Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

САУ "Фердинанд" ч.3


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Техническое описание и другие факты

САУ ''Фердинанд'' ч.3
                                         ч.3

Техническое описание САУ "Фердинанд" и другие важные сведения


 

  В начале этой части я  сразу хочу сделать важное замечание!

   Здесь  далее будут излагаться сложное  в техническом плане описание устройства  САУ " Фердинанд" и оно в первую очередь предназначено для "яйцеголовых"  любителей истории. То есть тех их вас уважаемые читатели, кто сам разбирается  скажем  в устройстве двигателя внутреннего сгорания. служил в армии и знаком с основами тактики и имеет навыки  участи  в бою (учебном бою) и хотя бы раз побывал внутри какого либо  танка!!!

  Для всех остальных это будет скучное чтиво! Но и тут у меня есть для не служивших в армии но  любящих играть в World of Tanks подарочек. Просмотрите вот это видео:

https://yandex.ua/video/search?p=1&filmId=sL7jsxhDUXI&text=%D1%81%D0%B0%D1%83%20%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

  Но это игра! А вот реальная  жизнь есть реальная  жизнь!

  Где если твой танк вместе с тобой подбили, то шансов  выжить уже было у тебя мало! Даже если ты и воевал на САУ "Фердинанд"!

   САУ "Фердинанд" была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше.

  Справка: Фердинанд Артур Порше (нем. Ferdinand Porsche; 3 сентября 1875, Мафферсдорф, Австро-Венгрия - 30 января 1951, Штутгарт, ФРГ)  - немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники. Основатель компании Porsche. Вот интересное видео. Настоятельно рекомендую его посмотреть!

https://yandex.ua/video/search?p=3&filmId=U1T1kY7kUXI&text=%D1%81%D0%B0%D1%83%20%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard

В 1898 году у Порше появляется революционная идея автомобиля с электроприводом. Перед ним была поставлена непростая задача - сконструировать такой автомобиль на электрической тяге, который бы быстро передвигался и при этом хорошо продавался. Природные данные Фердинанда Порше раскрылись с первых же недель работы над новым проектом. Опытный образец получился удачным. Машина была компактной, быстрой - она могла передвигаться с неплохой для конца XIX века скоростью 40 километров в час

В 30-х годах Фердинанд Порше был приглашён в Россию и побывал на авиационных и танковых заводах. Ему было предложено переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР и работать по специальности в области танкостроения, авиационной и автомобильной промышленности. Но он отказался

За время войны бюро Porsche создало вездеходы и амфибии на базе "Жука" и боевые машины: тяжёлые танки "Tiger (P) " и "Королевский Тигр"[2], противотанковую САУ "Фердинанд"[3] и сверхтяжёлый танк "Maus" (с нем-"Мышь").

История создания "Фердинанда" тесно переплетена с историей создания знаменитого танка "Тигр I".

 Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро - "Порше" и "Хеншель". Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) ("Порше") и VK 4501 (H) ("Хеншель"). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру, проведя показательные стрельбы.

 Оба образца показали близкие результаты, и решение о выборе образца для серийного производства не было принято.

Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля.

В апреле - июне испытания были продолжены, параллельно фирма "Нибелунгенверке" начала сборку первых серийных "Тигров" Порше.

 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы "Хеншель".

Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка.

Несмотря на принятое решение, Порше не прекращал работы над совершенствованием своего танка. 21 июня 1942 года рейхсминистерство вооружения и боеприпасов на основании личного распоряжения Гитлера дало указание об установке на танк мощной 88-мм пушки с длиной ствола 71 калибр.

    Однако, установка данной пушки в существующую башню оказалась невозможной, о чём руководство завода "Нибелунгенверке" сообщило 10 сентября 1942 года.

   А 22 сентября 1942 года фюрер высказался о необходимости переделки шасси "Тигра" Порше в такую САУ, одновременно усилив лобовое бронирование до 200 мм.

  Официально Порше был уведомлён о переделке танка в самоходное орудие 29 сентября, однако проигнорировал это указание, надеясь на принятие на вооружение своего танка с новой башней для размещения длинноствольной 88-мм пушки.

    Однако, 14 октября 1942 года Гитлер потребовал немедленно начать работы по переделке шасси танков Порше в противотанковые САУ.

     При проектировании "Фердинанда" Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12,8 cm K 40 (Sf) auf VK3001 (H).

    Эти тяжёлые машины, вооружённые 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году.

    Проект "конверсии" танков в САУ делался КБ "Порше" и фирмой "Алкетт" в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины - в частности, по причинам технологического характера (необходимость изготовления выреза в 200-мм броне, к тому же ослаблявшего лобовую плиту) построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования.

 Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом, в кормовой части; в то же время, общая компоновка машины подверглась существенным переделкам.

Поскольку новое орудие имело значительную длину ствола, бронированную рубку с пушкой было решено установить в кормовой части корпуса, ранее занятой двигателями и генераторами, которые, в свою очередь, были перемещены в середину корпуса.

 Механик-водитель и радист, оставшиеся на своих местах в передней части корпуса, оказывались таким образом "отрезанными" от всего остального экипажа.

Вместо не доведённых и не находящихся в серийном производстве двигателей Порше были установлены двигатели "Майбах", что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения.

 Также, были заново спроектированы бензобаки увеличенной ёмкости.

 28 декабря 1942 года проект САУ был рассмотрен и в целом одобрен (в ходе обсуждения проекта были высказаны требования к снижению веса машины, которые были удовлетворены рядом мероприятий, в частности уменьшением боекомплекта).

В январе 1943 года на фирме "Нибелунгенверке" началась переделка танковых шасси в САУ.

Первая машина вышла на испытания на Куммерсдорфском полигоне в апреле 1943 года, в этом же месяце было сдано ещё 30 серийных машин, остальные прошли приёмку в мае.

Всего был изготовлен 91 "Фердинанд" (Nшасси 150010 - 150100), которые после окончательного снаряжения боеприпасами, радиостанциями, запасными частями и инструментом были переданы в войска - 29 машин в апреле, 56 в мае и 5 в июне 1943 года...

Ещё одна машина какое-то время оставалась в распоряжении фирмы-изготовителя

САУ имела достаточно необычную компоновку с размещением боевого отделения в корме в просторной рубке.

   В боевом отделении размещались орудие, боекомплект и большая часть экипажа; под боевым отделением размещались тяговые электродвигатели.

   И это было по сути первое практическое применение так называемого" гибридного двигателя"!!!

  В центральной части машины размещено отделение силовой установки, в котором установлены двигатели внутреннего сгорания, генераторы электричества, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки.

    В передней части корпуса находились места механика-водителя и радиста, при этом прямое сообщение между боевым отделением и отделением управления было невозможным, по причине разделения отделений термостойкими металлическими перегородками и расположения оборудования в отделении силовой установки.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус САУ, доставшийся ей "в наследство" от тяжёлого танка, был собран из листов катаной поверхностно закалённой брони толщиной 100 мм (лоб), 80 мм (верхняя часть борта и корма) и 60 мм (нижняя часть борта). В лобовой части бронирование было усилено дополнительным 100-мм листом, крепившемся на болтах с пулестойкой головкой, таким образом, бронирование в лобовой части корпуса достигало 200 мм.

 Броня не имела рациональных углов наклона. Броневые листы лобовой проекции исполнялись из так называемой "морской стали" (М. Свирин), взятой из запасов Кригсмарине.

Бортовые листы соединялись с лобовыми и кормовыми "в шип", снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами.

 Днище машины имело толщину 20 мм, его передняя часть (длиной 1350 мм) дополнительно усиливалась приклёпанным 30-мм броневым листом. В передней части корпуса находилось два люка над местами механика-водителя и радиста, с отверстиями для смотровых приборов.

 На крыше центральной части корпуса размещались жалюзи, через которые осуществлялся забор и отведение воздуха для охлаждения двигателей (через центральную и боковые жалюзи соответственно).

 Броневая рубка собиралась из 200-мм (лоб) и 80-мм (борта и корма) броневых листов, расположенных под наклоном для увеличения снарядо стойкости.

Для бронирования лба рубки была использована кованая броня из запасов немецкого флота. Броневые плиты соединялись "в шип", в ответственных местах (соединение лобовой плиты с бортовыми) усиливаясь гужонами, и обваривались для обеспечения герметичности.

 Рубка крепилась к корпусу косынками, планками и болтами с пулестойкой головкой. В бортах и корме рубки имелись лючки с заглушками для ведения огня из личного оружия (по одному в бортах и три в корме). Также, в корме рубки размещалась большая круглая бронедверь, использовавшаяся для замены орудия, а также для аварийного покидания машины экипажем, кроме того, в центре самой бронедвери имелся лючок, предназначенный для погрузки боекомплекта. Ещё два люка, предназначенных для посадки/высадки экипажа, находилось на крыше рубки.

Также на крыше рубки имелись лючок для установки перископического прицела, два лючка для установки приборов наблюдения, а также вентилятор

Основным вооружением САУ являлась 88-мм нарезная пушка Pak. 43/2. (ранее именовалась Stu.K. 43) с длиной ствола в 71 калибр.

Это орудие являлось специально приспособленным для установки на "Фердинанд" вариантом противотанковой пушки PaK 43.

Орудие массой 2200 кг оснащалось мощным двухкамерным дульным тормозом и устанавливалось в лобовой части рубки в специальной шаровой маске.

Испытания обстрелом показали, что схема бронировки маски оказалась не очень удачной - в щели проникали мелкие осколки.

 Для исправления этого недостатка были установлены дополнительные щитки. В походном положении ствол орудия покоился на специальном креплении.

Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам орудия в верхней части ствола, а также вертикальный полуавтоматический клиновой затвор.

Механизмы наведения располагались слева, у сиденья наводчика[8]. Наведение орудия осуществлялось при помощи монокулярного перископического прицела SFlZF1a/Rblf36, имеющего увеличение 5х и поле зрения 8...

Орудие "Фердинанда" имело весьма мощную баллистику и на момент своего появления являлось сильнейшим среди танковых и самоходных орудий.

До самого конца войны оно с лёгкостью поражало все типы танков и САУ противника. Лишь лобовое бронирование тяжёлых танков ИС-2 и M26 "Першинг" на определённых дистанциях и курсовых углах защищало их от орудия "Фердинанда".

Боекомплект орудия состоял из 50 (у "Элефанта" - из 55) выстрелов, включавших в себя бронебойно-трассирующие снаряды Pzgr.39-1, подкалиберные снаряды Pzgr.40/43 и осколочно-фугасные снаряды Sprgr 43. Выстрелы были скомплектованы в унитарных патронах, гильзы стальные латунированные или без покрытия, длина гильзы 822 мм, капсюльная втулка – электрозапальная.

Для орудия САУ существовали и кумулятивные снаряды Gr.39 Hl. и Gr.39/43 Hl., но никакой информации об их использовании "Фердинандами" не найдено. С 1944 года вместо дефицитных и выпущенных в небольшом количестве подкалиберных снарядов Pzgr.40/43 использовались снаряды Pzgr.40 (W)  - сплошные бронебойно-трассирующие тупоголовые (представляли собой заготовки подкалиберных без сердечников).

Боеприпасы были общими с Kw.K.43 и всеми другими вариантами Pak.43 независимо от индекса после дроби.

Первоначально в состав вооружения пулемёт не входил, но в ходе модернизации января - марта 1944 года в лобовой броне корпуса[13] справа была установлена шаровая установка пулемёта MG-34. Боекомплект пулемёта составлял 600 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка "Фердинанда" имела весьма оригинальную конструкцию - вращающий момент от двигателей к ведущим колёсам передавался электрически.

Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион.

 Самоходка имела два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя водяного охлаждения "Майбах" HL 120 TRM, установленных параллельно, мощностью по 265 л. с. (при 2600 об/мин).

 Выхлопные газы выводились в районе пятого опорного катка, что отрицательно сказывалось на ресурсе его резинового бандажа.

 Двигатели приводили в действие два электрогенератора Siemens-Schuckert Typ aGV напряжением 365 В. Тяговые электродвигатели Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт были расположены в корме корпуса и приводили в действие каждый своё колесо через понижающий редуктор, выполненный по планетарной схеме. Тяговый двигатель благодаря этому - быстроходный и проблем с охлаждением не имел.

Такая трансмиссия обеспечивала чрезвычайно лёгкое управление машиной, но отличалась значительным весом.

Также электрооборудование САУ включало в себя вспомогательный электрогенератор, два стартера и четыре аккумуляторные батареи.

В передней части "Фердинанда" располагались два топливных бака ёмкостью по 540 л.

 Сброс охлаждающего электрические машины воздуха производился через короб у заднего "ленивца" ходовой части

Ходовая часть САУ имела много общего с таковой экспериментального.

Подвеска блокированная, комбинированная (торсион в сочетании с резиновой подушкой), торсионы размещены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта было расположено по три тележки с двумя опорными катками каждая. Такая подвеска, при некоторой сложности конструкции, отличалась надёжностью и хорошей ремонтопригодностью - так, замена катка занимала не более 3-4 часов.

 Конструкция катков была хорошо продумана и обеспечивала высокий срок службы при значительной экономии дефицитной резины.

 Ведущее колесо имело съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Гусеничная цепь состояла из 108-110 литых стальных траков шириной 640 мм.

 В целом, конструкция ходовой части оказалась надёжной и удобной в эксплуатации

В конце 1943 - начале 1944 года все оставшиеся к тому времени в строю "Фердинанды" (47 шт.) прошли ремонт и модернизацию на заводе "Нибелунгенверке".

 Проведённые работы включали установку в лобовом листе САУ пулемёта в шаровой установке, замену стволов орудий, разворот щитка на стволе орудия "задом наперёд" для лучшего крепления на стволе, монтаж на крыше рубки наблюдательной башенки с семью неподвижными перископами, смену полюсов на осветительном генераторе и улучшение герметизации выхлопных патрубков, усиление днища в передней части корпуса 30-мм бронеплитой для защиты от мин, монтаж более широких гусениц, увеличение боекомплекта на 5 выстрелов, установку на корпусе креплений для инструмента и гусеничных траков.

 Корпус и рубку САУ покрыли циммеритом.

Судьба трофейных САУ в СССР

В Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных "Фердинандов". Одна машина была расстреляна под Понырями в июле - августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна - расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения.

 В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на лом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии

Оценка проекта

В целом САУ "Фердинанд" является весьма неоднозначным в плане оценки объектом, что в значительной мере является следствием её конструкции, которая определила последующую судьбу машины.

 Самоходка являлась созданной в большой спешке импровизацией, фактически экспериментальной машиной на шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка. Поэтому для оценки САУ необходимо подробнее ознакомиться с конструкцией танка Tiger (P), от которого "Фердинанд" унаследовал многие свои преимущества и недостатки.

На этом танке было применено большое количество новых технических решений, не апробированных ранее в немецком и мировом танкостроении. К наиболее значительным из них относятся электротрансмиссия и подвеска с использованием продольных торсионов.

Оба этих решения показали хорошую эффективность, но оказались чрезмерно сложными и дорогостоящими в производстве и недостаточно отработанными для продолжительной эксплуатации.

Хотя управляемость и живучесть всей моторно-трансмиссионной установки получили очень хорошую оценку со стороны эксплуатировавших её немецких военных, ценой за это стали высокие технологические издержки по её производству и увеличение массогабаритных характеристик всего танка Tiger (P) в целом.

В частности, в некоторых источниках упоминается большая потребность Третьего рейха в меди, а обильное её использование в электротехнике Tiger (P) расценивалось как излишество.

Кроме того, танк с такой схемой имел слишком большой расход топлива. Поэтому ряд перспективных проектов танков Ф. Порше был отвергнут именно из-за применения в них электротрансмиссии.

Подвеска с продольными торсионами была намного легче в обслуживании и ремонте по сравнению с "шахматной" торсионной подвеской танка "Тигр I". С другой стороны, она была очень сложна в производстве и менее надёжна в эксплуатации.

Все варианты последующего её развития неуклонно отвергались руководством немецкого танкостроения в пользу более традиционной и технологичной "шахматной" схемы, пусть и гораздо менее удобной в ремонте и обслуживании.

Поэтому с производственной точки зрения немецкое армейское руководство и Министерство вооружений и амуниции фактически вынесли вердикт о ненужности Tiger (P) вермахту.

 Однако значительный запас практически готовых шасси этой машины сделал возможным эксперимент по созданию первого в мире тяжелобронированного истребителя танков.

 Количество изготовленных самоходок жёстко лимитировалось количеством имевшихся шасси, что предопределило мелкосерийность "Фердинандов", независимо от преимуществ и недостатков его конструкции.

В целом, несмотря на отдельные недостатки, "Фердинанды" зарекомендовали себя очень хорошо, и при правильном использовании эти САУ являлись чрезвычайно опасным противником любого танка или САУ тех времён.

Наследниками "Фердинанда" стали вооружённая столь же мощным орудием, но более лёгкая и слабее бронированная "Ягдпантера" и "Ягдтигр", самый мощный и тяжёлый истребитель танков Второй мировой войны.

Прямых аналогов "Фердинанда" в других странах не было.

 По концепции и вооружению ближе всего к ней подходят советские истребители танков СУ-85 и СУ-100, но они в два раза легче и намного слабее бронированы.

Другой аналог - советская тяжёлая САУ ИСУ-122, при мощном вооружении сильно уступала немецкой самоходке по лобовому бронированию. Английские и американские противотанковые САУ имели открытую рубку или башню, а также были очень легко бронированы...

Как известно. 5 июля 1943 г. началось грандиозное сражение на Орловско-Курской Дуге и именно в ходе этого сражения на поле боя впервые вышли "Фердинанды". Одно из первых донесений о подорвавшемся на минном поле "Фердинанде" было послано начальником артиллерии 13-й армии в штаб Центрального фронта 8 июля.

А уже через два дня в штаб фронта прибыла группа из пяти офицеров Главного Артуправления Красной Армии специально для изучения этого образца...

15 июля подбитая и уничтоженная у ст. Поныри немецкая техника была изучена представителями артуправления и НИБТ Полигона.

Всего на поле боя северо-восточнее ст. Поныри остались 21 штурмовое орудие "Фердинанд", три 150-мм штурмовых танка "Медведь" (так именуется в советских отчетах "Brummbar"), восемь средних танков Pz III и Pz IV, три из которых имели короткоствольные орудия, а также два командирских танка, несколько изуродованных взрывами и две исправных танкетки с дистанционным управлением "Боргуард" (В IV).

Большая часть "Фердинандов" была обнаружена на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб, причем более половины машин имели повреждения ходовой части (разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки) от мин.

 Пять машин имели повреждения ходовой части, вызванные попаданием снарядов калибра 76-мм и более. Два "Фердинанда" были обезоружены из-за прострела их орудий советскими снарядами и пулями противотанковых ружей.

Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы с бомбардировщика "Петляков" и одна – попаданием 203-мм снаряда в крышу боевого отделения. Лишь один "Фердинанд" имел пробоину в левом борту, сделанную 76-мм бронебойным снарядом (7 танков Т-34 и батарея 76-мм дивизионных орудий обстреливали его со всех направлений с дистанции 200-400 м), да один "Фердинанд", не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой КС, брошенной пехотинцами.

Часть "Фердинандов", лишившихся возможности передвижения, были подожжены или подорваны своими экипажами во время советской контратаки. Те же машины, экипажи которых оказывали сопротивление советской пехоте, были подожжены бутылками КС.

В полосе обороны 70-й армии также действовал батальон "Фердинандов" – N653. Однако здесь их применение не носило характера ставки "ва-банк" и потому в ходе наступательных боев батальон имел сравнительно невысокие потери – 8 машин.

Вот описане повреждений захваченных САУ " Фердинанд"

Номер САУ  Характер повреждения  Причина повреждения 

731 Разрушена гусеница Подорвана на мине САУ отремонтирована и отправлена в Москву на выставку трофейного имущества

522 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела

523 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, подожжена экипажем Машина сгорела

734 Разрушена нижняя ветвь гусеницы Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела

II-02 Сорвана правая гусеница, разрушены опорные катки Подорвана на мине, подожжена бутылкой КС Машина сгорела

I-02 Сорвана левая гусеница, разрушен опорный каток Подорвана на мине и подожжена Машина сгорела

514 Разрушена гусеница, поврежден опорный каток Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела

502 Сорван ленивец Подорвана на фугасе Машина испытывалась обстрелом

501 Сорвана гусеница Подорвана на мине Машина отремонтирована и доставлена на НИБТ полигон

712 Разрушено правое ведущее колесо Попадание снаряда Экипаж машину покинул. Пожар потушен

732 Разрушена третья каретка Попадание снаряда и поджег бутылкой КС Машина сгорела

524 Разорвана гусеница Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела

II-03 Разрушена гусеница Снарядное попадание, поджег бутылкой КС Машина сгорела

113 или 713 Разрушены оба ленивца Снарядные попадания. Орудие подожжено Машина сгорела

601 Разрушена правая гусеница Снарядное попадание, орудие подожжено снаружи Машина сгорела

701 Разрушено боевое отделение попадание снаряда 203-мм в люк командира -

602 Пробоина в левом борту у бензобака 76-мм снаряд танковой или дивизионной пушки Машина сгорела

II-01 Орудие сгорело Подожжено бутылкой КС Машина сгорела

150061 Разрушены ленивец и гусеница, прострелен ствол орудия Снарядные попадания в ходовую часть и пушку Экипаж взят в плен

723 Разрушена гусеница, орудие заклинено Снарядные попадания в ходовую часть и маску -

? Полное разрушение Прямое попадание с бомбардировщика "Петляков"

Здесь имелся один случай "взятия исправной машины в плен с экипажем". Произошло это следующим образом.

9-12 июля 1943 г. в районе пос. Теплое немцы вели мощные атаки силами до 80 танков и САУ. В ходе отражения одной из атак 11-12 июля, наступающие немецкие войска подверглись массированному обстрелу дивизиона корпусной артиллерии, батареи СУ-152 и двух ИПТАП, в ходе которого на поле боя остались 4 подбитых "Фердинанда".

Интересно отметить, что ни у одного из них броня пробита не была.

У двух САУ была разрушена ходовая часть, один. потеряв управление, был сильно разрушен сосредоточенным огнем тяжелых гаубиц (был сдвинут лобовой лист корпуса) и одно из немецких тяжелых штурмовых орудий, пытаясь выйти из обстрела задним ходом, попало на песчаный участок и село "на брюхо".

Экипаж машины попытался покинуть ее "для подкапывания земли, но будучи обстрелян пехотинцами, сдался в плен".

Из-за отсутствия эвакуационных средств, штурмовое орудие было отбуксировано тракторами С-60 и С-65 на жесткий фунт только 2 августа.

Но в ходе его дальнейшей транспортировки к ж.д. станции, которая велась своим ходом, один двигатель машины был выведен из строя (водитель не заметил потери воды из системы охлаждения).

Дальнейшая судьба машины – печальна. Ее привезли на военно-испытательный полигон и устроили ее обстрел из всего имевшегося в РККА артиллерийского вооружения. Вследствие машину  изрешетили как друшлаг а потом она попала на переплавку.

    До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется "Фердинанд", захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в музее Абердинского полигона в США- "Элефант", который достался американцам в Италии, под Анцио.

   Именно он и есть единственным работоспособным экземпляром САУ "Фердинанд".

Читать полностью: http://h.ua/story/432989/#ixzz4NN31xlXj










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua