Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги
антонеску   коомунизм   кодряну

ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ гл.1 ч.2


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Румынская "Железная гвардия"...

ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ гл.1 ч.2
Ч.1 гл...2

Румынская "Железная гвардия"

Продолжая свое повествование о политической обстановке в предвоенной и военной (времен Второй мировой войны) Румынии я не смотря на то, что уже в первой главе данной работы многие исторические события и персонажи были уже обозначены и очерчен общий круг из действий. И тем не менее, мы углубимся в эти события, чтобы одновременно и изучить их и поучится на истории одного политического объединения в что очень сильно повлияло тогда и влияет и в данное время на Румынию и во много определяет национальную идею этой страны.

И тут у нас речь пойдет о создании и функционирования в Румынии такой себе, вначале общественной организации румынских патриотов-националистов а потом переросшей в политическую партии как "Железная гвардия". Она нам важна еще тем, что именно в союзе с руководством "легионеров" в Румынии к власти пришел в качестве "народного вождя" маршал Й. Антонеску.

Справка: "Желе́зная Гва́рдия" (рум. Garda de Fier)  - румынское движение и одноимённая ультраправая политическая партия, действовавшая в Румынии в период между двумя мировыми войнами (с 1927 по 1941 годы). Партия представляла идеологию румынского ультранационализма, антикоммунизма, антикапитализма и антисемитизма, а также поддерживала Румынскую православную церковь

Первоначально основана Корнелиу Зеля Кодряну 24 июля 1927 года как военизированная организация "Легион Архангела Михаила"."

Ну, и раз так, то тут нам никак не обойтись уважаемый читатель без рассмотрения биографии данного человека, тем более что он по современным исследованиям он занимает 22 место в списке 100 великих румын!

А зовут нашего нового героя Румынии: Корне́лиу Зеля Кодря́ну (рум. Corneliu Zelea Codreanu, korˈneliu ˈzele̯a koˈdre̯anu), урождённый Корне́лиу Зели́нский (рум. Corneliu Zelinschi; 13 сентября 1899, Хуши, жудец Васлуй, Румыния - 30 ноября 1938, Тынкэбешть, жудец Илфов, Румыния).

Кратко о нем в энциклопедиях пишут так: румынский политический деятель, основатель и лидер движения "Легион Архангела Михаила", более известного как "Железная гвардия" или "Легионерское движение" (с момента его основания и вплоть до своей смерти).

Легионерами - членами Железной гвардии – уважительно назывался "капитанул" (рум. căpitanul - капитан).

А более подробная биография Корнения Кодряну выглядлит так.

С 1919 года Кодряну состоял в националистической "Гвардии национального сознания", а в 1923 году с Александру Кузой основал фундаменталистскую Лигу национальной христианской защиты, которую покинул спустя два года из-за идеологических разногласий.

В 1927 году он основал своё православное движение орденского типа "Легион Михаила Архангела" (рум. Legiunea Arhanghelul Mihail), известное как "Железная гвардия" (рум. Garda de Fier).

И что особенно важно для нашего исследования Кодряну был и оставался до последней минуты своей жизни – ярым антикоммунистом и румынским антисемитом.

Что явственно ни в самой послевоенной Румынии, оказавшейся под властью СССР ни пост европейском мире, где подняли влаг "демократии" и "толерантности" не приветствовалось. И посему имя и деяния Кодряну и его соратников или умышленно извращались или попросту замалчивались в исторических трудах или публикациях в СМИ.

Поэтому К. Кодряну и по сей день остается для тех европейских правителей (тайных или явных) то создаются и ставятся на главные управленческие посты в своих странах так называемы "Еврейским всемирным правительством" (подробно о этой организации рассказано тут: http://www.pgorgrussian.com/

Сам же Кодряну по мнению современных историков был склонен к религиозному мистицизму и стремился при поддержке Румынской православной церкви донести до народа призыв к духовному очищению но при этом он одновременно выступал против попыток копировать немецкий национал-социализм и расовую теорию и тем не мене с подачи послевоенной советской пропаганды за ним закрепилось клеймо " фашиста".

Как образованный и талантливый человек Кодряну быстро поднялся по карьерной лестнице румынской политики и уже в 1931 году был избран в Палату депутатов. В 34 года написал книгу "Моим легионерам", переведённую на множество языков мира.

Книга настолько интересна и для умудренного жизнью читателя и для юношей выбирающий путь в своей жизни что я настоятельно рекомендую всем читателям перейти вот по этой ссылке http://maxima-library.org/component/maxlib/b/212199 и там прочесть или бесплатно скачать в свою библиотеку данную книгу. Сам автор книги определяет ее как: "Навигационную карту в сумраке сего мира. Она написана для тебя, дабы ты не заплутал на путях ведущих в тупики..."

Особенно на мой взгляд книга будет интересна гражданам Украины совсем недавно перешившими очередную народную революцию, плодами которой как всегда воспользовались олигархи, и прочие политические проходимцы большинство из которых и это является горько правдой опять, как в той довоенной Румынии являются представителями еврейского финансового капитала.

В той же книги "начинающие революционеры" найдут почти, что пошаговые инструкции с чего начать, где взять людей, идеологию и сформировать новую политическую силу!

Но, а нам пора вернутся к К. Кодряну который став членом парламента, сразу вступил в открытый конфликт с антидемократическими силами, ведомыми румынским королём Каролем II, и в конечном итоге стал применять террористические методы для достижения своих целей.

17 апреля 1938 года неугодный властям "капитанул" был арестован по обвинению в государственной измене и приговорён к 10 годам каторги, а в ночь с 29 на 30 ноября того же года расстрелян жандармами в Тынкабештском лесу (жудец Илфов) якобы при попытке к бегству.

Подробный рассказ о терроре короля Кароля Второго в отношении "членов "легиона" будет у нас далее, а тут я скажу, что и в настоящее время личность К. Кодряну привлекает не только всех современных ультраправых, особенно идеологов "третьего пути". Его идеи легко адаптируются в программы любой национальной партии того или иного государства что находятся в на территории Восточной Европы.

В той современной нам Румынии существует официально зарегистрированное движение "Новые правые", члены которого считают себя правопреемниками "Железной гвардии" Кодряну; подобные партии, придерживающиеся той же идеологии и считающие Кодряну своим кумиром, есть и в ряде других стран

Ну, а для самых ленивых из вас (кто не пожелал прочитать рекомендуемую автором книгу) я все же далее перескажу основные моменты биографии К.Кодряну.

Корнелиу окончил начальную школу и поступил в 1912 году в военный лицей в Мэнэстиря-Дялу (рум. Mănăstirea Dealu). Когда началась Первая мировая война, Корнелиу стал изъявлять желание отправиться на фронт, но к тому моменту ещё не достиг призывного возраста.

В августе того же года Румыния всё-таки вступила в войну: вести о войне дошли до дома Кодряну 15 августа, и через три дня Кодряну отправился на фронт. Он попал в 25-й пехотный полк полковника В. Пипереску, когда тот выдвигался в Трансильванию по долине реки Ойтуз, причём в том полку отец Корнелиу командовал ротой

Пипереску отказался брать юного добровольца, но Кодряну-младший всё же принял участие в боях в Трансильвании

1 сентября 1917 Корнелиу Кодряну поступил в Военное пехотное училище в Ботошанах, рассчитывая вернуться на фронт, и находился в действующем составе училища до 17 июля 1918

Он не принял ни Февральскую революцию в России, когда был свергнут самодержавный строй, ни Октябрьскую, поскольку большевики осуждали идею об объединении Молдавии и Румынии, а после сепаратного Бухарестского мира, который Румыния была вынуждена подписать после выхода России из войны, Кодряну окончательно стал на сторону антикоммунистов.

В 1919 году Корнелиу Кодряну переехал в Яссы; к тому моменту в Румынии стала реальной опасность установления советской власти, а масштабная просоветская агитация в Молдавии при полном попустительстве всей румынской интеллигенции только усилила ненависть Кодряну к коммунистам.

Антисемитские настроения, появившиеся у Корнелиу ещё в детстве под влиянием отца, вместе с ненавистью к коммунизму привели к тому, что убеждения Кодряну в реальности теории коммунистического еврейского заговора или "жидобольшевизма" укрепились: к агентам антирумынских идей Кодряну причислял в первую очередь всех евреев, занимавшихся коммерцией.

Весной 1919 года в Добринском лесу собралась группа из двадцати лицеистов-старшекурсников во главе с Кодряну, и все они принесли торжественную клятву в случае вторжения большевистской армии в Румынию организовать вооружённое сопротивление и наносить удар за ударом по противнику до тех пор, пока большевики не покинут Румынию.

Поскольку угроза подобного вооружённого столкновения была довольно высокой, все лицеисты решили не только побыстрее отыскать оружие и боеприпасы, но и договориться о проведении регулярной разведки в лесу и организации военных упражнений.

Чтобы замаскировать свои намерения, Кодряну создал культурно-национальное общество учеников лицея из Хуш имени Михаила Когэлничяну.

Директорат лицея, ничего не заподозрив, одобрил это решение. На людях Кодряну и его товарищи обсуждали обычные вопросы, а в лесу занимались начальной военной подготовкой: в то время оружие было достать очень легко.

Осенью 1919 года Кодряну защитился на степень бакалавра, после чего решил продолжить своё обучение и поступил в Ясский университет на юридический факультет.

Одним из близких друзей Кодряну стал Александру Куза.

Страх перед советизацией Румынии вынудил Кодряну заниматься антисемитской пропагандой среди рабочих: Куза постоянно твердил, что евреи угрожают чистоте румынского народа, и форсировал начало кампании по расовой сегрегации. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрение Кодряну, стал врач и идеолог антисемитизма Николае Полеску.

Кодряну, возмущённый сильным распространением левых идей среди студентов и университетских профессоров[, осенью 1919 года вступил в ряды Гвардии национального сознания (рум. Garda Conştiinţei Naţionale), которую создал инженер-электрик Константин Панку.

Численность её насчитывала не более 40 человек, и все они поддерживали своеобразный антикоммунистический симбиоз лоялизма и защиты пролетариата (эта идеология имела только одно общее с коммунизмом – защиту прав рабочих).

Движение заручилось поддержкой генерала Александру Авереску и его Народной партии, куда вступил и Александру Куза, однако при Авереску, ставшем премьер-министром страны в 1920 году (во второй раз в своей политической карьере), в крупных городах Румынии обострились социальные проблемы.

В "Гвардии национального сознания" Кодряну видел ядро националистических профсоюзов, но её антикоммунистический характер ярко проявился с началом разгона коммунистических выступлений, стачек и забастовок. Подобные разгоны привлекали внимание народа, особенно внимание Ассоциации христианских студентов: те стали выступать с призывами установить процентную норму для евреев на получение высшего образования. Популярность Гвардии стала расти, но головокружение от успехов привело к резкому учащению стычек между её членами и их политическими противниками.

Осенью 1922 года Кодряну отправился за границу, имея в своём кармане сумму в 8 тысяч лей. Он учился на юриста в Берлине и Йене. В Берлине Корнелиу стал свидетелем послевоенной разрухи, а именно инфляции, дефицита продуктов, безработицы и голода.

Окончательно покинуть Германию он решился после декабрьских студенческих протестов в Румынии против полной эмансипации евреев, начавшихся 3 и 4 декабря в Бухаресте, Яссах и Черновцах.

10 декабря во всех румынских университетах была объявлена всеобщая полная забастовка, а протестующие выдвинули 10 требований к правительству. Объектами нападок становились и газеты, которые выставляли в дурном свете националистические движения.

4 марта 1923 года Корнелиу Кодряну при поддержке Кузы основал христианскую националистическую организацию под названием "Лига национальной христианской защиты".

В тот же день состоялось освящение многочисленных румынских знамён, которые Кодряну планировал изготовить ещё для возможных всенародных протестов и раздать студентам всех румынских университетов.

Кодряну стал организатором под руководством профессора Кузы, а вскоре к ним присоединился Ион Моца, председатель кружка "Петру Майор", который перевёл на румынский известные "Протоколы сионских мудрецов" и стал в будущем идеологом Легиона.

Кодряну поставил задачу – сделать Лигу серьёзной политической силой в Румынии, а сам занялся делами по привлечению молодёжи, действуя по двум фронтам:

ему приходилось поддерживать всенародные студенческие забастовки благодаря связям более чем в 40 румынских жудецах и параллельно добиваться массового притока добровольцев в ряды Лиги.

Единого регламента у Лиги и чётко прописанной структуры не было, а сам Куза выступал против введения каких-либо рамок для движения, но при поддержке отца Корнелиу всё-таки уговорил Кузу принять документы по структуре Лиги и её молодёжного отделения. Кузу составил "Руководство Доброго Румына", а затем в Лиге национальной христианской защиты базовую книгу Лиги на всё время вплоть до 1935 года.

Но вот далее в истории Румынии, случилось важное, но как показало время и дальнейшие события преждевременное политическое решение!!!

Ибо румынский народ не был готов к такой "демократизации" – традиционный народный антисемитизм превалировал в румынском обществе причем во всех его социальных слоях.

26 марта 1923 года Национальное Собрание Румынии с предложения Либеральной партии Румынии внесло поправку в Статью 7 Конституции Румынии, по которой предоставил всем уроженцам Румынии еврейского происхождения гражданство и полные гражданские права что и было принято уже 28 марта 1923 г...

Возмущённая таким решением Национального Собрания Лига атаковала гетто в Яссах и создала группу, которая потребовала от правительства в Бухаресте немедленно отменить внос поправки.

Александру Куза выпустил всенародное обращение, в котором потребовал от народа добиваться отмены поправки в Статье 7 и проведения свободных выборов. Кодряну, находившийся в Яссах, также выпустил обращение с призывом организоваться и устраивать акции протеста: власти вывели на улицы жандармов и полицию, пытаясь перекрыть движение, но протесты стали проводиться уже по всему городу, сразу в четырнадцати точках одновременно.

Протесты продлились чуть более суток, после чего в город подошли армейские подкрепления, разогнавшие протестовавших.

Кодряну был арестован и пробыл неделю в тюрьме, освободившись перед Пасхой. К июню студенческие протесты стали сходить на нет

22 августа Кодряну решил провести первый Конгресс руководителей студенческого движения в Яссах, несмотря на запрет властей о проведении конгресса. После молебна перед зданием Митрополии о погибших на фронте Первой мировой студентах (полиция не пропустила студентов, поминальную службу провёл на открытом воздухе священник) студенты отправились к корпусу Ясского университета, где их ожидали представители власти в сопровождении сил полиции и армии (13-й пехотный полк).

Власти напомнили о запрете конгресса, но студенты вопреки требованиям всё же собрались в амфитеатре юридического факультета и открыли там собрание, осознавая, что в случае вмешательства армии и полиции последствия могут быть трагическими.

Фактически все студенты оказались в окружении: прорваться сквозь окружение никто не мог. Вечером у университета собралась толпа протестующих во главе с Константином Панку, которые попытались пронести продовольствие студентам и даже прорвали три полицейских кордона.

Полиция пошла на хитрость и в 9 часов вечера разрешила всем выход по три человека, но при этом рассчитывая поймать Кодряну после обысков.

Однако Корнелиу успел сбежать.

Конгресс продолжился на следующий день в монастыре Четэцуя, и на заседании день 10 декабря объявляется национальным днём румынского студенчества.

Третий день конгресса состоялся в лесу на холме Галата, где было принято решение продолжать борьбу студентов за смену власти.

Был образован Комитет, который должен был руководить студенческим движением всех университетов, но не подчиняться старому студенческому руководству Бухареста.

17 сентября 1923 состоялся Конгресс Лиги в Кымпулунге во дворе городской церкви: участники успешно миновали все конвои.

На конгрессе была поднята тема бедственного положения крестьян, которым не оказали помощь по окончании Первой мировой войны, а почти все их доходы шли в карманы частных предпринимателей.

На собрании присутствовали множество крестьян, и тридцать из них отправились в Бухарест с просьбой к премьер-министру Иону Брэтиану принять меры для защиты лесов, отменить контракт Православной церкви с частным еврейским предпринимателем Анхаухом о продаже лесов и ввести процентную норму ("Numerus Clases") в румынских школах.

Кодряну отправился в качестве представителей крестьян, которым в день приезда студенчество оказало большие почести.

Полиция попыталась разогнать крестьян и студентов, но группе делегатов удалось прорвать все три кордона. Долгожданная встреча с премьер-министром состоялась в третий день пребывания крестьян, однако войти им разрешили только после того, как Кодряну пригрозил выломать силой дверь.

Брэтиану согласился только рассмотреть вопрос по лесам, но отказался вводить процентную норму. Ряд делегатов был арестован после встречи, а Кодряну принял решение избавиться от чиновников, которые не хотят решать "еврейский вопрос" и помогать представителям всех классов румынского народа.

Переход к террору! И тут Кодряну и его организация тоже добились больших успехов!

В октябре 1923 года в Яссах в доме 12 на улице Савеску состоялось тайное совещание членов Конгресса, на котором Кодряну принял решение убить премьер-министра Иона Брэтиану и ещё шестерых членов правительства (в том числе и Георге Мырзеску, который занимал несколько постов в кабинете Брэтиану и лично занимался продвижением поправки Статьи 7 в Конституцию).

Кодряну также стал составлять чёрные списки лиц, которых он считал предателями Румынии, и значительную часть названных Кодряну предателей составляли евреи (раввины, банкиры-финансисты Либеральной партии, редакторы газет "Диминяца", "Адевэрул", "Лупта").

Кодряну оставил прощальное письмо студентам, поскольку не верил, что вернётся вообще обратно после совершённого акта возмездия (он писал, что либо погибнет, либо будет пожизненно осуждён).

8 октября семеро заговорщиков во главе с Кодряну собрались в доме номер 41 по улице 13 декабря, и там их задержала полиция.

Как оказалось, кто-то из членов Лиги выдал планы властям: на допросе всем обвиняемым показывали их огнестрельное оружие (револьверы Browning 6.35), которое было хорошо спрятано и о местонахождении которого никто посторонний не мог знать.

На допросе Кодряну решил во всём сознаться, дабы не испытывать угрызения совести, и назвал имена всех лиц, которых движение собиралось уничтожить, но при этом добавил, что никто не утверждал точную дату своих действий.

На этом пункте он и решил строить защиту всех своих товарищей по несчастью.

Кодряну был отправлен в тюрьму Вэкэрэшти на время следствия, где занимался принудительными работами.

Позднее Корнелиу обнаружил, что среди арестованных в тюрьме находился и его собственный отец.

Вскоре всех арестованных отправили в Бухарестский трибунал, где им были зачитаны обвинения и назначен защитник в лице адвоката Илиеску, после чего всех снова отправили в тюрьму. Число арестованных по обвинению в заговоре выросло до тринадцати: Корнелиу Кодряну и его отец, заговорщики И. Гырнята, И. Моца, Т. Попеску, К. Жеоржеску, Р. Миронович, Л. Бандак, И. Верникеску, Т. Брязу (непосредственно обвинены), Драгош, Данилеску (задержаны) и В. Фриму (осведомитель).

В тюрьме у Кодряну родился план о создании новой организации по воспитанию молодёжи, и 8 ноября, в день Архангела Михаила, на встрече с заговорщиками Кодряну предложил назвать новое движение именно в честь Архангела Михаила.

Корнелиу всё-таки не мог понять, кто был предателем.

На одной из встреч в тюрьме он собрался назвать предателя, но тут из-за стола встал и ушёл заговорщик по фамилии Верникеску.

Дурные опасения всей группы подтвердились: Драгош подтвердил, что именно Верникеску выдал планы по покушению.

Тем временем арестованным студентам крестьяне отправляли финансовую помощь, поскольку те прилагали все усилия для защиты крестьян "от беды и несправедливости, нищеты и обиды".

Дата судебного слушания была назначена 29 марта. По румынским законам нельзя было привлекать к уголовной ответственности лиц, которые планировали преступление, но при этом не назначили конкретную дату, поэтому Кодряну с руководством Лиги ожидали оправдательного приговора, но сам Кодряну верил: каждому могут дать как минимум 5 лет лишения свободы за подобные преступления.

За день до начала процесса во время встречи с родными Ион Моца увёл Верникеску в соседнее помещение и выстрелил там в предателя семь раз. Раненого срочно увезли в больницу, а всех отправили в изолятор.

На следующий день состоялось судебное заседание, на котором свои показания дали все обвиняемые. В 6 часов утра на следующий день офицер явился к подсудимым и заявил: все, кроме Моцы, полностью оправданы.

Поскольку ранения Верникеску оказались не смертельными, Моца в итоге обеспечил себе тюремный срок в два месяца лишения свободы.

После вынесения приговора все уехали в тюрьму Вэкэрэшти, чтобы забрать оттуда личные вещи и уладить все формальности по освобождению.

У Кодряну и Кузы давно назревал конфликт по поводу структуры Лиги: Кодряну выступал за милитаризацию организации и переход к революционным идеям, а Куза выступал против этого

Именно поэтому Кодряну ещё в тюрьме задумал создать свою молодёжную организацию при Лиге, которую он назвал "Легион Архангела Михаила".

Имя он выбрал неслучайно, поскольку в церкви при тюрьме действительно была икона Архангела Михаила, а позднее и вовсе утверждал, что видел архангела не то во сне, не то наяву.

Уже после освобождения в Яссах Корнелиу создал своё "Братство креста" (рум. Frăţia de Cruce), название которого было навеяно идеями церковного побратимства и христианской проповеди с крестом.

6 мая 1924 года в пригороде Ясс прошло первое собрание Братства креста, на котором члены Братства заложили первый камень в основание студенческого центра.

Начальник румынской полиции Константин Манчу приказал разогнать собрание, однако действия полиции привели к массовой драке.

Кодряну попал в тюрьму, где его избивали на протяжении нескольких дней подряд, пока Куза, находившийся на свободе, не заступился за арестованных и не попросил стражу прекратить побои и избиения.

Кодряну вскоре временно отказался от политической деятельности, но это "затишье" длилось недолго.

24 октября 1924 Кодряну ворвался в здание трибунала Ясс, где начальник полиции отвечал на вопросы по поводу событий 6 мая (кто-то из друзей Кодряну подал заявление в полицию) и жестоко отомстил Манчу, выстрелив в него из пистолета.

Манчу скончался на месте, ещё несколько полицейских были ранены, а сам стрелявший сразу же сдался полиции на месте преступления и отправился в тюрьму.

Криминалисты установили, что Манчу не мог видеть своего убийцу в момент выстрела, хотя Кодряну доказывал, что действия его были в пределах самообороны в ответ на ранние выходки Манчу.

Убийство всколыхнуло всю страну: в Парламенте Румынии Пол Бужор, член Крестьянской партии Румынии, даже предложил пересмотреть закон в отношении политического насилия и подстрекательства к мятежу, что привело в итоге 19 декабря к утверждению правящей Национально-либеральной партией "Закона Мырзеску" (в честь министра юстиции Румынии).

Самым главным последствием этого закона стал запрет деятельности Коммунистической партии Румынии!

В октябре-ноябре в Парламенте снова разгорелись дебаты, и группа Кузы была признана виновной в убийстве Манчу:

Петре Андрей утверждал, что Куза был организатором убийства, а Кодряну исполнителем; в ответ на это Куза продолжил настаивать на невиновности, заявив, что поведение Манчу было поводом для заслуженного наказания.

В итоге судьи нашли пристрастное жюри присяжных, и всё дело закончилось тем, что Кодряну был полностью оправдан.

Присяжные совещались всего пять минут, но заседание отличалось тем, что все они пришли с эмблемами Лиги и свастикой (Куза использовал свастику как символ Лиги).

Удачный исход дела отмечался долго: вскоре состоялась свадьба Корнелиу Зели Кодряну и Елены Илиною. После свадьбы Кодряну снова встретился с Кузой и для разрядки напряжённости решил уехать во Францию.

Незадолго до отъезда Кодряну чуть не стал жертвой покушения, а Моца, только-только вышедший из тюрьмы, получил ещё один небольшой тюремный срок.

В 1926 году Кодряну вернулся из Гренобля и принял участие в парламентских выборах, баллотировавшись в депутаты от города Фокшаны, но проиграл выборы. Лига была распущена в том же году как не оправдавшая ожидания Корнелиу.

Тех членов Лиги, которые также отсидели в тюрьме, Корнелиу собрал для того, чтобы объявить о создании новой организации, получившей название "Легион Архангела Михаила" и официально образованной в ноябре 1927 года. Это произошло спустя несколько дней после роспуска кабинета Авереску, которое защищало Кузу.

Легион был основан по принципу Братства креста, был закрытой организацией и основывался на принципе автаркии: все его члены ставили общие цели Легиона выше собственных.

Вскоре появились многочисленные ячейки Легиона, называвшиеся "гнёздами"

. Братство было главным и самым секретным элементом Легиона: его члены должны были проходить специальные обряды, доказывая верность Легиону и принося клятву Капитаналу.

...Вот некоторые большие цитаты из речей К.Кодряну:

"Нет уз святее товарищества!"

"Больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя".

Евангелие от Иоанна, 15,13.

"...Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак [...] высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли.

Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности.

Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями.

Это закон природы; к этому тянет нормально человека.

Но тут есть один волосок, один самый тоненький волосок, но который если попадется под машину, то все разом треснет и разрушится. Именно: беда иметь при этом случае хоть какой-нибудь самый малейший расчет в пользу собственной выгоды.

Например; я приношу и жертвую всего себя для всех; ну, вот и надобно, чтоб я жертвовал себя совсем, окончательно, без мысли о выгоде, отнюдь не думая, что вот я пожертвую обществу всего себя и за это само общество отдаст мне всего себя.

Надо жертвовать именно так, чтоб отдавать все и даже желать, чтоб тебе ничего не было выдано за это обратно, чтоб на тебя никто ни в чем не изубыточился. Как же это сделать? [...]

Корнелиу Кодряну среди студентов-единомышленников. Яссы. Начало 1920х годов.

...Социалист начинает делать, определять будущее братство, рассчитывает на вес и на меру, соблазняет выгодой, толкует, учит, рассказывает, сколько кому от этого братства выгоды придется, кто сколько выиграет, определяет, чем каждая личность смотрит, насколько тяготеет и определяет заранее расчет благ земных; насколько кто их заслужит и сколько каждый за них должен добровольно внести в ущерб своей личности в общину.

А уж какое тут братство, когда заране делятся и определяют, кто сколько заслужил и что каждому надо делать? [...]

Ничего не выходит. Конечно, есть великая приманка жить хоть не на братском, а чисто на разумном основании, то есть хорошо, когда тебя все гарантируют и требуют от тебя только работы и согласия.

Но тут опять выходит загадка: кажется, уж совершенно гарантируют человека, обещаются кормить, поить его, работу ему доставить и за это требуют с него только самую капельку его личной свободы для общего блага, самую, самую капельку.

Нет, не хочет жить человек и на этих расчетах, ему и капелька тяжела. Ему все кажется сдуру, что это острог и что самому по себе лучше, потому – полная воля. И ведь на воле бьют его, работы ему не дают, умирает он с голоду и воли у него нет никакой, так нет же, все-таки кажется чудаку, что своя воля лучше.

Разумеется, социалисту приходится плюнуть и сказать ему, что он дурак, не дорос, не созрел и не понимает своей собственной выгоды; что муравей, какой-нибудь безсловесный, ничтожный муравей, его умнее, потому что в муравейнике все так хорошо, все так разлиновано, все сыты, счастливы, каждый знает свое дело, одним словом: далеко еще человеку до муравейника!"

Но, однако, существует ли настоящее братство? Какое оно? Как создать его?

"Сделать никак нельзя, а надо, чтоб оно само собой сделалось, чтоб оно было в натуре, безсознательно в природе всего племени заключалось, одним словом: чтоб было братское, любящее начало – надо любить.

Надо, чтоб самого инстинктивно тянуло на братство, общину, на согласие, и тянуло, несмотря на все вековые страдания нации, несмотря на варварскую грубость и невежество, укоренившиеся в нации, несмотря на вековое рабство, на нашествия иноплеменников, – одним словом, чтоб потребность братской общины была в натуре человека, чтоб он с тем и родился или усвоил себе такую привычку искони веков.

В чем состояло бы это братство, если б переложить его на разумный, сознательный язык?

В том, чтоб каждая отдельная личность сама, безо всякого принуждения, безо всякой выгоды для себя сказала бы обществу:

"Мы крепки только все вместе, возьмите же меня всего, если вам во мне надобность, не думайте обо мне, издавая свои законы, не заботьтесь нисколько, я все свои права вам отдаю, и, пожалуйста, располагайте мною. Это высшее счастье мое – вам всем пожертвовать и чтоб вам за это не было никакого ущерба. Уничтожусь, сольюсь с полным безразличием, только бы ваше-то братство процветало и осталось".

А братство, напротив, должно сказать: "Ты слишком много даешь нам. То, что ты даешь нам, мы не вправе не принять от тебя, ибо ты сам говоришь, что в этом все твое счастье; но что же делать, когда у нас безпрестанно болит сердце и за твое счастие. Возьми же все и от нас.

Мы всеми силами будем стараться поминутно, чтоб у тебя было как можно больше личной свободы, как можно больше самопроявления.

Никаких врагов, ни людей, ни природы теперь не бойся. Мы все за тебя, мы все гарантируем тебе безопасность, мы неусыпно о тебе стараемся, потому что мы братья, мы все твои братья, а нас много и мы сильны; будь же вполне спокоен и бодр, ничего не бойся и надейся на нас"".

...

"В 1919, 1920 и 1921 годах, – писал Кодряну, – вся еврейская пресса нападала на Румынское государство, провоцировала повсюду безпорядки и призывала к насильственным действиям против правительства, режима, Церкви, общественного порядка и всякой национальной идеи и патриотизма. А что теперь? О чудо из чудес!

Теперь эта пресса, руководимая до сегодняшнего дня всё теми же евреями, внезапно превратилась в защитницу государственного порядка и законов! Теперь она убеждённая противница всякого насилия.

А мы стали врагами Румынии' "правыми экстремистами", мы находимся "на службе и содержании врагов Румынии".

На наше лицо, на нашу румынскую душу обрушиваются удар за ударом, нам достаётся унижение за унижением, и в итоге мы увидим чудовищное утверждение: евреи – это защитники Румынии!

Они защищены от неприятностей и живут в мире и достатке. Мы же, напротив' являемся "врагам Румынии".

Наши жизнь и свобода находятся под угрозой. Все румынские органы власти преследуют нас, как бешеных собак!"

Согласно американскому историку Барбаре Елавич, движение сначала не руководствовалось никакой идеологией, а занималось моральным обновлением каждого человека и при этом пользовалось поддержкой Румынской православной церкви.

Легион использовал в своей политической деятельности не только православные церковные таинства, но и народную культуру.

Так, Кодряну всегда появлялся на публике в румынском народном костюме (помимо него, так поступал только лидер Национальной крестьянской партии Ион Михалаке).

Легион был тесно связан с православным духовенством, а его члены в свои политические выступления включали оригинальную трактовку идей Румынской православной церкви, согласно которой румынский народ должен будет пройти очищение ради собственного спасения.

Эта зацикленность на мистике, сочеталась с готовностью к насилию и самопожертвованию членов Легиона при условии, что всё это будет совершаться во имя добра и сопровождаться покаянием.

В результате легионеры, участвовавшие в актах насилия, часто добровольно сдавались после этого полиции.

Легионеры считали, что рост насилия – один из признаков мира накануне грядущего Второго пришествия Христа.

В идеологии Легиона стали преобладать эсхатологические мотивы и культ смерти: доктрина легионеров даже включала постулат, что мёртвые тоже составляют часть вечного национального общества.

Сделав мистицизм центральным элементом своей доктирны, Легион при этом демонстративно не поддерживал никакую конкретную идеологию.

Кодряну объяснял это тем, что необходимо создать "нового человека"

Люди уже по старой привычке спрашивают:

"Какую программу вы нам предлагаете?"

Однако эта страна гибнет не из-за недостатка программ, а из-за недостатка людей.

Наше мнение состоит в том, что главное не выдумывать остроумные программы, а создавать людей, новых людей!

Несмотря на невысокое количество официальных обращений, движение сразу прославилось благодаря своей приверженности антисемитизму: легионеры утверждали, что Румынии немедленно нужно решать еврейский вопрос, чтобы евреи не распространяли по стране разврат и аморальность.

В течение 15 лет, по мнению Кодряну, они "только болтали и проводили высокопарные, но абсолютно бесплодные обсуждения", поэтому его поколение должно было покончить с этим вопросом раз и навсегда.

Кодряну начал антисемитскую кампанию, обвиняя евреев в посягательстве на духовное наследие румын и надругательстве над церковью, а также в отступлении от Ветхого Завета.

Ссылаясь на теорию происхождения румын от римлян и даков, Корнелиу обвинял евреев в том, что они снова взялись за старое и, якобы разрушив Римскую империю, теперь воюют с её потомками.

С 1927 года Легион стал устраивать еврейские погромы: официально они начались с разграбления и поджога синагоги в городе Орадя.

Согласно данным одного анализа, Румыния стала европейской страной с самыми сильными антисемитскими настроениями, уступая в этом плане только Польше.

Антисемитские призывы Кодряну были крайне радикальными по сравнению со взглядами не только Кузы, но и его бывшего соратника, историка Николае Йорги, к тому же в них присутствовали фрагменты расовой теории, по которой румыны были высшей расой в сравнении с другими народами страны, включая венгров.

Что касается внешнеполитических амбиций, то Кодряну поддерживал территориальную экспансию Румынии, выступая за присоединение к ней не только всей Молдавии, но и территории современного Приднестровья, и за последующее образование румынского федеративного государства от Карпат до Дуная.

Популярным движение стало в глазах среднего класса и образованной молодёжи, но особенную поддержку Кодряну получал от крестьян, поскольку и сам был горожанином только в первом поколении.

Легион также был антикапиталистическим и антикоммунистическим движением, осуждавшим экономический либерализм и интернационализм как элементы всемирного еврейского заговора, боровшимся против материализма и модернизации и стремившимся построить коллективистское общество немарксистского характера с наличием кооперативов.

Реформы в Легионе

Через два года Кодряну пришёл к выводу, что его движение развивается недостаточно и что назрела смена задач.

Он начал путешествовать по деревням, выступая с проповедями перед неграмотными, но глубоко верующими сельскими жителями: легионеры на проповедях одевались в белые мантии и рассказывали о непреодолимых противоречиях между христианами и иудеями.

Ещё одной причиной подобной смены цели стала борьба против движения Кузы за влияние в Бессарабии и Буковине.

С 1928 по 1930 годы Национальная крестьянская партия Александру Вайды-Воевода тайно показывала помощь Легиону, а вот лидер национал-царанистов Юлиу Маниу с июля 1930 года стал бороться против Легиона: поводом послужила попытка еврейских погромов в Марамуреше и Бессарабии.

В том же году легионеры призвали к погромам крестьян из Борши (в местечке проживало 4 тысячи евреев.

Легион также занялся покушениями на неугодных политиков, в том числе на заместителя главы МВД Константина Ангелеску.

Кодряну был арестован вместе с исполнителем покушения Георге Беза, но обоих оправдали.

Тем не менее, Легион был объявлен вне закона по приказу премьер-министра Георге Миронеску и главы МВД Иона Михалака в январе 1931 года, а в феврале Кодряну снова попал под суд и снова был оправдан.

Начавшаяся в 1929 году Великая депрессия не обошла стороной и экономику Румынии, и в этих условиях Легион стал пользоваться разногласиями между королём Румынии Каролем II и Национальной крестьянской партией, которая в 1931 году сформировала кабинет министров во главе с Николае Йоргой.

В том же году Кодряну был избран в Палату депутатов по списку "Группы Корнелиу Зели Кодряну" (таким именем пользовался Легион на выборах) вместе с некоторыми соратниками, в том числе со своим отцом Ионом Зелей и Михаем Стелеску (последний потом был изгнан из Легиона).

Всего же депутатские мандаты получили пять легионеров, что стало первым успехом Легиона.

Считается, что поддержку "Группе" оказал кабинет Вайды-Воевода, сменившего Йоргу на посту премьера. Кодряну прославился в Палате депутатов благодаря массовым разоблачениями коррумпированных министров и политиков, хотя политические противники называли его слишком нудным и некомпетентным.

(продолжение следует)

(конец ч.2)










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua