слова

Александр Шиманский Передрук | 21.06.2007 16:29

8
Рейтинг
8


Голосів "за"
11

Голосів "проти"
3

В киевской вальдорфской школе для детей с нарушениями развития состоялся первый выпуск учеников.

В киевской вальдорфской школе для детей с нарушениями развития состоялся первый выпуск учеников.

В этой столичной школе всего четырнадцать детей. Пожалуй, самый тяжелый класс – первый. Первоклассников здесь пятеро. Ни один из них в семь лет еще не умеет говорить. Но, несмотря на это, они учатся считать и писать. Ходить в школу для них так же ценно и необходимо, как и для всех остальных детей. Чтобы донести до ребенка определенные переживания, педагоги пользуются девизом: "Реки должны быть очень речистыми, а горы очень гористыми". Поэтому даже цифры здесь дети чувствуют, прежде всего, телом. Они "протаптываются", "прохлопываются", "пропрыгиваются". Буквы оживают в образах рыцарей и принцесс. А еще здесь учат детей просто радоваться жизни.

Учеников этой школы педагоги не называют ни инвалидами, ни умственно отсталыми. Их считают особенными детьми.

"Бывало, идем по улице, и вдруг мальчик укладывается на асфальт"

Центр лечебной педагогики "Сонячне подвір'я" в Киеве был создан группой энтузиастов-профессионалов четыре года назад. Эта школа началась с одного ребенка. Амеру Аль-Хадиди уже 17 лет, он закончил последний, девятый класс. Его мама украинка, а папа – иорданец. Они медики, работают на родине отца Амера. В свое время родители провели полное обследование сына и... не обнаружили у него каких-либо отклонений на физиологическом уровне. Тем не менее душевное развитие мальчика нарушено (он страдает навязчивыми представлениями). Узнав о том, что в Киеве открывается лечебно-педагогическая школа, работающая по вальдорфской методике, основанной на духовно-научных исследованиях австрийского философа Рудольфа Штайнера, родители отправили Амера в Украину вместе с бабушкой, Нелей Петровной.

- Когда шесть лет назад я впервые познакомилась с Амером, было заметно, что ему не хватало общения со сверстниками, – рассказывает директор общественной организации "Центр лечебной педагогики "Сонячне подвчр'я" Лидия Чекмарева. – Он рос как бы вне социума. Поначалу мне с ним было очень тяжело. Бывало, идем по улице, и он вдруг укладывался на асфальт. Иногда мальчик так чему-то радовался, что бросался в объятия водителю троллейбуса. Окружающие частенько смотрели в нашу сторону с осуждением. Но прошло время, и теперь Амер – гордость, душа нашей школы и постоянный источник радости.

Амер, смуглый крупный парнишка, – самый старший в "Сонячному подвчр'ї". На правах старшего и по просьбе педагогов он опекает малышей, присматривает за ними на переменках. Но это что? Каждое утро Амер под контролем взрослых звонит на кухню соседней школы и заказывает там обеды для всех учеников, затем приносит их в столовую. Ему поручают накрывать столы, нарезать яблоки, готовить мюсли...

В отличие от большинства учащихся, Амер добирается в школу самостоятельно – их с бабушкой квартира находится поблизости от учебного заведения. Он научился неплохо читать на русском языке, немного говорит по-арабски и по-английски, с удовольствием занимается лепкой, интересуется искусством, музыкой, особенно органной, играет на фортепиано, посещает кружок юннатов при Киевском зоопарке и даже делал там семиминутный доклад об Оманском зоопарке.

- Внук очень заботливый: то семечек мне принесет, то букетик цветов, то выжмет и подаст апельсиновый сок, – улыбается бабушка Амера, Неля Петровна Ступа. – Правда, бывает упрямым. Я прошу его помахать ручкой с улицы только раз, а он машет, пока не скроется под аркой дома.

Неля Петровна рассказывает, что Амурчик (так ласково она называет своего внука), до того как оказался в центре лечебной педагогики, учился в нескольких школах, однако "там дело не пошло". А в "Сонячному подвчр'ї" мальчик чувствует себя превосходно. И самое главное – произошел заметный прогресс в его социальной адаптации.

"Совет медиков был один: "Рожайте другого ребенка". А с этим-то что делать?"

У киевлянки Виолы в этой школе учится семилетний сын Ваня. Очень ласковый, нежный мальчик, но с серьезной патологией развития. Впрочем, детей с легкой патологией здесь нет.

- Я не питаю иллюзий насчет будущего своего сына, но за этот год он сильно изменился: стал более открытым, менее агрессивным, – с радостью рассказывает мама Вани Виола Бурда. – Если раньше у него получались лишь абстрактные рисунки, то сейчас он уже рисует предметы: солнышко, человечков с ручками-ножками, глазками, ротиком... Еще он научился резать ножницами, выключать за собой свет в туалете, откликается, если его о чем-то попросишь. Сын придумывает игры. Понял, что такое пение. Дома ходит и считает свои шаги. Даже выучил два слова – "пусти" и "уйди". И пытается разговаривать жестами – значит, чувствует потребность что-то сказать. Но особенно ему нравится вязать нитками, правда, не на спицах, а на пальцах.

Родители таких детей, как Ваня, умеют радоваться каждому, даже малейшему достижению своего ребенка. Ведь то, что здоровые мальчики и девочки постигают легко и мимоходом, особенным деткам дается с невероятными усилиями. Поэтому, наверное, и ценится гораздо больше. Вместе с Ваней учится девочка Сонечка – единственная в классе, которая не может обходиться без посторонней помощи. Лидия Чекмарева, обучающая первоклассников, с теплотой в голосе рассказывает, чему малышка научилась за этот учебный год: задувать свечку. Пусть это совсем маленький, но для такого ребенка очень важный шажок в развитии. А Сонечкины родители не без гордости демонстрируют своим гостям картинку, вставленную в рамку. На одном из уроков семилетняя девочка (с помощью взрослых) создала ее из разноцветных шерстяных ниток. Кто-то видит в этих уложенных как попало нитях утренний рассвет, кто-то – цветущий луг... Но вряд ли ребенок нафантазировал себе то, что представляют взрослые. Наверное, Сонечка видела что-то свое, непостижимое нам.

- Мамы и папы детей, которые здесь учатся, не воспринимают их как собственную беду или наказание судьбы, – говорит Виола Бурда. – Не надо жалеть ни себя, ни ребенка. С этим надо просто жить, как с данностью. К сожалению, многие не знают о существовании вальдорфской школы для больных детей и либо отдают их в заведения для умственно отсталых на пятидневку, что я считаю добровольным заточением ребенка, либо держат дома и остаются один на один с собственными проблемами, что тоже не лучше.

Мама мальчика рассказывает, что первое время после рождения сына не понимала всей серьезности ситуации. Она до сих пор не может забыть перепуганного лица медсестрички, которая готовила ее, 21-летнюю студентку, увидеть физические уродства новорожденного сына: "Вы не бойтесь, это не страшно, это легко исправимо... Но у мальчика по шесть пальчиков на ручках и на одной ножке". Лишние пальчики ребенку удалили в полтора месяца. И это оказалось сущим пустяком по сравнению с предстоящими испытаниями.

- Парадокс заключался в том, что медики, в том числе генетики и психиатры, лишь констатировали отклонения в развитии, но не говорили, как лечить малыша, на что обращать внимание, – возмущена Виола. – Помню, в месячном возрасте у Вани как патологию отмечали... длинные ресницы и остроконечные ушки. Не смешно ли говорить об этом при синдроме Денди Уоккера – патологии мозжечка? Сын долго не узнавал меня, его внимание нельзя было ничем привлечь... Только в два с половиной годика мы узнали, почему наш мальчик умственно не развивается. Оказалось, и у меня, и у мужа были больные гены, а у Вани этот ген стал доминантным. Но опять же, совет у медиков был один: рожайте другого ребенка. А что с этим делать?

Ванин отец решил для себя этот вопрос "по-мужски": ушел к другой и написал официальный отказ от сына. У Виолы был шок. Бедная женщина не знала, что делать и в какие двери стучаться. Спасибо, ее отец взял на себя заботы об обследовании внука и его лечении. Теперь Виола в основном справляется сама. Говорит, что школа, в которой учится ее сын, это идеальный вариант и для него, и для нее. Сюда он идет с радостью и с радостью здесь остается.

"Наша задача – понять ребенка, а не пытаться его исправить"

Идеальная школа для детей с нарушением развития расположена по Коломиевскому переулку, 9а в Киеве в здании действующего детского садика N 157. Там оборудованы учебные классы, кухня, спальные уголки, где уставшие детки могут отдохнуть. Работает подготовительная группа. На днях в школе состоялся первый выпуск девятиклассников. А сейчас центр готов принять новых учеников.

- Так что же представляет собой лечебная педагогика Рудольфа Штайнера, по которой вы занимаетесь с детьми? – задаю вопрос Лидии Чекмаревой.

- Это исцеляющая педагогика, главный принцип которой – воспринимать человека таким, каким он есть, – отвечает директор центра. – Наша задача – быть рядом с ребенком, понять его, а не пытаться исправлять и подгонять его под какие-то нормы. В этом коренное отличие лечебной педагогики от, скажем, коррекционной или от дефектологии, которые изначально направлены на устранение определенных недостатков у ребенка. Мы уважаем индивидуальность ребенка и создаем ему оптимальное пространство для развития.

В Швейцарии, где обучались и прошли хорошую практику наши учителя, уже 80 лет существует лечебно-педагогический институт, основанный Рудольфом Штайнером. Я наблюдала за тамошними стариками с нарушениями развития и могу сказать, что выглядят они гораздо счастливее, чем наши здоровые. Они живут в своем окружении, заняты посильным полезным трудом: ткут удивительные по красоте вещи, занимаются другими видами рукоделия, искусством.

А что наше государство может предложить таким людям? Интернат для престарелых, где они превращаются в "растения"? Поэтому мы работаем сейчас над проектом "Черныши". В селе Черныши Каневского района Черкасской области хотим купить участок земли и создать там жилой центр для подростков и взрослых. Наши ученики вырастают, и у них должна быть собственная жизнь, причем наполненная смыслом. Я не говорю, что Сонечка, например, со временем сможет работать на земле или ткать узоры. Но подавать клубочки ниток – это ведь тоже труд, и в нем тоже есть смысл.

- Для воплощения такого проекта нужна серьезная финансовая поддержка.

- Мы получаем помощь из Швейцарии, от фирм "Кодак", "МакДональдс", помогают также родители наших учеников, – говорит Лидия Чекмарева. – Но на развитие проекта "Черныши" необходимы совершенно другие суммы. Нужны люди, которые прониклись бы этой идеей и могли бы ее финансово поддержать. Если это удастся, то в Чернышах откроется один из первых в Украине культурно-трудовой жилой центр для взрослых с нарушениями развития.

Но это в будущем. А пока наши особенные детки учатся познавать внешний мир. Перед уроками они обязательно желают доброго утра каждому классу, здороваются с солнышком. Прикосновениями рук "пробуждают" свои глазки, ротики, вспоминают, какой день и месяц на дворе... Первоклассники с удовольствием стучат в барабан, изображая гром, показывают движениями, как идет дождик, а затем лучик солнца пробегает по телу.

В расписании есть все основные уроки школьной программы: математика, чтение, письмо, в старших классах – география, история, биология, физика и даже химия с опытами. Большое значение здесь придают урокам музыки и пения, рисования и живописи, искусству речи и движения (эвритмии)...

- Иногда родители, имеющие детей с определенными отклонениями, стараются всячески это скрыть и отдают их в обычные школы, наивно полагая, что они будут равняться на остальных, – говорит Лидия Чекмарева. – А такой ребенок должен обучаться в среде, которая позволяет ему быть самим собой. Он не должен постоянно переживать чувство разочарования от своих неудач, сравнивая себя со здоровыми сверстниками.

- У вас очень тяжелая работа, Лидия Владимировна...

- Да, тяжело, – вздыхает педагог. – Но мы не просто работаем. Мы живем вместе с детьми, которые пришли в этот мир именно такими, необыкновенными. Мне, например, с ними очень уютно. Эти дети позволяют себе быть непосредственными. Они, говоря словами Гете, радуются до неба и огорчаются до земли. Они не умеют врать. Они очень мужественные, ведь быть не похожими на других в нашем интеллектуальном мире очень непросто. У них можно учиться и учиться. И это придает нам силы.

Автор: Анна Волкова
"Факты"

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua