Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Возродившаяся из пепла ч.2


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Послевоенная Германия...

Возродившаяся из пепла ч.2
ч.2

Потсдамская конференция

Ну вот уважаемый читатель, на календаре у нас уже конец мая 2015 г. и в все юбилейные тожества по случаю 70-тилетия окончания Второй мировой войны в Европе закончились, и мы сможем мысленно вернутся в послевоенную Германию и посмотреть с высоты нашего теперешнего дня на то, что же происходило с Германией и ее народом с мая по август 1945 г.

А если любознательный читатель помнит из предыдущей части этой работы, то еще 13 февраля 1945 г. т.е. за 2 месяца до капитуляции Вермахта состоялась "Ялтинская конференция" где предварительно была "разделена" вся послевоенная Европа и главное была юридически оформлена санкция на раздел Германии и начало практического этапа политического террора против мирного гражданского населения и разграбления его материальных богатств, замаскированного пристойной "вывеской" – "борьбы с фашизмом".

Отдельно в связи с этим следует тут так же упомянуть и о судьбе 2 733 739 немецких солдат и офицеров, что попали в плен и провели в советских лагерях по 10-15 лет, из которых 381 067 умерло в плену.

Ведь не все пали смертью героя как вот этот неизвестный немецкий солдат погибший при обороне Берлина 8 мая 1945 г. К сожалению история не донесла до нас его имени да и не известно где поится его прах.

А если уд говорить о людских потерях Германии, это в первую очередь 4,27 млн военнослужащих Вермахта в том числе погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны (без учета военнопленных из числа граждан СССР, служивших в вермахте) то это фактически означало умышленное изъятие из экономики страны в условиях послевоенного безвластия, хаоса и разрухи самой активной части трудоспособного немецкого населения.

И тем не менее, самым главным историческим событием мая-августа 1945 г. стала так называемая "Потсдамская конференция" (17 июля – 2 августа 1945г.) которая была призвана закрепить победу над Германией и выработать, как казалось тогда некоторым дипломатам программу "справедливого и прочного мира в Европе".

Но это и другие "добрые пожелания" и как всякое благие пожелания оказались утопией, ибо весь этот "мирный процесс" быстро пошел на нет и закончился установлением в Европе "железного занавеса" перед СССР и его сателлитами из Восточной Европы.

Причем этот "железный занавес" начал строить не Запад для СССР, а сами тогдашние правители СССР опять же из благих целей – обеспечения "ограждения населения страны от тлетворного влияния Запада" и берегли до августа 24 августа 1991 г. когда все в СССР рухнуло в один день. И сам он ушёл в лету...

Но тогда в июне 1945 г. на "Потсдамской конференции" главы "союзных" пока еще держав, были заняты срочным решением ряда вопросов и их взаимные действия еще не сильно противоречили декларируемым целям.

И тут надо отметить, что взятием Берлина Вторая мировая война не закончилась. А перед СССР, США и Англии встали новые задачи и в первую очередь должны были приняты решения о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии – вышедших из войны против Объединенных наций, до капитуляции Германии и объявивших ей войну.

Так же, нужно было решить и важнейший вопрос о совместных военных действиях с сильной и хорошо вооруженной Японией.

А хронологически, все началось 6 мая 1945г. когда Черчилль в письме к Трумэну выдвинул предложение о новой встрече Большой тройки. 9 мая Трумэн ответил согласием и предложил заранее согласовать повестку конференции.

11 мая Черчилль заявил: встретиться необходимо "в каком-нибудь не разрушенном городе Германии".

Черчилль предложил сепаратное совещание в Лондоне, но Трумэн был согласен на приезд министра иностранных дел Англии Идена и лидера лейбористов Эттли в Вашингтон; в связи с чем 14-15 мая 1945г. состоялось совещание в Вашингтоне Трумэна, Грю (исполняющего обязанности госсекретаря), адмирала Леги со стороны США, Идена и Эттли со стороны Англии.

Дата созыва конференции была выбрана на совещании – после 15 июля, чтобы успеть провести испытания ядерной бомбы.

В начале июня в Лондон был послан личный представитель Трумэна Джозеф Дэвис для переговоров с Черчиллем.

Их суть свелась к тому, что прежде, чем встретиться с Черчиллем, Трумэн должен был встретиться с главой Советского правительства где-то в Европе, что привело Черчилля в бешенство.

В конце мая – начале июня Трумэн направил в Москву Г. Гопкинса. Цель: обсуждение вопроса о времени и месте совещания в верхах, о проблемах взаимоотношений. Гопкинс был принят 26 мая. Было несколько встреч.

Главной целью поездки в Потсдам Трумэн считал: "добиться от Сталина личного подтверждения от Сталина личного подтверждения о вступлении России в войну против Японии".

Конференция должна была начаться работу в предместье Берлина – Потсдаме, в бывшем дворце немецкого кронпринца Цецилиенхоф, расположенном в живописном парке Сан-Суси.

Делегациям СССР, Англии и США предназначались уютные особняки в пригороде Потсдама Бабельсберге.

Каждой делегации был отведен замкнутый район и их разделяли шлагбаумы. Во дворце Цецилиенхоф было отремонтировано 36 комнат и конференц-зал в центральной части дворца с тремя отдельными входами. В парке были сооружены клумбы, посажены цветы, деревья.

В начале июля Трумэн выехал специальным поездом из Вашингтона до Ньюпорта, далее на крейсере "Огаста" до Антверпена, куда прибыл 15 июля 1945г. Из Антверпена вылетел самолетом в аэропорт Гатов, откуда выехал до Бабельсберг.

Черчилль накануне конференции отдыхал во Франции на курорте Андай, где занимался рисованием пейзажей. 15 июля Черчилль прибыл в Берлин.

16 июля Трумэн и Черчилль совершили поездку по Берлину. В этот же день в Берлин прибыла спецпоездом советская делегация. На конференцию прибыло 180 журналистов (в их числе был Дж. Кеннеди).

17 июля в 17 часов в центральном зале Цецилиенхофа, за большим столом, сделанном в Москве, открылась конференция. В ходе работы конференции было проведено 13 пленарных заседаний глав правительств, ежедневные совещания министров иностранных дел.

В делегацию СССР входили Сталин, Громыко, Гусев, Жуков, Антонов и др.

Делегация Англии: до 25 июля ее возглавлял Черчилль и министр иностранных дел Иден, после 28 июля – Клемент Эттли и министр иностранных дел Э. Бевин.

Делегация США: Трумэн, госсекретарь Джеймс Х. Бирлс и др.

Утром 17 июля состоялась первая встреча Сталина и Трумэна, на которой Трумэн заявил, что хотел бы установить с ним "такие же дружественные отношения, какие у Сталина были с президентом Рузвельтом".

Председателем конференции был Трумэн.

Первое заседание началось с обсуждения повестки дня.

Центральное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос. Заключенные ранее союзниками соглашения по Германии обеспечили создание необходимого механизма для управления Германией в начальный оккупационный период.

Основополагающими документами являлись Крымские соглашения о Германии, акт о безоговорочной капитуляции Германии, декларация о поражении Германии, соглашение о зонах оккупации Германии и об управлении Большим Берлином, соглашение о контрольном механизме в Германии и т.д.

Кроме того, в ЕКК было разработано соглашение о некоторых дополнительных требованиях к Германии от 25 июля 1945г.

В нем предусматривались меры для разоружения и демилитаризации Германии. Проект США о политике в отношении Германии, по которому велось обсуждение, содержал многие положения прежних соглашений союзников о Германии, что облегчало достижение согласованного решения.

Труднее было согласовать экономические вопросы: ликвидация военно-экономического потенциала, репарации, снабжение Германии продовольствием и топливом и т.д.

31 июля – 1 августа главы правительств согласовали текст соглашения "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период".

В основе лежали принципы демократизации, денацификации, демилитаризации. Верховная власть будет осуществляться Главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Соединенного Королевства, Франции в своих зонах оккупации, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Цели оккупации: полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; уничтожение национал-социалистской партии, отмена всех нацистских законов, наказание военных преступников; подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе. Три державы согласились, что пока не будет никакого центрального германского правительства.

Экономические принципы предусматривали запрещение производства вооружения, децентрализацию германской экономики, уничтожение чрезмерной концентрации экономических сил в форме картелей, синдикатов, трестов; "в период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое".

Вопросы, обсуждаемые на конференции.

• Репарации. США отступили от позиций, занимаемых на Ялтинской конференции т.к. после Ялтинской конференции имели место большие разрушения в Германии, поэтому 20 млрд. долларов – нереальная сумма. США предложили принцип взимания репараций по зонам. Великобритания фактически поддержала США (их позиция выражалась в нежелании чрезмерно ослаблять Германию).

• Об управлении Рурской областью. СССР предложил, что Рурская область должна "находиться под совместным контролем США, Великобритании, СССР и Франции". Западные державы уклонились от этого предложения.

СССР потребовал в дополнение к репарациям, получаемым из своей зоны, поставок оборудования в счет репараций из западных зон, кроме этого советская делегация потребовала на 500 млн. долларов акций промышленных и транспортных предприятий, находящихся в западных зонах, и предоставления Советскому союзу 30% заграничных инвестиций Германии и 30% германского золота, находящегося в распоряжении союзников.

Итог: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из советской зоны оккупации Германии и из соответствующих германских вложений за границей; кроме этого, СССР должен получить из западной зоны 25% промышленного оборудования, изымаемого в репарационных целях, из них 15% – в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции и 10% – без оплаты. СССР согласился удовлетворить из своей доли репараций репарационные претензии Польши

О количестве изъятий: "после оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, для того, чтобы он мог существовать без помощи извне". (Но кая то минимальная норма так никогда установлена и небела!)

• Советская делегация внесла вопрос о разделе германского флота: он должен быть разделен поровну между СССР, Великобританией и США, в связи с чем было решено создать Тройственную военно-морскую комиссию и Тройственную комиссию по торговому флоту.

• Вопрос о главных военных преступниках. Советская делегация предложила англичанам проект о предании суду военных преступников и предложила, чтоб в проекте были поименно перечислены главные военные преступники.

• Рассмотрено предложение о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. США и Англия подтвердили свое согласие, данное на Тегеранской конференции.

• Вопрос о западной границе Польши. СССР о границе: "западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением города Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Западная Нейса и отсюда по Западной Нейсе до Чехословацкой границы".

Сначала американская и английская делегации пытались уклониться от решения этого вопроса, но в итоге согласились.

Кроме этого, было принято решение о перемещении германского населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. (т.е. тут речь идет о прямой принудительной ДЕПОРТАЦИИ немцев!

И вот, что удивительно, что никто так за 70 прошедших лет в нашем послевоенном демократическом мире как-то не осуждает СССР, Англию и США за эти преступные по нынешним европейским меркам действия! Опять двойные стандарты!?

Но продрожим читать документ дальше!

• Вопрос, связанный с образованием Временного польского правительства национального единства и установлением дипломатических отношений Англии и США с этим правительством. Советская делегация внесла проект заявления, предусматривавшего, что правительства Англии и США прекратят всякие отношения с польским Эмигрантским правительством, все польские вооруженные силы должны подчиняться Временному Польскому Правительству Национального Единства.

Английская и американская делегации предложили включить в проект заявления требование о выплате Временным Правительством долгов польского эмигрантского правительства и обязательство о скором проведении выборов в Польше.

Но по настоянию СССР требование о долговых обязательствах было снято.

• Большое место в работе Потсдамской конференции занимал вопрос о подготовке мирного урегулирования для Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии и вопрос о политике союзных держав в отношении этих стран до подписания с ними мирных договоров.

На первом заседании глав правительств Трумэн внес по этим вопросам три проекта:

1) об учреждении Совета министров иностранных дел,

2) о выполнении Ялтинской декларации об освобождении Европы,

3) о политике в отношении Италии.

1. – предусматривалось создание Совета министров иностранных дел, представляющих СССР, Великобританию, США, Францию и Китай, для продолжения подготовки мирного урегулирования.

В качестве важнейшей задачи на Совет возлагалось "составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии для предоставления их Объединенным Нациям и выработке предложений по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов". Конференция оговорила, что учреждение СМИД не будет противоречить соглашению, принятого на Ялтинской конференции относительно периодических консультаций министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.

2. – во втором проекте США потребовали "реорганизации", существовавших в Болгарии и Румынии народно-демократических правительств. Только после этого могло последовать дипломатическое признание их со стороны союзных государств и заключение мирных договоров с этими государствами.

3. – в проекте о политике в отношении Италии американская делегация рекомендовала, признав вклад Италии в дело поражения германии, прекратить действие условий капитуляции и будущим мирным договором оказать ей поддержку по вопросу вступления в ООН [устав ООН принят на конференции в Сан-Франциско 25 апреля – 26 июня 1945г.].

Советская делегация высказалась против американских предложений в отношении Болгарии и Румынии, поэтому американская делегация сняла свое требование.

Но США и Англия по-прежнему отказывались признать эти правительства.

22 июля американская делегация представила проект "О допущении в ООН", в котором предусматривалась поддержка просьбы о принятии в члены ООН Италии, нейтральных государств, но ничего не говорилось о принятии в члены ООН Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии.

24 июля глава советской делегации отметил, что создается искусственное деление стран. По этому вопросу развернулись острые дискуссии, в результате которых было принято соглашение "О заключении мирных договоров и о допущении в ООН". После заключения мирных договоров с признанными демократическими правительствами этих стран (Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия) три державы считают возможным поддержать их просьбы о принятии в члены ООН.

• Советская делегация внесла проект предложения об отношении к режиму Франко в Испании. В связи с чем она предложила рекомендовать Объединенным нациям "порвать всякие отношения с правительством Франко".

Западные державы были против предложения СССР, но заявили, что не поддержат просьбу правительства Франко о приеме Испании в ООН.

• Делегация Великобритании внесла на рассмотрение трех правительств документ о Югославии, в котором предлагалось указать югославскому правительству во главе с Тито на невыполнение якобы им решений Ялтинской конференции о Югославии.

Сталин заявил: "Тито выполняет решения Ялтинской конференции", а решать вопрос без югославских представителей нельзя.

Министр иностранных дел Бевин предложил отказаться о рассмотрения всех трех предложений: английского предложения о Югославии и советских документов о Греции и Югославии. Это предложение было одобрено единогласно.

• Предложение СССР о распространении компетенции Временного правительства Реннера на всю Австрию (это правительство было образовано в Вене после ее освобождения советскими войсками). Но американская и английская делегации записали в решениях конференции об Австрии, что 3 правительства "готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в Вену".

• Советская делегация внесла на рассмотрение документы о Сирии и Ливане, о подопечных территориях.

• Предложение американской делегации о свободе и не ограничении навигации по международным внутренним водным путям.

• Английская делегация внесла вопрос о проходе судов через морские проливы (см. ниже) [конвенция в Монтре подписана 20 июля 1936г.]

• Вопрос о войне с Японией. СССР подтвердил, что выполнит свое обязательство о вступлении в войну с Японией в соответствии с Ялтинским соглашением от 11 февраля 1945г.

В то же время без согласования с СССР, Англия и США опубликовали 26 июля 1945г. Потсдамскую декларацию от имени США, Англии и Китая, в которой призывали правительство Японии провозгласить безоговорочную капитуляцию на предъявленных в этой декларации условиях [попытка устранить СССР от решения послевоенных вопросов, касающихся Японии].

• Обсуждался вопрос о Танжере, о конференции по внутри европейскому транспорту, о выводе войск из Ирана и др.

Потсдамская конференция завершилась подписанием Протокола Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.) и Сообщения Берлинской конференции Трех великих Держав (2 августа 1945г.).

Позже эти документы были направлены Франции, она присоединилась.

На Потсдамской конференции были определены границы европейских государств и заключены основы послевоенного устройства мир в Европе.

[Претензии СССР к Турции, т.к. в 1921г. турки захватили часть Армении. О проливах – Сталин против конвенции в Монтре. Решался вопрос о продовольствии для переселенных немцев].

• Вопрос о проливах. Сталин: "Конвенция в Монтре против России. Турции предоставлено право закрывать пролив для нашего судоходства не только во время войны, но и тогда, когда Турции покажется, что существует угроза войны... Небольшое государство, поддерживаемое Англией, держит за горло большое государство... Стоит вопрос в том, чтобы нашим кораблям была дана возможность свободного похода из Черного моря и обратно... Вы считаете, что военно-морская база в проливах неприемлема. Тогда дайте нам какую-либо другую базу, где русский флот мог бы ремонтироваться и т.д.".

• Вопрос о перемещении немцев. Черчилль заявил, что имеется большое количество немцев, которых надо переместить из Чехословакии в Германию.

Сталин возразил, что чехословацкие власти эвакуировали их, и они находятся в Дрездене, Лейпциге, Хемнице. Черчилль ответил, что надо еще переместить 2,5 млн. немцев. Куда? – в русскую зону.

В обще по итогам всех споров между СССР, Англией, Францией И США был согласован документ, названный "Протокол Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.). по которому нужно было осуществить:

1. Должен быть учрежден Совет министров иностранных дел Соединенного королевства, СССР, Китая, Франции, США.

2. Совет будет заседать в Лондоне, который будет являться постоянным местом пребывания Объединенного Секретариата, который будет создан Советом. Первое заседание состоится в Лондоне не позднее 1 сентября 1945г. Заседания могут созываться и в других столицах.

3. В качестве немедленной задачи Совета на него возлагается составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии, и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет будет использован для подготовки мирного урегулирования для Германии.

II. политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период.

Политические принципы.

1. Верховная власть будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Соединенного Королевства и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

2. Должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии.

3. Цели оккупации.

1) Полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней.

С этими целями все сухопутные, морские и воздушные силы Германии, СД, СА, СС, Гестапо, включая генеральный Штаб, военные и полувоенные организации будут упразднены, дабы предупредить возрождение милитаризма и нацизма, все вооружение, амуниция должно находиться у союзников и должны быть уничтожены.

2) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное поражение и не может избежать ответственности.

3) уничтожить национал-социалистскую партию, распустить нацистские учреждения.

Подготовиться к реконструкции германской политической жизни на демократической основе.

4. Все нацистские законы должны быть отменены.

5. Военные преступники должны быть арестованы и преданы суду.

6. Все члены нацистской партии должны быть удалены с общественных должностей и ответственных постов на предприятиях и заменены другими

7. Образование в Германии должно контролироваться, чтобы устранить нацистскую и милитаристскую доктрины.

8. Судебная система должна быть реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия граждан.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры. С этой целью – местное самоуправление будет восстанавливаться пол всей Германии на демократических началах через выборные советы, по всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии, пока не будет учреждено никакого централизованного германского правительства будут учреждаться некоторые административные департаменты (финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности) под руководством Контрольного Совета.

10. Будет разрешаться свобода слова, печати, религии, создание свободных профсоюзов.

Экономические принципы.

1. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения, всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производственные мощности должны быть изъяты в соответствии репарационным планам, либо уничтожены.

2. Германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы, представленной в форме картелей, синдикатов, трестов, и других монопольных соглашений.

3. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

4. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое.

5. После оплаты репараций Германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, чтобы он мог существовать без помощи извне.

1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

2. СССР удовлетворяет репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

3. Репарационные претензии США, Соединенного Королевства и др. будут удовлетворены из Западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.

4. СССР получает из Западных зон дополнительно 15% промышленного оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, цинке, нефтяных материалов и др., 10% промышленного оборудования без оплаты или возмещения.

5. Количество промышленного оборудования из Западных зон должно быть определено в течение шести месяцев.

6. Изъятия начнутся по мере возможности и будут закончены в течение двух лет.

Так же по итогам конференции был принят и еще один документ:

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая

(Потсдамская декларация)

от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.

2. Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской Империи и Китая, усиленные во много раз их войсками и воздушными флотами с Запада, изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии. Эта военная мощь поддерживается и вдохновляется решимостью всех союзных наций вести войну против Японии до тех пор, пока она не прекратит свое сопротивление.

3. Результат бесплодного и бессмысленного сопротивления Германии мощи поднявшихся свободных народов мира с ужасной отчетливостью предстает как пример перед народом Японии. Могучие силы, которые теперь приближаются к Японии, неизмеримо больше тех, которые, будучи применены к сопротивляющимся нацистам, естественно, опустошили земли, разрушили промышленность и нарушили образ жизни всего германского народа. Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил, столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии.

4. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристических советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указываемому разумом.

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, - пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

Источник: "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными державами", выпуск XI, М., 1955, стр. 104-106

А теперь закончив с официальной картинкой, я покажу вам обратную сторону "Потсдамской конференции", чтобы читатель наконец узнал, что бы было бы дальше в Европе если бы СССР не согласился объявить войну Японии!

А была бы новая война США, Англии, Франции, Италии и Германии против СССР.

Итак, все тайное становится явным! Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 г.

Подробно об этом рассказано вот на этом сайте http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19450522us.php а я приведу только ключевой документ.

Из Государственного архива Великобритании

Этот документ является собственностью Правительства

Его Величества Короля Великобритании

Совершенно секретно

Окончательный [вариант] 22 мая 1945 г.

Военный кабинет

Штаб объединенного планирования

Операция "Немыслимое"

Доклад Штаба объединенного планирования

[1]. Нами проанализирована [возможность проведения] операции "Немыслимое". В соответствии с указаниями анализ основывался на следующих посылках:

а) Акция получает полную поддержку общественного мнения как Британской империи, так и Соединенных Штатов, соответственно, высоким остается моральный настрой британских и американских войск.

б) Великобритания и США имеют полную поддержку со стороны польских войск и могут рассчитывать на использование немецкой рабочей силы и сохранившегося германского промышленного потенциала.

в) Нельзя полагаться на какую бы то ни было помощь со стороны армий других западных держав, хотя в нашем распоряжении на их территории находятся базы и оборудование, к использованию которых, возможно, придется прибегнуть.

г) Русские вступают в альянс с Японией.

д) Дата объявления военных действий – 1 июля 1945 г.

е) До 1 июля продолжается осуществление планов передислокации и демобилизации войск, затем оно прекращается.

В целях соблюдения режима повышенной секретности консультации со штабами министерств, ведающих видами вооруженных сил, не проводились.

Цель

2. Общеполитическая цель [операции] – навязать русским волю Соединенных Штатов и Британской империи.

Хотя "воля" двух стран и может рассматриваться как дело, напрямую касающееся лишь Польши, из этого вовсе не следует, что степень нашего вовлечения [в конфликт] непременно будет ограниченной. Быстрый [военный] успех может побудить русских хотя бы временно подчиниться нашей воле, но может и не побудить. Если они хотят тотальной войны, то они ее получат.

3. Единственный для нас способ добиться цели в определенном и долгосрочном плане – это победа в тотальной войне, но с учетом сказанного выше, в пункте 2, относительно возможности скорого [военного] успеха, нам представляется правильным подойти к проблеме с двумя посылками:

а) тотальная война неизбежна, и нами рассмотрены шансы на успех с учетом этой установки;

б) политическая установка такова, что быстрый [военный] успех позволит нам достигнуть наших политических целей, а последующее участие [в конфликте] нас не должно волновать.

ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА

4. Поскольку возможность революции в СССР и политического краха нынешнего режима нами не рассматривается, и мы не компетентны давать суждения по этому вопросу, вывести русских из игры можно только в результате:

а) оккупации столь [обширной] территории собственно России, чтобы свести военный потенциал страны до уровня, при котором дальнейшее сопротивление [русских] становится невозможным;

б) нанесения русским войскам на поле сражения такого поражения, которое сделало бы невозможным продолжение Советским Союзом войны.

Оккупация жизненного пространства России

5. Возможно такое развитие ситуации, при котором русским удастся отвести войска и тем самым избежать решающего поражения. В этом случае они могут принять на вооружение тактику, столь успешно использовавшуюся ими против немцев, а также в предшествующих войнах и состоящую в использовании огромных расстояний, которыми территория наделила их. В 1942 г. немцы дошли до рубежей Москвы, Волги и Кавказа, но методы эвакуации заводов в сочетании с развертыванием новых ресурсов и помощью союзников позволили СССР продолжить боевые действия.

Схема военных действий против СССР согласно плану военной операции "Немыслимое" (из газеты "Дейли телеграф")

6. Фактически невозможно говорить о пределе продвижения союзников в глубь России, при котором дальнейшее сопротивление [русских] станет невозможным. Трудно себе представить саму возможность столь же глубокого и быстрого проникновения союзников, как то удалось немцам в 1942 г., при том что такое их продвижение не привело к решающему исходу.

Решающее поражение русских войск

7. Детали о наличных силах и дислокации русских войск и войск союзников приведены в Приложениях II и III и проиллюстрированы на картах А и В (карты не публикуются. – Прим. сост.). Существующий на сегодня баланс сил в Центральной Европе, где русские располагают преимуществом приблизительно три к одному, делает в нынешней ситуации маловероятной полную и решающую победу союзников на этой территории. Хотя у союзников лучше обстоят дела с организацией и чуть лучше – со снаряжением [войск], русские в войне с немцами показали себя грозными противниками. Они располагают компетентным командованием, соответствующим снаряжением и организацией [войск], которая, возможно, и не отвечает нашим стандартам, но выдержала испытание [войной]. С другой стороны, лишь около трети их дивизий соответствуют высокому уровню [требований], другие значительно отстают от них, а по части мобильности все они без исключения существенно уступают соответствующим формированиям союзников.

8. Для нанесения решительного поражения России в тотальной войне потребуется, в частности, мобилизация людских ресурсов [союзников] с тем, чтобы противостоять нынешним колоссальным людским ресурсам [русских]. Этот исключительно продолжительный по срокам проект включает в себя:

а) широкомасштабную дислокацию в Европе колоссальных американских ресурсов [живой силы];

б) переоснащение и реорганизацию людских ресурсов Германии [1] и всех западноевропейских союзников.

Заключение

9. Наши выводы:

а) если политической целью является достижение определенного и окончательного результата, необходимо добиться поражения России в тотальной войне;

б) результат тотальной войны с Россией непредсказуем, со всей определенностью можно сказать одно: победа в такой войне – задача очень продолжительного времени.

БЫСТРЫЙ УСПЕХ

10. Тем не менее на основе политической оценки [ситуации] может быть сделан вывод о том, что быстрая и ограниченная победа заставит Россию принять наши условия.

11. Перед принятием решения о начале военных действий следует учесть следующее:

а) Если оценка ошибочна и достижение любой поставленной нами ограниченной цели не заставит Россию подчиниться нашим условиям, мы фактически окажемся втянутыми в тотальную войну.

б) Ограничить военные действия каким-то одним регионом невозможно, а стало быть, по мере их развертывания нам придется считаться с реальностью глобальной схватки.

с) Даже если все пойдет по плану, мы не достигнем окончательного с военной точки зрения результата. Военная мощь России останется несломленной, и русские всегда смогут возобновить конфликт в любой подходящий для себя момент.

12. Тем не менее в случае готовности, с учетом всех вышеизложенных опасностей, пойти на риск ограниченной военной акции, мы проанализировали возможные шаги по нанесению русским удара, который бы вынудил их принять наши условия даже в той ситуации, когда они смогут избежать решающего поражения и в военном отношении все еще будут способны продолжать борьбу.

Общая стратегическая ситуация

13. Из противостоящих нам русских сил самой грозной, безусловно, является Красная армия. Не существует угрозы нашим базам и судам, сравнимой с немецкой угрозой, со стороны русских стратегических бомбардировщиков или подводных лодок, а потому основное внимание следует уделить силе и дислокации [частей] Красной армии.

14. Европа. Основные силы Красной армии сосредоточены в Центральной Европе. Несмотря на то что русские могут оккупировать Норвегию до Тронхейма на юге и Грецию, это обстоятельство не окажет существенного влияния на общую стратегическую ситуацию. В Европе русские могут также оккупировать Турцию и, используя свое нынешнее господствующее положение в Юго-Восточной Европе, способны блокировать Проливы, предотвратив любую возможную военно-морскую акцию союзников в Черном море. Само по себе это не создает дополнительной угрозы для нас, но Юго-Восточная Европа, включая Грецию, тут же будет закрыта для нашего влияния и торговли.

15. Ближний Восток. Чрезвычайно опасная ситуация может возникнуть в Персии и Ираке. Представляется вполне вероятным наступление русских в этом регионе с целью захвата ценных нефтяных месторождений и по причине исключительной важности этого региона для нас. По нашим оценкам, здесь против союзных войск в составе трех индийских бригадных групп могут быть использованы около 11 русских дивизий. В силу сказанного трудно представить, как нам удастся отстоять названные территории при том, что утрата этого источника поставок нефти может иметь чрезвычайно серьезные [последствия].

В силу транспортных сложностей и по причине вовлеченности в [кампанию в] Центральной Европе представляется маловероятным на начальном этапе [военных действий] наступление русских в направлении Египта.

Но они, безусловно, попытаются спровоцировать беспорядки во всех государствах Ближнего Востока.

16. Индия. Несмотря на то что русские, вне всякого сомнения, попытаются спровоцировать беспорядки в Индии, возможность проведения ими военной акции в этом регионе представляется сомнительной.

17. Дальний Восток. На Дальнем Востоке любое соглашение между русскими и японцами позволит последним высвободить силы для укрепления метрополии или для возобновления наступления в Китае. Они вряд ли смогут предпринять широкомасштабные операции по возврату утерянных ими территорий. Поскольку, однако, решающие операции против Японии, судя по всему, придется отложить, в войне с Японией может возникнуть тупиковая ситуация. Наступательные акции русских против союзников на Дальнем Востоке представляются маловероятными.

18. Вышеприведенные доводы и нынешняя диспозиция главных сил подводят нас к выводу, что основным театром [военных действий] неизбежно становится Центральная Европа – со вспомогательными [по характеру], но чрезвычайно важными [по последствиям] операциями в районе Персии-Ирака.

19. В Приложении I нами анализируется [возможность проведения военной] кампании в Европе. Ключевые положения нашего анализа суммированы ниже.

Факторы, влияющие на нашу стратегию в Восточной Европе

20. В первую очередь мы будем иметь превосходство над русскими в воздухе и на море. Последнее позволит нам контролировать Балтику, но само по себе это не сыграет существенной роли в достижении быстрого успеха.

21. В воздухе наше преимущество будет до известной степени осложняться тем обстоятельством, что силы наших стратегических бомбардировщиков поначалу должны будут базироваться в Англии – даже в случае использования промежуточных аэродромов на континенте. Изнурительные нагрузки ВВС и большие расстояния, которые им придется преодолевать, вряд ли позволят использовать их с той же эффективностью, как во время войны с Германией.

22. Русская промышленность настолько рассредоточена, что едва ли может рассматриваться как выигрышная цель для воздушных ударов. В то же время значительная протяженность русских коммуникаций, судя по всему, может предложить нам куда более предпочтительные цели [для бомбардировок], в особенности на важных переправах через водные преграды. Однако для достижения сколько-нибудь эффективных результатов такие удары по коммуникациям должны координироваться с наступлением на суше.

Итак, единственным средством достижения нами быстрого [военного] успеха является сухопутная кампания, позволяющая в полной мере использовать наше преимущество в воздухе – как тактическое, так и при ударах по русским коммуникациям.

23. Изучение топографической [карты] и общей направленности коммуникаций указывает на то, что главные усилия сухопутного наступления должны быть сосредоточены на Севере [Европы]. Это предоставляет нам дополнительные преимущества, поскольку позволяет использовать для прикрытия нашего левого фланга и действий против правого фланга противника наше военно-морское преимущество на Балтике.

24. Итак, кампанию следует проводить на Северо-Востоке Европы, в первую очередь, сухопутными силами.

Сухопутная кампания в Северо-Восточной Европе

25. Возможность привлечения к наступательным операциям союзных войск в значительной степени будет определяться тем, какая часть их будет связана необходимостью восстановления и охраны коммуникаций в разрушенных районах Германии.

26. Приняв в расчет эту часть, а также силы, необходимые для обеспечения безопасности фронта к северу до линии Дрезден – Хемниц, мы, по нашим оценкам, получаем порядка 47 дивизий, включая 14 бронетанковых дивизий, которые могут быть задействованы в наступательных операциях.

27. Русские в ответ, согласно нашим оценкам, смогут выставить силы, эквивалентные 170 дивизиям союзников, из которых 30 дивизий – бронетанковые. Таким образом, мы столкнемся с неравенством сил в примерном соотношении два к одному – в бронетанковых войсках и четыре к одному – в сухопутных.

28. Трудно дать оценку тому, в какой мере наше преимущество в тактической авиации и в управлении войсками помогло бы восстановить баланс [сил], но с учетом указанного выше их неравенства развертывать наступление было бы определенно рискованным мероприятием.

Если, несмотря ни на что, будет выбран именно этот вариант, он может быть реализован посредством двух главных ударов:

- северного, по оси Штеттин-Шнейдемюль-Быдгощ;

- южного, по оси Лейпциг-Коттбус-Познань и Бреслау.

29. Основные танковые сражения скорее всего развернутся восточнее линии Одер-Нейсе, и от их исхода, возможно, будет зависеть исход кампании. При благоприятном исходе мы, вероятно, сможем достичь общей линии Данциг-Бреслау. Всякое последующее наступление, однако, означало бы растяжение линии фронта, который необходимо удерживать в течение зимы, и возрастание угрозы, проистекающей от выступа, оформившегося в районе Богемии и Моравии, откуда русским не придется в обязательном порядке отступать. Следовательно, если нам не удастся одержать необходимой нам победы к западу от линии Данциг-Бреслау, то тем самым, вполне вероятно, мы окажемся на деле втянутыми в тотальную войну.

30. Итак, успех сухопутной кампании будет зависеть от исхода сражений к западу от вышеозначенной линии до наступления зимних холодов. Наша стратегическая позиция не является сильной сама по себе, и фактически мы вынуждены будем сделать ставку на одно крупное сражение при крайне невыгодном для нас соотношении сил.

ВЫВОДЫ

31. Согласно нашему заключению:

а) начиная войну с русскими, мы должны быть готовы к тотальной войне, длительной и дорогостоящей в одно и то же время;

б) численный перевес русских на суше делает крайне сомнительным возможность достижения, ограниченного и быстрого [военного] успеха, даже если, сообразно политическим взглядам, это будет соответствовать достижению наших политических целей.

(Подписи) Дж. Грэнтхем,

Дж. С. Томпсон,

У. Л. Доусон 22 мая 1945 г.

К вышеприведенному тексту нужно добавить один важный момент!

В мае 1945 г. США уже создали атомное оружие и его применение на европейском театре боевых действий нивелировало бы все преимущества вооруженных сил СССР! А бомбардировки Японии показали всю страшную силу этого оружия которому СССР долго еще не мог пока ничего противопоставить!!!

Но планы остались планами, зато в 1946 г. Черчилль нанес СССР и лично товарищу Сталину новый политический удар получивший в истории название Фултоновской речи.

Подробно она приведена тут: http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19460305fulton.php

Речь в Фултоне

(Вестминистрский Колледж, Фултон, Mиссури, 5 марта 1946 г.) а я приведу только выдержки:

"Я был рад прибыть в Вестминстерский Колледж сегодня в полдень и получить поздравления в связи с присвоением мне степени.

.........

.

Позвольте мне, однако, прояснить, что я не имею никакой официальной миссии или статуса любого вида, и говорю только за себя лично. Я не являюсь никем иным, как сам собой. Я могу поэтому, опираясь на свой жизненный опыт, позволить себе высказать мое мнение по проблемам, которые окружают нас на другой день после нашей абсолютной победы, и попробовать удостовериться в том, что сила, которая была получена ценой многих жертв и страданий, должна быть сохранена для будущей славы и безопасности человечества.

Соединенные Штаты стоят сейчас на вершине мировой мощи. Это – торжественный момент для Американской демократии. С этой мощью должна сочетаться страшная ответственность за будущее. Если вы посмотрите вокруг себя, вы должны ощущать не только чувство выполненной обязанности, но и беспокойство, боязнь не потерять достигнутое. Возможности наши теперь ясны и понятны для обеих наших стран.

Если будем отклонять или игнорировать это или растрачивать по мелочам, впоследствии получим справедливые упреки. Hеобходимо, чтобы постоянство мнения, настойчивость в достижении цели и великая простота решения должны управлять поведением англоговорящих народов в мире, как они делали это во время войны. Мы должны, и я верю, что мы будем соблюдать это серьезное требование.

Когда Американские военные подходят к некоторой серьезной ситуации они имеют привычку писать во главе их директивы слова "Полная стратегическая концепция". Это мудро, так как это ведет к ясности мысли. Что тогда является полной стратегической концепцией, которую мы должны провозгласить сегодня?

Это ничто иное, как безопасность и благосостояние, свобода и прогресс для всех домов и семей, для всех мужчин и женщин во всех странах. И здесь я говорю особенно о мириадах домов или семей, в которых добытчик заработной платы борется против проблем и трудностей жизни, охраняет жену и детей от нужды и лишений и воспитывает в семье страх перед Богом, а также в других этических концепциях, имеющих большое значение.

Чтобы обеспечить безопасность этим бесчисленным домам и семьям, необходимо оградить их от двух гигантских мародеров, войны и тирании. Все мы знаем ужасные беспорядки, в которых обычное семейство погружается, когда проклятие войны нависает над кормильцем и его семьей

Ужасное крушение Европы, со всей исчезающей красотой, и большей части Азии стоит у нас в глазах. Когда проекты злых людей или агрессивные помыслы могущественных государств разбивают на части структуру цивилизованного общества, скромные простые люди поставлены перед трудностями, с которыми они не могут справляться. Для них все искажено, все нарушено, стерто в порошок.

Стоя здесь в этот тихий полдень, я с дрожью думаю, что случилось с миллионами людей и что еще может случиться в этот период, когда голод приходит на землю.

Невозможно вычислить то, что я называю "the unestimated sum of human pain"- "неоцененная сумма человеческой боли".

Наша высшая задача и обязанность состоит в защите всех людей от ужасов и бедствий новой войны.

Мы все согласны с этим. Hаши Американские военные коллеги, объявив их "полную стратегическую концепцию " и вычислив имеющиеся ресурсы, всегда переходят к следующему шагу – а именно, методу. Снова там имеется широко распространенное соглашение.

Мировая Организация, созданная для главной цели – предотвращения войны – ООH, преемник Лиги Hаций, с решающим дополнением Соединенных Штатов и всего, что это означает, – уже в работе.

Мы должны удостовериться что работа является плодотворной, что это – действительность и не обман, что это действенная сила и не просто игра слов, что это истинный храм мира, в котором щиты многих наций могут однажды быть повешены и не так как было в Вавилонской Башне.

Прежде, чем мы откажемся от твердых гарантии национальных вооружений, т.е. от гонки вооружений, мы должны убедиться, что наш храм построен не на зыбучих песках или болоте, а на камне. Любой может видеть, что наша дорога будет трудной и долгой, но если мы будем сплоченными, как это было во время двух мировых войн – хотя увы не очень в промежутке между ними – я не могу сомневаться, что мы достигнем нашей общей цели в конце концов.

Я предлагаю, однако, определенное практическое предложение. Суды и судьи могут быть созданы, но они не могут функционировать без шерифов и констеблей. Организация Объединенных Наций должна быть немедленно оснащена Международными вооруженными силами. В этом вопросе мы можем действовать постепенно, но начать немедленно.

Я предлагаю, чтобы каждое государство предоставило определенное количество авиационных эскадр на службу мировой организации.

Эти части были бы обучены и подготавливались в их собственной стране, но перемещались из одной страны в другую. Они носили бы униформу их собственных стран, но с различными значками.

Они не требовались бы, чтобы действовать против их собственной нации, но в других отношениях подчинялись Мировой организации. Это могло бы быть начато в скромных масштабах и росло по мере роста доверия. Я желал видеть это выполненным после первой мировой войны, и я искренне полагаю, что это можно сделать немедленно.

Было бы, однако неправильно и неблагоразумно, чтобы вручить секретное знание или опыт атомной бомбы, который имеют Соединенные Штаты, Великобритания, и Канада, организации, которая все еще в младенческом возрасте.

Это было бы преступное безумие, чтобы бросить это по течению в этот все еще взволнованный и не объединенный мир. Люди всех стран спокойно спят в своих кроватях, потому что эти знания и опыт по большей части находятся в Американских руках.

Я не думаю, что мы бы спали так крепко, имея противоположную ситуацию, когда этим смертельным фактором монопольно обладали бы некоторые коммунистические или неофашистские государства. Это обстоятельство было бы ими использовано для того, чтобы навязать тоталитарные системы свободному демократическому миру с ужасными последствиями. Видит бог, что это не должно произойти, и мы имеем по крайней мере некоторое время для укрепления нашего дома, прежде, чем мы столкнемся с этой опасностью, и даже тогда, когда никакие усилия не помогут, мы все еще должны обладать огромным превосходством, чтобы использовать это в качестве устрашения.

В конечном счете, когда необходимое братство людей будет верно реализовано и воплощено в мировой организации со всеми необходимыми практическими гарантиями, чтобы делать это эффективным, эти полномочия были бы конечно предоставлены мировой организации.

Теперь я подхожу ко второй опасности из тех, которые угрожают дому, и обычным людям – а именно, тирании. Мы не можем быть слепы к факту, что привилегии, которыми наслаждается каждый гражданин Британской Империи, не имеют силы в значительном числе стран, некоторые из которых являются очень мощными. В этих странах контроль за людьми осуществляется всемогущими полицейскими ведомствами.

Власть государства осуществляется без ограничения или диктаторами, или компактными олигархиями, действующими через привилегированную часть населения и политическую полицию.

Это – не наша обязанность в это время, когда трудностей так много, вмешиваться насильственно во внутренние дела стран, которые мы не победили в войне. Но мы не должны прекращать бесстрашно проповедовать большие принципы свободы и прав человека, которые являются достижением англоговорящего мира и которые через Magna Carta, Билль о правах, Habeas Corpus, trial by juri, и английский общий закон находят их наиболее известное выражение в Американской Декларации Независимости.

Все это означает, что люди любой страны должны иметь конституционные права, свободные выборы, с секретным избирательным бюллетенем, чтобы выбирать или изменить характер или форму правительства, которое ими правит; это свобода слова и мысли, это суды, независимые от исполнителя, несмещаемые любой стороной, которые должны управлять законами, которые получили широкое согласие большинства или освящены традициями. Свобода должна быть в каждом доме. Вот сообщение Британских и Американских народов к Человечеству. Позволить нам проповедовать что мы практикуем – практиковать что мы проповедуем.

Я указал две больших опасности которые угрожают людям: война и тирания.

Я еще не говорил о бедности и лишениях, которые вызывают во многих случаях беспокойство. Hо если опасности войны и тирании удалены, нет сомнения, что наука и сотрудничество в последующие годы, ведущие к миру, приведут к увеличению благосостояния.

Теперь, в этот грустный и торжественный момент, мы погружены в голод и бедствие, которые являются последствиями нашей громадной борьбы; но это пройдет и может пройти быстро, и нет причин, мешающих этому, кроме человеческого безумия или сверхчеловеческого преступления.

.........

Имеется, однако важный вопрос, который мы должны задать. Будут ли особые отношения между Соединенными Штатами и Британским Содружеством наций в противоречии с лояльностью к Мировой Организации? Я отвечаю, что наоборот это, вероятно, единственное средство для достижения организацией полной высоты и силы. Пример тому особые отношения между Соединенными Штатами и Канадой, которые я только что упомянул, а также специальные отношения между Соединенными Штатами и Южноамериканскими республиками.

Мы, британцы, 20 лет имеем соглашение относительно сотрудничества и взаимной помощи с Советской Россией.

.........

Темные века могут вернуться, каменный век может вернуться на сверкающих крыльях науки, и то, что могло бы теперь быть ливнем неизмеримых материальных благ для человечества, может принести полное разрушение. Остерегайтесь, я говорю; времени может быть мало.

Hе позволяйте себе дрейфовать по жизни, пока не поздно. Если имеется какая-либо братская ассоциация, подобная мной описанной, со всей дополнительной силой и безопасностью, которую обе наши страны могут гарантировать, удостоверьтесь, что этот великий факт известен миру, и что он содействует стабилизации основ мира. Имеется дорога мудрости. Предотвратить лучше, чем исправить.

Тень упала на место действия, в последнее время, освещенное победой союзников.

Ни кто не знает, что Советская Россия и коммунистическая международная организация намерены делать в непосредственном будущем, или каковы пределы их экспансии и тенденции обращения в свою веру.

Я испытываю сильный восторг и уважение к храбрым русским людям и к моему боевому товарищу, Маршалу Сталину.

Имеется глубокое сочувствие и доброжелательность в Англии – я не сомневаюсь в этом – ко всем русским людям и решение стойко добиваться, несмотря на множество различий и проблем, установления долгой дружбы. Мы понимаем потребность России в безопасности ее западных границ удалением всей возможности немецкой агрессии. Мы приветствуем Россию на ее законном месте среди ведущих наций мира. Мы приветствуем ее флаг в морях.

Прежде всего, мы приветствуем постоянные, частые и возрастающие контакты между русскими людьми и нашими собственными людьми с обеих сторон Атлантики. Это – моя обязанность, однако, я уверен, что вы бы желали, чтобы я предъявил факты так, как я их вижу, о существующем положения в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперек континента.

По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти известные города и поселения вокруг них находятся в том, что я должен называть Советской сферой, и все подчинено, в той или иной форме, не только Советскому влиянию, но очень сильному и, во многих случаях, чрезвычайно сильному контролю Москвы.

Только Афины – Греция с бессмертной красотой – является свободной в выборе будущего под британским, американским и французским наблюдением.

Контролируемое русскими польское правительство было поощрено делать большие и неправомерные нападки на Германию, и массовые изгнания миллионов немцев в масштабе, печальном и невообразимом, теперь имеют место. Коммунистические партии, которые были очень небольшие во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль.

Полицейские правительства преобладают в почти каждом случае, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.

Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази – коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии, особо поддерживая группу левых немецких лидеров. В конце борьбы в прошлом июне, Американские и Британские армии освободили западные районы, в соответствии с ранее достигнутым соглашением, на глубину в некоторых местах до 150 миль и на фронте почти 400 миль, чтобы позволить нашим российским союзникам занимать эту обширную дополнительную территорию, которую западные демократические государства захватили.

Если теперь Советское правительство попытается отдельно создать про – коммунистическую Германию в их зоне, это причинит новые серьезные трудности в Британской и Американской зонах, и разделит побежденных немцев между Советами и Западными демократическими государствами.

Любые выводы могут быть сделаны из этих фактов – и факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись.

Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Безопасность мира требует нового единства в Европе, от которого никакая нация не должна быть в стороне. Из-за ссор между сильными расами в Европе происходили все войны, как в прошлое время, так и та мировая война, свидетелями которой мы были.

Дважды в нашей жизни мы видели, как США, против их желания и их традиций, против аргументов, силу которых невозможно постичь, втянутыми непреодолимыми силами в эти войны, чтобы гарантировать победу хорошего над плохим, но только после того, как произошли ужасная резня и разрушения.

Дважды Соединенные Штаты были вынуждены посылать несколько миллионов молодых людей через Атлантику, чтобы найти войну; но теперь война может найти любую нацию, везде, где можно, между сумраком и рассветом. Конечно мы должны работать с сознательной целью для великого умиротворения Европы, в пределах структуры Организации Объединенных Hаций и в соответствии с Уставом. То, что я чувствую – открытая причина политики очень большой важности.

И до железного занавеса, который лежит поперек Европы есть много причин для беспокойства.

Серьезные трудности доставляет в Италии Коммунистическая Партия поддержкой требований коммунистической свиты (охвостья) Маршала Тито об изменении Итальянской территории на Адриатике.

Однако будущее Италии находится в равновесии.

Снова нельзя воображать восстановленную Европу без сильной Франции. Всю мою сознательную жизнь я работал для сильной Франции, и я никогда не терял веру в ее судьбу, даже в самые темные часы. Я не буду терять веру теперь. Однако, в большом числе стран, далеких от Российских границ и во всем мире, коммунистические пятые колонны дестабилизируют и работают в полном единстве и абсолютном повиновении к указам, которые они получают от коммунистического центра. Кроме этого, в Британском Содружестве наций и в Соединенных Штатах, где коммунизм еще в младенчестве, коммунистические партии или пятые колонны составляют возрастающий вызов и опасность Христианской Цивилизации.

Это мрачные факты для всех, чтобы рассказывать о них на другой день после победы, полученной великим братством по оружию и по стремлению к свободе и демократии; но мы должны их знать, чтобы не стоять спокойно, когда еще есть время что-то сделать.

......

Реакция СССР на речь Черчиля.

ОТВЕТ КОРРЕСПОНДЕНТУ "ПРАВДЫ"

На днях один из корреспондентов "Правды" обратился к товарищу Сталину с просьбой разъяснить ряд вопросов, связанных с речью господина Черчилля.Товарищ Сталин дал соответствующие разъяснения, которые приводятся ниже в виде ответов на вопросы корреспондента.

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, – у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира.

По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, – в противном случае неизбежна война.

Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.

Трагедия господина Черчилля состоит в том, что он как закоренелый тори не понимает этой простой и очевидной истины.

Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР. Правда, господин Черчилль для того, чтобы запутать читателей, мимоходом заявляет, что срок советско-английского договора о взаимопомощи и сотрудничестве вполне можно было бы продлить до 50 лет.

Но как совместить подобное заявление господина Черчилля с его установкой на войну с СССР, с его проповедью войны против СССР?

Ясно, что эти вещи никак нельзя совместить. И если господин Черчилль, призывающий к войне с Советским Союзом, считает вместе с тем возможным продление срока англо-советского договора до 50 лет, то это значит, что он рассматривает этот договор как пустую бумажку, нужную ему лишь для того, чтобы прикрыть ею и замаскировать свою антисоветскую установку. Поэтому нельзя относиться серьезно к фальшивым заявлениям друзей господина Черчилля в Англии о продлении срока советско-английского договора до 50 и больше лет. Продление срока договора не имеет смысла, если одна из сторон нарушает договор и превращает его в пустую бумажку.

Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи господина Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские взаимоотношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?

Ответ. Эта часть речи господина Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности.

Господин Черчилль утверждает, что "Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы". Господин Черчилль квалифицирует все это как не имеющие границ "экспансионистские тенденции" Советского Союза.

Не требуется особого труда, чтобы показать, что господин Черчилль грубо и беспардонно клевещет здесь как на Москву, так и на поименованные соседние с СССР государства.

Во-первых, совершенно абсурдно говорить об исключительном контроле СССР в Вене и Берлине, где имеются Союзные Контрольные Советы из представителей четырех государств и где СССР имеет лишь 1/4 часть голосов. Бывает, что иные люди не могут не клеветать, но надо все-таки знать меру.

Во-вторых, нельзя забывать следующего обстоятельства. Немцы произвели вторжение в СССР через Финляндию, Польшу, Румынию, Венгрию. Немцы могли произвести вторжение через эти страны потому, что в этих странах существовали тогда правительства, враждебные Советскому Союзу. В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек. Иначе говоря, Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига.

Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?

Господин Черчилль утверждает, что "Польское правительство, находящееся под господством русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию".

Здесь что ни слово, то грубая и оскорбительная клевета. Современной демократической Польшей руководят выдающиеся люди. Они доказали на деле, что умеют защищать интересы и достоинство родины так, как не умели это делать их предшественники. Какое имеется у господина Черчилля основание утверждать, что руководители современной Польши могут допустить в своей стране "господство" представителей каких бы то ни было иностранных государств? Не потому ли клевещет здесь господин Черчилль на "русских", что имеет намерение посеять семена раздора в отношениях между Польшей и Советским Союзом?...

Господин Черчилль недоволен, что Польша сделала поворот в своей политике в сторону дружбы и союза с СССР.

Было время, когда во взаимоотношениях между Польшей и СССР преобладали элементы конфликтов и противоречий.

Это обстоятельство давало возможность государственным деятелям вроде господина Черчилля играть на этих противоречиях, подбирать к рукам Польшу под видом защиты от русских, запугивать Россию призраком войны между нею и Польшей и сохранять за собою позицию арбитра. Но это время ушло в прошлое, ибо вражда между Польшей и Россией уступила место дружбе между ними, а Польша, современная демократическая Польша, не желает быть больше игральным мячом в руках иностранцев. Мне кажется, что именно это обстоятельство приводит господина Черчилля в раздражение и толкает его к грубым, бестактным выходкам против Польши. Шутка ли сказать: ему не дают играть за чужой счет...

Что касается нападок господина Черчилля на Советский Союз в связи с расширением западных границ Польши за счет захваченных в прошлом немцами польских территорий, то здесь, как мне кажется, он явным образом передергивает карты. Как известно, решение о западных границах Польши было принято на Берлинской конференции трех держав на основе требований Польши. Советский Союз неоднократно заявлял, что он считает требования Польши правильными и справедливыми.

Вполне вероятно, что господин Черчилль недоволен этим решением. Но почему господин Черчилль, не жалея стрел против позиции русских в этом вопросе, скрывает от своих читателей тот факт, что решение было принято на Берлинской конференции единогласно, что за решение голосовали не только русские, но также англичане и американцы? Для чего понадобилось господину Черчиллю вводить людей в заблуждение?

Господин Черчилль утверждает дальше, что "коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль, полицейские правительства, превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии".

Как известно, в Англии управляет ныне государством одна партия, партия лейбористов, причем оппозиционные партии лишены права участвовать в правительстве Англии. Это называется у господина Черчилля подлинным демократизмом. В Польше, Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии управляет блок нескольких партий – от четырех до шести партий, причем оппозиции, если она является более или менее лояльной, обеспечено право участия в правительстве. Это называется у господина Черчилля тоталитаризмом, тиранией, полицейщиной. Почему, на каком основании, – не ждите ответа от господина Черчилля.

Господин Черчилль не понимает, в какое смешное положение он ставит себя своими крикливыми речами о тоталитаризме, тирании, полицейщине.

Господину Черчиллю хотелось бы, чтобы Польшей управлял Соснковский и Андерс, Югославией – Михайлович и Павелич, Румынией – князь Штирбей и Радеску, Венгрией и Австрией – какой-нибудь король из дома Габсбургов и т. п. Господин Черчилль хочет уверить нас, что эти господа из фашистской подворотни могут обеспечить "подлинный демократизм". Таков "демократизм" господина Черчилля.

Господин Черчилль бродит около правды, когда он говорит о росте влияния коммунистических партий в Восточной Европе. Следует, однако, заметить, что он не совсем точен. Влияние коммунистических партий выросло не только в Восточной Европе, но почти во всех странах Европы, где раньше господствовал фашизм (Италия, Германия, Венгрия, Болгария, Финляндия) или где имела место немецкая, итальянская или венгерская оккупация (Франция, Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания, Польша, Чехословакия, Югославия, Греция, Советский Союз и т. п.).

Рост влияния коммунистов нельзя считать случайностью. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма в Европе коммунисты оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против фашистского режима, за свободу народов. Господин Черчилль иногда вспоминает в своих речах о "простых людях из небольших домов", по-барски похлопывая их по плечу и прикидываясь их другом.

Но эти люди не такие уж простые, как может показаться на первый взгляд. У них, у "простых людей", есть свои взгляды, своя политика, и они умеют постоять за себя. Это они, миллионы этих "простых людей", забаллотировали в Англии господина Черчилля и его партию, отдав свои голоса лейбористам. Это они, миллионы этих "простых людей", изолировали в Европе реакционеров, сторонников сотрудничества с фашизмом и отдали предпочтение левым демократическим партиям. Это они, миллионы этих "простых людей", испытав коммунистов в огне борьбы и сопротивления фашизму, решили, что коммунисты вполне заслуживают доверия народа. Так выросло влияние коммунистов в Европе. Таков закон исторического развития.

Конечно, господину Черчиллю не нравится такое развитие событий, и он бьет тревогу, апеллируя к силе. Но ему также не нравилось появление советского режима в России после первой мировой войны. Он также бил тогда тревогу и организовал военный поход "14 государств" против России, поставив себе целью повернуть назад колесо истории. Но история оказалась сильнее черчиллевской интервенции, и донкихотские замашки господина Черчилля привели к тому, что он потерпел тогда полное поражение. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, – что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, – то можно с уверенностью сказать, что они будут биты так же, как они были биты в прошлом, 26 лет тому назад."

Правда. 14 марта 1946 года

Но между Потсдамской конференцией и речью Фултона прошел почти год и это был самый странный из послевоенных лет для Германии и ее народа.

И тут пришло время перейти от обей картины к частным историческим эпизодам и рассказать для начала историю о том, как, когда и кем был ограблен в мае 1945 г. Немецкий государственный банк, но с учетом формата этой статьи это уже будет сделано в следующей части.

(конец ч.2)

Все остальные фото к этой части находятся тут:

http://h.ua/story/418974/#










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua