Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
аскольд   варяги   киев   крещение

Скандинавские правители Гардарики ч.8


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

ВАРЯГ АСКОЛЬД

Скандинавские правители Гардарики ч.8
ч.8

ВАРЯГ АСКОЛЬД

В этой части мы уважаемый читатель, оставив на время "князя Олега", который "устраивается" в завоёванных им городах- Любече и Гнездове (Смоленске), а сами заглянем в древний Киев, времен правления там еще одного варяжского конунга Аскольда, выступившего прямым антагонистом как для первого правителя Гардарики конунга Рюрика так его приемника Олега (Хельги). И если бы ему удалось победить в этой борьбе, то ход развития истории восточных славян пошел бы по совсем другому пути.

Такой экскурс в историю нам будет необходим в первую очередь для выяснения истории правления Аскольда и тайны его гибели.



И тут я сразу скажу уважаемый читатель что Аскольд о котором пишут российские историки, это не его настоящее имя, а всего лишь позднее, "летописное наименование", хотя в действительности нашего героя его современники варяги знали, только как Haskuldrа или Höskuldrа.

А это как говорят в Одессе "две большие разницы"

Так же хочу отметить, что на протяжении всей письменной истории России (а этот отсчет следует начинать с 1724 года когда была создана Российкая академия наук! имя Аскольда постоянно фигурировало в трудах разных российских историков, но с двумя почти противоположными взглядами на Аскольда. До 1917 года и после.

И я уважаемый читатель намерен подробно ознакомить вас с этими "взглядами", чтобы потом свести их к одному правильному выводу.

А в качестве источника мнения российских ученных об Аскольде до 1917 г. я выбрал статью из "Энциклопедии Брокгауза и Эфрона" – лучшей энциклопедии времен Российской империи.

И давайте теперь ее прочтем.

"Аскольд, Оскольд, Скальд и Дир – два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства

Предание говорит, что у Рюрика было двое "мужей", А. и Д., не родных ему, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим (есть известия, что А. и Д. оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил А. и Д., которые в обиде ушли).

Завидев на Днепре городок Киев, плативший дань хозарам, А. и Д. остались в нем, собрав около себя много варягов, и начали владеть землею полян.

Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад.

По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком.

А. и Д. стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться.

А. и Д. воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами – древлянами и угличами, и с дунайскими болгарами.

Имея в своем распоряжении немалое число ратных людей, А. и Д. с дружиной предприняли поход на Византию.

Заветная мысль варяга исполнилась, и Русь оказалась у стен Царьграда, приплыв на 200 парусных ладьях в 866 г.

Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах.

Аскольдов поход не удался, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступничества Богородицы: поднявшаяся буря разбила русские ладьи, и остатки дружины возвратились со своими князьями назад в Киев.

Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа.

Таким образом, этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией.

В 869 г. † Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роду. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. с войском, составленным из всех подвластных ему племен – чуди, славян (ильменских), мери, веси и кривичей. Закрепив за собою Смоленск и Любеч, Олег прибыл в Киев, где княжили А. и Д.

Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину свою и послал сказать А. и Д., что земляки их – купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними.

А. и Д. пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им:

"Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил: "вот сын Рюриков". А. и Д. были убиты и погребены на горе на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчанном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.

Относительно эпизода об А. и Д. некоторые писатели русской истории высказывают сомнения, как, например, Байер, Татищев и др. Д. Иловайский в своих "Разысканиях о начале Руси" (Москва, 1882 г.) полагает, что А. и Д. – продукт народной фантазии.

Основывается Д. Иловайский на том обстоятельстве, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его; они рассказывают об обращении этих руссов, об их посольстве в Рим и Константинополь по вопросу о вере, о чуде с Евангелием, причем говорят постоянно об одном князе, а не о двух.

Наши летописцы, говорит Д. Иловайский, рассказ о нападении на Константинополь в 866 г. целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена А. и Д.

Очень может быть, что названия каких-либо киевских урочищ вроде "Аскольдова могила" и "Дирова могила" могли послужить основанием к сказанию об этих двух витязях, подобно тому, как название Киев, Хоревщина и Щековина послужили основою для легенды о трех братьях, когда-то княживших у полян.

То обстоятельство, что на могиле А. поставлена церковь, а Дирова могила, как свидетельствует летописец, находилась за церковью св. Ирины, указывает, что А. и Д. были христиане.

Шлёцер ("Oskold und Dir" и "Нестор", в переводе Языкова, т. II, 15) опровергает мнение предшествовавших ему писателей.

Морошкин считал А. и Д. хазарскими воеводами."

А теперь основные моменты:

Город Киев времен появления в Старой Ладоге конунга Рюрика (862 год) и основании им своего королевства Гардарика был;

1. "притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад".

2.По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком.

3.А. и Д. стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться."

4.Но тут же сами себе противоречат утверждая, что Арскольд и его "шайка" в 866 г. совершает "первый поход варяжско-славянского войска на Константинополь" столицу крупнейшего на то время мирового государства!

5. Так в мире узнали о существовании "руссов" и их столицы Киева!!!

6. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа.

(и мы знаем, что он разместился правда не в Киеве, а более крупном варяжско-славянском городе Любиче, позже в 882 г. захваченном Олегом!)

Таким образом по мнению дореволюционных российских историков, этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией?

7.В 869 г. † Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роду. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. с войском и придя к Киеву обманным путем вызвав Аскольда на переговоры убил его и захватил власть в Киеве, куда и перенес столицу Гардарики, из Хольмгарда (Новгорода).

После 1917 г. уже советские историки, как им казалось под влиянием коммунистической утопии, с новых классовых позиций, пересмотрели "историю Аскольда" и их версию его жизни можно изложить так:

"По тексту "Повести временных лет", Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика ("И бяста у него два мужа, не племени его, по боярина"), отпустившего их в поход на Царьград.

Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя, и платили дань хазарам. В то же время в "Повести..." говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян "И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ"

Далее в "Повести..." сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени):

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь.

Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей.

Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу.

Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В византийских источниках (свидетельство патриарха Фотия, бывшего современником и очевидцем тех событий, а также позднейшая хроника продолжателя Георгия Амартола) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого всё так же не уточняется).

В церковной традиции считается, что крещены были князья Аскольд и Дир c "болярами" и некоторым количеством народа.

Позднее "Повесть..." сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир.

Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли "от Олега и Игоря княжича".

Когда же те пришли, воины вышли из ладей, и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сына Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

Но этим данным "ПВЛ" противоречит другие древнерусские летописи.

"Так Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий.

Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: "Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь" – и тут же убил их.

По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано: "А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик...".

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875).

Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминается в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша. В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Версия Длугоша была поддержана Матвеем Стрыйковским, неоднократно писавшем о родстве Аскольда и Дира с Кием.

Генеалогическое построение Длугоша имела популярность и в дальнейшем, ею придерживалисьА. А. Шахматов, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков и другие историки.

Никоновская летопись так же содержит и другие уникальные известия об Аскольде и Дире, возможно, извлеченные из недошедших до нас древних источников.

Так, под 864 г. сообщается об убиении "Осколдова сына" "от болгар" (волжских или дунайских, неясно);

под следующим, 865 г. – о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они "много зла сътвориша");

под 867-м – о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских "мужей", бежавших от Рюрика.

Автор Новгородской летописи называет Аскольда и Дира родными братьями и варягами, но ничего не знает об их пребывании на службе у Рюрика.

Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве хронологически предшествует рассказу о призвании варягов: "...приидоста (в Киев. – А. К.) два варяга и нарекостася князема: одиному бе имя Асколд, а другому Дир; и беста княжаща в Киеве, и владеюща полями (полянами. – А. К.) ".

Автор Новгородской летописи сообщает также о войнах, которые Аскольд и Дир в качестве киевских князей вели с древлянами и уличами – постоянными соперниками полян (киевский летописец об этом ничего не знает).

Еще одна, совершенно отличная от летописных, версия происхождения Аскольда и Дира приведена в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша, который считал братьев Аскольда и Дира прямыми потомками Кия, Щека и Хорива.

Аскольд и Дир, по преданию убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах

"И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины".

По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда – Hoskuldr или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии "Дир" – это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений.

Б. А. Рыбаков писал: "личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц".

По версии М. Ю. Брайчевского, Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле и прямым потомком легендарного Кия.

Ради усиления своего политического реноме принял титул кагана, который равнялся императорскому.

Таким образом Русь стала вровень с Хазарией и Византией – самыми сильными государствами того времени.

Именно с именем Аскольда Брайчевский связывает первую попытку крещения Руси в 860 году.

В 852-853 годах русское войско по просьбе санарийцев (население Кахетии, или Восточной Грузии) участвовало в отражении арабского наступления в Закавказье.

По мнению Брайчевского, в 864 или 865 году киевские дружинники достигали города Абесгун в Исфагане, четыре раза с 860 по 866 год совершали походы на Царьград, в результате которых заключались выгодные мирные соглашения.

Трагическая гибель Аскольда в 882 году вследствие переворота и захвата Киева Олегом, по мнению Брайчевского, привела к тому, что все начинания киевского кагана были сведены на нет."

Но повторяю! Это все изыски советских, партийных историков. И к ним все же нужно в вижу их предвзятой позиции, относится осторожно и при возможности перепроверить их данные.

А перепроверить мы их можем только на основе данных древнебулгарской (а не болгарской) летописи "Джагфар Тарихы" ("История Джагфара") а там об Аскольде сказано так
:

5. АС – ХАЛИБ = АСКОЛЬД ДЖИР = ДИР, ДМИР.

5А. "ДЖАГФАР ТАРИХЫ". АС – ХАЛИБ, ДЖИР-АС

(После 858г.) Джир, был сардаром анчийского (украинского) ополчения в Башту

("Башту – официальное булгарское название города Киева, основанного в 620 году по приказу хана Курбата (Кубрата) " [ДТ, с.353]).

Джир получил титул русского бека и правил под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба, а Башту выплачивал Хазарии дань и помогал войсками.

В 860 г. [ДТ, с.36]. Ильяс (фактический правитель Хазарии) приказал Джиру и Ас-Халибу произвести внезапное и беспощадное нападение на город Рум (Византия).

"Джир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь Рума в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую".

Ас-Халиб убил Джир-Аса.

Когда на трон в Башту посадили сына Лачына (Олега) – Угыра (Игоря), Салахби стал его соправителем.

Ас-Халиб внезапно хотел убить Салахбии, но Джун "Бата" (сын Джира) был начеку и убил Ас-Халиба копьем."

Булгарские летописи о призвании Варягов не рассказывают.

Салахби, один из немногих, кто мог бы быть "Варягом".

По "ДТ" – он сын Эрека, командовал войсками и поддерживал Угыра (Игоря). "В 882г. на Башту двинулся из Галиджа сын Эрека Салахби" [ДТ, с.43]. "На территории Швеции около 859 г. было несколько королей: Бьерн Прихолмный, его соправители Эмунд и Олаф. Сын Эмунда, Эрик, в 854 г. совершил поход на восток и обложил данью куров, эстов и финнов". [ГУМ, с.149]. Возможно – булгарский Эрек и шведский Эрик – одно лицо.

Отец Джира – БУДИМ. (ВАДИМ Храбрый)

Сын Джира – Джун по прозвищу "БАТА".

5Б. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. АСКОЛЬД, ДИР

5Б-1. Аскольд – по одной версии прямой потомок Кия, русский каган, сидевший в Киеве вместе с Диром (Дмиром). В 864 г. Аскольд водил русов на Константинополь. По другой версии Аскольд – воевода Киевского князя Дира. По 3-й версии – Аскольд и Дир – дружинники и товарищи Рюрика. В 882 г. под Киев пришел Олег Вещий и убил Аскольда и Дира. [Э-1, с.50].

5Б-2. 882г. Захват Киева викингам, убийство Аскольда [ГУМ, с.635].

В русских источниках нет единого мнения ни о происхождении Аскольда и Дира, ни об их взаимоотношениях, ни об их роли в государстве. Булгарские летописи же предлагают нам историю сложных взаимоотношений не только Джир-Аса (Дира) и Ас-Халиба (Аскольда) но и их предков и потомков."

А отсюда мы зная мнение российских историков времен Российской империи, советских историков времен СССР и опираясь на безусловно новый и сенсационный документ летописи "Джагфар Тарихы" ("История Джагфара") можем наконец сделать некоторые предварительные выводы, что до сих пор т.е. почти за 300 лет существования российской исторической науки, ученые не выработали единую и точную точку зрения на роль Аскольда в становлении первого государства славян с центром в г. Киеве.

И вы сами уважаемый читатель если внимательно прочитали вышеприведенную автором информацию видите, что:



1.Очевидно, что уже при Рюрике власть оказывается "деспотичной". Но вспомним, что до призвания Рюрика, по сообщению "Повести временных лет", на Руси "въста род на род и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся"... А помимо того – как было показано выше – Северной Руси угрожал тогда Хазарский каганат, уже завладевший Южной Русью.

И согласно той же "Повести...", два Рюриковых "мужа", Аскольд и Дир, отправились в Киев, и жители города поведали: "мы седим... платяче дань козаром. Асколд же и Дир остаста в граде сем..."

2. В "Иоакимовской летописи" этот эпизод изложен так: "Славяне, живущие по Днепру... утесняемы бывши от казар, иже (которые) град их Киев и протчии обладаша, емлюще дани тяжки и поделиями (работами) изнуряюще... прислаша к Рюрику преднии (знатные, главные) мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вои (воины) с ним отпусти.

Оскольд же, шед, облада Киевом и, собрав вои, повоева... козар".

Но поскольку впоследствии в Киев отправился из Северной Руси Олег, который свергнул Аскольда, а затем опять-таки "повоева казары", естественно полагать, что хазары сумели подчинить Аскольда своей воле (в частности, заставили его совершить в 860 году поход на враждебный Каганату Константинополь, куда Кий ранее "ходил" с миром).

3. Уместно здесь еще раз обратить внимание на одну господствующую в историографии неточность.

В летописи "призвание" Рюрика датировано 862 годом, и эта дата, как правило, не оспаривается.

Между тем уже давно и совершенно точно установлено, что имеющаяся в летописи дата похода Рюрикова "мужа" Аскольда на Царьград неверна: этот поход состоялся еще в 860 году, то есть за два года до летописной даты призвания Рюрика.

А из этого ясно, что Рюрик прибыл на Русь ранее 862 года, – по всей вероятности, вскоре после того, как германский император Лотарь I в 854 году вторично лишил его власти над Фрисландией.

4. Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город. Но тут нельзя не увидеть всю тенденциозность этого рассказа, имеющего целью обосновать исключительные права Рюриковичей на владение Киевом, несомненна.

Отсюда и те слова, которые неизвестный нам летописец вкладывает в уста Олегу в сцене убиения Аскольда и Дира:

"Вы неста князя (то есть не князья. – А. К.), ни рода княжа, но аз есмь роду княжа... и се (Игорь. – А. К.) есть сын Рюриков!" (как известно, Олег, по летописи, правил в Киеве именем Рюрикова сына Игоря).

5. Книжники древней Руси связали с Аскольдом и Диром известный поход Руси на Царьград 860 г. (в "Повести временных лет" этот поход датирован 6374/866 г., в Новгородской Первой летописи рассказ о походе – без всякого упоминания об Аскольде и Дире – помещен в статье под 6362/854 г.).

Согласно византийским источникам, руссы на двухстах кораблях окружили город и едва не захватили его, и только вмешательство свыше спасло столицу Империи.

Летописный рассказ об этом походе целиком заимствован из византийских хроник, в частности из Хроники Георгия Амартола (так, о нападавших руссах летописец говорит, как о "сих", то есть "тех", "чужих", называет их "безбожной Русью" и явно радуется их неудачам).

Единственное, но весьма существенное, отличие от греческого источника – появление имен Аскольда и Дира, которых летописец называет предводителями русской рати: эти имена вставлены в греческий текст либо составителем "Повести временных лет", либо древнерусским переводчиком "Хроники Георгия Амартола" (оба работали в XI в.).!!!

Но на каком основании сделано это добавление, опирался ли "русский книжник" на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.

И вот тут данные древнебулгарской летописи "Джагфар Тарихы" имеют для нас более преимущественное значение чем данные древнерусских летописей! Она не изучалась ни дореволюционными ни советскими историками и является современным открытием в мире истории.

Мы так же должны особо отметить, что поход Аскольда в 860 г. на Византию – наиболее грандиозное внешнеполитическое предприятие варягов, возглавивших правления славянских племён, живших в районе древнего Киева. Поздний поход Олега тоже был значимым явлением, но все же он не был первым!

Ведь именно Аскольд захватив Киев и его окрестности первым сумел там организовать и возглавить на основе союза с славянским племенем полян и при очевидной поддержке как союзника Хазарского каганата! новое (второе) после Гардарики конунга Рюрика варяжско-славянское государство, при этом он так же ярко обеспечил его выход на международную арену.

А Константинополь и Византию в целом спасло тогда от войска Аскольда только заступничество самой Богородицы!

Но потом после захвата Киева варягом Хельги (Олегом), который тоже совершил поход на Константинополь, эта слава Аскольда в трудах историков досталась ему, а заслуги Аскольда были нивелированы придворными монахами летописцами, писавшими историю под династию "князей Рюриковичей"!

Именно в результате этого похода, не позднее 867 г., руссы, а именно так называли варягов византийцы! заключили мир с Византийской империей и, по словам константинопольского патриарха Фотия, "поставили себя в ряду наших подданных и друзей", то есть вошли в число союзников Империи.

Но мы не должны забывать, что одновременно с этим Аскольд "предал интересы Хазарского каганата" и появление в 882 г. у Киева армии язычника варяга Олега (которого в древнебулгарской летописи "Джагфар Тарихы" называют как ЛАЧИНОМ и пишут, что он был прямым ставленником Хазарского каганата является вполне закономерном явлением!



Теперь важный вопрос о крещении Аскольда.

Вот к какому выводу в свое время пришли составители Никоновской летописи – XVI в.

Здесь (в статье под 876 г.) содержится отдельный рассказ

"О князи рустем Осколде", в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней; увидев это, руссы "вси крестишася".

Но поздние дотошные российские историки выявили, что весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе; составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда!

С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).



Вопрос о возможном христианстве Аскольда тоже принадлежит у российских ученных историков к числу спорных.

Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином.

В подтверждение этому приводится также свидетельство "Повести временных лет" о построении на могиле Аскольда церкви Святого Николы.

Однако этот факт сам по себе мало что значит: упомянутая летописцем церковь существовала в середине – первой половине XI в. и находилась на дворе некоего киевлянина Олмы; факт ее постройки может свидетельствовать лишь о благочестии этого последнего, а вовсе не о том, что церковь была построена в память об Аскольде (носившем якобы христианское имя Николай), как иногда считают...

Но пока ученные спорили и ломали в спорах перья, а также изводили на макулатуру тоны бумаги, личностью и посмертной славой Аскольда заинтересовались современные нам политики и современная нам русская православная церковь.

Правда не Московского патриархата, а Киевского, но не в этом суть.

Суть в том, что киевский князь Аскольд был признан святым в статуса "первомученика Киевского"!

Вот информация. Поместный Собор УПЦ КП, 4 июля 2013 исследовав жизнь и мученический подвиг первого киевского князя-христианина Аскольда-Николая, решил его канонизировать и присоединить к лику святых.

Об этом сообщает официальный сайт Киевского Патриархата.

Поместный Собор затем постановил:

- Присоединить благоверного князя Аскольда, святого первомученика Киевского, к лику святых для общего церковного почитания и занести его имя в православный церковный календарь;

- Честные останки благоверного князя Аскольда, святого первомученика Киевского, по причине давности лет от события мученичества оставить на волю Божию;

- Память благоверного князя Аскольда, святого первомученика Киевского, отмечать в неделю 2-ю по Пятидесятнице, в день Собора всех святых;

- Написать икону для поклонения в соответствии с определением Священного Седьмого Вселенского Собора;

- Напечатать житие благоверного князя Аскольда, святого первомученика Киевского и составить ему богослужения, а до этого отправлять службу по Общей Минеи;

- Благословить строительство храмов в честь благоверного князя Аскольда, святого первомученика Киевского;

- Известить о канонизации благоверного князя Аскольда Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

Теперь в целях объеквности исследования вопроса хочу привести и альтернативное мнение! Его суть такова "А кержаки против"

http://kir-obitel.ru/rus-i-religiya/rol-askolda-v-xristianizacii-rusi.html/2

"Факт Аскольдовского крещения не очень популярен в отечественной историографии. Поэтому некоторые исследователи пытались сгладить это, относя этот факт, прежде всего, к социальной элите. Например, В.В.Мавродин писал о крещении "части дружинников – руссов, а может и купцов". Б. Я. Гамм Считает, что христианство на Руси в IX-X вв. охватило лишь "княжеско-дружинную верхушку". Б.А.Рыбаков также считает, что христианами в середине IX столетия стали главным образом представители социальной элиты, но при этом признает "акт крещения кульминационным пунктом в истории Аскольдова государства".

Историки православия и служители православной церкви решительно выступают против любого такого утверждения, они настойчиво отстаивают то, что процесс христианизации Руси относится к периоду правления Великого князя Владимира Святославовича и первое крещение ее приписывают исключительно только ему, которое состоялось по его воле в 988 году.

Возможно, они и правы, но посмотрим, как на все это смотрят тюркологи, и в частности А. Железный.

По его данным у тюркологов, Аскольдбыл варяго-русом, варяжским конунгом, пришедшим в Башту-Кийоба из Скандинавии с большой дружиной и тесно сотрудничавший с Хазарией.

За что еще до отделения от Черной Булгарии, получил в 839 году земли в Удельное управление на правом берегу Днепра, от Великого хазарского кагана. Сотрудничество с Хазарией выражалось, надо полагать, в совместных походах с войсками хазарского кагана в другие страны с целью захвата их и грабежа. Не исключено, что Аскольд был также поставщиком в каганат пленников из числа славян, так как в это время в Хазарском каганате была сильно развита работорговля и была потребность в "живом товаре".

По источникам тюркологов, так же как и у славянистов, Аскольд совершал походы в Византию, но ничего не говорится о том, что он был русско-славянским князем.

После неудачного похода на Константинополь в 866 г., когда его флот был уничтожен бурей и "греческим огнем", Аскольд поверил в силу греческого христианского бога и принял христианство. Кто с ним еще крестился – источники об этом умалчивают. "Греческий огонь": Флот Игоря почти полностью был им сожжен. Его жалкие остатки с киевским князем позорно вернулись домой.

Что касается Дира, то его роль в отечественных источниках и у зарубежных норманистов не ясна. А то, что он упоминается в древней летописи вместе с Аскольдом, еще ни о чем не говорит. Есть высказывания, что он был дописан в летопись немного позже по ошибке переписчиков. По этому поводу у А. Железного читаем: "...однако, это отнюдь не означает, что он (Дир – прим. автора) вообще не существовал.

Имя Дира упоминает арабский историк IX века Аль-Масуди, фигурирует он также вместе с Аскольдом и в... сборнике древнебулгарских летописей "Джагфар тарихы" (история Джагфара), где он зафиксирован, как Жир-Ас". Он также упоминается и в другом древнебулгарском источнике – эпической поэме Шамси-Башту (Шамси – киевлянина) – "Сказание о дочери Шана".

Из этих же источников известно, что Дир был соправителем Аскольда в Русском каганате, но откуда он взялся: враг он или булгарин – об этом ничего не говорится. Известно, что Аскольд крестился и принял христианство и новое имя Николай, а Дир, по древнебулгарским источникам, был мусульманином.

Такой политический симбиоз между соправителями был неестественен и непредсказуем, и по данным древнебулгарских источников сопровождался соперничеством и постоянными столкновениями, окончившимися для Дира трагически. Аскольд воспользовался оплошностью своего коллеги по управлению и во время второго мусульманского погрома в 870 году (первый был в 863 г.) убил его.

"Возможно, этим и объясняется факт раздельного захоронения Аскольда и Дира: могила Аскольда размещается на Угорском, а Дира "за святою Ориною", ныне улица Ирининская. Аскольд был похоронен по-христиански и об этом написано в древней летописи, а о захоронении Дира почти ничего не сказано, хотя, согласно летописным данным, они были убиты воинами Олега одновременно.

Жизнь Дира мало чем отмечена, и прошла в тайной и открытой борьбе со своим соправителем. Аскольд же вошел в действительную историю не основателем Древнерусского государства, не славянским князем, как это пытаются изобразить славянисты, он "увековечил" себя в истории не какими-то полезными государственными делами, а исключительно грабительскими походами на византийские земли, мусульманскими погромами в Киеве, да еще убийством своего напарника Дира".

Об этом узнали недавно, введенный в научный мир древнебулгарской "Истории Джагфара" – единственный экземпляр этой летописи, дошедший до нас.

Одновременно с получением земельного подарка от великого кагана Аскольду был дан тюркский титул каган.

В арабских источниках Аскольд называется Хакан-Рус (каганрус). От этого имени и пошло название "Русский каганат", как нами было уже сказано выше, условно введенное современными историками.

С какой даты начинается отсчет начала возникновения Русского каганата: со времени дарения хазарским каганом Аскольду земель, или же со времени, когда он полностью отделился от Черной Булгарии (858 г.)?

Некоторую ясность в этот вопрос вносит запись в так называемых "Вертинских анналах" епископа Пру-Денция, который записал в них в них под 839 годом бедующее: "... в 839 году пришли к королю Людовику I Благочестивому в Ингельгайм послы византийского императора Феофила; вместе с послами Феофил прислал людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос и что их направил к нему их царь по имени Хакан для заключения дружбы, как они уверяли".

Из приведенной выдержки видим, что в 839 году Русский каганат еще был неизвестен на Западе, но он уже сформировался и возглавляли его Аскольд и Дир, как соправители.

Следовательно, земли были подарены Аскольду раньше, но не так далеко от 839 года, это подтверждается тем, что соправители уже вошли в роль самостоятельных властителей и искали дипломатические каналы связи, чтобы упрочить свое положение.

Таким образом, начало "Русского каганата" надо исчислять с 839 года и конец – с гибелью Аскольда в 882 году. Этот короткий промежуток времени в 43 года является последним этапом в предыстории Киевской Руси. Этот период подвел итог существования на землях Среднего Приднепровья тюркской эпохи с IV по IX столетия, где последовательно существовали три тюркоязычных государственных образования: держава гуннов Гуниланд, затем великая Булгария и после нее – Черная Булгария.

С гибелью Аскольда и с приходом на земли Среднего Приднепровья варяго-русско-славянских дружин ладожского князя Олега в 882 году закончился Тюркский период на этих землях, и история распахнула свои объятия для славянской Киевской Руси."

В заключении этой части я хочу кратко рассказать, что имя Аскольда в памяти потомков сохранилось не только благодаря его упоминанию в летописи или религиозного почитания.

В Киеве сохранилась и его могила. Сейчас это место называется городским ландшафтным парком "Аскольдова могила". Но так было не всегда и не во все времена.

Вот небольшой экскурс в историю этого места
.



"Аскольдова могила – место убиения храбрых витязей Аскольда и Дира, на уступе Печерской возвышенности г. Киева, обращенном к В. Дир был погребен за Ирининским монастырем, а Аскольд – на месте его кончины.

Местность эта с древних времен ограждена стеной, и здесь с издавна существует кладбище. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николая, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая.

Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведет спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена († 1820 г.).

Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит "Аскольдова могила". Но это все так было до 1917 года...

А теперь чуть побольше важной информации. Она нам необходима чтобы дать ответ на вопрос: "Кто построил Никольский храм?"



Имя строителя первого Никольского храма доподлинно неизвестно, однако версий на этот счёт предостаточно. Согласно одной из них, церковь построила равноапостольная княгиня Ольга на месте гибели первого в Киевской Руси князя, воспылавшего любовью к греческой вере. Но в 971 году церковь Святого Николая была разрушена сыном Ольги – воинственным князем Святославом, правление которого связано с жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением их храмов.

Лишь в 990 году князь Владимир снова возродил на прежнем месте церковь Святого Николая.

Новая страница в историю старинного монастыря вписана во времена гетмана Ивана Мазепы, с именем которого связан и общий подъем культурной жизни Киева и Украины. На вершине холма над Николаевской церковью в 1690-1696 гг. на средства гетмана возводится величественный пятиглавый собор, исполненный в стиле украинского барокко по проекту архитектора Осипа Дмитриевича Старцева, который работал ранее в московском Кремле.

Этот храм становится соборным. Его стали называть Большим Николаем, а старую Никольскую Слупскую церковь – Малым.

В 1732 году митрополит Рафаил Заборовский поделил территорию обители на два отдельных монастыря. Соответственно: Большой Николай и Малый.

Их активно посещали верующие ещё и потому, что стояли они на старинном пути богомольцев к Печерской Лавре. С 1830-х годов оба Никольских монастыря оказались в границах Печерской крепости. Это позволило военному ведомству конфисковать Большой Никольский монастырь и устроить в нем собор для военнослужащих Киева и крепости. С этого момента храм стал называться Военно-Никольским собором

Нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы, купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году.

Автором проекта стал ученик великих русских зодчих Баженова и Казакова – главный архитектор Киева Андрей Иванович Меленский.

Поэтому не удивительно, что с точки зрения архитектуры храм представлял собою прекрасный образец русского классицизма. Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского (в последствии погребённого около церкви). Окончательно завершили роспись храма в 1856 году.

А несколькими годами раньше, в 1847-м, над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Гостивший тогда в Киеве государь Николай I лично распорядился сохранить церковь, он твердо возразил сомневающимся: "Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна

Эти живописные места всегда были овеяны легендами и сказаниями. Они, как магнитом, манили сюда писателей, поэтов, художников. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко.

А писатель Загорский посвятил этому месту целый роман, который лёг в основу либретто знаменитой оперы Верестовского. (Вот ссылка на книгу http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0190.shtml. Если кто не читал настоятельно рекомендую. Это почти Гоголь, но описывается времена княжения князя Владимира Красно Солнышко.

Последняя же дореволюционная реконструкция храма произведена в начале XX века и связана с именем известного всей России епископа-подвижника слепца Сильвестра Малеванского, умершего в 1908 году. В подвале Аскольдовой церкви был устроен храм Св. Сильвестра, жертвенник которого находился над могилой подвижника.



Справка; Епи́скоп Сильве́стр (в миру Стефан Васильевич Малеванский; 10 (22) января 1828, село Андрушевка, Житомирский уезд, Волынская губерния – 12 (25) ноября 1908, Киев) – епископ Русской православной церкви, епископ Каневский, викария Киевской митрополии. Богослов, духовный писатель Полная биография находится тут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EB%FC%E2%E5%F1%F2%F0_ (%CC%E0%EB%E5%E2%E0%ED%F1%EA%E8%E9)

А вот всем читателям которые ищут правды смысла жизни и не находят ее я настоятельно рекомендую найти и прочесть труды этого писателя. Библиография.

Сильвестр Малеванский Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. – Московская православная духовная академия. – Киев, 1878 (1889 гг). – Т. I-V.

Сильвестр Малеванский Краткий исторический очерк рационализма в его отношениях к вере. – Киев, 1862.

Сильвестр Малеванский Учение о церкви в первые три века христианства, докторская диссертация. – Киев, 1872.

Сильвестр Малеванский Историческое развитие нового пантеизма, как доказательство его несостоятельности. – Киев, 1865.

Сильвестр Малеванский Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существования для человеческих вопросов. – Киев, 1867.

Сильвестр Малеванский Труды Киевской Духовной Академии.

Сильвестр Малеванский О БОГЕ = Предустроителе человеческого спасения. – август, 1885. – С. 490-525.

Сильвестр Малеванский О БОГЕ = как выполнителе конечных судеб Своих о мире и человеке (Гл. III. Догмат. богосл.). – июль, 1889. – С. 349-378.

Сильвестр Малеванский "О мздовоздании после частного суда". – май, 1890. – С. 491-538.

Сильвестр Малеванский "О последне суда всего рода человеческого". – июнь, 1890. – С. 3-24.

Сильвестр Малеванский "О воскресении мертвых". – июнь, 1890. – С. 165-217.

Сильвестр Малеванский "Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе". – август, 1874. – С. 182-302.

Сильвестр Малеванский "Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве". – январь, 1875. – С. 1-78.

Сильвестр Малеванский "Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах". – февраль, 1875. – С. 167-213.

Это был выдающийся богослов-догматик Русской Православной Церкви. Он обладал положительным, твердым, решительным, но вместе с тем и чрезвычайно добрым характером, отличался редким трудолюбием и вел жизнь по истине великого аскета-подвижника и трудолюбца. Сила его памяти поразила учившегося под его началом японского семинариста Симеона Мии, который вспоминал что владыка Сильвестр читал лекции и служил все службы по памяти.

Несмотря на то, что потерял свое зрение, епископ Сильвестр упорно трудился с помощью ближайших лиц над разработкой Догматического богословия.

Он также был великим нищелюбцем. Свои сбережения он неизменно раздавал бедным, которые обычно наполняли каждое первое число месяца погосты Киево-Братского и Киево-Николаевского монастырей.

Отличался редким даром администратора. Любил храм Божий и церковные богослужения. Служил вдохновенно и благоговейно. Духовный писатель.

После смерти своей он не оставил почти никакого состояния, остатки скудных сбережений и пенсий завещал употребить на погребение и поминовение и раздать нищим, а все свое весьма малое имущество передать в распоряжение благотворительных учреждений."

С 1786 года вокруг церкви существовало кладбище, на нем покоилось немало выдающихся людей, общее количество могил знатных киевлян (более 2000) среди которых – автор "мертвой петли" военный летчик П. Нестеров, профессор медицины Ф. Меринг, театральный деятель М. Соловцов, коллекционер В. Тарновский, талантливый киевский архитектор Г. Шлейфер, известный меценат украинской культуры В. Симиренко, представители славной династии Терещенко и многие другие.

Аскольдова могила постепенно становится красивейшим местом в городе.

"Царством белого мрамора" называли киевляне этот некрополь. Тут было несколько десятков оригинальных склепов, сотни высокохудожественных беломраморных памятников, выполненных лучшими скульпторами в итальянском стиле.

Но после 1917 г., в итоге, все изменилось и новые власти оказались же не милосердным к древнему урочищу. Большевики не пощадили одну из самых ценных киевских святынь, не отнеслись с подобающим почтением к праху погребённых здесь людей.

После установления советской власти церковь закрыли, позднее, в 1936 году, её превратили в ресторан.

А в 1938 году архитектор Петр Юрченко перестроил прежний храм в парковый павильон, надстроив вместо купола сквозную ионическую колоннаду. Тогда же была снесена, и колокольня начала ХХ ст., возведённая архитектором Е. Ермаковым, дом настоятеля и забор 60-х гг. ХІХ ст.

По приказу народного комиссара просвещения УССР В. Затонского в 1934 году был варварски уничтожен и некрополь на Аскольдовой могиле. Приговор воинствующих безбожников старинному монастырю был таков: Там собирали построить библиотеку!!!

"Аскольдову могилу нужно как кладбище ликвидировать, церковь закрыть. Надгробные памятники использовать как строительный материал и для оформления парков, желательно, чтобы мрамор в больших кусках был использован как материал для скульптуры".



Великолепный некрополь сравняли с землёй, на его месте разбили парк. С тех пор и топчемся по костям людей, олицетворяющих цвет нации. Во время оккупации времён Второй мировой войны на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище.



Его ликвидировали сразу же после освобождения Киева от гитлеровцев. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров, погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов.

В 1957 году их прах перенесли в парк Вечной Славы. Некоторая надежда на восстановление комплекса на Аскольдовой могиле промелькнула после открытия в 1979 году музея истории Киева, филиалом которого он стал.

В 1992 году обезображенную церковь передали для богослужений греко-католикам Киева. В ходе последней реставрации 1997-98 гг. (архитектор Владимир Хромченков) возобновлен изначальный вид сооружения.

В полуподвале устроена церковь во имя Святого Сильвестра Папы Римского. Освящение возобновлённой Николаевской церкви провёл 22 мая 1998 года тогда еще Преосвященный Экзарх Киево-Вышгородский УГКЦ Любомир Гузар.

Благодаря усилиям УГКЦ и церковь Св. Николая в порядке и парк приведен в хорошее состояние.

А будете в Киеве то непременно найти время посетить это историческое место. Где кажется, что время остановилось и вот-вот из-за ближайшего дерева вам явится сам князь Аскольд...

(конец ч.8)












© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua