Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Скандинавские правители Гардарики ч.13


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

КНЯЗЬ СВЕНН. ЕГО ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА

Скандинавские правители Гардарики ч.13
ч.13

КНЯЗЬ СВЕНН. ЕГО ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА

В этой по сути заключительной части, данной работы мы с вами уважаемый читатель, разберем жизнь и деятельность следующего "по списку" после княгини Хельги (Ольги), правителей Гардарики – сына варяга Ингвара – СВЕННА (дат. Svend, др.-сканд. Sveinn, совр. швед. Sven), которого в Византии признали, вначале как "СВЕНДА" а потом "Сфендославоса", а в поздней древнерусской традиции, опять же на основе этого искаженного на греческий манер шведского имени Sveinn, монахами -летописцами он был "переименован" в "СВЯТОСЛАВА".

И так, этот исторический персонаж очевидно на фоне неудачного и "постного" правления святоши Хельги (Ольги) "полюбился" летописцам, что через их фантастические описания его "военных подвигов! и обстоятельств смерти!" запал в память россиян.

Хотя как это и не парадоксально звучит, но никаких таких "россиян" при жизни СВЕННА-Святослава еще не было и в помине. Но культ почитания Святославав до того разросся, что уже в 18 веке в Российской империи, с подачи историк Н. М. Карамзина наш СВЕНН-СВЕДОСЛАВОС- Святослав был прославлен как "Александр Македонский нашей древней истории"!



И раз это так, то и нам с вами уважаемый читатель надо будет приложить максимум усилий чтобы "проверить на прочность" присвоенный в России князю СВЕНУ "титул" – "равный славе А. Македонского".

НО историю самой России уже столько раз переписывали что тут не знаешь с чего и начать свое повествование о князе СВЕННЕ-Святославе. И все же немного поколебавшись я решил начть с ознакомления читателя с той итоговой исторической оценкой которую ему давали в Российской империи до 1917 г. (А и для справки я приведу полную статью из Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.)

Затем мы с вами отталкиваюсь от этой исторической оценки и посмотрим, что пишут о князе СВЕННЕ – Святославе уже современный российский историки!

И почему его так в нынешней Роосии вознесли до легендарного уровня Александра Македонского!!!

Итак, "Святослав Игоревич вел. кн. киевский. Летопись относит рождение С. к 942 г.

В момент смерти отца С. был еще младенцем и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги.

Воспитателем С. был Асмуд, а воеводой – Свенельд.

Как только С. возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

Изславянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хозарам.

Из-за вятичей С. вступил в борьбу с хозарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами.

Затем С. направил свое внимание на Ю – на Дунайскую Болгарию.

Почин в этом предприятии С. шел со стороны византийского императора Никифора Фоки, который, желая оградить Византию от опасных соседей – болгар, послал к С. предложение напасть на Болгарию.

С. явился в Болгарию со своими союзниками – венграми, печенегами и др. – в качестве друга Византии.

Успех похода С. был огромный; он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией.

Греки скоро почувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа.

Тогда Никифор направил печенегов на Киев, и С. должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарии.

Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимиский, помирился с болгарами, и С. пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами; хотя в Болгарии была и русская партия, но движение против С. было сильное.

Чтобы сломить греков, С. двинулся за Балканы и сначала имел успех, но потом должен был заключить мир с греками и уйти из Болгарии.

Он пошел в лодках к днепровским порогам, но пороги были заняты печенегами.

С. переждал до весны и снова попытался пройти пороги, но был убит в сражении с печенегами, которые, по преданию, сделали из черепа его чашу (972 г.).

Ср. Завитневич, "Вел. кн. киевский С. Игоревич и историч. значение его богатырских подвигов" (Киев, 1888); Овойнах С. в Болгарии см. в "Истории" Льва Дьякона.

Этим же войнам посвящено специальное исследование Черткова: "Описание войны вел. кн. С. Игоревича" (M., 1843, и "Русский Исторический Сборник", VI).

Е. К.

Итак, теперь скажите сами себе уважаемый читатель, вы прочитав вышеизложенную статью и обновив так сказать ваши исторические познания и теперь сможете вслед за роосийскими историками признать князя скандинава Свенна-Святослава -"российским Александром Македонским", если конечно вы помните, кто это был такой и как ему удалось создать свою мировую империю?

Я лично так не считаю.

Ибо не вижу тут никакой заслуги скандинава СВЕНА перед Россией.

Во первых в войнах с Хазарией, где он не сколько расширял владения Гардарики, сколько помогал своим союзникам печенегам в овладении новыми территориями и усилением их влияние в Хазарском каганате. И от рук которых вскорее прнял свою мученическую смерть!

Далее СВЕНН-Святослав тоже выступает политической марионеткой но уже в руках византийского императора Никифора Фоки, который использовал его в борьбе с правителями "Великой Болгарии" -по сути первой славянской империей в Европе.

Не сумев же в результате поражений от войск Византии и Болгарского царства закрепится в Болгарии, Свенн-Святослав, будучи предан своими вчерашними союзниками (печенегами) во главе ханом Курей – Святослав был вынужден отступиться остатками своих войск на Киев, но по пути был убит.

На этом его мирская слава и закончилась.

Но, не все из вас уважаемые читатели обратили внимание на вот эту фразу

"Тогда Никифор направил печенегов на Киев, и С. должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарии", а именно этими действиями Свенн-Святослав заложил в фундамент своего государства Гардарика "мину замедленного действия".

Ведь разделив территорию Гардарики на три части (а не оставив одного наследника Ярполка – как старшего сына) между тремя малолетними сыновьями от разных жен, он спровоцировал после своей смерти, кровавую междоусобицу (гражданскую войну) между наследниками.

Что по сути после занятия меньшим сыном Свена -Владимиром княжеского трона, было первым шагом к вырождению варяжской династии Рюриков на Гардарике – Руси.

И тут, уже можно считать, что за Гардарикой после 980 г. окончательно закрепилось ее греческое название "РУСЬ".

А вот влияние скандинавского элемента "в высшем слове управлении Руси" стало резко умалятся, так как большая и лучшая часть "знатных варягов" носителей королевских традиций и обычаев конунга Рюрика! погибла в войнах сначала князя Ингвара -Игоря, а потом и – Свена-Святослава.

А приведенные с собой на Русь в 980 г. князем "Волдемаром" – Владимиром (наполовину норвежцем-наполовину словеном) в составе нового контингента иностранных варягов, были уже не те бойцы, что прежде и он их после захвата Киева выгодно "передал на военную службу" в Византию...

Ну, а теперь давайте от первоначальной критики СВЕНА-Святослава перейдем к обзору мнений о нем современных, в том числе и российских, историков.

А в России, что до 1917 г. что после, варяжского князя СВЕННА, правившего в Гардарике-Руси называют только как "Святослав Игоревич" и пишут, что " (жил он всего 30 лет! с 942 – март 972 годов и прошел два этапа княжения: князь новгородский в 945-969 годах (при жизни княгини Хельги-Ольги) и как великий князь с 945 по 972 год.

Но вот первое упоминание о Свене-Святославе в синхронном историческом документе содержится уже в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года.

Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): "Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии"

В "Немогарде" Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Княгиня Ольга крестилась в 955-957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины.

Летописец давая оценку Святослава цитирует нам апостола Павла:

"Для неверующих вера христианская юродство есть".

Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и "люди Святослава", получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги, а в протоколе второго приёма они вообще не упомянутые.

А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке "люди Святослава" были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве. (но не просто в язычестве, а придерживается скандинавской веры в Бога Одина.

О первых же самостоятельных шагах Святослава "Повесть временных лет" сообщает с 964 года:

"Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал.

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины.

И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: "Иду на Вы!"".

И это не портрет мудрого князя, обеспечивающего рост своего государства, укрепления границ, финансов и прироста населения!

В "Повести временных лет" отмечено, что в 964 году Святослав "пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей".

Тут мы остановимся и посчитаем. Имея 22 лет от роду, еще при жизни княгини Ольги! СВЕН-Святослав всего на всего, будучи лишь второстепенным князем Гардарики, поскольку занимал новгородский княжеский трон, начал войну против вятичей.

Но, при этом, историки не рассказывают нам ничего о том, кто такие вятичи и почему их непременно надо было завоевать?

А ведь это очень важно, ибо те самые вятичи потом во времена Ивана Грозного ужа стают "русскими-россиянами", а затем уже в купе с разной там чудью, мерей, весей и прочими инородцами превращаются в "великороссов" т.е. тот самый "государств образующий народ"!

И вот тут становится наконец понятным кому и зачем понадобился признать СВЕННА-Святослава "российским Александром Македонским" заложивший основы будущего Московского царства!!!

А что касается СВЕНА-Святослава то он уже в 965 году начал новою войну, уже с более сильным соперником – Хазарским каганатом.

И тут древнерусская летопись (полностью игнорируя политические реалии того времени) дает вот такую победную реляцию

"В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов".

Но уже во времена Свенна-Святослава находились историки, трезво описывающие его "грандиозные с точки зрения древнерусского летописца который сам этого не видел и ничего не мог найти в древних записях, ибо не было на Руси еще письменности)! как скажем арабский историк Ибн-Хаукаль который относит поход к чуть более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками:

"Булгар – город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус...

И ал-Хазар – сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом," и были в нём многочисленные сады..., но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма".

Но вот российским современным историкам это "все до фени".

Им надо прославить Святослава и оправдать его оценку как "Александра Македонского" и тут уж фантазии российских историков нет предела.

Вот отрывок из подобной публикации

"Разгромив армии обоих государств и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане.

По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем двинулся на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер. М. И. Артамонов же считал, что русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой.

На месте Саркела появилось русское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в "Повести временных лет" сообщается о победе над вятичами и наложении на них дани".

Правда даже самые горячите патриоты, среди российских историков, вынуждены признать голословность, своих славословий в отношении Святослава, в его войнах с Хазарией и так скромненько признать, что мол

"Греческие источники хранят молчание о событиях на Руси.

И что мол коварная "Византия была заинтересована в сокрушении Хазарии, а союзнические отношения с киевским князем подтверждает участие русских отрядов в походе императора Никифора Фоки на Крит."

А если подойти к изучению этого вопроса строго объективно и назвать все вещи своими именами, а не так как бы кому-то этого хотелось, в виду поддержания репутации "славной российской истории" чем особенно страдал профессор химии и по совместительству российский историк М. Ломоносов, то мы должны будем признать, что с момента начала правления в Гардарике скандинава князя Ингвара-Игоря, она стала вассалом иудейского Хазарского каганата.

А произошло это после карательного похода "досточтимого Песаха" – еврейского полководца, который во главе наемной армии отбросил русов от берегов Азовского моря, опустошил страну и осадил Киев.

Около 940 от киевского князя отпало Днепровское левобережье, земли уличей и тиверцев в низовьях Днестра и Дуная попали в руки печенегов, кривичи создали свое независимое Полоцкое княжество.

Это все произошло за два года до рождения нашего героя СВЕННА-Святослава!!!

Под мощным воздействием хазарских евреев Гардарика-Русь начала разваливаться на глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденная не только платить ему дань, но и воевать за его интересы, совершенно чуждые славянам.

"Тогда стали русы подчинены власти хазар", – гордо сообщает современный еврейский автор.

Еще в самом н. IX в. власть в Хазарском каганате захватил некий влиятельный иудей Обадия. Он превратил хана из династии Ашина в марионетку и сделал талмудический иудаизм государственной религией Хазарии.

С тех пор ее политика преследовала цели, проистекавшие из мессианских чаяний раввинов и их неутолимой ненависти к христианству.

Первой заботой хазарских иудеев традиционно стала забота о богатстве.

Через тысячу лет после того, как еврейство отвергло Спасителя, иудеи-рахдониты продолжали свято верить, что путь к господству над миром (якобы обещанному им Самим Богом) один – золото.

Богатство давало возможность подкупать союзников и нанимать воинов. Все это: торговое имущество, купленные союзники и воины-наемники – было брошено к достижению заветной цели: уничтожению или ослаблению ненавистного оплота Вселенского Православия – Византийской империи.

В 939 по Рождеству Христову войну против Византии развязал хазарский царь Иосиф, который начал с того, что "низверг множество необрезанных", то есть попросту перебил христиан, живущих внутри Хазарии.

Затем хазарское войско вторглось в Крым, взяло там три города, "избив мужчин и женщин", и осадило Херсонес, где нашли себе убежище уцелевшие христиане.

Составной частью кампании стал поход на русские земли, закончившийся подчинением киевского кн. Игоря.

Он обещал "платить дань кровью", то есть в войне Хазарии с Византией выставить свою дружину против империи на стороне каганата.

Этим, возможно, и объясняются два его похода на Царьград, последовавшие один за другим в 941 и 944.

Подчинение Хазарии сыграло роковую роль и в жизни самого Игоря.

Общепризнанно, что он был убит древлянами при сборе дани. Но остается открытым вопрос – для кого собирал он эту дань?

Что заставило князя увеличить ее до размеров, вызвавших восстание древлян? Ответ прост: надо было платить Хазарии.

Итак, когда Святослав сел на Киевском столе, перспективы Русской державы казались весьма мрачными.

Она потеряла внутреннее единство и внешнюю независимость, происками Хазарии оказалась втянутой в войну с Византией, совершенно не нужную и чуждую русским интересам.

И вот тут СВЕНН-Святослав и решил путем предательства своего сюзерена правителя Хазарского каганата войска, которых были заняты в затяжной войне с Византийской империей во, во-первых, немного увеличить территорию своего княжества и улучить финансовое состояние казны. Ведь наемное варяжское войско требовало ежегодной платы и доли в военной добычи. И иного пути как следовать примеру своего отца Ингвара-Игоря у него не было...

Причем вся политическая "хитрость плана Святослава" заключалась в том, что воевала с вятичами и Хазарией не Гардарика-Русь и не ее правительница княгиня Хельга-Ольга (которая успела уже просватать своего внука Олега за знатную хазарскую принцессу и она как раз то и не выходила из подчинения Хазарии), а ее взбунтовавшийся сын СВЕНН.

Как бы уже отделённый после совершеннолетие и посаженый на самостоятельное правление Новгородским княжеством!

И именно Новгородское княжество во главе с СВЕНОМ-Святославом и его воеводой СВЕНЕЛЬДОМ вело войну с Хазарией в 965-968 годах.

Княгиня Ольга то умела в 969 году, и Святослав великим киевским князем тоже стал в 969 году!!!

И теперь зная все тайную политику давайте снова вернёмся к началу посвистываниях о войнах Свенна-Святослава:

"В 964 он совершил свой первый поход – на север, на Оку – в земли вятичей, освободив их от власти хазар и подчинив Киеву".

И вот тут если просто неглубоко копнуть так называемую "российскую историю" то на примере "вятичей" как якобы народа легшего в основу "великороссов" как бетонный блок в основу фундамента здания, видно насколько "российская история" уже изначально была и до сих пор остается сфальсифицированной!

Читаешь вот эту фразу в современной энциклопедии и диву даешься!

"Вя́тичи – восточнославянский племенной союз, населявший в VIII-XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей). Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой".

Тут все неправда окромя что упоминания о "ромено-борщевской культуре"! Которая существует хотя к вятичам как оказалось при перепроверке не имеет никакого отношения!

Как "вятичи" могут быть восточно-славянским племенем (народом) когда уже даже в той самой "ПВЛ" этой священной корове, всей российской истории сказано, что племя вятичей это ляхи т.е. поляки и западные следовать быть славяне!!!

Согласно этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, – уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав:

"Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко... а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи".

Такой тип эвгемеризма, как выведение названия племени от имени его прародителя, был свойственен средневековой христианской книжности.

Одна из научных гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t "мокрый, влажный" (праслав. *vet).

На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей (*vętitji) восходит к корню праслав. *vęt-"большой"[8], и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды (венеты) и вандалы, восходящими к тому же корню[9][10]. Все эти этнонимы, вероятно, имели значение "большой народ".

Помимо "Повести временных лет", вятичи упоминаются (как В-н-н-тит) и в более раннем источнике – письме хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифаХасдаю ибн Шапруту (960-е годы), в котором отражена этнополитическая ситуация концаVIII – середины IX веков.[12]

В одном из арабских источников древний автор Гардизи писал о тех местах: "И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит) ". Арабское слово "мадина" могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу.

В древнем источнике "Худуд аль-Алам" говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны славян) похожи на русов!

Похожи на русов но не руссы!!!

Повествование идет о тех временах, когда здесь еще не было русов, и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя "свиет-малик".

Отсюда шла дорога в Хазарию, в Волжскую Булгарию, и только позднее, в XI веке, состоялись походы Владимира Мономаха.

Тема Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусон.

По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы).

Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население, а не славянское!

Предшественниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III-IV векам мощинской культуры.

Но такие особенности культуры вятичей, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению.

Поэтому и считается, что именно Балты приняли участие в этногенезе вятичей и радимичей!

Об этом говорят характерные украшения – шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире X-XII веков. Только у двух племен – радимичей и вятичей – они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов.

Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодействие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах

Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках.

Согласно Повести Временных лет, в IX – середине X века вятичи выплачивали дань Хазарии по шелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи.

Как и у прочих племена-народы, управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.

Но, вот что важно, что ко времени утверждения Олегом Вещим в IX веке в Киеве (из полян, словен, кривичей, радимичей, северян, дреговичей и древлян), вятичи не входили в состав Древнерусского государства.

А выше упомянутая "Роменско-борщевская культура (укр. Роменсько-борщевська культура) совсем как бы не имеет к ВЯТИЧАМ никакого отношения ибо это -археологическая культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII-X века (Черниговская, Сумская,Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области[1]). Название идёт от города Ромны (Сумская область Украины) и села Борщево (Воронежская область РФ).

Генетически связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов."

Сами же "Вя́тичи на пике своего распостранения и развития- восточнославянский племенной союз, населявший в VIII-XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской,Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей".

Так бы и жили себе ВЯТИЧИ под номинальной властью Хазарского каганата охранявшего их от иноземных вторжений если бы не молодой новгородский варяг князь СВЕНН-Святослав втянувший их в орбиту геополитической политическую борьбу за влияние в Гардарикк-Руси.

А итог нападения Свенна на земли вятичей был таков.

В 964-966 (либо 968-969) годах в результате вятичи были временно подчинены Киевской Руси.

Сын Святослава – Владимир – вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году.

Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова.

И тем не менее вятичи не сдавались. Дань-данью, а власть они не делили с киевскими великими князьями и до конца XI века они сохраняли политическую независимость; В летописях упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

В "Поучении Владимира Мономаха" упомянуты предводители вятичей – Ходота с сыном: "А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму".

Во время усобиц XII века упоминаются города вятичей, возникшие в более ранние эпохи. По мнению Б. А. Рыбакова, главным городом вятичей был Корьдно (Кордно) (отождествляется с селением Корно Мосальского уезда, ныне – село Корное Мосальского района Калужской области)

Позже и постепенно земли вятичей вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году.

Вятичи в отличии от славянских племен, подчинившихся Князю Владимиру Первому Святославовичу не приняли христианство и очень долгое время оставались язычниками.

Так в XII веке ими был убит фанатик – христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года) пытавшийся совершить их насильственное крещение.

И добросовестные российские историки по этому поводу пишут, что именно вятичи как западнославянское племя были последними язычниками уже в Московской Руси. Дольше них в Восточной Европе язычниками оставались только литовцы.

Так, например,

"В самом центре земли вятичей – Мценск (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру.

Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой.

Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение".

После уничтожения удельной системы край, населённый вятичами, был подчинён порядкам, установленным в Московском государстве, а имя вятичей постепенно исчезло из обращения русского языка и стало лишь достоянием истории. Хотя археологически наследие вятичей в культуре русского населения прослеживается до XVII века.

В силу этого автор может и спрогнозировать, что случае начала распада нынешней Российской федерации а такие признаки уже имеют место, то Московская, Калужская, Орловская Рязанская,Смоленская, Тульская, Воронежская и Липецкая области станут на почве возрождения древних языческих верований вятичей (а православие российского толка себе полностью дискредитировало хотя бы на примере осуществления программы "русского мира") и отрицания их 600 летнего закабаления фино-угорскими племенами (какие бы поздние историки на руководителей Киевской Руси, затем Московского царства славянские маски и не одевали) станут ареной борьбы и становления нового государства ВЯТИЧЕЙ!

Другие народы и племена в нынешней Российской федерации за исключением татар, уже сильно ассимилированы финно-угорско-татарскими генетическими элементами и не способны "вспомнить свое генетическое прошлое", а если и способны, то не располагают для новой борьбы за свою независимость человеческими ресурсами, в отличии скажем от племени ВЯТИЧЕЙ!

Так же, можно предположить, что не Москва будет столицей этого нового государства, а Калуга!

Но на этом я остановлюсь, ибо итак увлекся прогнозами будущего, а нас всех давно заждался князь СВЕНН-СВЯТОСЛАВ, который вместе с воеводой Свенельдом, задумал осуществить и вторую авантюру в своей жизни – напасть на ослабленного войной, своего сюзерена -Хазарский каганат.

Что как учил нас всех Пушкин, на всякий случай "Отмстить неразумным хазарам"...

И раз так то нам снова пора в обзорную экскурсию по древней Хазарии. Благо что это если отбросить предгорья Северного Кавказа и Чечню все та самая, опять же по выражению знаменитого российского поета Лермонтова "Россия"...

Да и пользуясь редким соучаем хочу и попутно заметить, что это стихотворение как нельзя актуально звучит и для нынешней России, где вся власть во всех ее структурах и вертикалях переподчинена ФСБ РФ а во главе этой пирамиды поставлен тот самый "все слышащий и все знающий "пожизненный президент-диктатор В. Путин!

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их все видящего глаза,

От их всё слышащих ушей.

С теми, кто не согласен с проведением подобных параллелей или что я этим бросаю тень на великого современного политического деятеля В. Путина, то я могу отдельно поспорить в комментариях.

А сейчас продолжу рассказ о Хазарии чей "правопреемницей" через пару веков и стала Россия со всеми так сказать еще по срокам возникновения хазарскими проблемами и бедами...

"В кон. IX-1-й пол. X вв. Хазарский каганат ослабел, но ещё продолжал оставаться влиятельным государством благодаря обученной армии и искусной дипломатии. Правители проводили политику лавирования между тремя крупными силами: Византией (утратившей интерес в союзных отношениях), кочевниками и Русью.

В кон. IX века в правление царя Вениамина против Хазарии выступила организованная Византией коалиция, состоящая из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен. Хазары разбили её при поддержке алан.

При следующем царе – Аароне Византия сумела разрушить хазаро-аланский союз, и теперь хазары одолели алан с помощью одного из кочевых вождей. Аланского царя пленили, но приняли с почётом. Он отдал свою дочь за сына Аарона – Иосифа

Угроза со стороны русов до определённого времени успешно перенаправлялась хазарами в Закавказье.

В 913/914 году за долю добычи хазары пропустили флот русов в Каспийское море, а когда поредевшее войско вернулось, напали на него и перебили.

В 939 году один из русских вождей – Хельг (возможно, князь Олег) по подстрекательству Византии напал на хазарскую заставу Самкерц на Таманском полуострове.

Хазарское войско под командованием полководца Песаха разбило русов и разграбило византийские владения в Крыму.

После этого поражения русы повернули оружие на Византию (941). А затем снова совершили рейд в Закавказье (944).

В отличие от прошлого набега, сопровождавшегося простым грабежом, на этот раз русы перешли к планомерному завоеванию территории, но эта попытка не имела успеха.

Неблагоприятная ситуация складывалась для Хазарии и на южной границе, где на месте Халифата возникли независимые исламские эмираты.

К началу X века весь Южный Прикаспий оказался объединён в составе государства Саманидов.

Новая держава стала активным проводником ислама.

Под её влиянием он начал распространяться среди огузов и карлуков в Средней Азии, а затем и в Волжской Булгарии.

Хазария оказалась в исламском окружении, что было вдвойне опасным в связи с наличием сильной исламской партии при дворе беков.

В 901, 909 и 916 годах хазары в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили несколько походов на Дербент.

Отношения с мусульманским миром оставались мирными до падения каганата, а затем вассал Саманидов Хорезм на некоторое время подчинил себе Хазарию[44].

В Горном Дагестане усилилось государство Сарир. Его население исповедовало христианство, а правитель в арабских источниках иногда именовался каганом гор. Сарирцы совершали набеги на Хазарию.

Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария.

Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В 922 году эту страну посетил посол багдадского халифа Ибн Фадлан.

Накануне новой войны Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским халифатом. Министр последнего Хасдай ибн Шапрут и хазарский царь Иосиф обменялись письмами.

Из сохранившегося письма Иосифа (ок. 961) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.

Решающую роль резком ослаблении Хазарии сыграло Древнерусское государство под которыми автор понимает прежде всего варяжское королевство Гардарику создание конунгом Рюриком...

В 964 году князь Святослав "освободил" хотя никто его об этом и не просил, последнее зависимое от хазар племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал в древнерусских летописях называтся "русским городом Белая Вежа".

По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань).

Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер.

Этот момент считается концом независимого Хазарского государства как средневековой империи.

Но это так считают российские историки сидя в своих уютных библиотеках и рассуждая там в тепле и довольстве о мировой истории по книгам.

А в действительности поход Святослава на Хазарский каганат не привел его к гибели или распаду!.

Ведь пока варяги СВЕННА-Святослава разоряли хазарские города и бессмысленно варварски вырубали сады и виноградники, проводя "тактику выжженной земли" основная масса населения городов и в том числе весь царский двор со своими сокровищами!!! сумели бежать и переждать опасность, укрывшись от войск СВЕНА -Святослава на островах Каспийского моря и полуострове Мангышлаке (нынешний Казахстан).

После ухода руссов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу Итиль.

Но вот для идеи распространения христианства как мировой религии затея СВЕНА-Святослава в походом на Хазарию даром не прошла.

В обмен за поддержку большая часть хазар перешла в ислам!!! позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь.

О том, что Хазария как государство существовала и далее видно из событий 985 году, когда князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань.

А под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру!!!

И мусульманином Владимир, а вслед за ним и вся его "РУСЬ" не стал лишь по маленькому недоразумению, якобы из-за запрета в Коране пить правоверным вино!!!

А будь хазарские мудрецы поумнее, то они конечно бы для дела вовлечения Владимира в свою веру сказали бы, что пить то можно если по чуть-чуть, а вот курить наркотики (а тут кайфу больше чем от вина!) и иметь одновременно 4 жен и неограниченное число наложниц, то тут бы Владимир как "прелюбодей" согласно той же древнерусской летописи и выбрал бы для нас всех мусульманскую веру.

Далее в жизни СВЕНА и его военачальника и очевидно начальника главного штаба Свене льда были так называемые "Болгарские походы", а по сути одна большая военная болгарская авантюра, стоившая в конечном итоге жизни самому СВЕННУ...

Завоевание Болгарского царства (968-969)

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по-разному.

В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию.

Тут я остановлюсь чтобы представить читателю нового героя Никифора Фоку.

Это был своего рода человек схожий по условиям воспитания, жизни деятельности и с нашим князем СВЕННОМ-Святославом Игоревичем!

Можно сказать, что они тут "нашли" друг друга и стали "союзниками".

Но обо всем этом по прядку.

Справка: Ники́фор II Фо́ка (ок. 912 – декабрь 969) – военачальник, затем византийский император (963-969). Сын полководца Варды Фоки Старшего.

Отличившись удачными войнами на Востоке против арабов и нося звание главнокомандующего восточных войск, Никифор пользовался громадным авторитетом в войске и был весьма популярен в Византии.

В 960 он был назначен главнокомандующим войсками, посланными на Крит, чтобы отбить его у арабов; в числе союзников или наемников его упомянуты русы. С флотом из 3000 судов, Никифор высадился на Крите близ Хандака. Критский эмир Абд ал-Азиз едва успел собрать небольшой отряд, который не мог оказать грекам серьёзного сопротивления. После восьмимесячной осады Хандак был взят приступом

Никифор вхойдя и на Византийский престол не переменил своего образа жизни: он предпочитал военный лагерь придворной роскоши и первые годы царствования провёл на Востоке, продолжая военные операции против сарацин.

В это время взяты были у них Тарс, Адака, Аназарби и Мопсуестия и возвращены под власть империи Кипр и Антиохия.

В связи с итальянскими делами внимание Никифора сильно занимали отношения с Болгарией. Возможно, и вмешательство русского князя Святослава в болгаро-византийские отношения объясняется южно-итальянскими делами.

Цари болгарские рядом побед над Византией вынудили у неё обязательство уплаты ежегодной дани.

Никифор, отказав болгарам в дани, должен был приготовиться к войне с ними.

Историк Лев Диакон, живший в это время, сообщает, что Никифор, разорвав сношения с Болгарией, отправил посла именем Калокира в Киев к тамошнему князю с подарками и с предложением совершить нападение на Болгарию, чтобы отвлечь внимание болгар с юга на север.

Князь Святослав поддержал планы Никифора и решился в 968 идти на Болгарию войной. Неожиданные его успехи возбудили, однако, опасения у Никифора.

Едва ли не по подстрекательству греков печенеги напали в 969 на Киев, что принудило Святослава оставить на этот раз свои мечты о Болгарии.

Ну и далее у самого Никифора, судьба вступила в черную полосу. Сам Никифор не происходил из царского рода и не имел по рождению прав на императорскую корону.

Согласно Ибн аль-Асиру, он так вообще был потомком мусульманина из Тарса по имени Ибн-аль Фаса.

Отмена роскоши и церемоний, бережливость в расходовании государственных средств не могли нравиться большинству, особенно высшим чинам гражданского и военного ведомства, не перестававшим смотреть на Никифора как на равного себе.

Кроме того, у Никифора были такие планы государственных реформ, которые не могли быть по душе землевладельческому сословию и духовенству.

Из его законодательных актов видно, что он желал ослабить знать в пользу народа и лишить церковь многих привилегий. В то же время, из-за высокого налогообложения и манипуляций родственников с продажей хлеба, простой народ также не очень уважал Фоку.

Византийская аристократия, высшее духовенство и монашество не были на стороне Никифора. Царица Феофано примкнула к лагерю недовольных. В декабре 969 Никифор был убит в собственном дворце Иоанном Цимисхием, который был тайно введён в царскую спальню с согласия Феофано. По свидетельству Льва Диакона:

"Иоанн схватил его за бороду и безжалостно терзал ее, а заговорщики так яростно и бесчеловечно били его рукоятками мечей по щекам, что зубы расшатались и стали выпадать из челюстей. Когда они пресытились уже мучениями Никифора, Иоанн толкнул его ногой в грудь, взмахнул мечом и рассек ему надвое череп. Он приказал и другим наносить удары [Никифору], и они безжалостно расправлялись с ним, а один ударил его акуфием в спину и пронзил до самой груди."

После этого, тело бывшего императора один день пролежало под открытым небом. Затем труп уложили в деревянный ящик, и в полночь тайно отнесли в храм Святых апостолов. Там его поместили в одну из царских гробниц.

Очень яркое и наставительно моралистическое описание смерти пригодное для предупреждения всех типичных честолюбцев, идущих на вершину власти по чужим труппам...

Тут надо помнить, что умереть в своей постели мало кому удается и что конце концов вы лишь очередной труп на этом кровавом пути...

И в этой истории крайне интересным выглядит тот факт, что вышеупомянутый Иоанном Цимисхием и поставил вначале Никкифора Фоку императором! Я тебя породил я тебя и убью!

Ведь как было дело с Никифором Фокой? Получив известие, что император Роман II умер (март 963) и что по случаю малолетства царевичей Василия и Константина регентшей провозглашена царица Феофано, Никифор вернулся в Константинополь.

Есть известие, что царица Феофано тогда же обратила внимание на популярного генерала и желала приблизить его к престолу, но тогдашний всесильный вельможа, паракимомен Иосиф, принимал меры к устранению Никифора от дел.

По настоянию константинопольского патриарха Полиевкта, Никифор был снова назначен главнокомандующим азиатских войск.

Когда он находился на Востоке, паракимомен Иосиф прислал письмо к военачальнику Иоанну Цимисхию, находившемуся под командой Никифора и состоявшему в близком с ним родстве.

В этом письме Цимисхию давался совет арестовать Никифора, прислать его в Константинополь и самому принять вместо него начальство.

Цимисхий показал письмо Никифору и убедил его немедленно принять решительные меры. 2 июля 963 года, в лагере под Кесарией, Никифор был провозглашен императором. Двинувшись к столице, Никифор написал патриарху и Иосифу, чтобы они не противились признанию его царём; со своей стороны, он давал обещание не нарушать прав наследников престола, заботиться о них и дать им воспитание.

Старания Иосифа поднять движение против Никифора не имели успеха; 15 августа главные чины государства вышли навстречу Никифору, и он имел торжественный вход в Константинополь, приветствуемый всеми как царь.

Вопрос о наследниках престола разрешен был тем, что Никифор женился на вдовствующей царице Феофано, и таким образом права старой династии не были нарушены.

А согласно плану Никифора Фоки то в 968-969 годах Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Гардарику- Русь, которая после победы над Хазарией могла обратить свой взгляд на крымские владения империи.

Византийский посол Калокир повел очевидно действий в силу уже сложившегося заговора против императора Фоки договорился со Святославом об анти болгарском союзе, но вместе с тем попросил у него и помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол!

Как от такого предложения мог устоять молодой (26 лет) варяжский авантюрист СВЕНН-Святослав Игоревич!?

Тем более, что за это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, посол Калокир пообещал "великие, бесчисленные сокровища из казны государственной" и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана "дань с греков".

Славные победы в Болгарии почти свели на нет, события в самой Гардарике.

Ведь к 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов.

Святослав был вынужден с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнать печенегов в степь.

А Хазария уже ему не была помощником против печенегов! На ее территории уже властвовали печенежские ханы!

Затем случилось и другое несчастье. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына.

Святослав в 969 г. сев на великокняжеский стол по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега – на древлянское, Владимира – на новгородское.

После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском.

"Повесть временных лет" передаёт его слова:

"Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы"...

В этом и вся философия русского Александра Македонского и вся его мораль "водка, бабы и кони..."", жаль что гармоний еще не изболели...

Кстати столица Святослава летописный Переяславец точно не идентифицирована досих пор. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому.

По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар. Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами.

Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар.

Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Далее уже после смерти императора Фоки у Свена-Святослава начинается новая вона (970-971) и уже на два фронта. Против Византии и остатков болгарских войск. А в тылу вечная печенежская угроза!

В Византии тоже сменилась власть там 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий.

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты.

Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно.

Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси.

На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии.

Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат.

Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение.

По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам.

13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II.

Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом (Свенельдом-автор) удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада.

Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас.

21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение.

Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял.

Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца.

Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной разоренной боями на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра.

Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

И вот, прочтя этот подробный "послужной список князя Свенна-Святослава" я вновь хочу вам уважаемый читатель задать вопрос.

Так, что? Можно ли киевского князя Свенна-Святослава считать "российским А. Македонским"?

Ведь все, что он кратковременно "завоевал", а вернее по варяжскому обычаю разорил и разграбил, после его смерти перешло (территории) под власть других правителей.

К тому же и негативную ситуацию в Гардарики еще более драматизировали его родные сыновья (Ярополк, Олег и Владимир) они вследствие неправильной разделения власти сделанной Свеном-Святославом начали первую гражданскую войну, оспаривая первенство на киевский княжеский трон???

Но, наш рассказ о Святославе был бы неполным без описания обстоятельств и всех тайн его гибели

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам.

Воевода Свенельд говорил ему: "Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги".

Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года повторить попытку.

Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:

"Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам.

И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку"

Справка: Куря (Х в.) – печенежский хан, заключивший союз с киевским князем Святославом Игоревичем для походов на Балканы.

Позднее, после заключения мира между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (июль 971 года), был предупреждён болгарами о возвращении Святослава с множеством добычи и пленных.

Византийцы отправили посольство, которое, по различным версиям, подкупило печенегов для нападения на Святослава или пыталось обеспечить его свободный проход на Русь вверх по Днепру. Куря устроил засаду на Святослава у днепровских порогов, перебил русскую дружину и убил князя. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава кубок и пил из него.

Обычно в российской истории этим эпизодом и ограничиваются и больше о печенегах не как правило вспоминают. И их скоро вытеснят половцы с которыми у Руси начнется не менее долгая и кровавая борьба чем с печенегами...

Но вот замачивание роли печенегов в древне российской истории настораживает, ибо этот народ сыграл свою роль не только в российской истории.

Для чего я любознательному читателю предлагают вот это краткое описание печенегов и их государства.

"Причерноморская орда (печенегов) (которой и руководил тот самый хан КУРЯ -автор) состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен.

Колена возглавляли ханы, роды – старейшины, "архонты более низкого разряда", по определению Константина Багрянородного, или "лучшие мужи в родах", как называет их наша летопись.

Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, "чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии".

Днепр делил печенежскую орду надвое.

Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других – к востоку (до донских степей).

По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды.

Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так:

"Они – темные брюнеты с совершенно бритыми бородами". Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI в. Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия.

Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя.

Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах – наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с "роскошным" орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X в. такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко.

Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов – это "удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко – от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать.

А главное – они опустошают чужую страну, а своей не имеют...

Жизнь мирная – для них несчастье, верх благополучия – когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором.

Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно".

Византийский историк второй половины XII-начала XIII в. Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты.

Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах.

Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им.

Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости.

Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги.

Но пешие варанги-"секироносцы" (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу.

По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах.

Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: "[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев.

Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю".

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в "один день пути" (30-35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам "жить легче и сытнее". Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 г.: "Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир". Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX в. Более правдоподобно выглядит сообщение Повести временных лет под 915 г.: "Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем...". В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь: "Игорь воеваша на печенеги"; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х в. начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами "и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными".

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем "кыянам" было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой.

Ведь, по словам Константина Багрянородного, "против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность – в то время, когда росы удалятся от своих семей, – напав, все у них уничтожить и разорить.

Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться".

Судя по всему, в 30-х гг. Х в. печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 г. говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков.

О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава – хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником".

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:

"Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки – многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках.

Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места".

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава.

В книге Константина Багрянородного "Об управлении империей" говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров ("Стремитесь к миру с печенегами"), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги.

На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени.

Хотя "Повесть временных лет" называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает, что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

А теперь оставив военные дела Свена-Святослава Игоревича в стороне тем более что они не сыграли в дальнейшей истории Гардарики-Руси совершенно никакой роли, если не считать, что война с Хазарским каганатом настолько его ослабила что он уже полностью попал под власть печенежских орд и больше не играл никакой роли в тогдашней политики.

Но это маленькая польза, а вот вред от бессмысленных и беспощадных войн Свена-Святослава и его варяжской армии был огромный.

Ведь именно Свен-Святослав помог правителям Византийской империи уничтожить их главного соперника – первое государство болгар – "Великую Болгарию" созданную царем Симеоном.

Но, и это не все вредные последствия нанесенные Гардарике князем Свеном.

Наибольший вред был в сокрыт в его брачно-семейных отношениях, трех браках и борьбе сыновей Свена – Ярополка, Олега и Владимира на власть в Гардарике.

А социально-политическая ситуация в Гардарике складывалась так.

И раз так то и давайте мы подробно вникнем в семью князя СВЕНА (СВЕНГА)

Жены и дети:

1. Предслава, дочь киевского боярина => Ярополк (961-980х);

2. Эсфирь => Олег, князь Дреговичский (?-977х); Эсфирь дочь хазарского кагана!

3. Малуша (Малфред?), ключница => Владимир Красное Солнышко (? (ок.948?) -1015+);

В одной из летописей сообщается, что Малуша была дочерью древлянского князя Мала (Нискини), организатора восстания древлян против князя Игоря.А на момет встречи с Святославом -называлась Малфред и служида ключницей у княгини Хельги-Ольги в Киеве

Закрепившись в окружении княгини Хельги-Ольги ключница Малуша пристроила в княжескую охрану и своего родного брата Добрыню. Слава которого как воспитателя Владимира взойдет после его вступления на киевский трон.

А теперь подробно остановимся на детях Святослава:

Яропо́лк Святосла́вич (ум. 11 июня 978) – великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича.

Дата рождения и мать Ярополка в офицальной историографии неизвестны но есть данные что она была дочерью киевского сванского воеводы в войске Святослава и звали ее Предслава...

Впервые имя Ярополка упоминается в "Повести временных лет" в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

"Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал...

Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую".

Оле́г Святосла́вич (погиб в 977) – князь древлян, сын Святослава Игоревича и хазарки Эсфирь.

Дата рождения Олега неизвестна.

На момент гибели ему должно было быть не больше 20 лет. Совершеннолетие в Древней Руси наступало в 14 лет, а уже в 970 году Олег посажен на самостоятельное княжение.

", следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда".

О его браке и детях из русских летописей ничего не известно. Некоторые поздние чешские источники XVI-XVII вв. говорят, что у Олега был сын, удалившийся в Чехию и ставший родоначальником знатного моравского рода Жеротинов.

Данная информация не подтверждается другими источниками, однако, учитывая, что союзник Олега, его брат Владимир Святославич, в это же примерно время женился на "чехине", а Ярополк, как известно из независимых источников, вступил в союз с германским императором Оттоном II, противником Чехии, у этой легенды может быть и историческое зерно.

Олег был посажен отцом на княжение в 970 году. В летописи нет указаний на стольный город Олега. Овруч (Вручий) упоминается лишь как место его гибели.

Вскоре после смерти отца в 972 году между "Святославичами" началась усобица, в ходе которой старший сын, Ярополк Святославич Киевский, разбил полки Олега под Овручем; сам Олег погиб при попытке укрыться в городе (упал с моста в ров и был раздавлен телами).

Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал.

"Повесть временных лет" рассказывает, что усобица началась с того, что Олег в975 году убил Люта, сына воеводы Свенельда, охотившегося в его лесу.

Свенельд, командовавший войсками Ярополка, якобы решил отомстить за смерть сына. Некоторые текстологи считают, что этот рассказ вставлен в летопись позже создания основного текста и представляет собой чисто легендарное объяснение причин усобицы.

Это весьма вероятное предположение, особенно с учётом того, что сама усобица началась лишь через два года после смерти Люта.

Третьим сыном Святослава был Влади́мир I Святосла́вич (около 960 года -15 июля 1015 год) – князь новгородский в 970 – 988 годах, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси.

Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабы ("робичич" по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году.

В988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий.

Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии – 15 июля по Юлианскому календарю и в Соборах Галицких, Киевских и Волынских святых.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав – около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й год с точностью до нескольких лет.

Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная этой незапланированной беременостью от князя наследника, имевшего уже 2х официальных и высокородных жен! княгиня Ольга и сослала Малушу вместе с ее братом Добрыней.

Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь "не прелюбодействуй", и именно это вызвало гнев Ольги:

"Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, – и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици"

(Никоновская летопись).

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся.

Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (д. Будник), имеются также гипотезы, что село, где он родился, находится подГомелем (с. Будатин) или Владимиром-Волынским (с. Будятичи, укр. Будятичі).

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотромкнягини Ольги.

Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега.

Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче.Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние[8]) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

Удельный новгородский князь Владимир при этом известии о начале междусобицы и смерти Олега бежал к своему ближайшему варяжскому родственнику – ярлу Норвегии Хакону Могучему.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде.

Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов

И о нем не было слышно более трех лет, а всей Гардарикой стал править Ярополк Святославич. Как правитель Ярополк был слабый и не сумел укрепить свою власть, чем и воспользовался бежавший в Норвегию Владимир. Он сумел нанять большое и профессиональное войско шведско-норвежских варягов и на их кораблях вернутся в Гардарику.

Причем историки утверждают, что тут Владимир выступал лишь как номинальный руководитель варяжского войска, а им фактически командовал некий Добрыня. И первую победу Добрыня и его войско одержали в 980 г. захватив Новгород и выгнав оттуда посадника Ярополка.

Следующий удар варяжской армии Владимира пришёлся уже на варяжское княжество Полоцк, ставший к тому временем союзником киевского княжества Ярполка.

А потом Владимир с большим войском отправился к Киеву. Ярополк же, не имея большой дружины, затворился в городе.

Но и у Владимира не хватало сил, чтобы взять Киев штурмом. Тогда послал Владимир весть воеводе Ярополка Блуду:

"Будь мне другом!"

И согласился Блуд, ответив: "Буду с тобой в любви и дружбе".

И начал Блуд вредить Ярополку.

Придумал Блуд такую хитрость. Уверил он Ярополка, что киевляне готовы предать его, и потому Ярополку надо бежать из города. Ярополк послушался своего воеводу, выбежал из Киева и укрылся в городе Родне.

А Владимир беспрепятственно вошел в Киев, но чтобы добиться полной победы, он начал осаду Родни.

А Блуд продолжал обманывать Ярополка. "Видишь, – говорил он князю, – сколько воинов у брата твоего. Нам их не перебороть. Мирись с братом своим". И снова согласился Ярополк: "Пусть будет так!"

Блуд же послал Владимиру известие: "Сбывается замысел твой: приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его".

Ярополк, ничего не зная о коварном замысле, пришел во дворец к Владимиру.

И едва он вошел в двери, как два варяга, затаившиеся неподалеку, ударили его мечами, и убили. С тех пор князь Владимир Святославич стал княжить в Киеве один. А жену Ярополка, гречанку, Владимир взял себе.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам.

Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир "вокняжился" в Киеве в 980 году.

Но главное, в этой печальной и кровавой истории борьбы трех братьев за великокняжеский трон в Гардарике-Руси, состояло прежде всего в том, что с приходом во власть Владимира "чистота крови варяжской динаситии Гардарики разбавилась наполовину, ибо мать Владимира – Малуша точно была славянкой..."

А уж 13 сыновей Владимира Святославовича- Вышеслав, Изяслав Полоцкий, и особенно полоцкая ветвь- Ярослав Мудрый, Всеволод, Мстислав Храбрый, Евстафий, Святослав Древлянский, св. Бори, св. Глеб, Станислав Позвизд и Судислав Псковский и их разноплеменное потомство "разбавили эту уже половинчатую варяжскую кровь" до ничтожных долей процента.

И поэтому я считаю, что история Гардарики как средневекового варяжского государства закончилась на дате смерти князя Владимира Святославовича т. е. 15 июля 1015 г. и поэтому в следующем году есть веский исторический повод отметить 1000 летний юбилей этой печально даты...

Что же касается князя Волдемара-Владимира который был до кончиков своих волос на голове замаран кровью не только невинно убелённых родственников жены Рогнеды, своего родного брата Ярополка, разорением Херсонеса и массовыми убийствами его мирных жителей и т. д. и т п. то он а еще страдал одной особо пагубной страстью

"Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны [...], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое.

И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц"...

И там на Руси длилось 35 лет подряд...

Но, за все в этой жизни приходится платить.

Заплатил за свои грехи, и князь Владимир.

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису.

Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину.

Двое старших из остававшихся в живых сыновей – Святополк и Ярослав – почти одновременно восстали против отца в 1014 году.

Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть.

Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть.

Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году, а с ней затерялись и все следы этого убийцы и нечестивца позже объявленного уже в Московском царстве святым.

Далее, уже Русью правили лица, называвшие себя "Рюриковичами", но справедливо это было уже как своего рода "приставка" в родословной, а все они по сути уже не имели никаких варяжских корней.

А история Гардарики начавшись с убийства князя Аскольда киевского и закончилась убиством Ярполка князя киевского.

Читать полностью: http://h.ua/story/412631/##ixzz3M5Z2jERE










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua